Бомбардировщик Lancaster





Бомбардировщик Avro Lancaster. О холодном и стрелковом оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Бомбардировщик Avro Lancaster


В Начало

Разработка

При разработке бомбардировщика Lancaster основное внимание было уделено обеспечению возможности до­ставки увеличенной полезной нагрузки, точному бомбо­метанию и высокой выживаемости самолета в условиях противодействия ПВО противника во время ночных рейдов на рейх.

В конструкции самолета Lancaster многое унаследова­но от менее удачного пред­шественника — бомбардировщика Manchester. Фактически, прототип Lancaster строился с использова­нием большого количества эле­ментов Manchester Mk I, включая фюзеляж, центроплан, хвостовое оперение и среднюю верхнюю пулеметную турель. От трехкиле­вого оперения вскоре отказались в пользу двухкилевого, как на Manchester Mk I А.

Прототип самолета Lancaster (BT308) имеет хвостовое оперение от Manchester.

Прототип самолета Lancaster (BT308) имеет хвостовое оперение от Manchester.
На первом прототипе стояли моторы Merlin X, а не Merlin XX.

Первый из 3440 построенных бомбардировщиков Lancaster Mk I поступил в 44-ю авиаэскадрилью в 1941 году. По полученному опыту эксплуатации в конструкцию само­лета вскоре потребовалось внести изменения: снять нижнюю турель, установить блистер бомбардира больших размеров, увеличить емкость топливных баков, а также обеспечить возможность приме­нения 3632-кг бомбы Blockbuster.

В дальнейшем использование специально спрофилированных створок бомбоотсека позволило самолету нести 5448-кг бомбы.

Бомбардировщик Lancaster

Максимальная бомбовая нагруз­ка самолета была увеличена до 6350 кг. Самолет получил более мощные моторы Merlin: если на ранних Mk 1 стояли Merlin XX мощностью 1390 л.с., то машины поздних выпусков уже оснащались моторами Merlin 24 мощностью 1610 л.с., при этом обозначение самолета не менялось.

Lancaster Mk II со звездообразными двигателями

Бомбардировщик, оснащенный двигателями воздушного охлаж­дения фирмы «Rolls-Royce», вы­полнил первый полет в ноябре 1941 года. От Mk I модель Mk II от­личалась, прежде всего, звездооб­разными моторами Bristol Hercules. Всего построили примерно 300 ма­шин Mk II, которые по скорости и высоте значительно уступали Mk I с моторами жидкостного охлаждения. Прирост мощности у новой силовой установки не компенсировал увеличение лобового сопротивления и массы самолета из-за установки звездообразных двигателей, к тому же возросло потребление топлива. Как только дефицит моторов Merlin удалось преодолеть, выпуск Mk II прекратили.

Вариант Lancaster MkII с двигателями воздушного охлаждения Bristol Hercules появился только из-за нехватки моторов Rolls-Roys Merlin.

Вариант LancasterMkIIс двигателями воздушного охлаждения BristolHercules появился только из-за нехватки моторов Rolls-Roys Merlin. Летные характеристики MkII оказались хуже, и после начала выпуска моторов Merlin в США выпуск модели MkII прекратили. Окна в бортах фюзеляжа характерны для самолетов ранней постройки, на машинах поздней сборки их не было.

В августе 1942 года появился Lancaster Mk III с моторами Merlin, выпущенными американской фир­мой «Packard», в остальном маши­на не отличалась от Mk I. В строе­вых частях моторы британской сборки часто заменяли двигателя­ми американского производства и наоборот.

Совершенствование вооружения

Оборонительному вооружению самолета конструкторы всегда уде­ляли особое внимание. За время выпуска серии машины получили несколько вариантов средней верх­ней турели Frazer-Nash; на некото­рые самолеты ставили кормовые турели Rose-Rice с двумя 12,7-мм пулеметами Browning вместо штатной турели с четырьмя пуле­метами калибра 7,7 мм, а ближе к концу войны стали использовать кормовые турели AGLT (Automatic Gun-Laying Turret), также называв­шиеся Village Inn и оборудованные небольшим радиолокатором для автоматического наведения двух 12,7-мм пулеметов.

Кабина пилотов бомбардировщика Lancaster, вид на приборы управления

Кабина пилотов бомбардировщика Lancaster, вид на приборы управления

К концу 1942 года бомбарди­ровщики Lancaster в Великобри­тании строились компаниями «Avro», «Metropolitan-Vickers», «Vickers-Armstrong», «Armstrong- Whitworth» и «Austin Motors».

В Канаде самолеты Lancaster Mk X с 1943 года собирала фирма «Victory Aircraft» — от Mk III он от­личался лишь составом бортового оборудования. Первый бомбарди­ровщик канадской сборки прибыл в Британию в сентябре 1943 года.

Прицеливание пулеметов нижней башенной турели FN.64 осуществлялось через перископ.

Прицеливание пулеметов нижней башенной турели FN.64 осуществлялось через перископ. На большом количестве самолетов вместо нее со временем установили радиолокатор Н2S. Демонтаж нижних стрелковых точек сделал бомбардировщики уязвимыми для ночных истребителей Bf110 и Ju 88, вооруженных кинжальными стрелковыми установками Schrage Musik, способными вести огонь вверх.

Большая грузоподъемность са­молета способствовала появлению модификаций, предназначенных для доставки бомб особой мощ­ности: Lancaster Mk III (Special) мог нести 4196-кг мину Upkeep — «прыгающую бомбу», использо­вавшуюся для разрушения дамб на реке Рур в мае 1943 года; Lancaster Mk I (Special, 1944 год), предна­значенный для доставки тяжелых авиабомб Tallboy калибра 5448 кг и Grand Slam калибра 9988 кг.

Эти самолеты оставались глав­ной силой Бомбардировочного командования и так называемых «Сил Патфайндер» (Pathfinder Force, затем 8-я группа Бомбар­дировочного командования), в которые входили самолеты, осна­щенные самым совершенным но тем временам навигационным обо­рудованием и пиротехническими осветительными средствами для маркировки целей. Эти самолеты выполняли функции лидеров групп бомбардировщиков, обозначая цели, по которым следует наносить бомбовый удар. С августа 1944 года на бомбардировщики, кроме моди­фикаций с выпуклыми створками бомбоотсеков, начали монтировать навигационные радиолокаторы H,S. Так, 635-я эскадрилья «Сил Патфайндер» в 1944 году получила несколько самолетов Lancaster Mk VI, девять из которых были модернизированными Mk III и получили моторы Merlin 85 с двух­ ступенчатыми двухскоростными нагнетателями, обеспечившими лучшие высотные характеристики. На ряд самолетов вместо средних верхних и кормовых турелей уста­новили аппаратуру РЭБ.

Дальневосточные варианты

Два самолета Lancaster, включая НК541 (на фото), были оборудованы надфюзеляжными топливными баками емкостью по 6819 л.

Два самолета Lancaster, включая НК541 (на фото), были оборудованы надфюзеляжными топливными баками емкостью по 6819 л. Оба самолета для дальнейших испытаний в 1944 году перегнали в Индию.

Последними вариантами бом­бардировщика, разработанными в военное время, стали «тропиче­ские» B.Mk I (FE) и В.Мк VII (FE). На последнем изменили место установки верхней средней турели Martin и установили кормовую турель FN.82; обе турели вместо пулеметов калибра 7,7 мм были вооружены Р 7-мм пулеметами. «Тропические» модификации предназначались для дальневос­точной компоненты британских ВВС — «Tiger Force», которые планировалось использовать для бомбардировок Японии. Для уве­личения дальности полета два Mk I оснастили дополнительными бака­ми, в результате чего запас топлива возрос на 50%. В середине 1944 го­да эти машины для испытаний перегнали в Индию. Но в 1943 году два самолета уже испытывались там в качестве десантных планеров Horsa и Hamilcar, которые предпо­лагалось использовать на Индо- бирманском ТДВ.

В преддверии вероятных бомбардировочных операций против Японии самолет MkI доработали и перекрасили в белый цвет для лучшего отражения солнечных лучей, после чего машина получила обозначение MkI (FE).

В преддверии вероятных бомбардировочных операций против Япониисамолет доработали и перекрасили в белый цвет для лучшего отражения солнечных лучей,после чего машина получила обозначение MkI (FE). Под фюзеляжем заметен обтекатель радиолокатора H2S

Последними модификациями стали уже послевоенные варианты: фоторазведчик PR.Mk 1, морской разведчик GR.Mk 3 и поисково-спасательный ASR.Mk 3 со спасательными плотами на борту. Канадскими специалистами был разработан вариант Mk 10, предна­значенный для решения широкого спектра задач — от ведения мор­ской разведки до навигационной подготовки экипажей и буксиров­ки мишеней. Немало самолетов доработали в летающие лабора­тории, на которых испытывались турбореактивные двигатели, вооружение, специальное обору­дование. Часть бомбардировщиков модернизировали в гражданские самолеты Lancastrian.

После войны бомбардировщики переоборудовали в авиалайнеры Lancastrian, способные перевозить 13 пассажиров

После войны бомбардировщики переоборудовали в авиалайнеры  Lancastrian, способные перевозить 13 пассажиров, или же в грузовые самолеты. Однако обладая высокой скоростью и значительной дальностью полета,  Lancastrian оказался слишком дорогим и сложным для гражданских эксплуатантов.
 
+11 -3 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru