Основной танк AMX-30





Французский основной боевой танк AMX-30. О военной технике, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Французский основной боевой танк AMX-30


В Начало

Французский основной боевой танк AMX-30В 1950-е годы развернулась дис­куссия о принятии на вооружение армий западноевропейских стран единого основного боевого танка. Машина предназначалась для заме­ны американских танков М47 «Пат­тон». Наибольшую заинтересован­ность в программе разработки еди­ного танка проявляли армии Вели­кобритании, Германии, Италии и Франции. Но планы эти с треском провалились: в четырех государст­вах НАТО на вооружение были при­няты четыре совершенно разных основных боевых танка. Требования англичан к перспективной боевой машине принципиально отличались от требований остальных участни­ков программы. Британцы отдавали приоритет защищенности и огневой мощи. Французы и немцы — подвиж­ности и огневой мощи. Италия, никог­да не отличавшаяся развитым тан­костроением, всерьез в формировании облика танка участия не прини­мала. Разногласия между француза­ми и немцами проявлялись скорее в экономической сфере. Какое-то вре­мя политики пытались эти проти­воречия сгладить. Программа еди­ного танка НАТО трансформирова­лась в франко-западногерманскую. В соответствие с ней предполага­лись постройка прототипов фран­цузской и западногерманской конс­трукции, проведение их сравнитель­ных испытаний и принятие на воору­жение лучшей машины. В конечном итоге и этот план потерпел фиас­ко: на вооружение армий двух стран поступили разные танки: в Западной Германии — «Леопард-1», во Фран­ции — АМХ-30.

Характеристики обеих машин близ­ки, они даже похожи внешне. Однако, если «Леопард-1» рассматривался как танк обороны, то АМХ-30 плани­ровалось использовать прежде всего как танк наступления. К концу 1960-х годов сухопутные войска Франции должны были иметь в своем составе только механизированные подразде­ления, оснащенные исключительно бронетехникой — боевыми машина­ми пехоты, пушечными бронеавтомо­билями и основными боевыми танка­ми. Командование вооруженных сил исповедовало сугубо наступательную военную доктрину. Исходя из новой концепции строительства вооружен­ных сил, в требования к перспек­тивному танку французы заложили «наступательные» факторы: увели­ченный запас хода по шоссе, способ­ность преодолевать вброд водные преграды глубиной до 1,3 м без пред­варительной подготовки и глубиной до 4 м по дну — после подготовки.

Французский основной боевой танк AMX-30

Размеры танка жестко регламентиро­вались габаритами железнодорожно­го подвижного состава. АМХ-30 полу­чился самым «маленьким» и легким среди западных основных боевых танков 1960-х годов.

Ценой улучшения подвижности при сохранении достаточно мощ­ного вооружения стала ослаблен­ная защищенность танка. Несмотря на рациональные формы корпуса и башни бортовая броня выдержи­вала попадания лишь крупнокали­берных пуль и осколков снарядов. Несомненно, что столь слабая бронезащита — основательный «про­кол» разработчиков технического задания. Основной боевой танк — это все-таки не бронеавтомобиль. Впервые на французском танке пре­дусматривалось использование сис­темы защиты от оружия массового поражения. Другой новинкой стало создание вместе с танком тренаже­ра механика-водителя.

Первый прототип танка АМХ-30 был изготовлен в 1961 году, через три года после начала полномасш­табного проектирования. Через год на испытания вышел второй прото­тип, в 1963-м — семь опытных экзем­пляров машин, а в сентябре 1965-го заказчик получил два предсерийных АМХ-30.

AMX-30 преодолевает препятствия во время тактических занятий

AMX-30 преодолевает препятствия во время тактических занятий

Танк был спроектирован по класси­ческой компоновочной схеме с отде­лением управления в передней части машины, боевым — в средней части и моторно-трансмиссионным — в кор­ме. Корпус танка сварной, лобовая деталь корпуса — литая. Своей фор­мой корпуса французский танк силь­но напоминает западногерманского «собрата» — «Леопард-1». Вообще же в облике обеих боевых машин явственно «читается» влияние Т-34. Верхний лобовой лист корпуса уста­новлен под углом 68° к вертикали, его толщина составляет 80 мм. Толщина расположенных под углом бортовых бронелистов — 57 мм. Днище корпуса выполнено корытообразным — для повышения защищенности машины от взрывов мин.

Рабочее место механика-водителя смещено к левому борту. В наклон­ном лобовом бронелисте корпуса над сиденьем механика-водителя имеет­ся сдвижной влево люк овальной формы. Перед люком смонтировано три перископических наблюдатель­ ных прибора М223. Предусмотрена возможность замены среднего перис­копа панорамным активным прибо­ром ночного видения ОВ-16-А с бино­кулярным каналом ночного видения и монокулярным дневным каналом. Увеличение обоих каналов — 1х; поле зрения ночного канала — 35°, дневного — 24°. Подсветка ночного канала производится прожектором РН-8-В, прожектор монтируется на маске орудия слева от ствола; диа­метр линзы — 450 мм. Прожектор может работать как в ИК-спектре, так и освещать объект «нормаль­ным» светом. Переключение режима работы прожектора осуществляется дистанционно. В нерабочем положе­нии прожектор закрывается броне- створками.

В средней части корпуса монтиру­ется литая башня Т-105 с развитой кормовой нишей. По мнению неко­торых западных экспертов, башня танка АМХ-30 обладала наилучшей формой с точки зрения баллистичес­кой стойкости по сравнению с баш­нями современников — «Чифтона», «Леопарда-1» и М60. В башне уста­новлена 105-мм пушка CN-105-F1 с длиной ствола 56 калибров. Удаление газов после выстрела осуществляется продувкой канала ствола сжатым воз­духом. Углы наведения орудия в вер­тикальной плоскости: от -8° до +20°. Боекомплект 105-мм орудия — 47 унитарных выстрелов, 28 из которых уложено в боеукладке, расположен­ной в передней части корпуса справа от сиденья механика-водителя, еще 19 — находятся в башне. В состав боекомплекта входят бронебойно- подкалиберные (начальная скорость 1525 м/с, масса 17,1 кг), осколочно- фугасные (1000 м/с, 21 кг), кумуля­тивные, дымовые и осветительные снаряды. Интересна конструкция кумулятивного снаряда. Как известно, бронепробиваемость кумулятивного снаряда снижается в несколько раз, если при встрече с препятствием он вращается. Выпущенный из нарезной пушки снаряд вращается в полете со скоростью 17 ООО — 18 ООО об/мин. В боеприпасе к французской 105-мм танковой пушке кумулятивный заряд помещен в капсулу, установленную внутри корпуса на шарикоподшип­никах. В полете вращается только корпус снаряда, заряд же остается неподвижным. Метод сколь ориги­нальный, столь и дорогой. Стоимость одного такого снаряда в несколько раз выше стоимости обычного, без под­шипников. Возможна стрельба снаря­дами и из боекомплекта английской 105-мм танковой пушки L7. Выброс стреляных гильз производится через лючок в левом борту башни. С основ­ным орудием спарен 12,7-мм пуле­мет (установлен слева от орудия). В данном случае термин «спарен» не совсем верен. Крупнокалиберный пулемет может блокироваться с основным орудием, но может наво­диться в вертикальной плоскости и раздельно. Пулемет смонтирован в раздельной бронемаске с увеличен­ным до +40° углом возвышения, за счет чего из него возможна стрельба по низколетящим воздушным целям. На командирской башенке смонти­рован пулемет NF1 калибра 7,62 мм (скорострельность — 900 выстр./мин, начальная скорость пули — 815 м/с, боекомплект — 2050 патронов). Пулемет имеет механическое дис­танционное управление, стрельбу из него могут вести командир и навод­чик. По бортам башни смонтировано по два дымовых гранатомета калиб­ра 80 мм.

Показатели проходимости танка АМХ-30

Показатели проходимости танка АМХ-30

Справа от орудия находятся места наводчика и командира танка, слева — заряжающего. Заряжающий также выполняет обязанности радис­та. В крыше башни имеются два люка — командира и заряжающего.

В башне смонтирован командир­ский оптический монокулярный при­цел-дальномер М208, работающий по принципу совмещения изображе­ний; его база — 2 м, увеличение — 12х, диапазон измеряемых дальнос­тей — от 600 до 3500 м. При ведении стрельбы из 105-мм орудия в темное время суток используется активный ИК-прицел ОВ-17-А с 4-кратным уве­личением. У наводчика установлен жестко связанный с орудием теле­скопический прицел М271.

Для наведения в дневных услови­ях спаренного пулемета применяется прицел М267, увеличение прицела — 10х, а ночью — активный ИК-прицел ОВ-23-А с 4-кратным увеличением. Подсветка прицела ОВ-23-А может осуществляться основным прожекто­ром РН-9-В или спаренным с 7,62-мм пулеметом прожектором РН-9-А диаметром 230 мм. Командирская башенка ТОР-7 вращается в направ­лении, противоположном направле­нию разворота башни. По периметру командирской башенки смонтирова­но десять перископических наблюда­тельных приборов М268, на коман­дирской башенке перед люком — один бинокулярный наблюдательный прибор М267. Один перископический смотровой прибор М223 установлен у наводчика, два — у заряжающе­го, кроме того, для наблюдения за местностью наводчик и заряжающий могут использовать по одному пано­рамному перископическому прибору М282.

Привод разворота башни электро- гидравлический.

По бортам башни смонтировано ограждение-корзина для складиро­вания имущества экипажа и снаря­жения.

В моторно-трансмиссионном отде­лении установлен единый конс­трукционный блок из двигателя и трансмиссии. Двигатель — четырех­тактный двенадцати цилиндровый (с оппозитным горизонтальным рас­положением цилиндров) многотоп­ливный дизель жидкостного охлаж­дения HS110-2 мощностью 720 л.с. Дизель может работать на соляре, керосине и бензине. Запуск осущест­вляется электростартером. Глушите­ли расположены по бортам моторно-­трансмиссионного отделения на кры­льях ближе к корме. Трансмиссия — механическая 5SD-200D, имеет пять передач переднего и пять заднего хода. Топливные баки суммарной емкостью 960 л находятся в отделе­нии управления и в моторно-трансмиссионном отделении. Ходовая часть танка включает по пять опор­ных катков на борт. Подвеска опор­ных катков — торсионная. Опорные катки — двухскатные с резиновыми бандажами. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого спла­ва, ступицы — стальные. Балансиры первого и третьего опорных катков установлены против хода, осталь­ных катков — по ходу танка. Первый и пятый узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Двухскатные направляющие колеса также имеют резиновые бандажи; диски направляющих колес выпол­нены из алюминиевого сплава, сту­пицы — стальные. Ведущие колеса (количество зубьев — 13) заднего расположения изготовлены из стали. Имеется десять поддерживающих роликов (по пять на борт) с внут­ренней амортизацией. Гусеницы — с открытыми шарнирами последо­вательного типа, траки — с резино­выми асфальтоходными подушками. Ресурс элементов ходовой части составляет 2 — 5 тыс. км пробега.

Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаро­тушения.

Фильтро-вентиляционная уста­новка системы защиты от оружия массового поражения установлена в кормовой нише башни.

В состав электрооборудования входят 24-вольтовый генератор мощ­ностью 10,5 кВт и восемь аккумуля­торных батарей суммарной емкос­тью 380 Ач.

Танк АМХ-30 способен преодоле­вать по дну водные преграды глу­биной до 5 м. Подготовка к форси­рованию водной преграды занимает 10 мин. На башне вместо перис­копического наблюдательного при­бора заряжающего монтируется воздухозаборная труба, изготовлен­ная из стеклопластика. В походном положении она крепится на корме башни. Для выдерживания направ­ления движения по дну у механика- водителя установлен гирополукомпас. Перед форсированием экипаж герметизирует машину, закрывает ствол орудия заглушкой и приводит в немедленную готовность к исполь­зованию индивидуальные кислород­ные дыхательные приборы.

Решение о начале серийного про­изводства танков АМХ-30 приня­ли в июле 1963 года. Первый танк вышел из ворот завода в Роанне в июне 1966 года. Завод L'Atelier de Construction de Roann был основан известным французским предприни­мателем Андрэ Ситроеном в 1917 году. Первоначально здесь изготав­ливали артиллерийские боеприпасы, выпуск и ремонт бронетехники нала­дили в 1952 году в кооперации с фир­мой L'Atelier de Construction d’lssyles- Moulineaux (АМХ). Выпуском основ­ных боевых танков АМХ-30 было загружено примерно 45% производ­ственных мощностей завода. Здесь изготавливались корпуса танков, велась окончательная сборка и испы­тания готовой продукции. Двигатели HS110 по лицензии фирмы «Испано- Сюиза» выпускал завод L’Atelier de Construction de Lim ges, башни и бро­нелисты — L’Atelier de Construction de Tarbes, вооружение — L’Atelier de Construction de Bourges. Оптические приборы поставляло предприятие L’Atelier de Construction de Puteaux, радиоэлектронное оборудование — La Section d’Etudes et abrications des Telecommunications. Стоит отметить, что все основные компоненты танка и сама сборка производились госу­дарственными предприятиями, а не частными фирмами. Средний темп производства составлял десять тан­ков в месяц.

Производство танков АМХ-30 было завершено в 1981 году. Формально обозначение АМХ-30 относится к опытным образцам машин, серий­ные же имели обозначение АМХ-ЗОВ, однако литера «В» в индексе танка употребляется крайне редко.

Работы по улучшению боевой эффективности танка начались прак­тически сразу же с запуском его в серию. Первым наиболее заметным отличием стала замена спаренного крупнокалиберного пулемета авто­матической пушкой калибра 20 мм с боекомплектом 480 снарядов (скоро­стрельность — 740 выстр./мин, на­чальная скорость снаряда 1050 м/с). Французы пошли своеобразным пу­тем. Вооружить танк малокалибер­ной автоматической пушкой пыта­лись во многих странах, но в серию запускались танки с пулеметным вспомогательным вооружением. Галлы сделали все наоборот. Тому имелись причины. Ошибочно приня­то считать, что приоритет в области использования боевых вертолетов принадлежит американцам. На са­мом деле пионерами стали францу­зы. В Алжире они впервые в мире использовали вертолеты, вооружен­ные противотанковыми ракетами. Объектами поражения вертолетных ПТУР являлась отнюдь не бронетех­ника, что, однако, не помешало экс­пертам правильно оценить возмож­ности перспективного оружия. Пушка на АМХ-30 предназначалась прежде всего для борьбы с маловысотными воздушными целями, в то время как крупнокалиберные спаренные пуле­меты других танков выполняли роль своего рода дальномеров. Хорошая в теории идея положительного эф­фекта не дала. Установка автомати­ческой пушки не была подкреплена интеграцией в прицельный комп­лекс соответствующих радиолокаци­онных или оптических систем наве­дения. Тем не менее, 20-мм пушка на АМХ-30 «прописалась» прочно.

Стволы 105-мм орудий серийных танков получили теплоизоляцион­ные кожухи.

Модернизация башни танка АМХ-30

Модернизация башни танка АМХ-30. 1 — телесистема «Томсон-CSF» или тепловизор «Кастор»; 2 — прицел М527; 3 — запасной прицел М496; 4 — навигационная система «Сьюдад»; 5 — укладка новых под-калиберных выстрелов; 6 — элементы системы управления огнем; 7 — дозиметр; 8 — утолщенная маска пушки

В начале 1970-х годов очевидной стала необходимость замены опти­ческого дальномера лазерным, а также установка системы стабили­зации орудия в двух плоскостях, пас­сивных ИК-приборов ночного виде­ния и автоматизированной системы управления огнем.

Танки АМХ-ЗОВ под обозначением АМХ-ЗОЕ выпускались в Испании с 1974 по 1983 год фирмой «Санта- Барбара».

Модификации танка  АМХ-30

AMX-30D

Танки AMX-30D выпускались на экспорт для эксплуатации в стра­нах с жарким пустынным климатом. Ходовая часть закрывалась экрана­ми, которые предназначались, глав­ным образом, для защиты элемен­тов ходовой части от песка и пыли. Мощность двигателя была понижена до 620 л.с., установлена модернизи­рованная коробка передач, ограни­чивающая максимальную скорость движения до 60 км/ч.

АМХ-30D

АМХ-30D

АМХ-30В2

Вариант АМХ-30В2 является попыткой «подтянуть» французский основной боевой танк до уровня его собрата-конкурента — германского «Леопарда-1». На АМХ-30В2 механи­ческая трансмиссия с ручной короб­кой передач заменена двухпоточной гидромеханической трансмиссией «Валеол/SESM ENC-200 с полуавто­матической коробкой передач (пять передач переднего и пять заднего хода). Трансмиссию разрабатыва­ли в течение шести лет, начиная с 1962 года, причем в ее конструк­ции с целью снижения стоимости и сроков(!) разработки использовались узлы американского и швейцарского производства. Вместо оптического установлен лазерный дальномер АРХ М550 с диапазоном измерения дальностей от 320 до 9995 м, точ­ность измерения составляла ±5 м. Лазерный дальномер интегрирован в командирский прицел М427, прицел имеет дневной и ночной (электрон­но-оптический) каналы. Возможна установка вместо прицела М427 комбинированного дневного/ночно­го гиростабилизированного прицела М527. Для выработки необходимых для стрельбы данных использует­ся электронная система управления огнем СОТАС. Последняя была раз­работана для пушечного бронеавто­мобиля, первого в мире «колесно­го танка» AMX-10RC. На АМХ-30В2 используется вариант СОТАС М581 (на AMX-10RC — СОТАС М401). Система СОТАС включает телеско­пический прицел наводчика М544 с 10-кратным увеличением, лазерный дальномер М550, электронный бал­листический вычислитель М579 и оптический модуль М421. Интересна оригинальная концепция построения системы управления огнем: нестабилизированная пушка и весьма совершенный независимый гиростабилизированный прицел команди­ра. Американцы на ХМ1 (будущем «Абрамсе») применили диаметраль­но противоположный подход — ста­билизированная пушка и зависимый, достаточно простой прицел команди­ра. Решение французов, на первый взгляд, выглядит странно, но оно куда более обоснованно, чем реше­ние американцев. Поиск цели в ско­ротечном бою — задача более важ­ная, нежели просто точный выстрел с хода (при стрельбе с места ХМ1 концептуально преимуществ перед АМХ-30В2 не имеет). Условно гово­ря, на первых «абрамсах» коман­дир является придатком наводчи­ка — шея вертит головой. На АМХ-30В2 голова вертит шеей (ко­мандир — наводчиком). Избавится от врожденного недостатка аме­риканцы смогли только на М1А2, установив независимый гиростабилизированный прицел командира. Конечно, танкостроители США пре­красно понимали ущербность свя­занного с орудием командирского прицела, но они, как и их коллеги из Франции, были ограничены в финан­совых средствах. Проблемы — одни, пути решения — разные.

Модернизация корпуса танка АМХ-30

Модернизация корпуса танка АМХ-301 — прибор ночного видения механика-водителя; 2 — боеукладка новых артвыстрелов фирмы GIAT; 3 — новая аккумуляторная батарея; 4 — вентилятор системы охлаждения; 5 — полуавтоматическая коробка передач ENC 200; 6 — новая гусеница; 7 — новый воздушный фильтр; 8 — модернизированная подвеска; 9 — модернизированные органы управления

Установка новой, более энерго­емкой системы управления огнем вызвала необходимость замены аккумуляторных батарей более мощ­ными — емкостью 125 А ч.

На танках АМХ-30В2 монтирова­лись низкоуровневые телевизион­ные обзорные системы. Бронекожух с телекамерой монтировался на маске пушки справа от ствола, пра­вее лазерного дальномера. Вместо телесистемы фирмы «Томсон-CSF» предусмотрена установка пассивной системы ночного видения «Кастор» этой же фирмы. Телесистема позво­ляет обнаруживать неподвижные и движущиеся объекты на дальности до 1000 м. Дальность обнаружения объектов инфракрасной системой составляет порядка 4000 м, даль­ность опознавания — порядка 2000 м. Мониторы, на которых отображаются телевизионная или тепловая «кар­тинки», установлены как у наводчика, так и у командира. Вождение танка в ночных условиях обеспечено уста­новкой у механика-водителя элект­ронно-оптических приборов ночного видения ОВ-31А или CN2-516.

Огневую мощь удалось повысить за счет введения в состав боекомп­лекта 105-мм оперенных бронебойно-подкалиберных снарядов.

Улучшена система охлаждения двигателя. Был разработан вари ант танка АМХ-30В2 с двигателем HS110-2SR мощностью 800 л.с., однако армия Франции отказалась от закупок танков с дизелями повышен­ной мощности.

Танки АМХ-30В2 серийно выпус­кались заводом в Роанне с 1981 по 1986 год, кроме того, до уровня «В2» модернизировали несколько сот танков АМХ-30 французской армии. Постройка новых и модернизация старых машин велись параллельно на двух производственных линиях. На вновь построенных машинах уве­личили толщину брони маски пушки. В начале 1990-х годов фирма GIAT разработала для танков АМХ-30В2 комплект навесной динамичес­кой защиты BS G2 (BS — Brique de Surblindage), по уровню защи­щенности эквивалентный стальной броне толщиной 400 мм.

Супер АМХ-30

Проект модернизации танков АМХ-30, поставленных на экспорт, был разработан во второй полови­не 1980-х годов группой западно- германских фирм в составе AEG, «Крупп Атлас Электроник», MTU, «Вегманн», «Диль», ZF и GLS. Впервые публично широкой публике Супер АМХ-30 был продемонстриро­ван в Саудовской Аравии, из-за чего в ряде отечественных изданий ука­зывается, будто бы машину модер­низировали именно под саудовские требования. На самом деле планы немцев были куда амбициознее.

«Ключом» модернизации стала полная замена силового блока. На танке установили немецкий дизель MTU МВ833 Ка501 мощнос­тью 850 л.с. вместе с полностью автоматической трансмиссией ZF LSG-3000 и новой системой охлаж­дения. Помимо большей мощности, германский мотор выгодно отличал­ся от французского лучшей при­емистостью и меньшим удельным расходом топлива. Емкость топлив­ных баков была доведена до 1028 л. У механика-водителя предусматри­валась установка новой приборной доски. Улучшения ходовой части танка заключались в установке новых торсионов, ограничителей вертикального хода опорных кат­ков и гидроамортизаторов на всех узлах подвески. Диаметр самих опорных катков несколько увеличи­ли (до 800 м). За счет нововведе­ний удалось почти вдвое уменьшить величину моментов, передаваемых от ходовой части к корпусу танка. Супер АМХ-30 стал гораздо более устойчивой платформой для воору­жения, нежели исходный АМХ-30. Гусеница набрана из траков «тип 234» фирмы «Диль», имеющих ресурс вдвое больший, чем фран­цузские траки. Равно как и силовая установка, полной замены потре­бовала система управления огнем.

Супер АМХ-30

Супер АМХ-30

Фирма «Крупп Атлас Электроник» предложила модульную лазерную систему управления огнем MOLF-30 (Modular Laser Faire Control). В со­став системы входит гиростабилизированный комбинированный дневной/ночной прицел наводчика с встроенным лазерным дальноме­ром. Электрогидравлический привод разворота башни подлежал заме­не на полностью электрический. По желанию клиента немцы предлагали оснащать танк системой юстировки орудия и дополнительной навесной бронезащитой башни.

Супер АМХ-30 представлял собой эквивалент «Леопарда-1 А5», до уровня которого АМХ-30В2 так и не дотянули. Несомненно, куда более удачная по сравнению с АМХ-30В2 западногерманская модель модер­низированного танка, тем не менее, не нашла заказчиков. Супер АМХ-30 так и остался в стадии прототи­па, послужив еще одним примером высокого профессионализма гер­манских танкостроителей.

Эксплуатация танков АМХ-30

Танки АМХ-30 начали поступать в подразделения французской армии в 1966 году. Ими вооружались танко­вые полки механизированных бригад нового образца («тип 64»), В каждом полку по штату полагалось иметь 54 танка (четыре эскадрона по 13 АМХ-30 в каждом плюс две командирские машины). Основной тактической единицей считался взвод из трех танков. Соответственно в эскадроне насчитывалось четыре взвода по три танка в каждом и танк командира эскадрона. Помимо танковых эскад­ронов, в состав полка механизиро­ванной бригады «64» входил механизированный эскадрон — четыре взвода гусеничных БМП АМХ-10А.

Новая структура бригады вводилась взамен прежней — образца «59». Считалось, что более насыщенная бронетехникой бригада будет обла­дать существенно более высокими наступательными возможностями. Судя по всему, французам был при­сущ повышенный оптимизм. Арабо- израильская война 1967 года наглядно продемонстрировала при использова­нии танков в наступлении приоритет защищенности над подвижностью и огневой мощью, то есть приори­тет именно того фактора, который у АМХ-30 стоял на последнем месте.

В середине 1980-х годов танки АМХ-30 состояли на вооружении танковых дивизий (Division Blindee), в каждом таком соединении насчи­тывалось от 170 до 190 основных боевых танков АМХ-30. В состав 1-го корпуса со штабом в Метце входили

1-я и 7-я танковые дивизии, в состав 2-го корпуса со штабом в Баден- Бадене — 3-я и 5-я, в состав 3-го корпуса со штабом в Лиле — 2-я и 10-я. Помимо танков (450 — 500 машин), на вооружении корпуса име­лось порядка 150 самоходок 155 mm GST. В особых случаях в распоряже­ние штаба корпуса мог передаваться полк самоходных пусковых установок тактических ядерных ракет «Плутон». Всего же на вооружение сухопут­ных войск Франции поступило при­мерно 1200 танков АМХ-30. Первые АМХ-30В2 были переданы француз­ской армии в январе 1982 года.

На начало 2001 года на вооружении сухопутных войск Франции насчиты­валось 200 танков АМХ-30В2, еще 500 находилось на хранении.

Помимо французской армии, АМХ-30 состоят на вооружении в Венесуэле (70), Греции, Испании (150 — в резерве), на Кипре (81), в Катаре (34), Саудовской Аравии (300 — на хранении, еще 150 — сняты с вооружения), Чили (60).

В боевых действиях танки АМХ-30 принимали участие сугубо номинально: 550 машин, имевшихся в армии Саудовской Аравии, в 1990 году входили в состав группиров­ки Многонациональных сил, но в операции по «усмирению» Саддама Хусейна участия не принимали. Франция отправила в этот регион так называемую дивизию «Дагу» — сводное соединение, состоявшее из 6-й легкой бронетанковой дивизии и частей усиления. В их число входил 4-й драгунский полк, на вооруже­нии которого находилось 44 танка АМХ-30В2, специально дооборудо­ванные для боевых действий в пус­тыне. Французская дивизия выса­дилась в саудовском порту Янбу на Красном море, откуда совершила 1400-км марш к месту сосредоточе­ния. Она вошла в оперативное под­чинение штабу 18-го американского армейского корпуса, наносившего основной удар по охвату вторгнув­шейся в Кувейт группировки ирак­ских войск. Однако, перед дивизией «Дагу» стояла куда более скром­ная задача — обеспечение фланга наступавшей американской группи­ровки. Боевые действия, которые вели французские части, ограни­чились захватом иракского городка Ac-Салман. Потерь 4-й драгунский полк не понес.

+80 -4 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru