Авианосцы типа "Essex"





Это самые знаменитые американские авианосцы, сыгравшие важнейшую роль в разгроме японского флота. Строительство 24 авианосцев этого типа всего за 4 года стало уникальным фактом: еще никогда в истории мирового кораблестроения не было столь крупных серий таких больших кораблей. О холодном и стрелковом оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Авианосцы типа "Essex" (США)


В Начало

Водоизмещение 26670 (34880) тонн; размеры 266х 45 х 8,4 м. Мощность четырехвальной энергоустановки 150000 п.с: 4 ПТ, 8 котлов; скорость 32—33 узла. Запас нефти 6330 тонн. Дальность плавания 15440 миль на 15 узлах. Экипаж 3106 человек. Бронирование: пояс и траверзы 102 мм, нижняя палуба 37 мм, ангарная палуба 64 мм. Вооружение: 12—127-мм универсальных орудий, 32 (8 х 4) 40-мм, 46—20-мм автоматов.

Авианосец типа "Essex"

Авиагруппы:

— «Essex» (ноябрь 1943 г.): 18 торпедоносцев TBF-1, 36 пикирующих бомбардировщиков SBD-5, 36 истребителей F6F-3; (январь 1945 г.): 18 торпедоносцев ТВМ-1С, 27 истребителей F6F-3, 17 истребителей F6F-5, 36 истребителей F4U-1D;

— "Wasp» (июнь 1944 г.): 18 торпедоносцев TBF-1, 32 пикировщика SB2C, 34 истребителя F6F-3 и 5 истребителей F6F-3N;

— «Bon Homme Richard» (июль 1945 г.): 18 торпедоносцев ТВМ-3, 37 истребителей F6F-5N;

— «Valley Forge» (июнь 1950 г.): 14 торпедоносцев AD-4, 2 AD-3N, 28 истребителей-бомбардировщиков F4U-4B, 3 F4U-5N, 30 истребителей F9F-2B, 2 фоторазведчика F4U-5P, 3 самолета РЭБ AD-4Q, 1 AD-3Q, 3 самолета ДРЛО AD-5W, 2 вертолета HO3S-1:

— Авианосец ПЛО (1956 г.): 20 самолетов ПЛО S2F, 4 самолета ДРЛО AD-5W, 4 истребителя F2H. 10 вертолетов HSS-1.

Это самые знаменитые американские авианосцы, сыгравшие важнейшую роль в разгроме японского флота. Строительство 24 авианосцев этого типа всего за 4 года стало уникальным фактом: еще никогда в истории мирового кораблестроения не было столь крупных серий таких больших кораблей.

Проект «Эссекс» был разработан в 1939—40 гг. на основе проекта авианосца «Йорктаун» (CV-5), вступившего в строй в 1937 г., с учетом опыта строительства, испытаний и эксплуатации последнего. От прототипа он отличался несколько большими размерами, усиленным зенитным вооружением, лучшей броневой защитой, более совершенными катапультами, более мощными турбинами и рядом других новшеств. Увеличилась также численность авиагруппы, что повлекло за собой увеличение емкости погребов боезапаса и авиационного бензина.

По своей компоновке и архитектуре «Эссекс» в основном повторял «Йорктаун». Корпус отличался удачным сочетанием полного миделя с острыми обводами и большим развалом шпангоутов в оконечностях: это снижало сопротивление воды движению и обеспечивало хорошую остойчивость. Несмотря на огромные размеры, корабль казался изящным.

Для обеспечения непотопляемости корпус очень продуманно разделили на водонепроницаемые отсеки и снабдили тройным дном на большей части его длины.

Авианосец типа "Essex"
Авианосец типа "Essex"

Полетная палуба вместе с одноярусным ангаром была выполнена как надстройка. Из-за этого носовая часть палубы иногда не выдерживала ударов волн и получала серьезные повреждения. Ее площадь, по сравнению с «Йорктауном», удалось значительно увеличить, причем не только за счет больших размеров корабля. Стал более узким и компактным-остров». Были уменьшены срезы палубы возле спонсонов зенитных орудий. Кроме того, полезную площадь палубы увеличивало бортовое расположение третьего самолетоподъемника. Размеры полетной палубы «Эссекса» и еще 8 кораблей первой подсерии составляли 262,8 х 32,9 м; ангара — 199,4 х 21,3 м; высота ангара —5,35 м. V 15 авианосцев второй подсерии (CV-14, 15, 19, 21,32—40,45—47) корпус удлинили на 4,9 м, а полетную палубу укоротили на 5,4 метров для увеличения углов обстрела носовых и кормовых зенитных автоматов.

«Эссекс» вступил в  строй без катапульт, последовавшие за ним пять кораблей имели одну палубную и одну ангарную катапульту. В конце 1943 г. На всех авианосцах серии (как вступивших в строй, так и строившихся) установили по две палубные гидропневматические катапульты. Ангарные катапульты себя не оправдали и их демонтировали.

Первые «эссексы» оснащались аэрофинишерами MK.IV, способными останавливать самолеты весом до 9 тонн с посадочной скоростью 100 км/ч. Начиная с «Bennington» (CV-20) они получали более мощные аэрофинишеры MK.V, рассчитанные на остановку самолетов массой до 13,5 тонн с посадочной скоростью 145 км/ч.

Подъем самолетов из ангара на полетную палубу производили три лифта. Грузоподъемность каждого составляла 12,7 тонн. Рабочий цикл занимал 45 секунд. Два из них (14,7 х 13,5 м) находились в диаметральной плоскости, а третий (18,3 х 10,4) был вынесен за контур палубы. Это новаторское инженерное решение дало «эссексам» массу преимуществ перед предшественниками.

Авианосец типа "Essex"

Бортовой самолетоподьемник увеличил полезную площадь ангара, сделал более прочной полетную палубу (за счет ликвидации в ней третьего выреза), позволил поднимать самолеты, габариты которых превышали размеры лифта, в случае заклинивания не мешал взлету и посадке. В случае необходимости бортовой лифт мог складываться, уменьшая тем самым габаритную ширину корабля. На всех американских авианосцах послевоенной постройки самолетоподъемники ставили только бортовые.

Броневой пояс «Эссекса» состоял из 102-мм плит, установленных на «рубашке» из 30-мм стали STS. Он имел длину 155 метров (62% ватерлинии). Высота равнялась 3,05 м; в подводной части толщина плит плавно уменьшалась до 64 мм. Траверзные переборки тоже защищала 102-мм броня. Эту цитадель сверху закрывала главная палуба, покрытая 37-мм плитами стали STS. Выше располагалась ан гарная палуба, защищенная броней толщиной 64 мм.

Разнесенное горизонтальное бронирование существенно улучшило защиту от авиабомб: основную энергию взрыва принимала на себя ангарная палуба, а находившиеся под главной палубой машины и котлы оставались невредимыми.

Однако конструкторы допустили при этом ошибку. Они свели до минимума число отверстий в броне ангарной палубы. В результате ее вентиляция оказалась недостаточной. В случае пожара люди задыхались от дыма. Именно этим обстоятельством объясняются очень большие потери в людях (724 человека!) на авианосце «Франклин» (CV-13). Пораженном японскими самолетами. Полетная палуба осталась небронированной. Отсек рулевых машин находился в специальном броневом коробе: стены — 102 мм, крыша — 64 мм. Легкая броня прикрывала расположенные выше ангарной палубы шахты подачи авиационного боезапаса и кабельные коммуникации.

Противоторпедная защита повторяла схему, примененную на «Йорктауне». Внутри корпуса шли продольные переборки — по четыре с каждого борта.

Два внешних отсека были заполнены топливом, два следующих оставались пустыми и служили камерой расширения для погашения энергии взрыва. Общая ширина ПТЗ составила 5,1 м с каждого борта. Опыт войны показал, что такая ПТЗ могла противостоять только авиационным торпедам, имевшим относительно небольшой заряд ВВ.

Энергетическая установка была унифицирована с крейсерами типа "Атланта», она представляла как бы удвоенный вариант последней. Каждый из четырех турбозубчатых агрегатов работал на свой винт.

Механизмы всех кораблей серии отличались высокой надежностью, они могли безотказно работать долгое время с полной нагрузкой. Например, в ноябре 1945 г. «LakeChamplain» (CV-39) пересек Атлантику за 105 часов со средней скоростью 32,05 узла (59,36 км/ч).

Одной из важнейших задач проектировщиков являлось усиление зенитного вооружения по сравнению с прототипом. Для ее решения они применили следующие меры: увеличили количество стволов и углы обстрела пушек, улучшили систему управления огнем, создали более совершенные боеприпасы.

На «Эссексе» четыре 127-мм универсальных орудия стояли в спонсонах ниже уровня полетной палубы и могли стрелять лишь по левому борту. Остальные восемь пушек находились в спаренных башенных установках и могли вести огонь на оба борта. Важное достоинство снарядов заключалось в радиовзрывателях, благодаря которым они взрывались, пролетая рядом с целью. 40-мм «бофорсы» монтировались в четырехствольных установках, 20-мм «зрликоВ ходе войны число 127-мм пушек оставалось неизменным, а количество 40-мм и 20-мм автоматов постоянно росло. Так. летом 1945 г. CV-12 (Хорнет) имел 10 четырехствольных «бофорсов». CV-9 (Эссекс) и CV-38 (Шангри-Ла) по 11. CV-10 (Йорктаун). CV-11 (Интрепид). CV-16 (Лексингтон) по 16, CV-18 (Уосп) и CV-31 (Бон Ом Ричард) по 17, остальные — по 18. Число «эрликонов» составляло 55—70 стволов, на CV-38 (Шангри-Ла) — 116. Дополнительные «эрликоны» ставили на галереях вдоль полетной палубы, а «бофорсы» на специальных спонсонах в районе галерей. Боезапас составлял 800 снарядов на ствол для 40-мм автоматов и 4076 — для 20-мм. Огнем 127-мм орудий управляли два командно-дальномерных поста Мк.37, размещенные на «острове», 40-мм «бофорсами» управляли директоры Мк.51 (последние в конце войны кое-где заменили новые Мк.57 или Мк.63). «Эрликоны» наводились с помощью собственных прицелов.

Огромные преимущества американскому флоту над японским дали лучшие в мире радиолокаторы.

Правда, на «эссексах», в проекте которых радары изначально не предусматривались, это создало немало проблем. На без того тесном «острове» требовалось разместить антенны внушительных размеров, причем таким образом, чтобы исключить интерференцию радиоволн и уменьшить воздействие теплового излучения. Требовалось также выделить помещения для аппаратуры и обслуживающего персонала.

«Эссексы» получили два радара дальнего обнаружения воздушных целей (SK и SC-2) с дальностью действия до 80 миль (148 км). Антенну первого установили на треногой мачте, второго — на специальной платформе с правой стороны дымовой трубы. Обнаружение надводных целей осуществляли два радара типа SG: их антенны смонтировали на мачте и на специальной штанге сзади дымовой трубы. Еще два радара типа Мк.4 стояли на крышах командно-дальномерных постов Мк.37; на топе мачты находился радиомаяк типа YE. С 1943 г. на авианосцах данного типа устанавливали радиовысотомер типа SM или SP. В конце 1944 г. радар SK стали заменять более совершенным SC-2 (с параболической антенной).

Кроме того, авианосцы типа «Эссекс» получили небольшие радары, являвшиеся элементом систем управления огнем (они служили, в основном, радиодальномерами). Это директоры Мк.49 с радарами Мк. 11, директоры Мк.57 с радарами Мк.29. директоры Мк.63 с радарами Мк.34. В 1944 г. радиолокаторы Мк.4 получили радиовысотомеры Мк.22 с дополнительной параболической антенной. Наконец, в начале 1945 г. началась установка на кораблях приборов TDY для постановки помех РЛС противника.

Поначалу авиагруппа «эссексов» включала четыре эскадрильи: разведывательную, бомбардировочную, торпедоносную, истребительную. Последняя была двойной и состояла из 36 машин, остальные имели по 18. Кроме них, имелся самолет командира авиагруппы, а еще 9 машин хранились в частично разобранном виде (как резерв для восполнения потерь). Всего авианосец нес на борту 100 самолетов: 39 стребителей F4F «Уайлдкэт», 40 разведчиков-бомбардировщиков SBD «Донтлесс», 21 торпедоносец TBF «Эвенджер». По мере совершенствования радиолокаторов потребность в разведчиках снижалась. В 1944 г. их заменили «чистыми» пикировщиками и истребителями. Угроза со стороны камикадзе обусловила рост численности истребителей.

