Торпедное оружие





В данном разделе собрана информация о торпедном оружии. О военной технике, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах




Торпедное оружие


В Начало

26 января 1878 года. Темная южная ночь. Густой снег плотной пеленой закрывает горизонт. На турецком сторожевом корабле "Интибах", стоящем на рейде Батуми, команда спит спокойно: кто отважится в такую погоду выйти в море? И вдруг взрывы один за другим сотрясают корабль. "Интибах", объятый пламенем, кренится на правый борт и быстро уходит под воду, унося с собой почти всю команду. А на двух небольших русских катерах ликуют моряки. Это они, спустившись с военного парохода "Великий князь Константин", подкрались на расстояние 60 м к турецкому кораблю и выпустили по нему две самодвижущиеся мины.

То был первый в истории морских сражений бой, когда русские моряки под командованием будущего адмирала С. О. Макарова успешно применили новый вид оружия - торпеду. Еще в 1865 году наш соотечественник И. Ф. Александровский предложил проект самодвижущейся мины. Но общая техническая отсталость царской России не позволила приступить к его осуществлению тотчас же. Лишь спустя три года морское ведомство приняло проект к изготовлению, да и то на средства автора. А в 1866 году проект самодвижущегося подводного снаряда разработал итальянский инженер Уайтхед.

Он же и придумал ему название "Торпедо" (латинское слово "torpedo" в переводе означает "электрический скат" - морская рыба, способная передвигаться с большой скоростью и наносить внезапные электрические удары). Эти торпеды имели диаметр 356 мм, длину 3530 мм, общий вес 136 кг, вес заряда 8 кг, могли пройти расстояние до 640 м со скоростью 6-7 узлов (узел - 1852 м/час). У торпеды был один гребной винт, который вращала 2-цилиндровая машина, работающая на сжатом воздухе. Российское морское ведомство, не сумев организовать собственное производство самодвижущихся мин, закупило торпеды Уайтхеда. Ими и воспользовались в 1878 году моряки С. О. Макарова. 
Ценные качества торпед, продемонстрированные в бою на рейде Батуми, послужили мощным толчком к развитию нового оружия во всех флотах мира. Торпеда вскоре стала одним из основных боевых средств флота. И это естественно. Ведь в отличие от артиллерийского снаряда торпеда разрушает наиболее уязвимую - подводную часть корабля. Двигаясь под водой, она позволяет нанести удар внезапно для противника. В ней заключено взрывчатого вещества гораздо больше, чем в любом самом крупном артиллерийском снаряде. Так, 406-мм снаряд (такой калибр применялся на некоторых линейных кораблях) содержит 145 кг заряда, а торпеда - 300 кг и более. 

Появление подводных лодок еще больше подняло роль торпедного оружия. 
В России производство торпед было начато с 1884 года на двух петербургских заводах. В 1898 году на вооружение русского флота была принята торпеда калибром 380 мм с дальностью хода 550 м и скоростью 29 узлов. Она несла 65-килограммовый заряд. 

В дальнейшем шло непрерывное совершенствование тактико-технических характеристик торпед. Важным качественным скачком в их развитии было внедрение подогревательного аппарата (первый проект разработал лейтенант русского флота И. И. Назаров), в котором сжигалось горючее и нагревался сжатый воздух перед подачей его в цилиндры главной машины. С 1908 года такие аппараты стали применяться во всех торпедах. Благодаря им энергоемкость торпед возросла в 3 раза. Вслед за тем в подогревательный аппарат была введена инжекция (впрыскивание) воды, что позволило образовать парогазовую смесь, использовавшуюся для работы главной машины вместо сжатого воздуха. Результат не замедлил сказаться - энергоемкость возросла по сравнению с начальной в 4 раза! 

Совершенствовались и приборы управления движением торпеды по глубине (гидростатический аппарат) и по направлению (гироскопический прибор). 
К началу первой мировой войны русский флот имел на вооружении один из лучших по тому времени образцов - торпеду 45-12 (первое число означает калибр в сантиметрах, второе - год принятия на вооружение). Эта торпеда весом 810 кг имела 116-килограммовый заряд. Со скоростью 39 узлов она проходила дистанцию до 3 тыс. м, а со скоростью 29 узлов - до 6 тыс. м. 

В первое десятилетие XX века торпедами были вооружены линкоры, крейсеры, сторожевые корабли, подводные лодки. Появились специальные корабли-носители этого оружия: миноносцы и торпедные катера. А с 1915 года торпеды стали использоваться и самолетами. Подавляющая часть погибших в первую мировую войну транспортов была поражена торпедами. 14 линкоров, 26 крейсеров, 36 эскадренных миноносцев, 31 подводная лодка всех воюющих стран стали жертвами "самодвижущихся мин". 

После Октябрьской революции благодаря заботе партии и правительства об укреплении боевой мощи Военно-Морского Флота торпедное оружие в нашей стране развивалось быстрыми темпами. Уже в 1920-1922 годах принимаются решения об образовании конструкторского бюро по проектированию торпед, о создании торпедостроительных заводов. 

В то время во всех странах строились крупные транспорты водоизмещением 25 и более тысяч тонн, новые боевые корабли - авианосцы, линкоры, тяжелые крейсеры. Чтобы успешно бороться с ними, надо было значительно повысить вес заряда торпеды. А это влекло за собой увеличение ее веса и габаритов. 

В 1927 году создается первая советская торпеда 53-27. Она несла 265 кг взрывчатки, развивала скорость 45 узлов, имела дальность хода 3700 м. 
А через 11 лет на вооружение принимается торпеда 53-38 (вес заряда 300 кг). У нее было три режима хода по скорости и дальности: 45 узлов на 4 тыс. м, 35 узлов на 8 тыс. м и 30 узлов на 10 тыс. м. Режим хода устанавливался при подготовке торпеды к выстрелу. 

Особых успехов торпедостроители добились в конструкции приборов управления. Достаточно сказать, что, пройдя дистанцию 10 км, торпеда отклонялась от точки прицеливания не больше чем на 100 м, а от заданной глубины - не больше чем на 1 м. Она могла поражать корабли с большой осадкой, так как имела глубину хода до 14 м. 

Дальнейшие работы по модернизации торпеды 53-38 привели к созданию нового образца - торпеды 53-39 (вес 1,8 т), которая отличалась от своей предшественницы увеличенными запасами энергокомпонентов (сжатого воздуха, горючего, воды), повышенной мощностью главной машины, усиленным зарядом (317 кг). Скорость на каждом режиме была на 5-6 узлов больше. 

Торпеды 53-38 и 53-39 поступили на подводные лодки, эскадренные миноносцы, крейсеры. А для торпедных катеров и самолетов-торпедоносцев специалисты сконструировали еще в 1936 году торпеду 45-36, тактико-технические данные которой были несколько выше, чем у упоминавшейся торпеды 45-12, а вес заряда доведен до 200 кг. 

Одновременно с развитием "самодвижущихся мин" улучшалось и торпедное вооружение: торпедные аппараты, приборы управления стрельбой. Особое значение имело оснащение подводных лодок системами беспузырной стрельбы, которые значительно увеличили скрытность атак. Прежде торпедный залп лодки сравнительно легко можно было обнаружить. Снаряд выталкивался из торпедного аппарата сжатым воздухом, который поднимался на поверхность в виде огромных пузырей. 

В середине 30-х годов для самолетов создаются системы высотного и низкого торпедометания. Первые обеспечивали сброс торпеды типа 45-36 на скоростях до 350 км/ч и с высоты от 300 м. Смертоносный груз снижался на парашюте, который отделялся при приводнении. Торпеда циркулировала по замкнутому кругу на курсе цели. При низком же торпедометании самолет прицельно сбрасывал прямо идущую торпеду с высоты 30 м на скоростях до 360 км/ч.

Великая Отечественная война явилась серьезной проверкой технического совершенства советского торпедного оружия, умения и мужества моряков подводных лодок, надводных кораблей, торпедных катеров, летчиков торпедоносной авиации. В суровых боях росли мастера торпедного удара. 
Первые торпедные атаки заканчивались, как правило, выстрелом одной торпеды. Однако эффективность их оказалась невысокой. Например, из 44 таких атак, проведенных подводниками Северного флота в самом начале войны, только 21 была удачной. Уже в конце 1941 года подводники перешли на залповую стрельбу несколькими торпедами. Вероятность попадания в цель резко повысилась. В последние два месяца 1941 года и в 1942 году из 83 залповых ударов, нанесенных по фашистским кораблям и судам подводниками-североморцами, завершились успехом 67, а в 1943 году из 82 - 73. Всего за 1941-1944 годы в 194 атаках подводными лодками Северного флота было выпущено 676 торпед, из которых около 60% достигли цели. 
Североморцы первыми начали выполнять торпедные атаки, не используя для прицеливания демаскирующий перископ, а руководствуясь лишь данными о цели, получаемыми от гидроакустических станций. Такие атаки, конечно, сложнее, но зато совершенно неожиданны для врага, а потому более эффективны. 

Размеры журнальной статьи не позволяют назвать имена всех мастеров торпедного удара, рассказать о многих и многих успешных торпедных атаках. Вот лишь несколько примеров. 

29 марта 1943 года подводная лодка С-55 под командованием капитана 3-го ранга Л. М. Сушкина обнаружила в районе мыса Нордкин два вражеских транспорта в сопровождении двух эсминцев и четырех сторожевых кораблей. Пройдя внутрь охранения, лодка произвела залп четырьмя торпедами. Три из них взорвались. Оба транспорта пошли на дно. 

Такого же успеха в мае 1943 года добилась подводная лодка С-56 под командованием Г. И. Щедрина (ныне вице-адмирал, Герой Советского Союза), которая четырехторпедным залпом поразила крупный транспорт и танкер немцев. 

Замечательным мастером торпедных атак был капитан 3-го ранга А. И. Маринеско. 30 января 1945 года его подводная лодка С-13 четырехторпедным залпом потопила крупнейший немецкий лайнер "Вильгельм Густлов", на котором из Данцига бежали от ударов Советской Армии более 5 тысяч гитлеровских подводников и эсэсовцев. Недаром после гибели "Вильгельма Густлова" в Германии был объявлен трехдневный траур, командира конвоя взбешенный Гитлер приказал расстрелять, а Маринеско занести в "список личных врагов фюрера". В том же походе С-13 потопила еще один транспорт с 3600 солдатами и офицерами. 

Так за один поход отважные подводники под командованием Маринеско уничтожили шестью торпедами более 8 тысяч гитлеровцев - целую дивизию! 
Немало замечательных побед и на счету катерников. Только 22 декабря 1943 года тремя торпедными катерами в Баренцевом море были потоплены эсминец, два сторожевых корабля и транспорт немцев. Особенно смело и решительно действовал катер старшего лейтенанта А. О. Шабалина (ныне контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза). Шабалин поочередно атаковал два сторожевика, выпустил в каждый по одной торпеде и оба корабля потопил. 

Отважно дрались с врагом и летчики торпедоносцев. Флотские авиаторы хорошо помнят командира звена . Я. Гарбуза, на боевом счету которого несколько вражеских кораблей. Так, 22 июля 1942 года Гарбуз вместе с ведомым Б. С. Громовым атаковал сильно охраняемый конвой и, несмотря на ураганный пушечно-пулеметный огонь с кораблей охранения, на предельно малой высоте сблизился на 350-400 м с большим транспортом (около 15 тыс. т водоизмещением) и прямым попаданием торпеды потопил его. Гарбуз первым начал летать на самолете ДБ-Зф с двумя торпедами на борту, чем удвоил боевые возможности торпедоносца. 

Неувядаемой славой покрыли себя подводники И. А. Колышкин, Ф. А. Видяев, В. Г. Стариков, И. И. Фисанович, Н. А. Лунин, катерники В. П. Гуманенко, В. И. Быков, В. К. Кананадзе, летчики торпедоносной авиации Б. П. Сыромятников, В. В. Пирогов, А. А. Баштырков и многие другие мастера торпедных атак. 
В ходе войны продолжалось совершенствование торпедного оружия. Серьезный недостаток торпед, двигателем которых была поршневая машина, использующая энергию парогазовой смеси (эти торпеды так и называются - парогазовые), - следность. Выходящие отработанные газы образуют в воде пузырьки, которые создают хорошо видимый, особенно при небольшом волнении моря, след. Корабль-цель, своевременно обнаружив его, может уклониться от удара. 

В 1942 году группа специалистов под руководством Н. Н. Шамарина сконструировала электрическую бесследную торпеду ЭТ-80. Гребные винты этой торпеды приводились во вращение электродвигателем постоянного тока. Электроэнергия поступала от аккумуляторной батареи. 80 аккумуляторов размещались в отделении, заменившем воздушный резервуар. ЭТ-80 несла 300-килограммовый заряд на дистанцию 4000 м со скоростью 23 узла. 
Появление бесследной торпеды в сочетании с системой беспузырной стрельбы позволило подводным лодкам наносить внезапные удары и значительно повысило их боевую эффективность. 

Торпедное оружие во второй мировой войне было одним из основных видов морского оружия всех флотов и главным оружием подводных лодок и торпедных катеров. О его эффективности лучше всего говорит следующая таблица.

В послевоенные годы военно-морское вооружение существенно изменилось. Подводные лодки, надводные корабли, самолеты вооружены мощными ракетами различного назначения. Но торпеда и по сей день не утратила своего значения. Она стала одним из эффективных средств борьбы с подводными лодками. 

Современные торпеды оснащены системами самонаведения и неконтактными взрывателями, обладают гораздо большей разрушительной силой. Значительно выросли их дальность хода и скорость.

+53 -4 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru