Немецкие торпеды времен Великой Отечественной Войны




В данном разделе собрана информация о немецких торпедах применяемых в ходе боевых действий на море в период Великой Отечественной Войны. О военной технике, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах




Торпеды второй мировой войны. Немецкие торпеды


В Начало

Главным оружием немецких лодок во Второй Мировой войне было торпедное.
 
Торпедные аппараты, по большинству параметров сходные с аналогичными других мировых флотов, тем не менее, имели ряд интересных особенностей.

Выталкивание торпеды из них осуществлялось не сжатым воздухом, а специальным пневматическим поршнем, что значительно упрощало систему беспузырной торпедной стрельбы. Конструкция аппарата обеспечивала свободный выход торпеды с глубин до 22 м. Перезарядка занимала сравнительно немного времени - для торпед хранившихся внутри прочного корпуса от 10 до 20 минут. 

Важное место в комплексе торпедного вооружения подлодки занимал размещенный в боевой рубке счетнорешающий прибор "форхальтерехнер". Механически в него по-ступали данные о курсе подлодки и ее скорости, а также считываемое с азимутального круга перископа или визира "надводной прицельной оптики" направление на цель. Обслуживавший СРП обер-фельдфебель вручную по командам командира вводил в прибор курс, дистанцию, скорость и длину цели. В течение нескольких секунд после этого прибор рассчитывал все необходимые для стрельбы данные и вводил их в торпеды.

Разгрузка торпед с подлодки типа VII-B.

Стрельба осуществлялась по команде командира путем нажатия кнопок на стойке управления стрельбой, размещенной в центральном посте.
В течение всей войны в германском флоте на вооружении находилось два базовых про-екта торпед: сконструированная в начале 20-х годов парогазовая G7a и "бесследная" элект-рическая G7e. Обе торпеды имели длину 7186 мм и 280-кг боевое зарядное отделение (БЗО). Торпеды имели различные скоростные харак-теристики. На G7a могли устанавливаться режимы 44-, 40- и 30-узлового хода, при которых она могла пройти 5500, 7500 и 12500 м соответственно (позднее дальности хода возросли до 6000, 8000 и 14 000 м). G7e на испытаниях в 1929 г. прошла всего 2000 м 28-узловым хо-дом, но к 1939 г. эти показатели возросли у нее до 5000 м 30-узловым. В 1943 г. на вооружение поступила новая модификация G7e (ТЗа), в которой дальность удалось довести до 7500 м 29 - 30-узловым ходом. 

Развитие торпедного оружия германских субмарин в ходе войны в общих чертах выглядело следующим образом: к началу войны на вооружении находились торпеды G7a и G7e с контактно-неконтактным взрывателем (КНВ) Pil. Очень скоро выяснилось, что торпе-ды с неконтактным взрывателем зачастую срабатывают преждевременно, а иногда, проходя под целью, не взрываются вообще. Оказалось, что из-за неудачной конструкции торпед не обеспечивалась герметичность ее гидростата. Избыточное давление, неизбежно появляющееся внутри прочного корпуса при длительном плавании лодки в подводном положении, "надувало" гидростат и изменяло его показания. Кроме того, конструкция взрывателя не обеспечивала срабатывания ударника при попада-нии в цель под острым утлом. После устранения этих дефектов с мая 1940 г. торпедное оружие германских подводных лодок стало более надежным, правда, работоспособный КНВ, да и то только для торпед G7e, поступил на во-оружение лишь к концу 1942 г. 

Загрузка торпеды G7 через передний люк на U-94.

Следующая ступень модернизации торпед-ного оружия была напрямую связана с усложнением условий боевой деятельности в Атлантике в середине 1942 г. "Волчьим стаям" немецких подлодок становилось все трудней прорывать охранение конвоев, стрельба же с больших дистанций без прорыва охранения редко приводила к успехам. Ответом на возникшую ситуацию стало появление прибора маневрирования FAT для торпед G7a. Торпеда, оснащенная FAT, после выстрела могла пройти дистанцию от 500 до 12 500 м, после чего повернуть в любую сторону на угол до 135°. Дальнейшее движение осуществлялось со скоростью 5 - 7 узлов "змейкой": длина участка от 800 до 1600 м, диаметр циркуляции - 300 м.

Вероятность попадания такой торпеды, выпущенной с носовых курсовых углов конвоя и двигающейся "змейкой" поперек курса его движения, оказывалась весьма высокой. С мая 1943 г. прибор FAT II (длина участка "змейки" 800 м) начал устанав-ливаться и на электроторпеду G7e. Из-за малой дальности хода этой торпеды, данная модифи-кация рассматривалась германским командова-нием как оружие самообороны, которое выст-реливалось из кормового торпедного аппарата навстречу преследующему эскортному кораблю противника. 

Весной 1944 г. германское командование приняло на вооружение торпеду с прибором маневрирования LUT. По сравнению с пред-шественником новый прибор имел возмож-ность двухкратной установки поворотов по прохождению прямых участков траектории. Теоретически это давало возможность командиру подлодки атаковать конвой не с носовых курсовых углов, а из любой позиции. Длина участка "змейки" могла изменяться в любых диапазонах от 1 до 1600 м. Скорость торпеды во время прохождения "змейки" была обратно пропорциональна длине участка и составляла для G7a с установкой на начальный 30-узловой режим 10 узлов при длине участка 500 м и 5 узлов при длине участка 1500 м. Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и СРП ограничили количество лодок, подготовленных к использованию LUT всего пятью десятками. По оценкам историков в ходе войны немецкие подлодки всего выпус-тили более чем 10 000 торпед, из них только 70 торпед были оборудованы LUT. 

Другой метод неприцельной стрельбы был реализован в самонаводящихся акустических торпедах. Работы над созданием этого оружия начались в Германии в 1934 г., но только в на-чале 1942 г. удалось получить первый пригод-ный для испытаний экземпляр. Торпеда, со-зданная на основе G7e получила обозначение Т4 "Фальке". Она имела 7500-метровую даль-ность хода при скорости в 20 узлов. Особенно-сти распространения шума винтов в подвод-ной среде требовали стрельбы с кормовых курсовых углов цели, но вероятность догнать ее у столь медленной торпеды была невысока. 

Дальнейшим развитием Т4 являлась торпеда Т5 "Цаункёниг". За счет оснащения ее бо-лее совершенным взрывателем и прибором са-монаведения (улавливал шум винтов корабля, идущего на скорости от 10 до 18 узлов на рас-стоянии около 300 м), удалось значительно снизить вес и повысить скорость торпеды. Бо-евое крещение "Цаункёнига" состоялось вечером 20 сентября 1943 г., когда U-305 торпедировала канадский эсминец "Сент Круа" из состава охранения конвоя ON-202. В общей сложности атаковавшая конвой не-мецкая группа "Лейтен" доложила о семи до-стоверно и трех вероятно потопленных эсмин-цах, хотя реальные потери противника соста-вили только три корабля. С этого момента акустические торпеды прочно вошли в арсенал U-ботов. С апреля 1944 г. штатный боекомплект лодок состоял из трех Т5 и пяти LUT (вместо них могли приниматься две FAT I и три FAT II) в носовом отсеке и двух Т5 в кормовом. 

Вопреки ожиданиям германского командования новое оружие не вызвало революционных изменений в ходе битвы за Атлантику. Лишь после войны выжившие подводники узнали, что их торпеды имели тенденцию к само-произвольному взрыву в кильватерной струе корабля. Быстро разобравшись в ситуации, союзники вычислили значения скорости хода, при которых прибор самонаведения не захватывал цель. В качестве средства самообороны на вооружение англо-американского флота поступила акустическая ловушка "фоксер", которую буксировали за эскортным кораблем. 

Попытки немцев исправить положение принятием на вооружение новой модификации "Цаункёнига" Т11 с помехозащищенным прибо-ром самонаведения не дали ожидаемых ре-зультатов. По послевоенной статистике, ис-пользовав до конца войны около 640 торпед Т5 и Т11 немцы добились всего 58 попаданий (по другим данным 72; не ясно, включают ли эти данные случаи торпедирования кораблей советского ВМФ), что составило всего 9% из общего числа выпущенных - значительно меньше соответствующего показателя у обычных прямоидущих торпед в начале Второй мировой войны.

Тип Модификация Двигатель Скорость/Дистанция
G7a T1 Сжатый воздух (жидкостное охлаждение) 6000 м/44 узлов 
8000 м/40 узлов 
14000 м/30 узлов
G7e T2 Электрический 5000 м/30 узлов
  T3 Электрический 5000 м/30 узлов
  T4 Электрический 7500 м/20 узлов
G7s T5 Электрический 5700 м/24 узлов
  T11 Электрический 5700 м/24 узлов
 
+52 -2 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru