Линкоры типа «Gneisenau»





«Scharnhorst» и «Gneisenau» стали первыми в мире линкорами, построенными с широким использованием сварки — в частности, их корпуса были полностью сварными, за исключением мест соединения противоторпедной переборки со скосами нижней броневой палубы. Не везде качество сварных швов оказалось высоким, при торпедных и бомбовых попаданиях места приварки переборок разрушались, что объяснялось применением плохих электродов, а иногда и низким качеством работ.




Линейный крейсер типа «Шарнхорст» и «Гнейзенау»


В Начало

После окончания Первой мировой войны Вер­сальский договор запрещал Германии строить боевые корабли водоизмещением свыше 10 000 т. Вопреки ожиданиям стран-победительниц, конструкторы Рейхсмарине примерно в пределах этого водоизмещения смогли со­здать оригинальные дизельные корабли с весь­ма мощным вооружением (6 283-мм орудий в двух башнях и 8 одиночных 150-мм). Они были сильнее всех крейсеров, кроме линейных, и при этом достаточно быстроходны (26 уз.), чтобы уйти от любого линкора того времени. Они про­извели должное впечатление на военно-морские круги и получили известность как «карман­ные линкоры», хотя сами немцы официально классифицировали их как «броненосцы» (pan- zerschiffe). В ответ на «Deutschland» (такое на­звание получил головной корабль серии) Фран­ция в начале 1930-х гг. заложила линейный крейсер «Dunkerque» с восемью 330-мм орудия­ми и более высокой скоростью. Его появление вело к краху концепции, в соответствии с кото­рой создавались «карманные линкоры».

«Scharnhorst» ведет бой

Реакцией командующего Рейхсмарине ад­мирала Редера на появление «Dunkerque» ста­ло предложение внести в конструкцию запла­нированных к постройке 4-го («D») и 5-го («Е») «броненосцев» изменения: довести их водоиз­мещение до 15 000 — 18 000 т и добавить тре­тью башню ГК. Чуть позже появилось предло­жение пойти по пути усиления бронирования при сохранении имеющегося вооружения. В конце 1932 — начале 1933 г. велось обсужде­ние различных вариантов вооружения и брони­рования новых кораблей. Так, 9.3.1933 было определено, что новым кораблям необходим уровень защиты, позволяющий противостоять «Dunkerque». Первоначально предполагалось довести бортовую броню до 320 мм (обеспе­чив тем самым защиту от 330-мм бронебойных снарядов на дистанции свыше 18 000 м), одна­ко при этом водоизмещение возрастало не­имоверно, и в окончательном варианте пояс по ватерлинии получал толщину 220 мм, а палуба 80 мм. Кроме того, вводилось бронирова­ние верхней палубы для защиты от бомб.

Всего подготовили три варианта проекта — водоизмещением 18 000, 22 000 т (оба с 9 283- мм орудиями) и 26 000 т (с 6 330-мм орудия­ми). Для дальнейшей проработки выбрали по­следний. Подняв водоизмещение еще на 500 т, планировалось добиться увеличения числа 330-мм орудий до 8 — 9. Работы следовало за­кончить к концу 1934 г. и тогда же заложить го­ловной корабль.

Однако приход к власти нацистов в 1933 г. неожиданно нарушил планы Редера — Гитлер первое время не хотел ссориться с Англией (которая могла усмотреть в строительстве 26 000-т кораблей вызов) и приказал строить «броненосцы» «D» и «Е» по типу 3-го корабля серии, «Admiral Graf Spee», с вооружением из двух трехорудийных 283-мм башен, но с суще­ственно усиленным бронированием (по типу 26 000 т проекта): с 220-мм поясом, 70 — 80-мм главной и 35 — 50-мм верхней бронепалубами. Водоизмещение составляло 19 000 т, размере­ния 191x21,7x7 м. В июне 1933 г. такой проект был всесторонне рассмотрен руководством флота, после чего в него внесли ряд дополне­ний: увеличили боезапас орудий ГК, вспомога­тельную 150-мм артиллерию расположили не в одиночных палубных установках, а в четырех спаренных башнях, усилили зенитное воору­жение.

Открытым остался вопрос с ЭУ — на испы­таниях «Deutschland» выявилась сильная виб­рация корпуса при работе дизелей на полной мощности. К тому же возросшие размеры но­вых кораблей требовали ЭУ большей мощнос­ти, поэтому параллельно с дизельной прора­батывался вариант с паротурбинной установ­кой с повышенными параметрами пара.

Осенью 1933 г. этот проект подвергся оче­редному рассмотрению, и после внесения не­которых изменений 18 октября последовало решено выдать заказ на постройку двух 19 000-т «броненосцев», официально выдавая их за 10 000-т последователей «Deutschland».

25.1.1934 верфь ВМС (Reichsmarinewerft) в Вильгельмсхафене и фирма «Deutsche Werke» в Киле получили заказы на постройку 18 000-т «броненосцев» D и Е; их закладка прошла 14 февраля того же года.

В 1934 г. Франция объявила о закладке второго линейного крейсера типа «Dunkerque» — «Strasbourg». На сей раз Гит­лер, еще недавно противившийся росту водо­измещения новых кораблей, дал добро на до­бавление третьей башни и увеличение водо­измещения до 26 000 т.

Постройку «броненосцев» остановили 5 ию­ля и приступили к перепроектированию. Новые требования включали 28-уз. продолжительную и 30-уз. полную скорость, защиту цитадели от 330-мм орудий, противоосколочную защиту оконечностей, три башни ГК (одна в носу и две в корме), четыре двухорудийных 150-мм баш­ни при отсутствии торпедных аппаратов. Тогда же впервые было высказано предложение пре­дусмотреть в проекте возможность после до­стройки замены трехорудийных 283-мм башен на спаренные 330-мм или 380-мм калибра. Вскоре от оборонительного расположения ба­шен ГК отказались в пользу традиционной схе­мы — с двумя башнями в носу и одной в корме. ЭУ предусматривалась паротурбинной, с высокотемпературными котлами, поскольку только она обеспечивала скорость 30 уз.

Линейный крейсер «Gneisenau»

Линейный крейсер «Gneisenau»

В марте 1935 г., когда чертежи и специфика­ции были почти готовы (утверждены в мае), обсуждался вопрос об изменении калибра глав­ной артиллерии. Рассматривались варианты из девяти 305- или 330-мм орудий в строен­ных, или шести 380-, 350- и 330-мм орудий в сдвоенных башнях. Флот отдавал предпочте­ние 350- или 380-мм орудиям, но Гитлер воз­ражал против повышения ГК из-за возможных политических осложнений с Британией. Ка­либр 350-мм решили применить на кораблях следующей серии «F» и «G».

Уже после начала постройки, в 1936 г., выяс­нилось, что определенное в проекте водоизме­щение в 26 000 т будет существенно превыше­но. Это вызывало серьезное беспокойство за остойчивость, мореходные качества и живу­честь кораблей, поскольку броневая палуба оказывалась ниже ватерлинии. Уменьшалась и высота надводного борта, что сужало диапазон остойчивости. Поскольку корпуса уже стояли на стапелях, кардинально изменить ситуацию могла лишь установка булей, однако это было нежелательно из-за неизбежной потери скоро­сти. Предпринятые меры по экономии веса за счет широкого применения сварки и ужесточе­ния весовой дисциплины решили проблему лишь отчасти — оба корабля оказались «мок­рыми», уступая по мореходности практически всем линкорам последнего поколения.

Конструкция

«Scharnhorst» и «Gneisenau» стали первыми в мире линкорами, построенными с широким использованием сварки — в частности, их кор­пуса были полностью сварными, за исключе­нием мест соединения противоторпедной пе­реборки со скосами нижней броневой палубы. Не везде качество сварных швов оказалось вы­соким, при торпедных и бомбовых попаданиях места приварки переборок разрушались, что объяснялось применением плохих электродов, а иногда и низким качеством работ.

Линкоры имели довольно необычную форму корпуса в подводной части — вместо плавного перехода борта в плоское или килеватое днище, последнее в средней части имело сходящую на нет в оконечностях горизонтальную плоскость с гранями в месте перехода к борту. Такое днище значительно облегчило постройку, а при по­вреждениях ускоряло докование и ремонт.

Линейный крейсер «Scharnhorst»

Линейный крейсер «Scharnhorst»

Главный броневой пояс высотой 4,5 м и дли­ной около 148 м имел толщину 350 мм, утонь­шаясь к нижней кромке до 170 мм. В нос и кор­му от барбетов концевых башен он закрывался соответственно 150-мм и 200-мм траверсами. К оконечностям от главного пояса шел тонкий противоосколочный пояс такой же высоты, но толщиной 70 мм в носу и 90 мм в корме. Заканчивался 90-мм пояс на кормовом 150-мм тра­версе отсека рулевой машины.

Выше главного шел верхний броневой пояс гораздо меньшей толщины — всего 45 мм (35 мм в корме). В носу он заканчивался, как и главный, перед башней «А», а в корму прости­рался заметно дальше — до переборки отсека рулевой машины.

Главная броневая палуба толщиной 80 мм проходила по всей длине корпуса (исключая несколько метров в оконечностях), причем на протяжении котельных отделений ее средняя часть приподнималась на 0,6 м. От траверса перед барбетом башни «А» и до траверса, за­крывающего отсек рулевой машины в корме, она имела 105-мм скосы с углом наклона к го­ризонтали 250С (над отсеком рулевой машины — 80 мм), примыкающие к бортовому поясу, не доходя 1 м до его нижней кромки. По проекту главная бронепалуба находилась на 0,5 м выше ватерлинии, однако фактически она была вро­вень с ней, а при полном водоизмещении опус­калась ниже нее на 0,7 м.

Линейный крейсер «Gneisenau»

Линейный крейсер «Gneisenau»

Верхняя палуба толщиной 50 мм располага­лась на два уровня выше главной (5,1 м) и при­мыкала к верхней кромке 45-мм верхнего пояса.

Бронирование башен ГК, барбетов и боевой рубки выполнялось с использованием плит максимальной толщины — до 360 мм. Толщина барбетов изменялась от 350 до 200 мм (тол­ще — ближе к борту, тоньше — к диаметраль­ной плоскости).

Очень неравноценной оказалась защита 150-мм артиллерии. Если башни 150-мм ору­дий имели 140-мм бронирование, то палуб­ные установки защищались всего лишь 25-мм щитами.

Противоторпедная защита линкоров проек­тировалась с таким расчетом, чтобы противо­стоять контактному взрыву торпеды с зарядом 250 кг тринитротолуола (ТНТ).

Главный элемент ПТЗ — 45-мм противотор­педная переборка, отстоящая вглубь корпуса на 4,5 м (на миделе). Пространство между пе­реборкой и обшивкой борта делилось на две камеры — пустую внешнюю, расширительную, и внутреннюю, заполненную нефтью, поглоща­ющую остаток энергии взрыва за счет рассеи­вания. Часть энергии должна была поглощать­ся за счет пластических и упругих деформаций 45-мм противоторпедной переборки, за кото­рой на протяжении цитадели, где возможно, имелись пустые отсеки.

283-мм орудия главного калибра модели SKC/34 являлись улучшенной версией орудий SKC/28, стоявших на «броненосцах», и разме­щались в таких же трехорудийных башнях мо­дели Drh LC/28 (из-за более мощного брони­рования иногда их обозначают Drh LC/34 или просто С/34). Башни имели электроприводы горизонтальной и гидроприводы вертикальной наводки. Угол максимального возвышения стволов составлял 40*, что обеспечивало даль­ность стрельбы 330-кг снарядом 221 кбт.

Во время проектных работ Гитлер отклонил предложение адмирала Редера увеличить ка­либр орудий до 380 мм. Но после подписания англо-германского морского соглашения и на­чала строительства новых французских линко­ров с 380-мм главным калибром фюрер одоб­рил такую замену; ее планировали произвести зимой 1940/41 г., но еще в 1936 г. (для грядуще­го перевооружения) заключили контракт на про­изводство 380-мм/52 орудий модели SKC/34.

Хотя трехорудийные 283-мм и двухорудий­ные 380-мм башни были близки по размерам, они серьезно отличались в подаче боезапаса и заряжании. Для будущего перевооружения требовалось капитально переработать черте­жи внутренних помещений в районе барбетов. Одновременно с заменых орудий предполага­лось исправить ситуацию с остойчивостью и мореходностью за счет увеличения ширины корпуса. Были изготовлены новые чертежи шпангоутов, но с началом Второй мировой войны от перевооружения отказались на нео­пределенное время.

150-мм артиллерия противоминного калиб­ра получила смешанный состав — как в башнях, так и в палубных установках. Последние появи­лись в проекте по двум причинам. Во-первых, руководство флота хотело «пристроить» уже го­товые 150-мм одноорудийные установки, а во- вторых, перегрузка уже не позволяла располо­жить все 150-мм орудия в башнях.

Одноорудийные установки типа MPL35 (угол возвышения 35е, дальность стрельбы 45,3-кг снарядом 118 кбт) размещались побортно в средней части корпуса; башни моде­ли LC/34 (или С/34, угол возвышения 40°, даль­ность стрельбы 124 кбт) — также побортно, ближе к оконечностям. Совместное использо­вание башен и палубных установок вызывало проблемы с управлением огнем — в основном из-за различной скорострельности (башни стреляли чуть быстрее).

Система управления огнем главного и вспо­могательного калибров осуществлялась тремя КДП: на боевой рубке, на носовой надстройке, и в корме, перед башней «С». КДП оборудова­лись 10,5-м или 6-м (на боевой рубке) стерео­ дальномерами. Кроме того, каждая башня ГК оснащалась 10,5-м дальномерами

Линейный крейсер «Gneisenau»

Тяжелое зенитное вооружение составляли 14 105-мм/65 универсальных орудий модели С/33 в двухорудийных стабилизированных ус­тановках модели LC/33 (скорострельность 15—18 выстр/мин., угол возвышения 80). Ог­нем 105-мм зениток управляли четыре стаби­лизированных поста в башенках сферической формы (SL-6 тип 33) с 4-м дальномерами по бокам носовой надстройки и трубы.

Легкое зенитное вооружение включало 8x2 37-мм/83 полуавтоматов модели SKC/30 в ста­билизированных установках LC/30 (скорост­рельность до 80 выстр. /мин).

Оба корабля оснастили бортовой авиацией, двумя катапультами (одна между трубой и кор­мовым КДП, вторая — на крыше башни «С») и ангарами, различавшимися размерами (на «Scharnhorst» он был больше).

В энергетической установке «Scharnhorst» и «Gneisenau» применялись агрегаты, работающие на паре с высокими параметрами (58 атм. и 4500С), намного большими, чем на большинстве их современников. Три турбоагрегата развива­ли суммарную долговременную мощность 125 000 л.с. или на короткий период до 160 080 л.с. Каждый турбоагрегат состоял из турбины высокого, среднего и низкого давле­ния, турбин крейсерского и заднего хода, со­единенных с валом через зубчатый редуктор (двухступенчатый для турбин высокого давле­ния и одноступенчатый для остальных). ТЗА среднего гребного вала находился в кормовом МО, бортовых — в носовом, разделенном водо­непроницаемой переборкой в диаметральной плоскости. 12 высоконапорных котлов «Wagner» стояли по четыре в трех КО.

Предвоенные модернизации

В ходе испытаний «Gneisenau» выяснилось, что на волнении корабль сильно принимает носом воду, особенно при водоизмещении, близком к полному, когда дифферент на нос составлял порядка 0,8 м. Для устранения этого недостат­ка всю носовую оконечность в конце 1938 г. перестроили, увеличив развал шпангоутов и при­дав палубе бака заметный подъем к форштев­ню. Наибольшая длина при этом повысилась с 200 до 234,9 м. Форштевень изменил форму с прямого на изящно изогнутый, известный как «атлантический». Кроме того, на дымовой тру­ бе появился козырек для снижения задымле­ния носовой надстройки.

Башня главного калибра «Gneisenau»

Башня главного калибра  «Gneisenau»

Летом 1939 г. аналогичные по составу рабо­ты прошли и на «Scharnhorst», но их объем ока­зался несколько больше. Якоря, ранее втяги­ваемые в клюзы, перенесли на верхнюю палу­бу, а за счет установки дополнительного, третьего, якоря в клюзе форштевня наиболь­шая длина у «Scharnhorst» по сравнению с «Gneisenau» увеличилась на 0,5 м. Ангар удли­нили еще на 8 м, после чего в нем стали поме­щаться три самолета. Грот-мачту, ранее рас­положенную, как и на «Gneisenau», за дымовой трубой, перенесли дальше в корму, установив между кормовым КДП и катапультой.

Модернизации военного времени

На «Gneisenau» в октябре 1939 г. добавили 2 х 1 20-мм автомата, на КДП, расположенном на носовой надстройке, смонтировали РЛС «Seetakt» FuMO 22.

В конце 1939 г. якоря перенесли на верхнюю палубу, как на «Scharnhorst». В феврале 1940 г катапульту с башни «С» демонтировали.

В январе 1941 г установлен 1 х 4 20-мм «фирлинг» на временной решетчатой площадке в средней части корпуса, а РЛС FuMO 22 заме­нена на FuMO 27. Несколько позже из башни «А» демонтировали дальномер, поскольку его лин­зы постоянно заливались водой и брызгами.

В начале 1942 г. в Бресте смонтировали вто­рую РЛС FuMO 27 на кормовом КДП. На верх­ней палубе в средней части корпуса установи­ли 2 х 3 533-мм ТА (снятых с КРЛ «Leipzig»). Са­молетный ангар перестроили и увеличили в размерах, после чего в нем стало возможно хранить два самолета. Добавили еще 2x4 «фирлинга» и 2 х 1 20-мм автомата.

После тяжелых повреждений, причиненных 27.2.1942 «Gneisenau» 454-кг бомбой, факти­чески уничтожившей башню «А», было решено совместить ремонт с модернизацией вооруже­ния, заменив 283-мм орудия на 380-мм.

Перевооружение утяжеляло носовую часть корабля, что предполагалось компенсировать удлинением корпуса на 10 м. Изменение фор­мы корпуса и увеличение длины по ватерли­нии, в основном, снимали проблемы увеличе­ния осадки и дифферента, а смещение центра плавучести к носу уменьшало дифферент при полной нагрузке.

Еще раньше между самолетным ангаром и кормовым КДП планировалось установить тре­ногую мачту (как на «Scharnhorst»), которую уже изготовили в Киле. Число 20-мм автоматов собирались увеличить до 32 стволов (6x4 и 8 х 1).

6 апреля линкор прибыл в Готенхафен (Гды­ня), где поврежденную носовую часть отрезали по 185-му шпангоуту, сняли часть палубной и бортовой брони, а также противоторпедные переборки в районе башни «А». Демонтирова­ли и остальные башни.

В начале 1943 г. на корабль уже можно было ставить новые башни и носовую часть корпуса, но Гитлер, взбешенный неудачной атакой над­водных кораблей союзного конвоя в СССР 31.12.1942, приказал пустить на слом все ли­нейные корабли и крейсера Кригсмарине. Ра­боты на линкоре остановили, а все материалы отдали на более срочные нужды.

На «Scharnhorst» в октябре 1939 г. Добавили 2х1 20-мм автомата, осенью на КДП, располо­женном на носовой надстройке, смонтировали РЛС «Seetakt» FuMO 22.

Зимой 1939/41 г. сняли самолетную ката­пульту с башни «С».

В 1941 г, из башни «А» убрали дальномер, поскольку его линзы постоянно заливались во­дой и брызгами.

В начале 1942 г. в Бресте вместо FuMO 22 смонтировали две FuMO 27 и установили 4x4 и 2 х 1 20-мм автомата. На верхней палубе в средней части корпуса разместили 2 x 3 533- мм ТА (снятых с КРЛ «Nurnberg»).

К 1943 г. число 20-мм автоматов достигло 38 стволов (7x4 «фирлингов» С/38 и 10 х 1), были установлены РЛС FuMB 1, FuMO 3, FuMO 4, FuMO 7. Водоизмещение к 1943 г. составляло: стандартное — 31 848 т, полное — 38 094 т и боевое в перегруз — 39 019 т

Служба

Большую часть своей боевой карьеры эти ко­рабли провели вместе. К началу войны «Gneisenau» являлся флагманским кораблем командующего надводным флотом. В первые месяцы войны было совершено несколько по­ ходов; 23 октября 1939 г. между Фарерскими Линкор о-вами и Исландией «Scharnhorst» и «Scharnhorst», «Gneisenau» потопили брит, вспомогательный 1939 г. крейсер «Rawalpindi».

В апреле 1940 г. оба линкора участвовали в операции «Везерюбунг «, осуществляя прикры­тие нарвикской группы. Утром 9 апреля у Лофо­тенских о-вов вели бой с брит, линейным крей­сером «Renown», в ходе которого «Gneisenau» получил два попадания 381 -мм снарядов (6 уби­тых, 9 раненых), а на «Scharnhorst» из-за воз­действия волн вышла из строя носовая башня ГК. «Renown» получил два попадания невзорвавшимися снарядами. 12 апреля «Scharnhorst» и «Gneisenau» благополучно вернулись в Киль.

5 мая «Gneisenau» подорвался на донной мине в устье Эльбы, но повреждения оказа­лись незначительными.

Линейный крейсер «Scharnhorst»

4 - 8 июня «Scharnhorst» и «Gneisenau» участвовали в операции «Juno». 8 июня они по­топили брит. АВ «Glorious», ЭМ «Ardent» и «Acasta», однако «Scharnhorst» был тяжело по­врежден попаданием торпеды с «Acasta» (при­нял 2500 т воды, вышли из строя правый и цен­тральный ТЗА, кормовая башня ГК и правая кормовая 150-мм башня, ход упал до 20 уз. по­гибло 48 чел.). 13 июня, находившийся в Трон­хейме «Scharnhorst» был атакован 15 истреби­телями-бомбардировщиками «Скьюа» с брит. АВ «Ark Royal» и получил одно попадание невзорвавшейся 227-кг бомбы, после чего 20 — 22 июня перешел в Киль для ремонта.

«Gneisenau» 20 июня у банки Хальтен торпе­дирован брит. ПЛ «Clyde» и получил сквозную пробоину в носовой части, хотя в целом пост­радал незначительно; 25 — 27 июня перешел в Киль для ремонта. На переходе, 26 июня в р-не Ставангера, соединение было атаковано брит. ПЛ «Thames», потопившей ММ «Luchs» из со­става охранения.

Ремонт обоих кораблей завершили к декаб­рю 1940 г. 28 декабря «Scharnhorst» и «Gneisenau» вышли в море для проведения опе­рации «Берлин» — рейда против брит, судоход­ства в Северной Атлантике, но из-за полученных штормовых повреждений вернулись. 22 января 1941 г. была предпринята следующая попытка прорыва, и, несмотря на контакт с брит. КРЛ «Naiad», 3 февраля линкоры незамеченными вы­шли в Атлантику через Датский пролив. 6 фев­раля во время шторма на «Gneisenau» в резуль­тате несчастного случая погиб 1 чел. 8 февраля был обнаружен конвой НХ-106, но присутствие в составе его охранения ЛК «Ramillies» заставило от атаки отказаться. 22 февраля в 500 милях к востоку от Ньюфаундленда «Gneisenau» потопил транспорты «Trelawny», «Kantara», «A.D. Huff» и «Harlesden», a «Scharnhorst» — танкер «Lustrous». 7 марта в 300 милях северо-восточнее о-вов Зеленого Мыса был замечен еще один конвой — SL-67 — но и в этот раз атако­вать его не стали, так как в охранении был заме­чен ЛК «Malaya». 9 марта у берегов Африки «Scharnhorst» потопил греческий пароход «Marathon». 15 марта удалось перехватить не­сколько танкеров: «Scharnhorst» потопил «British Strength» и «Athelfoam», «Gneisenau» — «Simnia»; он же захватил в качестве призов «Bianca», «Polykarp» и «San Casimiro». На следующий день «Gneisenau» потопил суда «Empire Industry», «Granli», «Royal Crown», «Myson», «Rio Dorado», «Chilean Reefer», a «Scharnhorst» — «Mangkai», «Silverfir», «Sardinian Prince», «Demeterton». В тот же вечер «Gneisenau» был замечен с брит. ЛК «Rodney», но уклонился благодаря превосходст­ву в скорости. 22 марта 1941 г. оба корабля при­были в Брест. Всего за время операции они по­топили 22 судна общим тоннажем 115 335 брт, из которых на счету «Gneisenau» — 14 (66 449 брт), «Scharnhorst» — 8 (48 886 брт).

Следующие 11 месяцев корабли провели в Западной Франции, где подверглись много­численным налетам брит, авиации. 6 апреля 1941 г. «Gneisenau» торпедирован брит, торпе­доносцем «Бофорт» из состава 22-й sqn RAF в гавани Бреста. Наружная обшивка повреждена на площади 210 м2, принял 3050 т воды, серь­езно пострадало внутреннее оборудование. 10 апреля стоявший в доке корабль попал под на­лет 47 брит, бомбардировщиков и получил че­тыре прямых попадания 227-кг авиабомб (88 убитых, 64 раненых). Ремонт — 4 месяца. Пе­реведенный в Ла-Паллис «Scharnhorst» 24 ию­ля подвергся налету 15 брит, бомбардировщи­ков «Галифакс» и получил пять прямых попада­ний 227-кг и 454-кг авиабомб: через пробоины принял 3000 т воды, серьезно пострадало эле­ктрооборудование, погибло 2 чел., 15 ранено. Ремонт — 4 месяца.

«Scharnhorst» ведет бой

К началу 1942 г. боеспособность обоих лин­коров была восстановлена, и их решили пере­бросить в Норвегию. 11 — 13 февраля «Scharnhorst», «Gneisenau» и KPT «Prinz Eugen» в охранении 6 ЭМ и 14 ММ осуществили про­рыв через Ла-Манш в Германию (операция «Церберус»), отразив атаки брит торпедонос­цев, бомбардировщиков, ТКА и ЭМ. 12 февра­ля «Scharnhorst» подорвался на двух донных минах: принял около 1500 т воды, от сотрясе­ний пострадали ТЗА. Ремонт — 4 месяца.

«Gneisenau» 12 февраля также подорвался на донной мине и, хотя пострадал незначи­тельно, был поставлен в док в Киле. Боезапас при этом не выгружался, что привело к серьез­ным последствиям — 26 февраля линкор полу­чил попадание 454-кг авиабомбы, вызвавшей пожар носового погреба (погибло 112 чел., 21 ранен). Корпус в районе носовой башни пост­радал так, что кораблю потребовался двухго­дичный ремонт, который решено было совмес­тить с заменой трехорудийных 283-мм башен на двухорудийные 380-мм, 4 апреля 1942 г. «Gneisenau» отбуксировали в Готенхафен (Гды­ня), но 1 июля разоружили и в дальнейшем ис­пользовали как блокшив, а 27 марта 1945 г при приближении советских войск затопили на фарватере. Разборка остова завершилась к 12 сентября 1951 г.

«Scharnhorst» 16 сентября 1942 г. был легко поврежден в результате столкновения с ПЛ U-523 в Данцигской бухте, а в конце года про­шел капитальный ремонт ГЭУ. 7 — 11 и 23 ян­варя 1943 г. пытался перейти в Норвегию, но оба раза получал приказ вернуться в связи с повышенной активностью брит, авиации. 10 февраля сел на мель, 24 — 26 февраля прошел докование. 8 — 14 марта перешел из Готенха- фена в Нарвик.

Линейный крейсер «Scharnhorst»

Линейный крейсер «Scharnhorst»

6—9 сентября вместе с ЛК «Tirpitz» участво­вал в операции «Цитронелла». Утром 8 сентября обстрелял пос. Лонгйир на Шпицбергене.

25 декабря 1943 г. «Scharnhorst» вышел из Альтен-фьорда в сопровождении пяти ЭМ (позже отпущены из-за плохой погоды) для на­падения на конвой JW-55B (операция «Ост- фронт»). Утром 26 декабря был обнаружен брит КРЛ «Belfast», «Sheffield», KPT «Norfolk», в бою с которыми получил попадания трех 203- мм снарядов — вышел из строя носовой ра­дар. Ответным огнем поврежден «Norfolk». Ве­чером того же дня обнаружен вторым брит со­единением (ЛК «Duke of York», KPJ1 «Jamaica», 4 ЭМ). В бою с превосходящими силами «Scharnhorst» получил многочисленные попа­дания 356-мм снарядов и 11 торпед; в 20.48 затонул в Баренцевом море (72016’ с.ш., 28041’ з.д.). Погибло 1932 чел., в т.ч. контр-адмирал Бей и командир корабля капитан 1 ранга Хинце; брит, эсминцами спасено 36 чел.

Тактико технические характеристики линейных крейсеров типа «Scharnhorst»

Водоизмещение 

 
«Scharnhorst» стандартное 31 053 т., полное 37 224 т.
«Gneisenau» стандартное 31 132 т., полное 37 303 т. 
Энергетическая установка 3 ТЗА «Brown-Boveri» («Scharnhorst») или «Deschimag» («Gneisenau»), 12 ПК «Wagner», 160 080 л.с., 6 108 т («Scharnhorst») или 5 360 т («Gneisenau») нефти 
Скорость 32 узла 
Дальность плавания 9020 (15) миль 
Бронирование главный пояс 350 мм (в нос — 70 мм, в корму — 90 мм), верхний пояс 45 мм; траверсы 150 мм (носовой) и 200 мм (кормовой); противоторпедная переборка мм; главная броневая палуба 80 — 105 мм, верхняя палуба 50 мм; башни ГК 360 мм (лоб), 200 — 110 мм (борт), 170 мм (тыл), 90 — 150 мм (крыша); барбеты ГК 350 — 200 мм; башни 150-мм орудий 140 мм; барбеты 150-мм орудий 150 мм; рубка 350 мм 
Вооружение 3x3 — 283-мм/54, 4х2 и 4х1 — 150-мм/55, 7 х 2 — 105-мм/65, 8 х 2 — 37-мм, 8x1 —
20-мм, 2 катапульты, 2 — 3 гидросамолета 
Экипаж 1669 человек 
 
+6 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры

Наши друзья

На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru
www.w0rld0ftanks.ru - Фанатский сайт игры World of Tanks и Танковой Бронетехники- http://w0rld0ftanks.ru/
Бесплатный анализ сайта - http://www.cy-pr.com/ Яндекс.Метрика - http://metrika.yandex.ru/stat/?id=16881667&from=informer