Средний танк Pz.Kpfw.IV









Уже в начале 1930-х годов в Германии была выработана доктрина строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое использование различных типов танков. И если легкие машины Pz.I и Pz.II рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжелые «собратья» — Pz.III и Pz.IV — как полноценные боевые танки. При этом Pz.IIIдолжен был выполнять функции среднего танка, a Pz.IV — танка поддержки.




Средний танк Pz.IV «Рабочая лошадка» Панцерваффе


В Начало

История создания

Уже в начале 1930-х годов в Германии была выработана доктрина строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое использование различных типов танков. И если легкие машины Pz.I и Pz.II рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжелые «собратья» — Pz.III и Pz.IV — как полноценные боевые танки. При этом Pz.III должен был выполнять функции среднего танка, a Pz.IV — танка поддержки.

Проект последнего разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, условно предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsfuhrerwagen — BW. По своей конструкции он был очень близок к танку ZW — будущему Pz.III, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, BW отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для его модернизации. Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулеметами. Компоновка закладывалась классическая — однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Забронированный объем обеспечивал нормальную работу экипажа из пяти человек и размещение снаряжения.

Проектированием BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе и FriedrichKrup в Эссене. Свои проекты, впрочем, представили и две другие известные немецкие фирмы Daimler-Benz и MAN, желавшие поучаствовать в разделе пирога военных заказов. Интересно отметить, что все варианты, за исключением рейнметалловского, имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра, разработанную инженером Е. Книпкампом. Первый же построенный в металле прототип — VK 2001 (Rh) — был оснащен ходовой частью, почти полностью заимствованной у тяжелого многобашенного танка Nb.Fz., несколько образцов которого изготовили в 1934 — 1935 годах. Фирма Krupp предложила ходовую часть в том же ключе, но с несколько иной конструкцией подвески. Крупповской конструкции ходовой части и отдали предпочтение. Заказ на производство танка 7,5-cm Geschutz-Panzerwagen (Vs.Kfz.622) — «бронированная машина с 75-мм пушкой (экспериментальный образец 618)» — фирма Krupp получила в 1935 году. В апреле 1936 года название было изменено на стандартное Panzerkampfwagen IV (сокращенно Pz.Kpfw.IV, часто встречается Panzer IV, и совсем краткое — Pz.IV). По сквозной системе обозначений подвижных средств вермахта танк имел индекс Sd.Kfz.161.

Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах крупповского завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство перенесли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге, где начался выпуск боевых машин модификации А.

Pz.IV Ausf.А

Броневая защита корпуса танка Ausf.A колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм. Лобовая броня башни достигала 30, бортов—20, кормы— 10 мм. Боевая масса танка составила 17,3 т. Вооружение — 75-мм пушка KwK37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24); в ее боекомплект входило 120 выстрелов. Два пулемета MG34 калибра 7,92 мм (один, спаренный с пушкой, другой — курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин и пятискоростной механической коробкой передач типа ZF SFG75. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений.

Серийный танк Pz. IVAusf.A в сборочном цеху завода Круппа в Эссене. 1937год.

Серийный танк Pz. IVAusf.A в сборочном цеху завода Круппа в Эссене. 1937год.

Характерными чертами машин модификации А стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси на 51,7 мм, что объяснялось внутренней компоновкой механизма поворота башни, включавшего в себя двухтактный бензиновый двигатель, генератор и электромотор.

До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации А (производственная серия 1/BW). Практически это была установочная партия.

Pz.IV Ausf.В

Машины модификации В (2/BW>) несколько отличались от предыдущих. Ломаную лобовую плиту корпуса заменили на прямую, ликвидировали курсовой пулемет (на его месте появился смотровой прибор радиста, а справа от него — бойница для стрельбы из личного оружия), ввели новую командирскую башенку и перископический прибор наблюдения, изменили конструкцию бронировки почти всех смотровых приборов, вместо двухстворчатых крышек посадочных люков механика-водителя и радиста установили одностворчатые. Танки Ausf.B оснащались двигателем Maybach HL120TR мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин и шестискоростной коробкой передач ZF SSG76. Боекомплект сократился до 80 выстрелов и 2700 патронов. Броневая защита практически осталась прежней, лишь толщину лобовой брони корпуса и башни довели до 30 мм

Танк Pz.IV Ausf.B в парке одной из танковых частей Вермахта. 1939 год.

Танк Pz.IV Ausf.B в парке одной из танковых частей Вермахта. 1939 год.

С апреля по сентябрь 1938 года было изготовлено 42 (или 45) Pz.IV Ausf B

Pz.IV Ausf.С

С сентября 1938 по август 1939 года производились танки серии С (3/BW ) — 140 единиц (по другим данным, 134 танка и шесть шасси для инженерных войск). С 40-й машины серии (заводской номер — 80341) начали устанавливать двигатель Maybach HL 120 TRM — в дальнейшем он применялся на всех последующих модификациях. К другим усовершенствованиям можно отнести специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни и броневой кожух спаренного пулемета. Две машины Ausf . C переоборудовали в мостовые танки.

Характерные особенности танка Pz.lVAusf.C

Характерные особенности танка Pz.lVAusf.C

Pz.IV Ausf.D

С октября 1939-го по май 1940 года было изготовлено 229 машин модификации D двух производственных серий 4/ BW и 5/ BW , на которых вновь появились ломаная лобовая плита корпуса и курсовой пулемет с дополнительной прямоугольной бронировкой. Изменилась конструкция маски спаренной установки пушки и пулемета. Толщина бортовой брони корпуса и башни возросла до 20 мм. В 1 940 — 1941 годах лобовую броню корпуса усилили 20-мм листами. Танки Ausf . D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении (вариант Тр,- tropen — тропический). В апреле 1940 года 10 машин серии D о переделали в мостоукладчики.

Pz.lVAusf.D, 6-я танковая дивизия, лето 1941 года. К началу операции «Барбаросса» машины ранних выпусков приобрели черты, характерные для более поздних моделей, например, гусеничные траки на лобовом листе корпуса.
Pz.lVAusf.D, 6-я танковая дивизия, лето 1941 года.
К началу операции «Барбаросса» машины ранних выпусков приобрели черты, характерные для более поздних моделей,
например, гусеничные траки на лобовом листе корпуса.

В 1941 году один танк Ausf . D в опытном порядке вооружили 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Планировалось перевооружить таким образом все машины этой модификации, однако зимой 1942-го предпочтение было отдано варианту F 2 с 75-мм длинноствольной пушкой. В 1942 — 1943 годах некоторое количество танков Pz . IV Ausf . D в ходе капитального ремонта получили такие пушки. В феврале 1942 года два танка переоборудовали в самоходные установки, вооруженные 105-мм гаубицами К18.

Pz.IV Ausf.Е

Главным отличием модификации Ausf . E (6/ BW ) от предшественников стало существенное увеличение толщины брони. Лобовую броню корпуса довели до 30 мм и вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни также был доведен до 30 мм, а маска — до 35...37 мм. Борта корпуса и башни имели 20-мм, а крыша и корма — 15-мм броню. Появились командирская башенка нового типа с усиленным до толщины 50...95 мм бронированием, башенный вентилятор, усовершенствованный смотровой прибор механика-водителя, шаровая установка курсового пулемета Kugelblende 30 (число 30 означает, что яблоко установки было приспособлено под крепление в 30-мм броню), упрощенные ведущее и направляющее колеса, ящик для снаряжения, крепившийся на корме башни, и другие более мелкие изменения. Подверглась изменениям и конструкция кормового листа башни. Боевая масса танка достигла 21 т. С сентября 1940 по апрель 1941 года заводские цеха покинули 223 машины версии Е.

Pz.IVAusf.E во дворе завода. Обращают на себя внимание 30-мм накладная броня корпуса и отбойник для отгибания антенны под стволом орудия.
Pz.IVAusf.E во дворе завода.
Обращают на себя внимание 30-мм накладная броня корпуса и отбойник для отгибания антенны под стволом орудия.

Pz.IV Ausf.F

Pz.IV Ausf. F (7/ BW ) появился в результате анализа боевого применения машин предыдущих вариантов в Польше и Франции. Вновь возросла толщина брони: лоб корпуса и башни — до 50 мм, борта — до 30. Одностворчатые дверцы в бортах башни заменили на двухстворчатые, лобовой лист корпуса опять стал прямым. Пулемет при этом сохранился, но теперь он размещался в шаровой установке Kugelblende 50. Поскольку масса корпуса танка возросла на 48%, по сравнению с Ausf . E , машина получила новую 400-мм гусеницу вместо применявшейся ранее 360-мм. Были выполнены дополнительные вентиляционные отверстия в крыше моторного отделения и в крышках трансмиссионных люков. Изменились размещение и конструкция глушителей двигателя и бензомотора поворота башни. Помимо фирмы Krupp - Gruson к производству танка, продолжавшемуся с апреля 1941 по март 1942 года, подключились Vomag и Nibelungenwerke.

Все вышеперечисленные модификации танка Pz.IV вооружались короткоствольной 75-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с, которая была бессильна как против английской «Матильды», так и против советских Т-34 и КВ. После выпуска 462 машин варианта F производство их прекратили на один месяц. За это время в конструкцию танка внесли весьма существенные изменения: главное из них — установка 75-мм пушки KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, разработанной конструкторами фирм Krupp и Rheinmetall. Производство этих орудий началось в марте 1942 года. 4 апреля танк с новой пушкой был показан Гитлеру, и вслед за этим возобновился его выпуск. Машины с короткими пушками имели обозначение F1, а с новым орудием — F2. Боекомплект последних состоял из 87 выстрелов, 32 из которых размещались в башне. Машины получили новую маск-установку и новый прицелTZF 5f. Боевая масса достигла 23,6 т. До июля 1942 года было выпущено 175 Pz.IV Ausf.F2, еще 25 машин переоборудовали из F1. Судя по воспоминаниям Г. Гудериана в апреле 1942 года 12 танков Ausf.F2 изготовили с 80-мм лобовой броней. Эти машины предназначались для десанта на о. Мальта. Несколько машин модификации F 2 позднего выпуска получили башни следующей модификации — Ausf . G.

Новенький Pz.IV Ausf.F2. Весна 1942 года. Судя по всему, снимок сделан на одном из полигонов в Германии.
Новенький Pz.IV Ausf.F2. Весна 1942 года. Судя по всему, снимок сделан на одном из полигонов в Германии.

Pz . lVAusf .G

Вариант Pz . lVAusf . G (изготовлено 1687 единиц), выпуск которого начался в мае 1942 и продолжался до апреля 1943 года, принципиальных отличий от машин модификации F не имел. Единственной сразу бросающейся в глаза новинкой стал двухкаморныи дульный тормоз пушки. Кроме того, на большей части выпушенных машин отсутствовали приборы наблюдения в лобовом листе башни справа от пушки и в правом борту башни. Впрочем, судя по фотографиям, этих приборов нет и на многих маши нах варианта F 2. Последние 412 танков Ausf . G получили 75-мм пушку KwK 40 с длиной ствола в 48 калибров. Машины поздних выпусков оснащались 1450-кг «восточными гусеницами» — Ostketten , дополнительной 30-мм лобовой броней (ее получили около 700 танков) и бортовыми экранами, что делало их почти не отличимыми от следующей модификации — Ausf . H . Один из серийных танков был переоборудован в прототип самоходного орудия Hummel.

Pz.lVAusf.G на НИБТ Полигоне в Кубинке, 1947 год. Эта машина (№83122) экспонируется в Военно -историческом музее бронетанкового вооружения и техники по сей день.
Pz.lVAusf.G на НИБТ Полигоне в Кубинке, 1947 год.
Эта машина (№83122) экспонируется в Военно -историческом музее бронетанкового вооружения и техники по сей день.

Pz.IV Ausf.Н

Танки модификации Н получили 80-мм лобовую броню, антенна радиостанции была перенесена в корму корпуса, поя вились 5-мм бортовые экраны на корпусе и башне, предохранявшие от кумулятивных (или, как их тогда у нас называли, бронепрожигающих) снарядов, изменилась конструкция ведущих колес. Часть танков имела необрезиненные поддерживающие катки. На Ausf.Н устанавливалась коробка передач Zahnradfabrik ZF SSG 77, аналогичная применяемой в танке Pz.III. На командирской башенке была смонтирована зенитная установка пулемета MG 34 — Fliegerbeschussgerat 41 или 42. На машинах последних выпусков кормовой лист корпуса стал вертикальным (раньше он располагался под наклоном 30° к вертикали). До 18 мм возросла броневая защита крыши башни. Наконец, все наружные поверхности танка обмазывались циммеритом. Эта версия Pz.IV стала самой массовой: с апреля 1943 по май 1944 года заводские цеха трех фирм-производителей — Krupp-Gruson AG в Магдебурге, Vomag в Плауэне и Nibelungenwerke в Сент-Валентине — покинули 3960 боевых машин. При этом 121 танк был переоборудован в самоходные и штурмовые орудия. По другим данным, изготовили 3935 шасси, 3774 из которых были использованы для сборки танков. На базе 30 шасси выпустили 30 штурмовых орудий StuG IV и 130 САУ Brummbar.

Pz.IV Ausf. He полным комплектом бортовых экранов и нанесенным «циммеритным» покрытием.
Pz.IV Ausf. He полным комплектом бортовых экранов и нанесенным «циммеритным» покрытием.

Pz.IV Ausf.J

Последним вариантом Pz.IV стала модификация Ausf.J. С июня 1944 по март 1945 года завод Nibelungenwerke выпустил 1758 машин этой модели. В целом, подобные предыдущему варианту, танки Ausf.J претерпели изменения, связанные с технологическими упрощениями. Так, например, был ликвидирован силовой агрегат электропривода поворота башни и сохранился только ручной привод! Упростилась конструкция башенных люков, был демонтирован бортовой прибор наблюдения механика-водителя (при наличии бортовых экранов он стал бесполезным), поддерживающие катки, число которых на машинах поздних выпусков сократилось до трех, лишились резиновых бандажей, изменилась конструкция направляющего колеса. На танке устанавливались топливные баки повышенной емкости, в результате чего запас хода по шоссе возрос до 320 км. Для бортовых экранов широко стала использоваться металлическая сетка. Часть танков имела вертикальные выхлопные патрубки, подобные применяемым на танке «Пантера».

Описание конструкции

Компановка танка — классическая,с передним расположением трансмиссии.

Отделение управления находилось в передней части боевой машины. В нем размещались главный фрикцион, короб­ка передач, механизм поворота, органы управления, контрольные приборы, кур­совой пулемет (за исключением модифи­каций В и С), радиостанция и рабочие места двух членов экипажа — механика- водителя и стрелка-радиста.

Боевое отделение располагалось в средней части танка. Здесь находились (в башне) пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. Боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе.

В моторном отделении, в кормовой части танка, находились двигатель и все его системы, а также вспомогательный двигатель механизма поворота башни.

Компоновка танка Pz.IV
Компоновка танка Pz.IV: 
1 — башня; 2 — командирская башенка; 3 — ящик для снаряжения;4 — вращающийся полик боевого отделения;
5 — вентиляторы; 6 — двигатель; 7 — шкив привода вентиляторов; 8 — выхлопной коллектор;
9 — глушитель двигателя поворота башни; 10 — глушитель; 11 — направляющее колесо; 12 —тележка подвески; 13 — карданный вал;
14 —коробка передач; 15 — кулиса переключения передач; 16 — ведущее колесо.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов с поверхностной це­ментацией, в основном расположенных под прямыми углами по отношению друг к другу.

В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика- водителя и стрелка-радиста, которые за­крывались прямоугольными крышками, откидывающимися на петлях. У модифика­ции А, крышки — двустворчатые, у осталь­ных—одностворчатые. В каждой крышкебыл предусмотрен лючок для запуска сигнальных ракет (за исключением вариантов Н и J).

В лобовом листе корпуса слева нахо­дился смотровой прибор механика-води­теля, который включал в себя стеклоблок триплекс, закрываемый массивной бро­невой сдвижной или откидной заслонкой Sehklappe 30 или 50 (в зависимости от толщины лобовой брони), и бинокуляр­ный перископический прибор наблюде­ния KFF2(yAusf.A— KFF 1). Последний при отсутствии в нем надобности сдви­гался вправо, и механик-водитель мог вести наблюдение через стеклоблок. У модификаций В, С, D, Н и J перископи­ческий прибор отсутствовал.

По бортам отделения управления, слева от механика-водителя и справа от стрелка-радиста, имелись смотровые приборы триплекс, закрываемые откид Между кормовой частью корпуса и боевым отделением находилась пере­городка. В крыше моторного отделения имелись два люка, закрытых откидными крышками. Начиная с Ausf.Fl крышки оборудовались жалюзи. В обратном скосе левого борта было окно воздухопритока к радиатору, а в обратном скосе правого борта — окно воздухооттока от венти­ляторов.

Схема бронирования среднего танка Pz. IV.
Схема бронирования среднего танка Pz. IV.

Башня — сварная, шестигранная, установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В ее пере­дней части в маске располагались пушка, спаренный пулемет и прицел. Слева и справа от маски имелись лючки для на­блюдения со стеклами триплекс. Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни. Начиная с модификации G, лючок справа от пушки отсутствовал.

Башня приводилась во вращение электромеханическим поворотным ме­ханизмом с максимальной скоростью 14 град/с. Полный оборот башни осу­ществлялся за 26 с. Маховики ручного привода башни располагались у рабочих мест наводчика и заряжающего.

В задней части крыши башни нахо­дилась командирская башенка с пя­тью смотровыми щелями со стеклами триплекс. Снаружи смотровые щели закрывались раздвижными броневыми заслонками, а люк в крыше башенки, предназначенный для входа и выхода командира танка, — двустворчатой крышкой (позже — одностворчатой). В башенке имелось устройство циферблат­но-часового типа для определения места цели. Второе такое же устройство было в распоряжении наводчика и, получив приказ, он мог быстро развернуть башню на цель. У места механика-водителя раз­мещался индикатор положения башни с двумя лампочками (кроме танков Ausf.J), благодаря которому он знал, в каком положении находятся башня и пушка (это особенно важно при движении по лесистой местности и населенным пунктам).

Для посадки и высадки членов экипа­жа в бортах башни имелись люки с одно­створчатыми и двустворчатыми (начиная с варианта F1) крышками. В крышках люков и бортах башни устанавливались смотровые приборы. Кормовой лист башни был оборудован двумя лючками пя стрельбы из личного оружия. На час­ти машин модификаций Н и J, в связи с установкой экранов, смотровые приборы и лючки отсутствовали.

Вооружение. Основное вооружение танков модификаций А — F1 — пушка cm KwK 37 калибра 75 мм фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола пуш­ки — 24 калибра (1765,3 мм). Масса пушки — 490 кг. Вертикальная навод­ка — в пределах от -10° до +20°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В ее боекомплект входили выстрелы с дымовыми (масса 6,21 кг, начальная скорость455 м/с), осколочно- фугасными (5,73 кг, 450 м/с), бронебой­ными (6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450...485 м/с) снарядами.

Танки Ausf.F2 и часть танков Ausf.G вооружались пушкой 7,5 cm KwK 40 с дли­ной ствола 43 калибра (3473 мм), имев­шей массу 670 кг. Часть танков Ausf.G и машины Ausf.H и J оснащались пушкой cm KwK 40 с длиной ствола 48 калибров Предельная длина отката — 520 мм. На марше пушка фиксировалась на угле возвышения +16°.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке (кроме модификаций В и С). На командирской башенке поз­днего типа на специальном устройстве Fliegerbeschutzgerat 41 или 42 можно было установить зенитный пулемет MG 34.

Танки Pz.IV первоначально оборудо­вали монокулярным телескопическим прицелом TZF 5Ь, а начиная с Ausf.E — TZF 5f или TZF 5f/l. Эти прицелы име­ли 2,5-кратное увеличение. Курсовой пулемет MG 34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF 2.

Боекомплект пушки в зависимости от модификации танка колебался от 80 до 122 выстрелов. У командирских танков и машин передовых артиллерийских наблюдателей он составлял 64 выстрела. Боекомплект пулеметов — 2700...3150 патронов.

Двигатель и трансмиссия. На танке устанавливались двигатели Maybach HL 108TR, HL 120TR и HL 120TRM, 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров — 60°), карбюратор­ные, четырехтактные, мощностью 250 л.с. (HL 108)и300л.с.(НЕ 120) при 3000 об/мин. Диаметры цилиндров 100 и 105 мм. Ход поршня 115 мм. Степень сжатия 6,5. Рабочий объем 10 838 см3 и 11 867 см3. Следует подчеркнуть, что оба двигателя были аналогичной конструкции.

Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость трех бензобаков 420 л (140+110+170) ный бак емкостью 189л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 330л, по бездорожью — 500 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух топ­ливных насосов Solex. Карбюраторов — два, марки Solex 40 JFFII.

Система охлаждения — жидкостная, с одним радиатором, расположенным наклонно с левой стороны двигателя. С правой стороны двигателя находились два вентилятора.

С правой стороны от двигателя был установлен двигатель DKW PZW 600 (Ausf.А - Е) или ZW 500 (Ausf.E - Н) механизма поворота башни мощностью 11 л.с. и рабочим объемом 585 см3. Топ­ливом служила смесь бензина и масла, емкость топливного бака — 18 л.

Трансмиссия состояла из карданной передачи, трехдискового главного фрик­циона сухого трения, коробки передач, планетарного механизма поворота, бор­товых передач и тормозов.

Пятискоростная коробка передач Zahnradfabrik SFG75 (Ausf.A) и шес­тискоростные SSG76 (Ausf.В — G) и SSG77(Ausf.H и J) — трехвальные, с соосным расположением ведущего и ве­домого валов, с пружинными дисковыми синхронизаторами.

Танки Pz.IV Ausf.B. Восточный фронт, лето 1941 года. К началу операции «Барбаросса» все танки ранних выпусков были оборудованы башенными ящиками для снаряжения.
Танки Pz.IV Ausf.B. Восточный фронт, лето 1941 года.
К началу операции «Барбаросса» все танки ранних выпусков были оборудованы башенными ящиками для снаряжения.

Ходовая часть танка применитель­но к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных кат­ков диаметром 470 мм, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах; четырех (у части Ausf.J — трех) сдвоенных обрезиненных (кроме Ausf.J и части Ausf.H) поддержи­вающих катков.

Ведущие колеса переднего распо­ложения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное.

Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 101 (начиная с варианта FI — 99) од­ногребневого трака каждая. Ширина гу­сеницы 360 мм (до варианта Е), а затем — 400 мм.

Такое направляющее колесо использовалось на танках модификаций от F1 до Н (слева), а такое на машинах модификации J (справа).
Такое направляющее колесо использовалось на танках модификаций  от F1 до Н (слева), а такое на машинах модификации J (справа).

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: гене­ратор Bosch GTLN 600/12-1500 мощ­ностью 0,6 кВт (у Ausf.A — два генера­тора Bosch GQL300/12 мощностью по 300 кВт каждый), четыре аккумулятора Bosch емкостью 105 А-ч. Потребители: электростартер Bosch BPD 4/24 мощ­ностью 2,9 кВт (у Ausf.A — два стар­тера), система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пу­леметов.

Средства связи. Все танки Pz.IV оснащались радиостанцией Fu 5, с даль­ностью действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

Боевое применение

Первые три танка Panzer IV поступили в Вермахт в январе 1938 года. Общий заказ на боевые машины этого типа включал 709 единиц. План же на 1938 год предусматри­вал поставку 116 танков, и фирма Krupp- Gruson почти выполнила его, передав войскам 113 машин. Первыми «боевыми» операциями с участием Pz.IV стали анш­люсе Австрии и захват Судетской области Чехословакии в 1938 году. В марте 1939 года они прошли по улицам Праги.

Накануне вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года в Вермахте насчиты­валось 211 танков Pz.IV модификаций А, В и С. По действовавшему тогда штату в танковой дивизии должны были состоять 24 танка Pz.IV, по 12 машин в каждом полку. Однако до полного штата были укомплектованы лишь 1-й и 2-й танковые полки 1-й танковой дивизии (1. Panzer Division). Полный штат имел и Учебный танковый батальон (Panzer Lehr Abteilung), приданный 3-й танко­вой дивизии. В остальных соединениях числилось лишь по нескольку Pz.IV, которые по вооружению и броневой защите превосходили все типы противо- стоящихим польскихтанков. Однако 37-мм танковые и противотанковые пушки поляков представляли для немцев серь­езную опасность. Например, во время боя у Гловачува польские 7ТР подбили два Pz.IV. Всего же за время польского похода немцы потеряли 76 танков этого типа, из них 19 безвозвратно.

К началу французской кампании — 10 мая 1940 года — Панцерваффе рас­полагали уже 290 Pz.IV и 20 мостоукладчиками на их базе. В основном они были сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz.IV. Их равноценными противниками были средние французские танки Somua S35 и английские «Матильда II». Не без шанса на победу могли вступать в бой с Pz.IV и французские В Ibis и D2. В ходе боев французам и англичанам удалось подбить 97 танков Pz.IV. Безвозвратные же потери немцев составили всего 30 боевых машин этого типа.

В 1940 году удельный вес танков Pz.IV в танковых соединениях Вермахта не­сколько возрос. С одной стороны, бла­годаря росту производства, а с другой — из-за уменьшения количества танков в дивизии до 258 единиц. При этом боль­шинство из них по-прежнему составляли легкие Pz.I и Pz.Il.

Во время скоротечной операции на Балканах весной 1941 года Pz.1V, участвовавшие в боях с югославскими, греческими и английскими войсками, потерь не понесли. Планировалось использовать Pz.IV и в операции по захвату Крита, но там обошлись силами парашютистов.

К началу операции «Барбаросса» из 3582 боеготовых германских танков 439 были Pz.IV. Следует подчеркнуть, что по принятой тогда в Вермахте класси­фикации танков по калибру орудия эти машины относились к классу тяжелых. С нашей стороны современным тя­желым танком был КВ — в войсках их насчитывалось 504 единицы. Помимо численного, советский тяжелый танк имел абсолютное превосходство и по боевым качествам. Преимуществом перед немецкой машиной обладал и средний Т-34. Пробивали броню Pz.IV и 45-мм пушки легких танков Т-26 и БТ. Короткоствольная же немецкая танковая пушка могла эффективно бороться толь­ко с последними. Все это не замедлило сказаться на боевых потерях: в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено 348 Pz.IV.

Со сходной ситуацией немцы столк­нулись в Северной Африке, где короткая пушка Pz.IV оказалась бессильной перед мощно бронированными «матильдами». Первые «четверки» выгрузили в Триполи 11 марта 1941 года, и было их совсем не много, что хорошо видно на примере 2-го батальона 5-готанкового полка 5-й легкой дивизии. По состоянию на 30 апреля 1941 года, в батальон входили 9 Pz.I, 26 Pz.II, 36 Pz.III и только 8 Pz.IV (в основном машины модификаций D и Е). Вместе с 5-й легкой в Африке воевала 15-я танко­вая дивизия вермахта, располагавшая 24 Pz.IV. Наибольшего успеха эти танки до­стигали в борьбе с британскими крейсерс­кими танками А.9 и А. 10— подвижными, но легкобронированными. Главным же средством борьбы с «матильдами» стали 88-мм зенитные пушки, а основным не­мецким танком на этом театре в 1941 году был Pz.III. Что касается Pz.IV, то в ноябре их в Африке осталось всего 35 штук: 20 — в 15-й танковой дивизии и 15 — в 21-й (преобразована из 5-й легкой).

Невысокого мнения о боевых качест­вах Pz.1V придерживались тогда и сами немцы. Вот что пишет по этому поводу в своих воспоминаниях генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он служил в штабе Роммеля): «ТанкТ-IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружен 75-мм пушкой. Одна­ко эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и, хотя мы и использовали T-1V в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты». Более су­щественную роль на всех театрах военных действий Pz.IV стал играть только после приобретения «длинной руки» — 75-мм пушки KwK 40.

Первые машины модификации F2 доставили в Северную Африку летом 1942 года. В конце июля Африканский корпус Роммеля располагал всего 13 танками Pz.IV, из которых 9 были F2. В английских документах того периода они именовались Panzer IV Special. Накануне наступления, которое Роммель намечал на конец августа, в вверенных ему немец­ких и итальянских частях насчитывалось около 450 танков: в их числе 27 Pz.IV Ausf. F2 и 74 Pz.III с длинноствольными 50-мм пушками. Только эта техника представ­ляла опасность для американских танков «Грант» и «Шерман», количество кото­рых в войсках 8-й английской армии ге­нерала Монтгомери накануне сражения у Эль-Аламейна достигало 40%. В ходе этого во всех отношениях переломного для Африканской кампании сражения немцы потеряли почти все танки. Час­тично восполнить потери им удалось к зиме 1943 года, после отхода в Тунис.

Несмотря на очевидность поражения, немцы приступили к реорганизации своих сил в Африке. 9 декабря 1942 года в Тунисе была сформирована 5-я танковая армия, в которую вошли пополненные 15-я и 21-я танковые дивизии, а также переброшенная из Франции 10-я тан­ковая дивизия, имевшая на вооружении танки Pz.IV Ausf.G. Сюда же прибыли и «тигры» 501-го тяжелого танкового ба­тальона, которые вместе с «четверками» 10-й танковой участвовали в разгроме американских войск у Кассерина 14 февраля 1943 года. Однако это была последняя удачная операция немцев на Африканском континенте — уже 23 февраля они были вынуждены перейти к обороне, их силы быстро таяли. На 1 мая 1943 года в войсках Роммеля имелось только 58 танков — из них 17 Pz.IV. 12 мая немецкая армия в Северной Африке капитулировала.

На Восточном фронте Pz.IV Ausf.F2 также появились летом 1942 года и приняли участие в наступлении на Сталинград и Северный Кавказ. После прекращения в 1943 году производства Pz.HI «четверка» постепенно становится основным немецким танком на всех те­атрах боевых действий. Впрочем, в связи с началом выпуска «Пантеры» планиро­валось прекратить производство и Pz. IV, однако, благодаря жесткой позиции генерального инспектора панцерваффе генерала Г.Гудериана, этого не произош­ло. Дальнейшие события показали, что он был прав...

К лету 1943 года в штат немецкой танковой дивизии входил танковый полк двухбатальонного состава. В первом батальоне две роты вооружались Pz.IV, а одна — Pz.III. Во втором, только одна рота имела на вооружении Pz.IV. В це­лом, дивизия располагала 51 Pz.IV и 66 Pz.III в боевых батальонах. Однако, судя по имеющимся данным, число боевых машин в тех или иных танковых дивизи­ях, подчас, сильно отличалось от штата.

Танковая колонна в степях Украины. Июнь 1941 года. На переднем плане — Pz.IV Ausf.E.
Танковая колонна в степях Украины. Июнь 1941 года. На переднем плане — Pz.IV Ausf.E.

В перечисленных в таблице соедине­ниях, которые составляли 70% танковых и 30% моторизованных дивизий вермахта и войск СС, кроме того, состояли на вооружении 119 командирских и 41 огне­метный танк различных типов. В мото­ризованной дивизии «Дас Райх» имелось 25 танков Т-34, в трех тяжелых танковых батальонах — 90 «тигров» и около 200 «пантер» в 39-м танковом полку. Таким образом, «четверки» составляли почти 60% всех немецких танков, задействован­ных в операции «Цитадель». В основном это были боевые машины модификаций G и Н, оборудованные броневыми эк­ранами (Schurzen), которые изменяли внешний вид Pz.IV до неузнаваемости. Видимо, по этой причине, а также из-за длинноствольной пушки в советских
документах их часто именовали «Тигр тип 4».

Листовка военных лет - руководство для бойцов Красной армии

Совершенно очевидно, что не «тигры» с «пантерами», а именно Pz.IV и отчасти Pz.III составляли большинство в тан­ковых частях Вермахта в ходе операции «Цитадель». Это утверждение можно хорошо проиллюстрировать на примере 48-го немецкого танкового корпуса. В его состав входили 3-я и 11-я танковые диви­зии и моторизованная дивизия «Великая Германия» (Gro deutschland). В общей сложности в корпусе насчитывалось 144 Pz.III, 117 Pz.IV и только 15 «тигров». 48-й танковый наносил удар на Обоянь- ском направлении в полосе нашей 6-й гвардейской армии и к исходу 5 июля сумел вклиниться в ее оборону. В ночь на 6 июля советским командованием было принято решение об усилении 6-й гвардейской армии двумя корпусами 1 -й танковой армии генерала Катукова — 6-м танковым и 3-м механизированным. В последующие двое суток основной удар 48-го танкового корпуса немцев при­шелся по нашему 3-му механизирован­ному корпусу. Судя по воспоминаниям М.Е.Катукова и Ф.В. фон Меллентина, бывшего тогда начальником штаба 48-го корпуса, бои носили крайне ожесточен­ный характер. Вот что пишет по этому поводу немецкий генерал.

«7 июля, на четвертый день опера­ции «Цитадель», мы наконец добились некоторого успеха. Дивизия «Великая Германия» сумела прорваться по обе стороны хутора Сырцев, и русские отошли к Гремучему и деревне Сырцево. Откатывающиеся массы противника по­пали под обстрел немецкой артиллерии и понесли очень тяжелые потери. Наши танки, наращивая удар, начали продви­гаться на северо-запад, но в тот же день были остановлены сильным огнем под Сырцево, а затем контратакованы рус­скими танками. Зато на правом фланге мы, казалось, вот-вот одержим крупную победу: было получено сообщение, что гренадерский полк дивизии «Великая Германия» достиг населенного пункта Верхопенье. На правом фланге этой дивизии была создана боевая группа для развития достигнутого успеха.

8 июля боевая группа в составе разве- дотряда и дивизиона штурмовых орудий дивизии «Великая Германия» вышла на большак (шоссе Белгород — Обоянь) и достигла высоты 260,8; затем эта группа повернула на запад, с тем чтобы оказать поддержку танковому полку дивизии и мотострелковому полку, которые обошли Верхопенье с восто­ка. Однако село все еще удерживалось значительными силами противника, поэтому мотострелковый полк атаковал его с юга. На высоте 243,0 севернее села находились русские танки, имевшие пре­красный обзор и обстрел, и перед этой высотой атака танков и мотопехоты за­хлебнулась. Казалось, повсюду находятся русские танки, наносящие непрерывные улары по передовым частям дивизии «Великая Германия».

За день боевая группа, действовавшая на правом фланге этой дивизии, отбила семь танковых контратак русских и унич­тожила двадцать один танк Т-34. Коман­дир 48-го танкового корпуса приказал дивизии «Великая Германия» наступать в западном направлении, с тем чтобы оказать помощь 3-й танковой дивизии, на левом фланге которой создалась очень тяжелая обстановка. Ни высота 243,0, ни западная окраина Верхопенья в этот день не были взяты — больше не оставалось никаких сомнений в том, что наступа­тельный порыв немецких войск иссяк, наступление провалилось».

А вот как выглядят эти события в описании М.Е.Катукова:

«Едва забрез­жил рассвет (7 июля), как противник снова предпринял попытку прорваться на Обоянь. Главный удар он наносил по позициям 3-го механизи­рованного и 31-го танкового корпусов. А.Л.Гетман (командир 6-го танкового корпуса) сообщил, что на его участке противник активности не проявляет. Но зато позвонивший мне С.М.Кривошеин (командир 3-го меха­низированного корпуса) не скрывал тревоги:

— Что-то невероятное, товарищ ко­мандующий! Противник сегодня бросил на наш участок до семисот танков и са­моходок. Только против первой и третьей механизированных бригад наступает двести танков.

С такими цифрами нам еще не при­ходилось иметь дела. Впоследствии выяснилось, что в этот день гитлеровс­кое командование бросило против 3-го механизированного корпуса весь 48-й танковый корпус и танковую дивизию СС «Адольф Гитлер». Сосредоточив столь огромные силы на узком, Ю-ки- лометровом участке, немецкое коман­ дование рассчитывало, что ему удастся мощным танковым тараном пробить нашу оборону.

Каждая танковая бригада, каждое под­разделение приумножили свой боевой счет на Курской дуге. Так, 49-я танковая бригада только за первые сутки боев, вза­имодействуя на первой оборонительной полосе с частями 6-й армии, уничтожила 65 танков, в том числе 10 «тигров», 5 бронетранспортеров, 10 орудий, 2 само­ходные пушки, 6 автомашин и более 1000 солдат и офицеров.

Прорвать нашу оборону противнику так и не удалось. Он лишь потеснил 3-й механизированный корпус на 5 — 6 ки­лометров».

Будет справедливым признать, что хтя обоих приведенных отрывков харак­терна определенная тенденциозность в освещении событий. Из воспоминаний советского военачальника следует, что наша 49-я танковая бригада за один день подбила 10 «тигров», а ведь у немцев в 48-м танковом корпусе их было всего 15! С учетом 13 «тигров» моторизованной дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», также наступавшей в полосе 3-го мехкорпуса, получается только 28! Если же попытаться сложить все «тигры», «уничтоженные» на страницах мемуаров Катукова, посвященных Курской дуге, то получится намного больше. Впрочем, дело тут, по-видимому, не только в жела­нии различных частей и подразделений записать на свой боевой счет побольше «тигров», но и в том, что в горячке боя за настоящие «тигры» принимали «тигры типа 4» — средние танки Pz.IV.

По немецким данным, в течение июля и августа 1943 года было потеряно 570 «четверок». Для сравнения, за это же вре­мя «тигров» было потеряно 73 единицы, что свидетельствует как об устойчивости того или иного танка на поле боя, так и об интенсивности их использования. Всего же в 1943 году потери составили 2402 единицы Pz.IV, из которых только 161 машину удалось отремонтировать и вернуть в строй.

В 1944 году организация немецкой танковой дивизии претерпела сущест­венные изменения. Первый батальон танкового полка получил танки Pz.V «Пантера», второй был укомплектован Pz.IV. На самом же деле «пантеры» пос­тупили на вооружение не всех танковых дивизий Вермахта. В ряде соединений оба батальона имели только Pz.IV.

Так, скажем, обстояло дело в 21-й танковой дивизии, дислоцировавшейся во Франции. Вскоре после получения ут­ром 6 июня 1944 года сообщения о начале высадки союзных войск в Нормандии дивизия, в строю которой находились 127 танков Pz.IV и 40 штурмовых ору­дий, начала движение на север, спеша нанести удар по противнику. Этому продвижению помешал захват англича­нами единственного моста через р. Орн севернее Кана. Было уже около 16.30, когда немецкие войска подготовились к первой с момента вторжения союзников крупной танковой контратаке против 3-й английской дивизии, высадившейся в ходе операции «Оверлорд».

С плацдарма английских войск до­кладывали, что на их позиции движется сразу несколько танковых колонн про­тивника. Натолкнувшись на организо­ванную и плотную стену огня, немцы начали откатываться к западу. В районе высоты 61 они встретились с батальоном 27-й английской бронетанковой бри­гады, имевшим на вооружении танки «Шерман Файерфлай» с 17-фунтовыми пушками. Для немцев эта встреча ока­залась катастрофической: за несколько минут было уничтожено 13 боевых ма­шин. Только небольшому числу танков и мотопехоты 21-й дивизии удалось продвинуться к уцелевшим в районе Лион-сюр-Мер опорным пунктам 716- й немецкой пехотной дивизии. В этот момент началась высадка десанта 6-й ан­глийской воздушно-десантной дивизии посадочным способом на 250 планерах в районе у Сент-Обена возле моста через Орн. Оправдывая себя тем, что высадка английского десанта создавала угрозу окружения, 21-я дивизия отошла к вы­сотам, расположенным на подступах к Кану. К ночи вокруг города было создано мощное оборонительное кольцо, уси­ленное 24 88-мм орудиями. В течение дня 21-я танковая дивизия потеряла 70 танков и ее наступательный потенциал был исчерпан. Не смогла повлиять на ситуацию и подошедшая чуть позже 12- я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд» (Hitleijugend), укомплектованная напо­ловину «пантерами», наполовину Pz.IV.

Летом 1944 года немецкие войска терпели поражение за поражением как на Западе, так и на Востоке. Соответс­твующими были и потери: только за два месяца — август и сентябрь — было подбито 1139 танков Pz.IV. Тем не менее, число их в войсках продолжало оставать­ся значительным.

Нетрудно подсчитать, что в ноябре 1944 года Pz. IV составляли 40% немецких танков на Восточном фронте, 52% — на Западном и 57% — в Италии.

Последними крупными операциями немецких войск с участием Pz.IV стали контрнаступление в Арденнах в декабре 1944 года и контрудар 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в январе — марте 1945-го, закончившиеся неудачей. Только в течение января 1945 года было подбито 287 Pz.1V, из них удалось вос­становить и вернуть в строй 53 боевых машины.

Немецкая статистика последнего года войны заканчивается 28 апреля и дает суммарные сведения по танку Pz. IV и ис­требителю танков Jagdpanzer IV. На этот день в войсках их имелось: на Востоке — 254, на Западе — 11, в Италии — 119. Причем речь здесь идет только о боего- товых машинах. Что касается танковых дивизий, то число «четверок» в них было различным: в элитной Учебной танковой дивизии (Panzer-Lehrdivision), воевав­шей на Западном фронте, оставалось только 11 Pz.1V; 26-я танковая дивизия в Северной Италии по состоянию на 1 марта 1945 года располагала 59 Pz.IV, 26 «пантерами», 65 САУ и ЗСУ различных типов, 11 бронеавтомобилями и 159 бронетранспортерами ; более или менее боеспособной оставалась 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг» на Восточном фронте — в ней, помимо прочих танков, имелось 30 Pz.1V.

В целом же боевой состав танковых частей и соединений Вермахта в конце войны был непостоянным, часто ме­нялся и совершенно не соответствовал штатам 1944 года. Это можно проил­люстрировать на примере 4-й танковой дивизии. С конца декабря 1944 года по начало января 1945 года дивизия вела бои в Курляндии. 19 января, оставив технику 12-й и 14-й танковым дивизиям Курляндской группировки, 4-я танковая дивизия была морем переброшена в Дан­циг. С 26 января дивизия вступила в бой под Быдгощем, 28—30 марта вела бои за Данциг, где понесла большие потери. В первых числах апреля остатки дивизии отошли в район Штуттхоффа (в дельте Вислы), где 8 мая 1945 года сдались со­ветским войскам.

19 января дивизия, убывая из Кур­ляндии, передала другим частям 41 «пантеру», 32 Pz.IV и одну 150-мм САУ «Грилле». Но уже к 24 января в составе дивизии имелось 29 Pz.IV, 16 легких танков Pz.II Ausf.L«JIyxc», 14 штурмовых орудий StuG IV, а также более 50 бронет­ранспортеров и до 20 бронеавтомобилей Sd.Kfz.234 различных модификаций. По состоянию на 1 марта в дивизии числи­лись 13 «пантер», 13 Pz.IV, 3 штурмовых орудия StuG IV, 6 истребителей танков «Ягдпантера» и 4 Pz.1V/70. К 19 марта в составе дивизии оставалось 6 «пантер», по одному Pz.IV и StuG IV, две «ягдпан- теры» и один Pz.IV/70. В ходе боев за Данцигдивизия понесла большие потери и в качестве пополнения получила танки Pz.III и Pz.IV одной из учебных частей, расквартированных в городе.

Согласно немецким данным, за время с начала Второй мировой войны по 10 апреля 1945 года безвозвратные потери танков Pz.IV составили 7636 единиц.

Таким образом, с учетом танков, пос­тавленных Германией в другие страны, и ориентировочных потерь за не попавший в статистическую отчетность последний месяц войны в руках победителей оказа­лось около 400 танков Pz.IV, что вполне вероятно. Разумеется, Красная Армия и наши западные союзники захватывали эти боевые машины и раньше, активно используя их в боях против немцев.

Pz.IVAusf.F2, захваченные Красной Армией, Северный Кавказ, декабрь 1942 года. Судя по внешнему виду машин, они, видимо, были брошены экипажами.
Pz.IVAusf.F2, захваченные Красной Армией, Северный Кавказ, декабрь 1942 года.
Судя по внешнему виду машин, они, видимо, были брошены экипажами.

После капитуляции Германии круп­ная партия из 165 Pz.IV была передана Чехословакии. Пройдя ремонт, они состояли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 1950-х годов. Кроме Чехословакии в послевоенные годы Pz.IV эксплуатировались в армиях Испании, Турции, Франции, Финлян­дии, Болгарии и Сирии.

«Четверки» поступили в сирийскую армию в конце 1940-х годов из Франции, которая оказывала тогда этой стране ос­новную военную помощь. Немаловажную роль, по-видимому, сыфал и тот факт, что большинство инструкторов, обучавших сирийских танкистов, были бывшими офицерами панцерваффе. Привести точ­ные данные о количестве танков Pz.IV в сирийской армии не представляется воз­можным. Известно лишь, что 17 машин Pz. IV Ausf. Н Сирия в начале 1950-х годов приобрела в Испании, а еще одна партия танков модификаций Н и J в 1953 году поступила из Чехословакии.

Боевое крещение «четверок» на ближ­невосточном театре состоялось в нояб­ре 1964 года во время так называемой «водной войны», разгоревшейся из-за реки Иордан. Сирийские Pz.IV Ausf.H, занимавшие позиции на Голанских вы­сотах, обстреляли израильские войска. Тогда ответный огонь «центурионов» не нанес сирийцам никакого вреда. В ходе следующего конфликта в августе 1965 года танки «Центурион», вооруженные 105-мм пушками, стреляли точнее. Им удалось уничтожить две сирийских роты' Pz.IV и Т-34-85, находясь вне досягае­мости огня их пушек.

Оставшиеся в строю Pz.IV были захвачены израильтянами во время Шестидневной войны в 1967 году. По иронии судьбы, последний исправный сирийский Pz.IV был подбит огнем свое­го «старинного врага» — израильского «Супер Шермана».

Трофейные сирийские «четверки» Ausf.H и J находятся в нескольких воен­ных музеях Израиля. Кроме того, боевые машины этого типа сохраняются практи­чески во всех крупных танковых музеях мира, включая Музей бронетанкового вооружения и техники в подмосков­ной Кубинке (Ausf.G). Кстати, именно эта модификация наиболее широко представлена в музейных экспозициях. Наибольший же интерес представляют Pz.IV Ausf.D, Ausf.F2 и опытный Pz.IV с гидротрансмиссией, находящиеся в музее Абердинского полигона в США. В Бовингтоне (Великобритания) экспони­руется танк, захваченный англичанами в Африке. Машина эта, по-видимому стала «жертвой большого ремонта» — корпус у нее от Ausf.D, башня Е или F с экранами, длинноствольная 75-мм пушка. Неплохо сохранившуюся башню модификации D можно увидеть в Военно-историческом музее в Дрездене. Она была обнаружена в августе 1993 года во время проведения земляных работ на территории одного из бывших полигонов Группы советских войск в Германии.

Оценка машины

Начать, по-видимому, следует с доста­точно неожиданного утверждения о том, что созданием в 1937 году танка Pz.IV немцы определили перспективный путь развития мирового танкостроения. Те­зис этот вполне способен шокировать, поскольку мы при­выкли считать, что это место в истории отведено советскому танку Т-34. Ничего не поделаешь, придется потесниться и поделить лавры с врагом, хотя и побеж­денным. Ну а чтобы это утверждение не выглядело голословным, приведем ряд доказательств.

С этой целью попытаемся сравнить «четверку» с противостоявшими ей в раз­ные периоды Второй мировой войны со­ветскими, английскими и американски­ми танками. Начнем с первого периода — 1940—1941 годы; при этом не станем ориентироваться на тогдашнюю немец­кую классификацию танков по калибру пушки, относившую средний Pz.IV к классу тяжелых. Поскольку у англичан не было среднего танка как такового, то придется рассматривать сразу две машины: одну — пехотную, другую — крейсерскую. При этом сравниваются только «чистые» заявленные характерис­тики, без учета качества изготовления, эксплуатационной надежности, уровня подготовки экипажей и т.д.

В целом можно утверждать, что из всех немецких танков периода Второй мировой войны Pz.IV был наиболее сбалансированным и универсальным. В этой машине различные характеристики гармонично сочетались и дополняли друг друга.

У «Тигра» и «Пантеры», например, имел место явный перекос в сторону защищенности, что привело к их перетяжелению и ухудшению динамических характеристик. Pz.III при многих про­чих равных характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по вооружению и, не имея резервов для модернизации, сошел со сцены.

Pz.IV с аналогичной Pz.III, но чуть более продуманной компоновкой, та­кими резервами обладал в полной мере. Это единственный танк военных лет с пушкой калибра 75 мм, у которого ос­новное вооружение было существенно усилено без смены башни. У Т-34-85 и «Шермана» башню пришлось менять, и, по большому счету, это были почти новые машины. Англичане шли своим путем и, словно модница наряды, меняли не башни, а танки! Но появившийся в 1944 году «Кромвель» так и не дотянул до «четверки», как, впрочем, и «Комета», выпущенная в 1945-м. Обойти немецкий танк, созданный в 1937 году, смог только послевоенный «Центурион».

Из сказанного, конечно же, не сле­дует, что Pz.IV был идеальным танком. Скажем, он имел недостаточную мощ­ность двигателя и довольно жесткую и несовременную подвеску, что отрица­тельно сказывалось на его маневренных характеристиках.

В некоторой степени компенсировать последнее помогало наименьшее среди всех средних танков отношение L/B — 1,43.

Нельзя отнести к удачному ходу немецких конструкторов оснащение Pz.IV (как, впрочем, и других танков) противокумулятивными экранами. В массовом порядке кумулятивные бое­припасы применялись редко, экраны же увеличили габариты машины, затрудняя движение в узких проходах, перекрывали большинство приборов наблюдения, за­трудняли посадку и высадку экипажа. Не выдерживает критики и объяснение, что экраны предназначались для защиты от огня советских противотанковых ружей. Впрочем, еще более бессмысленным и довольно дорогостоящим мероприятием была обмазка танков циммеритом.

Но, пожалуй, самая большая ошибка немцев заключалась в попытке перехода на новый тип среднего танка — «Панте­ру», при одновременном прекращении производства Pz.IV. Дискуссия по этому вопросу развернулась уже осенью 1942 года. Вот что по этому поводу написал в своих «Воспоминаниях солдата» генерал Гейнц Гудериан: «Наконец, в обсуждение все ухудшающегося положения на танко­вом фронте вмешался генеральный штаб, который потребовал отказаться от произ­водства всех типов танков, за исключени­ем танка «Тигр» и танка «Пантера», еще не готового к серийному производству. Гитлера склонили согласиться с этим предложением; министерство вооруже­ния и боеприпасов также приветствовало вызванное этим упрощение производства. Эта группа новаторов не обдумала лишь одного, что с прекращением производс­тва танков Pz.IV германские сухопутные войска должны ограничиваться 25 танка­ми «Тигр», выпускаемыми ежемесячно. Следствием этого могло бы быть полное уничтожение германских сухопутных войск за очень короткий срок. Русские выиграли бы войну без помощи своих западных союзников и захватили бы всю Европу».

Трудно не согласиться с мнением генерала. В качестве среднего танка «Пантера» так и не состоялась, составив компанию «Тигру» в классе тяжелых машин, но сыграла в судьбе Pz.IV роко­вую роль.

Сосредоточив в 1942 году все усилия на создании новых танков, немцы перестали заниматься серьезной модернизацией старых. Попробуем представить себе, что было бы, если бы не «Пантера»? Хорошо известен проект установки на Pz.IV баш­ни «Пантеры», причем как стандартной, так и «тесной» (Schmallturm). Проект вполне реальный по габаритам — диаметр башенного погона в свету у «Пантеры» 1650 мм, у Pz.IV — 1600 мм. Башня вставала без расширения подбашенной коробки.

Несколько хуже обстояло дело с весовыми характеристиками — из-за большого вылета ствола орудия центр тяжести смещался вперед и нагрузка на передние опорные катки возрастала на 1,5 т. Однако ее можно было ком­пенсировать усилением их подвески. Кроме того, надо учитывать, что пушка KwK 42 создавалась для «Пантеры», а не для Pz.IV. Для «четверки» можно было ограничиться орудием с меньшими массо-габаритными данными, с длиной ствола, скажем, не 70, а 55 или 60 калиб­ров. Такое орудие если и потребовало бы замены башни, то все равно позволило бы обойтись более легкой конструкцией, чем «пантеровская».

Неизбежно возраставший (кста­ти, и без подобного гипотетического перевооружения) вес танка требовал замены двигателя. Для сравнения: га­бариты двигателя HL 120TKRM, уста­навливавшегося на Pz.IV, составляли 1220x680x830 мм, а «пантеровского» HL 230Р30 — 1280x960x1090 мм. Почти одинаковыми были у этих двух танков и габариты моторных отделений в свету. У «Пантеры» оно было на 480 мм длиннее, главным образом, за счет наклона кор­мового листа корпуса. Следовательно, оснащение Pz.1V двигателем большей мощности не являлось неразрешимой конструкторской задачей.

Результаты такого, конечно, далеко не полного, перечня возможных модернизационных мероприятий были бы весьма печальными, поскольку свели бы на нет работу по созданию Т-34-85 у нас и «Шермана» с 76-мм пушкой у американцев. В 1943—1945 годах промышленность Третьего рейха изготовила около 6 тысяч «пантер» и без малого 7 тысяч Pz.1V. Если учесть, что трудоемкость изготовления «Пан­теры» была почти вдвое больше, чем у Pz.IV, то можно предположить, что за это же время немецкие заводы могли бы выпустить дополнительно 10—12 тысяч модернизированных «четверок», которые доставили бы солдатам анти­гитлеровской коалиции гораздо больше неприятностей, чем «пантеры».

Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.IV 

 

Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.IV Ausf. A  
боевая масса  17,3 т
экипаж 5 чел
двигатель Maybach HL 108 TR, 12 цилиндров
мощность 250 л.с
длина 5,92 м
ширина 2,83 м
высота 2,68 м
бронирование 14,5-20 мм
вооружение 75-мм пушка KwK 37 и два 7,92-мм пулемёта MG 34
боекомплект 120 выстрелов снарядов, 3000 патронов
максимальная скорость по шоссе 30 км/ч
максимальная скорость по местности 17 км/ч
запас хода по шоссе 140 км
запас хода по местности 90 км
Тактико-технические характеристики Pz.Kpfw.IV Ausf. D
боевая масса 20 т 
 экипаж 5 чел 
 двигатель Maybach HL 120 TRM, 12 цилиндров 
мощность 300 л.с
длина 5,92 м
ширина 2,84 м
высота 2,68 м
бронирование 30-60 мм
вооружение 75-мм пушка и два 7,92-мм пулемёта MG 34
боекомплект 80 выстрелов, 2700 патронов
максимальная скорость по шоссе 42 км/ч
максимальная скорость по местности 20 км/ч
запас хода по шоссе 210 км
запас хода по местности 130 км
 
+11 -1 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru