Линкоры типа «New Mexico»





30.06.1914 Конгресс США утвердил постройку двух кораблей в рамках программы 1915 г., но уже месяц спустя за счет продажи Греции двух броненосцев («Mississippi» и «Idaho») появились средства на включение в программу третьего корабля. Заказы на постройку выдали 30 октября («New Mexico»), 9 («Idaho») и 23 («Mississippi») ноября 1914 г. Новые линкоры в основном повторяли корабли типа «Pennsylvania», но в их конструкцию было внесено несколько серьезных изменений. Визуально это выражалось в новом изогнутом «клиперском» форштевне, переходящем ниже ватерлинии в несколько выдающийся вперед бульб. Гораздо более существенные отличия были не столь заметны - новые 356-мм орудия и внедренная на одном из кораблей серии оригинальная турбоэлектрическая энергетическая установка.




Линкоры типа «New Mexico»


В Начало

ВВ-40 «New Mexico» Верфь ВМС, Нью-Йорк дата постройки 14.10.1915 – 23.04.1917 модернизации 05.1918 Исключен 1947 г.

ВВ-41 «Mississippi» «Newport News» дата постройки 05.04.1915 – 25.01.1917 модернизации 12.1917 Исключен 1956 г.

ВВ-42 «Idaho» «New York Shipbilding», Кэмден дата постройки 20.01.1915 – 30.06.1917 модернизации 03.1919 Исключен 1947 г. 

Проектирование

В мае 1913 г. Генеральный совет приступил к рассмотрению проектов линкоров программы 1915 г. Поскольку еще в ноябре 1911 г. Бюро вооружений предложило перейти на более мощные, по сравнению с 356-мм, орудия, пер­вым и главным вопросом стал выбор калибра. Генеральный совет одобрил эту идею, но сек­ретарь флота (морской министр) воспротивил­ся, поскольку такой шаг делал только что спро­ектированные корабли морально устаревши­ми. Однако, чтобы не отстать от возможных разработок за границей, он 22.10.1912 санкци­онировал изготовление опытного образца 406- мм орудия под условным обозначением «типо­вое орудие, 45 калибров» - для сохранения в тайне истинного калибра.

Линкор Idaho 1942 год
Линкор Idaho 1942 год

Установка 406-мм орудий на кораблях про­граммы 1915 г. выводила США в безусловные лидеры. В задании на проектирование Гене­ральный совет определил состав артиллерии ГК из 8 406-мм или 12 356-мм (как альтерна­тивный). Одновременно предлагалось при­нять более мощный противоминный калибр - 152-мм орудий - и довести число торпед­ных аппаратов до восьми. Изменения в бронировании заключались в повышении толщины, пояса по ватерлинии до 356 мм, продлении его в нос до торпедного отсека и в корму - до отделения рулевой машины. Также требова­лось повысить толщину главной броневой па­лубы с 76 до 127 мм. Рост водоизмещения в случае принятия этих новшеств составлял около 8000 т по сравнению с типом «Pennsylvania».

Однако подготовленный Бюро кораблест­роения и ремонта проект забраковали - в пер­вую очередь, из-за несбалансированности го­ризонтального и вертикального бронирования: 127-мм палуба оказывалась излишне толстой, а дистанция, на которой снаряды могли ее про­бить, лежала далеко за пределами действен­ного артиллерийского огня.

Тем временем совет поставил задачу раз­местить на новом линкоре 10 406-мм орудий. К октябрю 1913 г. Бюро кораблестроения подго­товило шесть эскизных проектов с водоизме­щением 39 500, 35 500 или 31 000 т с 10, 8 или 6 орудиями ГК. 39 500-т вариант учитывал требования «по максимуму»: 10 406-мм ору­дий, 406-мм пояс, увеличение толщины брони главной бронепалубы до 87 мм. Среди трех 35 500-т вариантов один имел 406-мм пояс и 8 орудий, второй - 343-мм пояс и 10 орудий, а третий отличался наиболее мощной цитаде­лью (483-мм пояс и 108-мм палуба) всего при 6 орудиях ГК. Два 31 000-т варианта представля­ли собой корпус «Pennsylvania», в который «вписывались" либо 8 орудий при неизменной броневой защите, либо 6 орудий при 432-мм поясе и 95-мм палубе.

В ходе обсуждения проектов предпочтение отдавалось 35 500-т с 10 406-мм орудиями, но в конце концов от строительства кораблей с 406-мм артиллерией в рамках программы 1915 г. отказались, отложив его на будущее. Главной причиной столь странного, на первый взгляд, решения стало то обстоятельство, что реальная боевая дистанция по условиям види­мости не превышала 60 кабельтов (около 11 км), а в этих пределах 356-мм пушка, имея большую скорострельность, пробивала броню не хуже 406-мм. И корабль с 12 356-мм орудиями полу­чал преимущество перед таким же, вооружен­ным 8 406-мм.

21 ноября на рассмотрение Генерального совета представили два новых проекта:

35 500-т (12 356-мм орудий в установках с раз­дельным наведением стволов, 20 152-мм, 8 ТА) и 33 200-т (12 356-мм, 22 127-мм, 4 ТА). Хотя совет склонялся в пользу первого варианта, секретарь флота 3.1.1914 принял решение строить линкоры программы 1915 г. по подо­бию «Pennsylvania». Разрешалось только при­менить установки ГК с раздельным наведени­ем стволов.

С января по июнь Бюро кораблестроения и ремонта переделывало проект. Главные внеш­ние изменения свелись к новой форме корпу­са; таранный форштевень уступил место клиперскому, с большим развалом носовых шпан­гоутов, что сулило существенное улучшение мореходности. Большинство орудий вспомо­гательной 127-мм батареи перенесли на над­стройки, кроме того, в проекте появились 4 76-мм зенитки. В отношении бронирования удалось повысить толщину траверсов цитаде­ли с 320 до 343 мм, а главной бронепалубы - с 76 до 89 мм.

2. 7. 1914 проект прошел утверждение у сек­ретаря флота, но и после этого в него продол­жали вносить различные изменения и улучше­ния. В августе Бюро вооружений в качестве главного калибра линкоров программы 1915 г. предложило использовать новое 356-мм ору­дие с длиной ствола 50 калибров.

Но, пожалуй, одним из самых важных нов­шеств, внедренных на линкорах этого типа, ста­ла турбоэлектрическая ЭУ. К этому времени был получен практический опыт применения такой установки в ходе ее испытаний на угольщике «Jupiter». Переход от турбин с прямой передачей на турбоэлектрический привод заметно повы­шал экономичность ЭУ, создавал возможность более свободной компоновки МО и КО. 17 октя­бря со стороны Бюро кораблестроения после­довало предложение оснастить турбо электроприводом один из линкоров программы 1915 г., и 10.11.1914 секретарь флота избрал для этого ВВ-40 (будущий «New Mexico»).

30.06.1914 Конгресс США утвердил построй­ку двух кораблей в рамках программы 1915 г., но уже месяц спустя за счет продажи Греции двух броненосцев («Mississippi» и «Idaho») по­явились средства на включение в программу третьего корабля. Заказы на постройку выдали 30 октября («New Mexico»), 9 («Idaho») и 23 («Mississippi») ноября 1914 г.

Конструкция

Новые линкоры в основном повторяли корабли типа «Pennsylvania», но в их конструкцию было внесено несколько серьезных изменений. Ви­зуально это выражалось в новом изогнутом «клиперском» форштевне, переходящем ниже ватерлинии в несколько выдающийся вперед бульб. Гораздо более существенные отличия были не столь заметны - новые 356-мм ору­дия и внедренная на одном из кораблей серии оригинальная турбоэлектрическая энергети­ческая установка.

Бронирование линкоров этого типа практиче­ски полностью повторяло тип «Pennsylvania», но имелся ряд незначительных особенностей - так, главный 343-мм пояс длиной 125 м имел высоту 5,2 м (то есть был чуть уже, чем на предшест­венниках). Траверсы, ранее имевшие толщину 320 мм, на «New Mexico» сравнялись с поясом.

Линкоры типа «New Mexico»
Линкоры типа «New Mexico»

Барбеты башен ГК имели толщину 320 мм (вместо 330 мм на «Pennsylvania») до главной бронепалубы, ниже - 114 мм. Остальное бро­нирование не отличалось от «Pennsylvania».

Система противоторпедной защиты также была унаследована от предшествующего типа, но за счет того, что за главной противоторпед­ной переборкой шли еще две тонких фильтра­ционных переборки, глубина ПТЗ формально составляла 5,4 м.

Вооружение линкоров этого типа состояло из 12 356-мм/50 орудий Мк.7 в четырех линейно-возвышенных башнях. В отличие от пред­шествующих моделей трехорудийных башен, в которых все орудия монтировались в общей люльке, теперь они имели индивидуальные ме­ханизмы вертикального наведения. Ценой это­го стали большие размеры и вес башенных ус­тановок. При максимальном угле возвышения орудий 15е дальность стрельбы 680-кг снаря­дом составлял 116 кабельтов.

Управление огнем ГК осуществлялось дву­мя КДП, расположенными на топах мачт. Каж­дая башня ГК оснащалась 10-м дальномером.

Противоминная батарея насчитывала 22 127-мм/51 орудия: 4 под палубой бака в носу, 4 под верхней палубой в корме, 10 в центральной надстройке-каземате и 4 на его крыше. Про­ектный состав противоминной артиллерии по­лучили «Mississippi» и «New Mexico». Вскоре во­семь «мокрых» орудий под верхней палубой и полубаком сняли, а их порты заделали. «Idaho» вступил в строй сразу с 14-ю 127-мм пушками. Максимальный угол возвышения 127-мм ору­дий составлял 150С, что обеспечивало дальность стрельбы 22,7-кг снарядом 60 кабельтов.

Для управления огнем 127-мм орудий слу­жили 4 КДП(по 2 на борт) английского образца Мк.7 с 3,6-м дальномерами. Кроме того, на крыше носовой надстройки имелся 3,6-м даль­номер в закрытой башенке.

Вооружение дополняли четыре 76-мм/50 зенитки {на крыше каземата) и два подводных 533-мм траверзных торпедных аппарата.

Как уже упоминалось, «New Mexico» оборудо­вали экспериментальной турбоэлектрической ЭУ, состоящей из 9 ПК «Babcock & Wilcox», (дав­ление пара 19,6 атмосфер) в трех КО и двух турбоаг­регатов «Curtis» общей мощностью 27 500 л.с., приводивших во вращение два 12 500-кВт гене­ратора двухфазного переменного тока. Ток по­давался на четыре электромотора мощностью по 5200 кВт, которые и вращали гребные валы.

Два остальных корабля имели такие же ПК, но они оснащались четырьмя прямодействую­щими турбоагрегатами («Curtis» на «Mississippi» и «Parsons» на «Idaho») мощностью 32 000 л.с., работавшими на четыре гребных вала. Все тур­бинные отделения располагались бок о бок Первые же испытания механизмов показали преимущества «New Mexico". На 17 уз. корабль расходовал 187 т топлива в сутки против 226 т на «Mississippi» и 245 т на «Idaho». Все корабли превысили 21-уз. контрактную скорость.

После постройки нормальное водоизмеще­ние составляло 32 000 т, полное - 33 000 т.

Довоенные модернизации

Примерно в 1922 г. с кораблей сняли кормовую пару открытых 127-мм орудий, вместо которых установили 4 76-мм зенитки (всего стало 8).

В 1924 - 1925 г. Все три линкора получили пневматическую катапульту на верхней палубе в корме, за башней ГК №4. Кроме того, на «Mississippi» установили пороховую катапульту на башне ГК №3.

В начале 1930-х гг. «New Mexico» (март 1931 январь 1933 г., верфь ВМС в Филадельфии), «Mississippi» (март 1931 - август 1932 г., верфь ВМС в Норфолке) и «Idaho» (сентябрь 1931 - октябрь 1934 г., верфь ВМС в Норфол­ке) прошли масштабную модернизацию в рам­ках программы кардинального обновления линейного флота США. Проектом модерниза­ции, кроме усиления ПТЗ за счет установки бортовых булей, предусматривалось утолще­ние брони палуб, замена решетчатых мачт, надстроек, систем управления артогнем, уси­ление зенитной артиллерии, а также замена главных механизмов при сохранении все той же 21-уз. скорости, благодаря накопленному опыту, три этих корабля прошли наиболее полную модерниза­цию среди всех американских линкоров.

Работы по бронированию заключались в усилении главной броневой палубы 51-мм пли­тами, что доводило ее толщину до 140 мм. Противоосколочная палуба теперь стала 70-мм.

Корабли получили були, увеличившие ши­рину корпуса с 29,7 до 32,4 м. Снаружи от ста­рой 76-мм противоторпедной переборки по­явилась новая, толщиной 19 мм. Общая глуби­на ПТЗ возросла до 6,7 м.

В вооружении, если не считать установки новых систем управления стрельбой, главным изменением стал рост угла возвышения ба­шенных орудий до 30*, что позволило вести стрельбу на 166 кабельтов. Вспомогательная батарея сохранилась в составе 12 127-мм/51 орудий (10 в каземате и 2 открыто на его крыше перед боевой рубкой), а зенитную заменили на 8 127- мм/25 пушек в одиночных установках без щи­тов на крыше каземата. Пневматическую ката­пульту на юте заменили на пороховую. Вто­рая такая же катапульта появилась на крыше башни №3.

Линкор «Mississippi» 1944 год
Линкор «Mississippi» 1944 год.

Заметно изменился внешний вид кораблей. Они получили две башнеподобные надст­ройки. На самом верху каждой надстройки расположили посты управления зенитным ог­нем 127-мм/25 орудий Мк.28, ярусом ниже - КДП управления огнем ГК, а по бокам - посты управления огнем вспомогательной артилле­рии Мк.31 (4 единицы) с отдельно стоящими дальномерами в бронированных башенках (2 единицы).

Кормовую надстройку, чтобы избежать вли­яния дыма на приборы управления стрельбой, сделали ниже кромки трубы; последнюю, в свою очередь, значительно нарастили.

Полностью заменили ЭУ, теперь она была одинаковой на всех трех кораблях. Из-за по­явления булей для сохранения 21-уз. скоро­сти мощность ЭУ требовалось повысить до 40 000 л.с.

Девять старых паровых котлов уступили ме­сто новым: на «New Mexico» поставили 4 ПК «White-Foster», на два другие - по 6 ПК «Bureau Express». На всех установили по 4 ТЗА «Westinghouse». Запас нефти увеличился до 3795 т (нормальный), 5402 т (полный) и 7053 т (наибольший возможный).

На испытаниях после модернизации «New Mexico» при водоизмещении 36 985 т развил мощность 44 044 л.с. и скорость 21,8 уз. «Mississippi» - 21,68 уз. при водоизмещении 36 977 т.

В марте 1940 г. был подготовлен проект мо­дернизации кораблей типа «New Mexico", пре­дусматривающий демонтаж всех 127-мм/51 орудий с заменой их на такое же число 127-мм/38 универсальных орудий, размеще­нием еще четырех универсалок на местах 127-мм/25 пушек и, наконец, установкой счет­веренных 28-мм автоматов. Хотя проект и по­лучил одобрение, реализован он не был.

В 1941 г. Генеральный совет предложил еще более серьезную модернизацию, предусмат­ривающую монтаж восьми спаренных устано­вок 127-мм/38 орудий, четырех счетверенных 40-мм «бофорсов" и восьми 20-мм «эрлико­нов». И этот вариант не прошел, поскольку воз­никли опасения за остойчивость кораблей.

В июле 1941 г. было решено оснастить все три линкора 4x 4 28-мм автоматами (два по бокам носовой надстройки вместо 127-мм противоминных орудий и 2 на верхней палубе у среза полубака), но поскольку автоматов не хватало, вместо них временно поставили 76-мм зенитные орудия.

Модификации военного времени

В конце 1941 г. на всех трех кораблях смонти­ровали по 4 х 4 28-мм автомата (вместо снятых 76-мм орудий), 8 х 1 20-мм «эрликонов», ар­тиллерийскую РЛС Мк.З на носовом директоре ГК и РЛС SC с антенной на грот-мачте. Не­сколько 12,7-мм пулеметов были сняты, но часть оставлена.

Только в октябре - декабре 1942 г. «Idaho" удалось пройти модернизацию на верфи ВМС в Пьюджет Саунд, в ходе которой с него сняли все 127-мм/51 орудия и установили 10x4 40-мм «бофорсов" и 16 х 1 20-мм «эрликонов». К январю 1943 г. число 20-мм автоматов повы­силось до 22, а к февралю - до 43.

В октябре - ноябре 1942 г. в Перл-Харборе на «New Mexico» и «Mississippi» усилили зенит­ное вооружение, установив еще 2x4 40-мм «бофорса» и 6х 1 20-мм «эрликонов". Одновре­менно с них сняли 4 кормовых 127-ММ/51 ору­дия, 2 кормовых директора противоминной ар­тиллерии и катапульту с башни №3. Оба ко­рабля получили РЛС SG на фок-мачтах. Платформы четырех 28-мм установок подкре­пили, чтобы они могли выдержать в будущем счетверенные «бофорсы».

Линкор «Mississippi» до 1391 года
Линкор  «Mississippi» до 1391 года

28-мм автоматы эти два корабля несли до октября 1943 г, после чего в состав их легкой зенитной батареи входили 4 х 4 и 2 х 2 40-мм «бофорса», 24 х 1 («New Mexico") или 29 х 1 («Mississippi») 20-мм автоматов. К январю сле­дующего года число последних довели соот­ветственно до 43 и 50.

Радиоэлектронное вооружение к октябрю 1943 г. включало РЛС FC (2 станции), SG (2 станции) и SK (вместо снятой SC).

К концу 1944 г. число счетверенных «бофор­сов» на «New Mexico» и «Mississippi» достигло десяти.

В феврале 1944 г. готовился план модерни­зации линкоров с перевооружением на 8 127- мм/38 спарок, но к тому времени они оказа­лись так сильно перегружены, что требовалась установка новых булей, доводящих ширину до 35 м, а это лишало корабли возможности про­ходить Панамским каналом. Кроме того, для проведения работ требовалось вывести их из строя, как минимум, на 8 месяцев. Упрощен­ный проект модернизации заключался в раз­мещении 127-мм/38 орудий в одиночных уста­новках - для реализации хватило бы трех ме­сяцев.

По этому варианту «Idaho» прошел модер­низацию на верфи ВМС в Пьюджет Саунд с ок­тября 1944 по январь 1945 г. Открытые 127- мм/25 зенитки заменили 10 127-мм/38. Лин­кор сохранил все свои 10x4 «бофорсов» и 43 «эрликона». Артиллерийскую РЛС ГК Мк.З за­менили на Мк.8.

В начале 1945 г. планировали модернизиро­вать и остальные два, но поврежденный «Mississippi» попал на верфь раньше. Пока ко­ рабль в марте - апреле ремонтировался в Перл-Харборе, по инициативе его командира была проведена импровизированная модер­низация - к восьми имеющимся 127-мм/25 зениткам добавили еще столько же: 2 в кормо­вой части палубы каземата, 4 на верхней палу­бе и 2 на местах, счетверенных «бофорсов". Число счетверенных «бофорсов" возросло до 12, а к середине года добавили и 13-й. Оста­лось и 40 «эрликонов». Для компенсации веса пришлось снять оставшиеся шесть 127-мм/51 орудий и броню боевой рубки.

Продолжалась модернизация систем уп­равления огнем. Старые зенитные директоры Мк.28 уступили место универсальным Мк.ЗЗ с РЛС Мк.28. К концу 1944 г. на всех трех линко­рах появились резервные РЛС управления ог­нем Мк.27. Директоры ГК заменялись на Мк.34.

Служба в межвоенный период

Корабли вошли в строй после окончания Пер­вой мировой войны и первоначально служили в Атлантике. В январе - феврале 1919 г. «New Mexico» совершил поход в Брест, сопровождая лайнер «George Washington", на котором пре­зидент В. Вильсон прибыл на Версальскую конференцию. В июле 1919 г. «New Mexico", «Mississippi» и «Idaho» вошли в состав только что сформированного Тихоокеанского флота (с 1924 г. - Линейного флота), причем «New Mexico» в течение пяти лет являлся его флагманом. В июле 1930 г. «Mississippi» произ­вел высадку батальона морской пехоты в Никарагуа.

Служба кораблей в мирное время омрачи­лась рядом аварий. 7.9.1919 на «New Mexico» в результате пожара погибло 7 чел. 12.6.1924 на «Mississippi» произошел взрыв и пожар в башне №2 - погибло 48 чел., 9 было ранено.

Служба в годы войны

К началу Второй мировой войны все три кораб­ля типа «New Mexico» находились на Тихом оке­ане в составе 3-й дивизии линкоров (флаг­ман - «Idaho"). В мае - июне 1941 г. были пе­реданы в состав Атлантического флота для участия в «нейтральном патруле».

«New Mexico» с 20.7.1941 осуществлял па­трулирование в северо-западной части Атлан­тического океана. После нападения Японии на США передан в состав Тихоокеанского флота и 22.01.1942 прибыл в Сан-Франциско. 1 августа включен в состав TF.17 и 14 августа прибыл в Перл-Харбор. В августе - сентябре 1942 г. «New Mexico» являлся флагманом 2-й дивизии линкоров, затем до апреля 1943 г. - флагма­ном линейных сил Тихоокеанского флота.

7-18 декабря 1942 г. перешел на Фиджи. Действовал в юго-западной части Тихого океа­на до марта 1943 г., после чего вернулся на Га­вайи. В мае 1943 г. «New Mexico» стал флагма­ном 3-й дивизии линкоров и выполнял эту функцию, за исключением коротких промежут­ков времени, до конца войны. 10 мая вышел из Перл-Харбора для участия в Алеутской опера­ции. 22 июля осуществлял огневую поддержку при высадке на о. Кыска. 4 сентября - 9 октяб­ря прошел ремонт на верфи ВМС в Пьюджет Саунд.

20 - 29 ноября 1943 г. «New Mexico» осуще­ствлял огневую поддержку десанта на атолл Макин, после чего находился на отдыхе в Перл- Харборе. 1-22 февраля 1944 г. линкор выпол­нял аналогичную функцию при высадке на Кваджалейн; 1 февраля был сбит его бортовой ги­дросамолет; 1 чел. погиб. В ходе операции на Маршалловых о-вах «New Mexico» израсходо­вал 2400 356-мм и 127-мм снарядов.

Линкоры «Idaho» (слева) и «New Mexico» в Перл-Харборе, декабрь 1943 года
Линкоры «Idaho» (слева) и «New Mexico» в Перл-Харборе, декабрь 1943 года

20 марта корабль участвовал в диверсион­ной бомбардировке Кавиенга с целью отвлече­ния внимания японцев от высадки на о. Эми- рау. В июне - июле 1944 г. «New Mexico" участ­вовал в операции на Марианских о-вах: вел обстрелы Тиниана (14 - 15 июня) и Гуама (16 июня); 17 - 21 июля поддерживал высадку на Гуам и Рота (выпущено 6500 356-мм и 127-мм снарядов). С 18 августа по 26 октября прошел ремонт на верфи ВМС в Пьюджет Саунд с за­меной орудий.

В ноябре 1944 г. линкор перешел на атолл Улити, откуда 23 ноября направился в залив, Лейте, 15 декабря поддерживал высадку де­санта на о. Миндоро. В начале января 1945 г. участвовал в высадке в заливе Лингайен (о. Лу­сон). 6 января поврежден в результате попада­ния самолета-» камикадзе": уничтожено два 127-мм орудия, погибло 30 чел., в т.ч. коман­дир корабля капитан Р. Флеминг, генерал Г. Ламсден и корреспондент журнала «Тайм" У. Чиккеринг; 87 чел. ранено (находившийся на борту командующий Британским Тихоокеанским флотом адмирал Б. Фрэйзер не пострадал). 22 января «New Mexico» ушел из Лингайена. За время операции израсходовано 25 795 356-мм и 127-мм снарядов.

6 февраля - 9 марта корабль прошел ре­монт в Перл-Харборе. С 25 марта до 27 мая 1945 г. «New Mexico» находился у о. Окинава, осуществляя огневую поддержку десанта. С 5 апреля по 31 мая являлся флагманом 5-го фло­та. 12 мая получил серьезные повреждения в результате попадания самолета-» камикадзе» в район дымовой трубы: пробита палуба, часть зенитного боезапаса через броневые колосни­ки провалилась КО, выведя их из строя, воз­ник большой пожар. Потери; 58 погибших, 119 раненых. Срочный ремонт произведен на мес­те силами плав мастерской «Oceanus». За вре­мя операции у Окинавы «New Mexico» израсхо­довал 2778 356-мм и 19 098 127-мм снарядов, сбил 21 самолет. С 7 июня по 8 августа прошел ремонт в заливе Лейте. 16 августа прибыл на Окинаву, а 30 августа - в залив Сагами близ То­кио. 2 сентября присутствовал в Токийском за­ливе при подписании капитуляции Японии. 20 сентября прибыл в Перл-Харбор, 18 октября - в Норфолк. За участие во Второй мировой вой­не «New Mexico» удостоен шести боевых звезд.

19 июля 1946 г. выведен из боевого состава в резерв в Бостоне. 25.2.1947 исключен из списков флота, 9.11.1947 продан на слом.

«Mississippi» в период с 27 июля по 30 ав­густа 1941 г. участвовал в операции по пере­броске войск в Хвальфьорд (Исландия); 18 -

28 сентября сопровождал второй такой кон­вой; в октябре - ноябре осуществлял патрули­рование в Датском проливе. В момент нападе­ния Японии на США находился в Хвальфьорде. 6 января 1942 г. вместе с «New Mexico» вышел из Норфолка и 22 января прибыл в Сан- Франциско. 24 января - 7 февраля сопровож­дал конвой в Перл-Харбор и обратно.

Следующие полгода «Mississippi» в составе 3-й дивизии линкоров находился у побережья Калифорнии в готовности к отражению ожидав­шегося нападения японского флота. 1.8.1942 перешел в Перл-Харбор, 6 декабря ушел с кон­воем на Фиджи, 2.3.1943 вернулся в Перл-Хар­бор. С 10 мая действовал в районе Алеутских о-вов. 22 июля обстреливал японские позиции на о. Кыска. 6 сентября - 19 октября прошел ремонт в Сан-Франциско, после чего занимался бое­вой подготовкой в Перл-Харборе.

20 ноября «Mississippi" вел обстрел атолла Макин, во время которого в башне №2 произо­шел взрыв - 43 убитых, 19 раненых. 24 - 25 ноября осуществлял ПВО группы эскортных авианосцев. 31 января - 3 февраля 1944 г. оказывал огневую поддержку при высадке на Кваджалейн. 20 - 21 февраля обстреливал острова Тароа и Уотдж (атолл Малоэлап). 20 марта участвовал в бомбардировке Кавиенга. Ремонт на верфи ВМС в Пьюджет Саунд с 25 апреля по 16 июля 1944 г., после чего вошел в состав Группы огневой поддержки TF.31 для участия в операции на островах Палау.

Линкор «New Mexico»
Линкор «New Mexico»

12 - 20 сентября «Mississippi» поддерживал высадку на о. Пелилиу, 21-25 сентября нес охрану пункта базирования Коссол-Роудс. С 12 октября по 16 ноября в качестве флагмана 3-й дивизии линкоров участвовал в десантной опе­рации на Лейте и в бою в проливе Суригао (дал по противнику всего один залп). 1 ноября в ре­зультате разрыва американского зенитного снаряда на «Mississippi" было ранено 8 чел.

В январе 1945 г. участвовал в высадке де­санта в зал. Лингайен. 6 января в результате разрыва амер. зенитного снаряда на "Mississippi» погиб 1 чел., 6 было ранено. 9 ян­варя корабль получил попадание самолета- "камикадзе" в район носовой надстройки с ле­вого борта. Затоплено несколько отсеков, крен 1,50С на левый борт; 22 убитых, 66 раненых. 10 февраля принял на борт 500 воен­нослужащих и ушел на ремонт в Перл-Харбор.

С 5 мая 1945 г. «Mississippi» участвовал в опе­рации по захвату Окинавы. 5 июня получил по­падание самолета-"камикадзе» в правый борт: уничтожена 40-мм установка, пробита обшив­ка, затоплен один отсек буля; 1 чел. убит, 8 ра­нено. За время операции линкор выпустил в сумме 2289 356-мм и 6650 127-мм снарядов. 20 июня «Mississippi» прибыл для ремонта в зал. Лейте, 6 - 13 июля ремонтировался в плавучем доке на о. Самар. 27 августа в составе Соеди­нения поддержки оккупационных сил прибыл в зал. Сагами. 6-20 сентября перешел в Перл- Харбор, а 16 октября - в Новый Орлеан. За участие во Второй мировой войне «Mississippi4 удостоен восьми боевых звезд.

27.11.1945 «Mississippi» прибыл в Норфолк для переделки в экспериментальный артилле­рийский корабль. 15.2.1946 сменил номер на AG-128. В апреле 1948 г. вошел в строй в каче­стве артиллерийского исследовательского ко­рабля. В 1952 г. на корабле были смонтированы ПУ ЗРК «Терьер» (испытания в январе 1953 г.).

26 мая 1956 г. выведен в резерв в Норфолке, 17.09.1956 исключен из списков флота, а 05.12.1956 продан на слом кампании «Bethlehem Steel Co.».

«Idaho» в качестве флагмана 3-й дивизии линкоров участвовал в «нейтральном патруле» в Атлантике. 16 сентября - 9 декабря нес охрану базы в Хваль-фьорде. 15 - 31 января 1942 г. пе­решел из Норфолка в Сан-Франциско и вошел в состав TF. 1. Действовал у западного побережья США, затем с 1 августа по 4 октября - на Гавай­ях. 10 октября в районе Сан-Франциско «Idaho" провел показательные стрельбы на максималь­ную скорострельность, расстреляв весь боеза­пас ГК за 156 залпов. Ремонт и модернизация на верфи ВМС в Пьюджет Саунд с заменой ору­дий (14 октября - 28 декабря 1942 г.).

16 апреля 1943 г. «Idaho» прибыл на о. Адак для участия в Алеутской операции в составе TG.51.1. 27 июля случился любопытный инци­дент, известный как «Бой с радарными отмет­ками»: ЛК «Idaho» и «Nevada» в условиях плохой видимости вели стрельбу по ложным показа­ниям РЛС, выпустив впустую 518 356-мм сна­рядов. 2 и 15 августа «Idaho» вел обстрел о. Кы­ска, уже оставленного японскими войсками. 7 сентября прибыл в Сан-Франциско.

С 10 ноября по 5 декабря корабль участво­вал в операции на о-вах Гилберта. 20 ноября оказывал огневую поддержку при высадке на атолл Макин (израсходовано 530 356-мм и 618 127-мм снарядов). 22 января 1944 г. вышел из Перл-Харбора для участия в десантной опера­ции на Маршалловых о-вах. 31 января - 5 фев­раля оказывал огневую поддержку десанту на Кваджалейне, 20 - 22 февраля - на атолле Малоэлап. 20 марта осуществлял бомбарди­ровку Кавиенга.

В июне 1944 г. «Idaho» участвовал в захвате Марианских островов (операция «Форэйджер»):

14 июня обстреливал о. Сайпан, 16 июня - о. Гуам (израсходовано 66 356-мм и 100 127-мм снарядов). После отдыха на атолле Эниветок, 12- 20 июля «Idaho» снова обстреливал Гуам.

29 июля получил повреждения обшивки булей при швартовке в море с KPT «Minneapolis". Ре­монт на Эниветоке (2 - 6 августа) и в плавдоке в бухте Пелилиу (15 - 20 августа).

Линкор «Idaho» бомбардирует Окинаву
Линкор «Idaho» бомбардирует Окинаву
 
12-14 сентября  участвовал в бом­бардировке островов Палау. Ремонт на верфи ВМС в Пьюджет Саунд- с 22.10.1944 по 1.1.1945.14 февраля прибыл к о. Иводзима, где находился до 14 марта, оказывая огневую поддержку. С 21 марта по 20 апреля в составе TF.54 участвовал в десантной операции на Окинаве, в ходе кото­рой линкор сбил 9 японских самолетов и пото­пил 2 небольших судна. 7 апреля легко повреж­ден в результате близкого падения самолета- "камикадзе" - пробита обшивка и затоплено 9 отсеков буля, крен Г на левый борт. После ре­монта в плавучем доке на о. Гуам «Idaho» вер­нулся к Окинаве 22 мая и до 20 июня оказывал огневую поддержку армейским частям, 23 июня прибыл в зал. Лейте и до 15 августа являлся флагманом учебного соединения.

27 августа «Idaho» в составе соединения поддержки оккупационных сил прибыл в залив Сагами. 6 сентября вышел из Токийского зали­ва, 20 сентября прибыл в Перл-Харбор, 16 ок­тября - в Норфолк. За время Второй мировой войны корабль награжден семью боевыми звездами. 3.7.1946 «Idaho" выведен из боевого состава и поставлен в резерв в Норфолке.

16.09.1947 исключен из списков флота, 24.11.1947 продан на слом.

Тактико-технические характеристики линкоров типа «New Mexico» по состоянию на декабрь 1941 г.

Водоизмещение  : стандартное 33 420 т., полное 36 157 т.  
Размеры  182,9 (ватерлиния)/190,2х32,4х9,4
Энергетическая установка 4 ТЗА «Westinghouse», 4 ПК «White-Foster» («Mississippi»), 6 ПК «Bareau Express» (остальные), 40 000 л.с., 5 402 т. нефти 
Дальность плавания 12 750 (12) миль 
Скорость 21,5 узлов 
Вооружение 4х3 -356-мм/50, 10х1 - 127-мм/51, 8х1 - 127-мм/25 зен. 4х1 - 76-мм/50, 8 - 10х1 - 12,7-мм пулеметов, 2 катапульты, 3 гидросамолета
Экипаж  1443 человека 
 
+13 -1 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры

Наши друзья

На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru
www.w0rld0ftanks.ru - Фанатский сайт игры World of Tanks и Танковой Бронетехники- http://w0rld0ftanks.ru/
Бесплатный анализ сайта - http://www.cy-pr.com/ Яндекс.Метрика - http://metrika.yandex.ru/stat/?id=16881667&from=informer