Летом 1945 г. типовая авиагруппа насчитывала 103 самолета, сведенных в две большие (36—37 машин) эскадрильи истребителей и истребителей-бомбардировщиков и две малые (15 машин) эскадрильи пикировщиков и торпедоносцев. По проекту, авиационный боезапас включал 148 бомб по 1000 фунтов (454 кг), 450 бомб по 500 фунтов (227 кг), 522 бомбы по 100 фунтов (45 кг) бомб, 36 торпед Мк.ХIII.

При этом предусматривалась возможность 100% увеличения количества бомб. Такое решение оказалось очень правильным. Боезапас подавали из погребов к самолетам три элеватора на ангарной палубе и три на полетной палубе. Запас бензина составлял 876795 литров (в конце войны из-за монтажа дополнительного зенитного вооружения и радаров этот запас уменьшили до 791065 л).

Авианосцы типа «Эссекс» оказались удачными кораблями. Их даже называли иногда лучшими тяжелыми авианосцами Второй мировой войны. С одной стороны, они обладали большой ударной мощью. С другой — отличались высокой живучестью (неоднократно получали тяжелые повреждения, но ни один не погиб). К числу недостатков относились: неважная мореходность, слабость конструкций полетной палубы и противоторпедной защиты, плохая вентиляция внутренних отсеков, перегруженность жилых помещений. Вследствие отсутствия бронирования полетной палубы эти авианосцы сильно страдали от пожаров в случаях попадания авиабомб или камикадзе.

Но, тем не менее, благодаря своей многочисленности и своим достоинствам, а также своевременности появления, именно авианосцы типа "Эссекс» разгромили японский флот.

После Второй мировой войны многие «эссексы» прошли модернизациию по проектам SCB-27A, SCB-27C и SBC-125, что по сути дела сделало их кораблями нового типа.

«Antietam» (CV-36) в 1945—49 гг. служил в составе Тихоокеанского флота. С 21.06.1949 по 17.01.1951 гг. находился в резерве. Действовал в составе 7-го флота у берегов Кореи (15.10.1951 —22.03.1952). В 1952 г. получил угловую палубу. С 1.08.1953 противолодочный авианосец (CVS-36) в составе Атлантического флота. 21.04.1957 г. был передан учебному центру морской авиации в Пенсаколе. Списан 1.05,1973 г.

«Bennington» (CV-20) вошел в состав 5-го флота 10 февраля 1945 г. Участвовал в налетах на Токио, Иокогаму, Курэ, в поддержке десантов на острова Иводзима и Окинава, в потоплении линкора «Ямато» и других операциях.

Авианосец «Bennington» (CV-20) типа "Essex"
Авианосец «Bennington» (CV-20) типа "Essex"

В ходе двух массированных ударов американской палубной авиации по военно-морской базе Курэ летом 1945 г. там погибли остатки японского флота: авианосцы «Амаги», «Кацураги», «Рюхо», линкоры-авианосцы «Исэ» и «Хюга», линкор «Харуна», крейсеры «Тонэ», «Аоба», «Оёдо» и другие корабли.

Впрочем, они и так не представляли угрозы, поскольку у японцев не было ни топлива, ни самолетов, ни летчиков.

Истребители «Беннингтона» до конца войны сбили 180 самолетов. Авианосец вывели в резерв 8.11.1946 г. В 1950— 52 гг. он был переоборудован по программе SCB-27A.

«Bon Homme Richard» (CV-31) с 4.06.1945 г. принял участие в заключительном этапе войны на Тихом океане. В резерве с 9.01.1947 г. С 15.01.1951 г. по 18.12.1952 г. участвовал в боевых действиях против КНДР. В 1953—55 гг. переоборудован по программе SCB-27C,

«Boxer» (CV-21) после вступления в строй служил на Тихом океане. В составе 7-го флота действовал у берегов Кореи в 1950—53 гг. 28.08,1952 г. с авианосца был впервые произве ден запуск беспилотных управляемых реактивных снарядов. С 1.02.1956 г. авианосец ПЛО (CVS-21).

Авианосец «Boxer» (CV-21) типа "Essex"
Авианосец «Boxer» (CV-21)  типа "Essex"

С 1959 г. вертолетоносец LPH-4 s составе Атлантического флота. Списан 1.02.1969 г. и продан на слом.

«Bunker Hill» (CV-17) вошел в состав Тихоокеанского флота 27.10.1943 г. Участвовал в многочисленных бомбардировках японских баз и аэродромов, в обеспечении десантных операций. 17.02.1945 г. Его самолеты участвовали в потоплении японского крейсера «Нака» в лагуне атолла Трук.

Авианосец «Bunker Hill» (CV-17) типа "Essex"
Авианосец «Bunker Hill» (CV-17)  типа "Essex"

В ходе битвы за Окинаву 11.05.1945 г. его таранили сразу два камикадзе. Один врезался в группу находившихся в кормовой части самолетов и вызвал сильный пожар. Отделившаяся от него бомба пробила несколько палуб, борт и взорвалась на поверхности воды, изрешетив осколками обшивку. Второй самолет пробил полетную палубу рядом с «островом» и взорвался внутри корпуса, вызвав пожары в галерейной палубе. Оторвавшийся от самолета двигатель попал в помещение штаба соединения TF58 и стал причиной гибели большинства находившихся там офицеров. Положение авианосца было очень тяжелым, но благодаря энергичным мерам все же удалось его спасти. Пожар на верхней палубе погасили за полтора часа, в ангаре — через четыре с половиной. Потери экипажа составили 391 человек погибших, 264 раненых.

Авианосец «Bunker Hill» (CV-17) типа "Essex"
Авианосец «Bunker Hill» (CV-17)  типа "Essex"

За время войны истребители авианосца сбили 554 японских самолета. С 01.1947 г. в резерве. Списан 1.11.1966 г. и превращен в опытовое судно-блокшив для испытаний радиоэлектронного оборудования. В 1973 г. Продан на слом.

«Essex» (CV-9) вступил в строй 31.12.1942 г., когда у американцев на Тихом океане остались всего два авианосца — «Энтерпрайз» и «Саратога».

Японцы, несмотря на потери, понесенные в сражении у атолла Мидуэй, все еще обладали численным перевесом и занимали более выгодную стратегическую позицию на ТВД.

Авианосец «Essex» (CV-9) типа "Essex"
Авианосец «Essex» (CV-9)  типа "Essex"

Освоение новой техники, подготовка авиагруппы и переход С Атлантики заняли ровно три месяца. Наконец, 31.05.1943 г. «Эссекс» бросил якорь в Пёрл-Харборе. «Это было историческое событие. Начался новый период в войне с Японией», — так вспоминал об этом факте адмирал Фредерик Шерман. 27 июля в Пёрл-Харбор прибыл авианосец «Yorktown» (CV-10), 9 августа «Lexington» (CV-16).

Однако командующий Тихоокеанским флотом адмирал Честер Нимиц не спешил отправлять новейшие авианосцы в бой. Он понимал, что успех в предстоящих сражениях будет определять уровень боевой подготовки экипажей, особенно летчиков. Поэтому сначала Нимиц использовал «эссексы» на второстепенных направлениях, где они решали несложные задачи. Таким был, например, налет палубной авиации «Эссекса», «Йорктауна» и легкого авианосца «Индепенденс» на остров Маркус 31.08.1943 г. В сентябре-октябре «Эссекс», «Йорктаун» и «Лексингтон» совершили несколько рейдов к островам Тарава, Макин и Уэйк.

Утром 11 ноября авианосные группы контр-адмиралов А. Монтгомери («Эссекс», «Банкер Хилл», «Индепенденс») и Ф. Шермана («Саратога», «Принстон») с удаления 160 миль нанесли мощный удар по японской базе Рабаул на острове Новая Британия, в налете участвовали 185 машин. У японцев один эсминец («Судзунами») был потоплен, три серьезно повреждены; тяжелые повреждения получили два легких крейсера.

В тот же день японцы произвели ответную атаку (67 истребителей, 14 торпедоносцев, 27 пикировщиков, несколько горизонтальных бомбардировщиков) по соединению Монтгомери. Американские радары своевременно обнаружили приближавшегося противника. Немедленно с авианосцев стартовали истребители. Их встреча с японцами произошла в 40 милях (74 км) от кораблей. Но остановить противника они не сумели.

Соединение Монтгомери имело следующий ордер: авианосцы находились в вершинах равностороннего треугольника на удалении одной мили друг от друга, а по окружности (диаметром две ми пи) шли девять эсминцев. Американцы достигли необычайно высокой плотности зенитного огня. Например, «Баккер Хилл» выпустил 532 снаряда калибра 127 мм, 4878 — 40-мм, 22700 — 20-мм. В итоге воздушных схваток и зенитного огня японцы не добились ни одного попадания в корабли и потеряли 35 своих самолетов. Американцы лишились 11 истребителей.

Этот бой показал, что мощное зенитное вооружение, в сочетании с новейшими средствами обнаружения и управления огнем подняли ПВО авианосных соединений на качественно новый уровень. Истребители «Хеллкэт» и «Корсар» по своим летно-техническим характеристикам превосходили японский «Зеро». Уровень подготовки американских пилотов тоже заметно вырос, а у японцев наоборот снизился, поскольку их лучшие пилоты к тому времени уже погибли в боях. Таким образом, результаты первого серьезного боя с участием новых авианосцев подтвердили, что в стратегической расстановке сил на Тихом океане произошел перелом.

В дальнейшем «Эссекс» участвовал во многих сражениях и десантных операциях. 25.10.1944 г. Его самолеты участвовали в потоплении японских авианосцев «Дзуйхо» и «Читосэ». Через месяц, 25 ноября, корабль был поврежден самолетом-камикадзе, взорвавшимся в носовой части полетной палубы: погибли 15, были ранены 44 человека. Кроме того, сгорел один стоявший на палубе самолет, однако корабль сохранил боеспособность.

Затем последовали новые рейды к Формозе, Рюкю, Лусону, Индокитаю, Гонконгу, удары по Токио, Иокогаме, Курэ, поддержка высадки на Иводзиме.

В апреле-июне 1945 г. корабь участвовал в битве за Окинаву и в потоплении линкора «Ямато» (7.04.1945). 11 апреля от взрыва авиабомбы рядом с бортом корабль получил повреждения топливных цистерн и машинного отделения; потери экипажа составили 33 убитых и 33 раненых. После короткого ремонта авиагруппа «Эссекса» продолжила в июле-августе бомбардировки Токио, Кобэ, Нагой, Курэ, Майдзуру, острова Хоккайдо. За годы войны истребители «Эссекса» сбили 800 японских самолетов!

9.01.1947 г. корабль вывели в резерв, а затем модернизировали по проекту SCB-27A. Вновь вступил встрой 1.02.1951 г.

«Franklin» (CV-13) находился в боях с 07.1944 г. В ходе сражения в заливе Лейте участвовал в потоппении японского авианосца «Чиода».

16.10.1944 японские пилоты-смертники попытались нанести массированный удар по соединению Митшера. Возглавлял их группу контр-адмирал Арима на истребителе «Зеро». Японская пропаганда провозгласила его национальным героем как первого камикадзе. Утверждалось, что он повредил авианосец "Франклин». Однако на самом деле самолет адмирала был сбит над морем. На палубу "Франклина» упало крыло, оторвавшееся от другого сбитого самолета. Никаких повреждений авианосец тогда не получил.

Авианосец «Franklin» (CV-13) типа "Essex"
Авианосец «Franklin» (CV-13)   типа "Essex"

Но 30 октября еще одному камикадзе удалось поразить «Франклин». Самолет пробил полетную палубу и вызвал пожар в ангаре. Погибли 56 человек. 14 получили ранения, сгорели 33 самолета.

В марте 1945 г., через три дня после неудачного рейда японцев к острову Улити, соединение TF58 покинуло его лагуну и отправилось к берегам Японии. Целью операции была бомбардировка военных и промышленных объектов. Японцы бросили в бой всю наличную авиации, и сумели причинить определенный ущерб авианосцам «Интрепид», «Йорктаун», «Уосп». Но сильнее всех пострадал «Франклин». Две бомбы одновременно попали в его носовую и кормовую части, взорвались в ангаре и вызвали два сильных очага пожара. Вскоре пламя охватило весь корабль. Стали взрываться подвешенные к самолетам бомбы и ракеты, снаряды в кранцах первого выстрела зенитных установок. «Франклин» потерял ход, из-за густого дыма в помещениях машинную команду пришлось эвакуировать. Одновременно крен на левый борт достиг 11 градусов.

Считая положение авианосца безнадежным, командование соединения предложило его капитану оставить судно. Однако тот отказался. Еще три часа на «Франклине» грохотали взрывы. Тем не менее, он сохранял остойчивость и достаточный запас плавучести. Затем пожар стал уменьшаться и авианосец взял на буксир крейсер «Питтсбург». Огонь удалось ликвидировать через сутки, и тогда корабль дал ход. Он сам дошел до Пёрл-Харбора, где прошел первоначальный ремонт, а затем отправился в Нью-Йорк для полного восстановления. Правда, оно так и не состоялось.

Американские историки называют спасение авианосца подвигом. Он достался дорогой ценой. Потери составили треть экипажа: 724 человека погибли, 265 получили ранения и ожоги. После этого столкновения последние боеспособные авиационные части Японии по сути дела перестали существовать. Из 193 самолетов, выделенных для удара по соединению TF58, погибли 161. Кроме того, около 500 самолетов были уничтожены на земле.

Истребители «Франклина» за время войны сбили 120 японских самолетов. Корабль в боевой состав флота больше не вводился. Списан 10.10.1964 г. и продан на слом.

«Intrepid» (CV-11) с 10.01.1944 г. Участвовал в боях по захвату атолла Кваджалейн, занимающего доминирующее положение среди Маршалловых островов. Целую неделю палубные бомбардировщики авианосцев и корабельная артиллерия «утюжили» Кваджалейн. Более половины из 8600 человек японского гарнизона было убито, оставшиеся в живых оглохли от взрывов и находились в шоковом состоянии. Когда на перепаханном острове высадились десантники, они не встретили организованного сопротивления. Вслед за Кваджалейном пали другие острова архипелага.

Авианосец «Intrepid» (CV-11) типа "Essex"
Авианосец «Intrepid» (CV-11)    типа "Essex"

Следующий удар американцы нанесли по острову Трук в центральной части Тихого океана. Японцы создали там сильно укрепленную базу, и называли ее «тихоокеанским Гибралтаром». Однако мощная береговая оборона сочеталась с недостаточными средствами ПВО. Только за 16 и 17 февраля американская палубная авиация (в основном, самолеты «эссексов») уничтожила на земле и в воздухе 311 вражеских самолетов и еще 70 повредила. В лагуне Трука были потоплены 12 боевых кораблей (в т.ч. легкий крейсер «Нака»), а также 34 транспортных судна (около 200 тысяч брутто-тонн). Японская база подверглась таким разрушениям, что необходимость ее штурма отпала. Она полностью утратила свое стратегическое значение. В дальнейшем уцелевшая часть японского гарнизона почти полностью погибла от голода.

В районе Трука 17 февраля в корму «Интрепида» попала торпеда с японского самолета. Взрыв заклинил рулевой привод, скорость упала до 20 узлов. По- тери экипажа составили 11 убитых и 17 раненых.

Авианосец срочно ушел на ремонт в Пёрл-Харбор. Он вернулся 16 августа того же года. Обеспечивал высадку на Каролинские острова, наносил удары по аэродромам на островах Лусон, Рюкю и Формоза, участвовал в сражении в заливе Лейте и потоплении авианосца «Дзуйкаку». 29 октября был легко поврежден попаданием камикадзе. 25 ноября сразу два камикадзе врезались в полетную палубу «Интрепида». Перед этим каждый из них сбросил по одной бомбе, которые взорвались во внутренних помещениях. В ангаре загорелись 19 самолетов, заправленных бензином и подготовленных к подъему.

Вскоре пожар перекинулся на самолеты, находившиеся на полетной палубе. «Охваченный пламенем, с бегущими по бортам потоками горящего бензина, «Интрепид» раскачивался от взрывов и извергал столбы черного дыма» — вспоминал позже адмирал Шерман. Пожар удалось потушить только через два часа, горящие самолеты сбросили за борт. Погибли 69 человек. 35 были ранены. Авианосец снова ушел в Пёрл-Харбор на ремонт.

Авианосец «Intrepid» (CV-11) типа "Essex"
Авианосец «Intrepid» (CV-11)    типа "Essex"

Он вернулся в марте 1945 г. 18 марта во время налета японских торпедоносцев горящие обломки сбитого самолета рухнули на палубу, вспыхнул подававшийся в тот момент авиабензин. 45 человек погибли или обгорели. В апреле самолеты авианосца участвовали в потоплении линкора «Ямато». 16 апреля «Интрепид» опять получил повреждения от камикадзе, взорвавшегося на ангарной палубе возле кормового лифта. Другой японский самолет взорвался у самого борта. В результате взрывов и пожаров погибли 10 человек и 87 получили ранения.

Последовал очередной ремонт в метрополии Всего за годы войны истребители авианосца сбили 298 японских самолетов.

Был выведен в резерв 22.03-1947 г. В 1951—54 гг. прошел переоборудование по программе SCB-27C.

«Ticonderoga» (CV-14) вошел в состав 5-го флота 2.11.1944 г. Вместе с другими «эссексами» бомбил Лусон, Формозу, Рюкю, Индокитай и Гонконг. В январе 1945 г. адмирал Хэлси отбыл в Пёрл-Харбор, его пост снова занял Спрюенс. Соответственно, 3-й флот опять стал 5-м, а соединение TF38 — TF58.

Японский флот после разгрома у Филиппин уже не представлял для американцев серьезной угрозы. Однако у них появился очень опасный противник — летчики-смертники. Японцы начали активно применять камикадзе еще осенью 1944 г. во время битвы за Филиппины. Самыми опасными среди них были реактивные самолеты-снаряды «Ока" (Вишня) с твердотопливным двигателем. Их сбрасывали с тяжелых бомбардировщиков на удалении 20—80 км от цели. По существу, это были крылатые ракеты, где вместо компьютера наведение на цель осуществлял пилот-смертник. Главной целью камикадзе являлись авианосцы.

Авианосец «Ticonderoga» (CV-14) типа "Essex"
Авианосец «Ticonderoga» (CV-14) типа "Essex"

С января 1945 г. камикадзе действовали парами, что повышало вероятность уничтожения корабля Днем 21 января возле Формозы авианосец «Тикондерога» атаковала такая пара. Самолеты неожиданно вынырнули из-за облаков и спикировали на цель.

Первый врезался в полетную палубу, сброшенная с него бомба взорвалась в ангаре. Второй попал в платформу носового директора Мк.37; его бомба взорвалась на палубе возле «острова». Сразу же загорелись подготовленные к старту самолеты. Сгорели 36 машин, погибли 143 человека, еще 202 получили ранения. Авианосец ушел на ремонт в Пёрл-Харбор и снова вступил в строй в мае.

Всего истребители авианосца сбили 304 японских самолета.

9.01.1947 г. корабль вывели в резерв. В 1951 — 54 гг. он был модернизирован по программе SCB-27C.

«Yorktown» (CV-10) Первой крупной операцией для авианосца стало вторжение на атоллы Тарава и Макин (архипелаг Гилберта). Оно началось 19.11.1943 г.

После этого авианосцы типа -Essex» вошли в состав оперативного соединения TF58, которое возглавил бывший командир авианосца CV-8 «Хорнет» контр-адмирал Марк Митшер. Он оставался на своем посту до конца войны. Именно под его руководством соединение TF58 сыграло выдающуюся роль в разгроме японского флота. В составе этого соединения «Йорктаун» обеспечивал высадку на Маршалловы острова, наносил удары по Палау и Труку, прикрывал высадку десантов на Марианские и Каролинские острова.

Авианосец Yorktown» (CV-10) тип Essex
Авианосец Yorktown» (CV-10) тип Essex

Самолеты «Йорктауна» бомбили аэродромы на острове Лусон, японские базы на Формозе, Рюкю, Лусоне, в Индокитае и Гонконге, совершали налеты на Токио, Иокогаму, Курэ.

18.03.1945 г. в «Йорктаун» попала авиабомба, которая пробила мостик, палубу и взорвалась возле борта. Погибли 5, были ранены 26 человек.

В конце марта его авиагруппа участвовала в уничтожении японского суперлинкора «Ямато». Авиационное прикрытие у японского отряда отсутствовало, поэтому потери американцев от зенитного Получив 9 или 10 попаданий торпед и 10—12 попаданий 1000-фунтовых бомб, «Ямато» перевернулся и затонул почти со всем экипажем, «Эвенджеры» с авианосца «Йорктаун» всадили в него 6 торпед.

Одновременно американцы расправились с эскортом, причем крейсер «Яхаги» потопили тоже пилоты с «Йорктауна».

За годы войны истребители авианосца сбили 504 японских самолета. Корабль вывели в резерв 9.01.1947 г. В 1951 — 53 гг. он был модернизирован по программе SCB-27A.

+29 -3 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru