СМПЛ типа «Seehund»





«Щука» превращается в «Тюленя»: сверхмалая подлодка «3еехунд» (Германия). О холодном и стрелковом оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




«Щука» превращается в «Тюленя»: сверхмалая подлодка «3еехунд»


В Начало

Оттолкнувшись от проекта «Хехт», немецкие инженеры в предельно сжатые сроки (на проектирование, строительство и испытание ПЛ было затрачено менее шести месяцев) при содействии специалистов из Инженерного управления Кригсмарине разработали наиболее успешный проект сверхмалой подводной лодки - СМПЛ проекта XXVIIВ5 «3еехунд» (Seehund, в переводе с немецкого «Тюлень»), которая позже получила также обозначение «Проект 127» (Туре 127).

СМПЛ типа «3еехунд»

СМПЛ типа «3еехунд»

Руководителем работ по данной субмарине был назначен советник по вопросам кораблестроения Грим. После завершения работ проектная документация была передана Инженерному бюро IВG (Ingenierbuгo Gluckauf), возглавляемому в те годы доктором Куртом Фишером. Бюро располагалось в городе Бланкенбург, в районе горного массива Гару - примерно в 50-60 км на юго-запад от Магдебурга. Под руководством Фишера и Грима к июню 1944 года было изготовлено пять прототипов новой мини-субмарины. Начало серийной постройки было запланировано на 1944 год, но фактически к нему приступили только в 1945 году. На вооружение же Кригсмарине СМПЛ поступила в 1944 году (имеются, однако, и другие данные - 1945 год).

«3еехунд» уже был фактически полноценной сверхмалой подводной лодкой. Обводы ее корпуса во многом повторяли «настоящие», большие, подводные лодки Кригсмарине. В средней части СМПЛ имелась надстройка-рубка, в которой располагались (по направлению из носа в корму):

  • командирский перископ (высота - 10 м);
  • рубочный люк, над которым располагалась прочная башенка-купол с плексигласовым колпаком для осуществления наблюдения за окружающей обстановкой. Эта конструкция, согласно расчетам, могла выдерживать давление воды на глубине до 45-50 м (однако были зафиксированы случаи безопасного погружения «зеехундов» на глубины до 70 м, хотя после заводских испытаний была рекомендована глубина погружения не более 30 м);
  • главный магнитный компас с чувствительными магнитными элементами, расположенными в специальном, похожем на перископ, устройстве;
  • труба «шнорхеля» (устройство для работы дизеля под водой).

Описание конструкции

Корпус и общее расположение СМПЛ типа «3еехунд» имела прочный и легкий корпуса. В пространстве между ними находились балластные цистерны (носовая и кормовая цистерны главного балласта), топливная цистерна (в нижней части ПЛ) и носовая секция, свободно заполняемая забортной водой. В специальной выгородке в районе киля, в средней части СМПЛ располагалась аккумуляторная яма с тремя группами аккумуляторов (по другим данным в киле находились только два блока аккумуляторных батарей).

Прочный корпус мини-субмарины был выполнен из обыкновенной, стандартной для того времени, углеродистой стали марки St42МКМ (2300 кг/см) , толщина листов которой составляла 4 мм (верхний) и 6 мм (нижний), хотя в книге Харальда Фока на одном из чертежей приводятся другие данные по нижней половине - 8 мм. Прочный корпус состоял из трех секций - носовая, средняя и кормовая - которые затем стыковались на фланцах болтами типа М10 (по 76 штук на каждый стык).

В районе аккумуляторных батарей (в средней секции ПК) и топливных цистерн прочный корпус имел форму двух сопряженных цилиндров (форма «восьмерки»), верхний из которых имел диаметр 1280 мм, а нижний 550 мм.

Конструкция прочного корпуса выполнялась сварной , а шпангоуты изготавливались из полосовой стали 6х40 мм и выполнялись приварными. Расстояние между двумя соседними шпангоутами составляло 300 мм. Носовая сферическая переборка имела толщину 4 мм, а в кормовой части мини-субмарины концевая переборка отсутствовала - прочный корпус приваривался прямо на мортиру линии гребного вала. В верхней части на прочном корпусе были наварены два рыма для подъема подлодки и для облегчения процедуры швартовки.

СМПЛ проекта XXVIIB5 (типа «Зеехунд»)

СМПЛ проекта XXVIIB5 (типа «Зеехунд»):
1 - дизельный двигатель, 2 - муфта, 3 - электромотор, 4 - тахометр,  5 - соединительная муфта, 6 - опорно-упорный подшипник, 7 - подшипник гребного вала,  8 - устройство забора воздуха системы, обеспечивающей работу дизеля под водой («шнорхеля»),  9 - мачтоподобное устройство с чувствительными элементами главного магнитного компаса,  10 - командирский перископ (длина 2 метра), 11  - баллон с кислородом (рядом расположены два баллона),  12 - баллоны со сжатым воздухом, 13 - аккумуляторные батареи, 14 - приборы управления и репитер курсоуказателя,  находившиеся в заведовании инженера-механика, 15 – расходный бачок моторного топлива.  Надписями на чертеже обозначены: durchflulet - отсек приема забортной воды, trimzelle -дифферентов очная цистерна, tauchzelle  1 (2) - кормовая (носовая) балластная цистерна, regelzelle - уравнительная цистерна. 

Внутри прочного корпуса «Зеехунда» расположение оборудования во многом повторяло его предшественника - модифицированной сверхмалой подводной лодки типа «Хехт». В общей сложности имелось три отсека:

  • в первом, носовом (он еще назывался «аккумуляторный» ), отсеке располагались аккумуляторная яма (четыре, а по другим данным - шесть, групп АБ, расположенные в два ряда по вертикали и по горизонтали), три баллона со сжатым воздухом, два баллона с кислородом и дифферентная цистерна. В этом же отсеке находилась часть балласта, который также располагался и вдоль киля мини-подлодки, справа и слева от него. Первоначально в качестве балласта использовался прессованный мелкий металлолом - изготовленные из него чушки располагались над нижним рядом (отделением) аккумуляторов. Однако, на более позднем этапе, ближе к окончанию Второй мировой войны, когда сталь - даже «второго сорта», полученная из корпусов отправленных на утилизацию подлодок и надводных кораблей - стала для германской судостроительной промышленности чрезвычайно сильным дефицитом, в качестве балласта стал использоваться железобетон. В этом случае он заливался в районе киля (слева и справа от него) субмарины, а также в нижней части носового, аккумуляторного, отсека - прямо над днищем;
  • во втором отсеке (отсек управления) находились места командира ПЛ (ближе к носовой части корабля) и инженера-механика (за местом командира, если смотреть из носа в корму), уравнительные цистерны (правого и левого борта), электродвигатель автоматизированного рулевого привода (авторулевого), совмещенное устройство управления по курсу и глубине, отстойная топливная цистерна и клапаны трубопровода насоса;
  • в третьем отсеке, кормовом (или двигательном), были расположены 6-цилиндровый дизельный двигатель, электромотор, выхлопная труба дизеля и другие механизмы двигательной установки СМПЛ.

Для освещения внутри корпуса мини-субмарины использовались автомобильные плафоны.

Легкий корпус, а именно носовая и кормовая оконечности, а также балластные цистерны и прочные цистерны выполнялись на немецкой мини-подлодке сварными из листов судостроительной углеродистой стали марки St42МКМ толщиной от 3 до б мм (сталь имела хорошие характеристики и прекрасно поддавалась сварке, применялась в германской судостроительной промышленности до окончания Второй мировой войны). Ограждение рубки «Зеехунда» изготавливалось из листов толщиной 2-2,5 мм, причем носовая часть изготовлялась из стали , а кормовая часть рубки - вначале из дерева, а затем из дюраля (магнитные свойства стали не позволяли эффективно использовать находившийся в кормовой части рубки главный магнитный компас).

Обязанности среди членов экипажа распределялись следующим образом:

  • командир субмарины занимался общим управлением, навигацией (исполнял обязанности штурмана), мог осуществлять управление субмариной по курсу, а также отвечал за боевое управление (ведение боя и применение оружия);
  • инженер-механик (его должность в соединении «К» именовалась как старший или главный инженер-механик - в оригинале «Leitender Ingenieur») отвечал за эксплуатацию двигательной установки, корабельных механизмов, управление подводной лодкой по курсу и глубине, а также выполнял торпедную стрельбу по командам командира корабля.

Для приема водяного балласта на СМПЛ типа «Зеехунд» имелось две бескингстонные цистерны главного балласта (кормовая № 1 емкостью 0,543 куб. м и носовая № 2 емкостью 0,828 куб. м), а также уравнительная и носовая дифферентная (емкостью 0,030 куб. м) цистерны. Заполнение цистерны главного балласта выполнялось экипажем через шпигаты, а вентиляция - при помощи клапанов вентиляции, которые открывались и закрывались из центрального поста (командиром) вручную. Заполнение дифферентной цистерны и откачка из нее воды выполнялись при помощи специального насоса, который был соединен с уравнительной цистерной посредством трубопровода.

Весь запас воздуха высокого давления на «Зеехунде» хранился в трех баллонах (под давлением 180 кг/см2) , продувание цистерн главного балласта осуществлялось воздухом высокого давления через редукционный клапан или же посредством использования отработанных газов дизельного двигателя, которые поступали в ЦГБ через специальный трубопровод. Последнее могло осуществляться только в том случае, если корабль находился в подводном положении и использовал «шнорхель».

СМПЛ проекта XXVIIB5 (типа «Зеехунд»)

В качестве измерительных при боров на сверхмалых подводных лодках типа «3еехунд» использовались только два глубиномера (один механический, а другой - пневматический), два дифферентометра (пузырьковый и трубчатый) и угловой кренометр.

В течение всего периода времени, в ходе которого осуществлялась серийная постройка данных сверхмалых подводных лодок, непрерывно происходило совершенствование различных частей ее конструкции. Хотя изменения и не носили грандиозного и массового характера. Так, например, со временем рядом с приемной трубой устройства для работы дизеля под водой («шнорхеля») появилось отверстие квадратной формы - для удаления поступившего внутрь воздуха во время погружения. Другим усовершенствованием, внедренным на более поздних представителях «тюленьего» семейства, стала установка более высокого комингса для рубочного люка - в том числе это обеспечивало меньшую заливаем ость забортной водой через открытый люк. Это также позволило улучшить условия для наблюдения из носовой «башенки» при закрытой и открытой крышке рубочного люка.

Однако пока ни один из специалистов, занимавшихся и продолжающих заниматься изучением истории создания и боевого применения сверхмалых подводных лодок типа «3еехунд», так и не обнаружил каких-либо чертежей таких модифицированных «тюленей». Хотя изменения эти хорошо заметны на фотографиях «зеехундов», особенно групповых послевоенных фото трофейных кораблей этого типа.

Штурманское вооружение и дополнительное оборудование

Штурманское (навигационное) вооружение сверхмалой подводной лодки типа «Зеехунд» включало три компаса. В качестве главного курсоуказателя использовался магнитный компас дистанционного типа - с передачей изображения на специальный репитер, находившийся в ведении инженера-механика, который также исполнял обязанности рулевого. Это позволяло ему постоянно получать информацию о курсе корабля. Напомним, что магнитный компас представляет собой навигационный прибор, предназначенный для определения курса корабля относительно магнитного меридиана, в плоскости которого располагается чувствительный магнитный элемент. Чувствительные магнитные элементы (магниты) установленного на СМПЛ типа «3еехунд» магнитного компаса были смонтированы на специальном мачтоподобном устройстве, которое находилось в средней части рубки субмарины, между «шнорхелем» И рубочным люком - прямо над местом инженера-механика. Причем части рубки, находившиеся в радиусе примерно одного метра от ПМУ с чувствительными магнитными элементами компаса, были выполнены из деревянных или маломагнитных материалов алюминия или дюралевого сплава.

Примечательно, что мачтоподобное устройство с чувствительным элементом главного магнитного компаса было совмещено с небольшим перископом, которым в навигационных целях пользовался инженер-механик «3еехунда» . При помощи его он наблюдал за навигационными ориентирами, а наложенная на визир перископа картушка (шкала) магнитного компаса помогала инженеру-механику брать на эти ориентиры пеленги и выполнять другие действия.

Второй, небольшой, магнитный компас находился в ведении командира мини-субмарины и располагался рядом с командирским перископом.

«Зеехунд»: трубы перископа и сальник. На правом снимке - надстройка, вид сзади.

«Зеехунд»: трубы перископа и сальник. На правом снимке - надстройка, вид сзади.

И, наконец, на сверхмалых подводных лодках данного типа был установлен гирокомпас, который кроме всего прочего использовался для управления работой авторулевого - специальной автоматической системы управления подводной лодкой по курсу. Блок авторулевого находился непосредственно перед рабочим местом командира корабля , у него в ногах. У гирокомпаса имелся один репитер, который был установлен на боевом посту командира корабля.

Интересно, что немецкие подводники, служившие на «зеехундах», впоследствии, уже после войны, вспоминали: когда гирокомпас выходил из строя - а случалось это не редко - решение задачи кораблевождения превращалось в настоящую пытку. Во­первых, это требовало от моряков приложения большой физической силы, а во-вторых, постоянного внимания со стороны командира и инженера-механика для удержания субмарины на заданном курсе. Последнее представляло собой особенно большую сложность, поскольку «тюлень» отличался суровым и капризным нравом и постоянно рыскал влево-вправо. Особенно в надводном положении, в условиях штормового моря.

Еще одним недостатком установленного на СМПЛ типа «3еехунд» гирокомпаса была чрезвычайно низкая стабильность его работы - гироскопический чувствительный элемент постоянно «убегал», поэтому командиру корабля, в чьем заведовании он находился, приходилось довольно часто выполнять его калибровку, используя в качестве эталонных показания главного магнитного компаса. Первые подводники из экипажей «зеехундов», попавшие в плен к союзникам уже в начале января 1945 года - после «пилотного» выхода в море на боевое задание, на допросах едва ли не в один голос показывали, что несовершенство конструкции их гирокомпаса и нестабильность его работы являлись едва ли не главной «головной болью» командира и инженера-механика. Ряд историков Кригсмарине утверждают, что причина частых поломок гирокомпаса заключалась не в «несовершенстве» его конструкции, а в саботаже, который имел место на заводах Рейха, широко использовавших труд угнанных в «цивилизованное рабство» жителей оккупированных территорий или вообще - труд заключенных концентрационных лагерей.

Кроме описанных выше трех компасов, в состав штурманского вооружения и дополнительного оборудования СМПЛ типа «3еехунд» также входили:

  • морские бинокли (7х50);
  • звездный атлас и астрономические таблицы;
  • лоции и подробные описания побережья - как своего, так и противника - и сводки по произошедшим в районах операций изменениях навигационной и оперативной обстановки;
  • набор навигационных карт, в том числе и карты прибрежных районов Британских островов;
  • сборник с информацией по маякам, буям и бакенам;
  • хронометр и секундомер, который использовался также и для контроля за результатами торпедных стрельб;
  • ракетница с патронами красного и зеленого цвета;
  • корабельный журнал и журнал механика (рулевого);
  • малая сигнальная лампа (так называемый «автомобильный фонарь»), использовавшаяся в качестве семафора для связи со своими силами.

Передняя часть надстройки, вид с правого и левого бортов

Передняя часть надстройки, вид с правого и левого бортов

Если высота волн не превышала одного метра, командир подлодки откидывал прозрачный плексигласовый колпак и просто высовывался наружу, сидя на комингсе рубочного люка и наблюдая за горизонтом и за навигационными ориентирами. Поскольку колпак откидывался вперед, то он защищал командира от брызг спереди, ну а попавшую таки на него воду командир подлодки просто вытирал полотенцем - подводники шутили, что в стандартный комплект вооружения и оборудования «3еехунда» входили и несколько сухих полотенец. При волнах высотой метр или немногим больше брызги становились сильнее, а иногда даже появлялась «та самая волна», которая заливала «шкипера». Если же волны существенно превышали в высоту метр, то плексигласовый колпак не откидывался и командир корабля оглядывал окружающее пространство уже из-под него, находясь внутри рубки. И только в том случае, когда шторм разыгрывался не на шутку, командиру «3еехунда» не оставалось ничего иного как использовать для решения задач кораблевождения свой, командирский, перископ, выдвигая его в надводном положении вверх, ч:тобы его окуляр оказывался несколько выше гребней носившихся вокруг мини-субмарины волн. Впрочем, в период с января по апрель 1945 года, на который пришлось боевое применение СМПЛ типа («Зеехунд», погода была настолько плохой , а высота рубки мини-подлодки даже с перископом - настолько малой, что на расстоянии даже 2-3 миль от берега осушествлять навигационное ориентирование и брать пеленги на объекты оказывалось чрезвычайно трудным, а подчас и вовсе невозможным делом. Особенно - в сумерки и в ночное время.

В распоряжении экипажа сверхмалой подводной лодки типа «3еехунд» имелся также один 9-мм пистолет, который более часто использовался немецкими подводниками для выведения из строя светосигнального навигационного оборудования (буев и пр.) в районе операции, чем для самообороны.

Отличительной особенностью СМПЛ типа «3еехунд» было наличие специальной системы, выполнявшей функцию эхолота - для определения глубины места. «Электролот» (Elektrolot), как он именовался в немецкой документации, представлял собой набор небольших бомбочек, которые в случае необходимости просто удалялись наружу через специальный лючок подлодки. При соприкосновении с грунтом они взрывались. Глубина места измерялась командиром корабля по промежутку времени от момента выброса бомбочки до момента ее взрыва. Однако, как отмечают в своих воспоминаниях бывшие подводники - члены экипажей «зеехундов», они предпочитали использовать в относительно мелководных районах своих операций более простой и верный способ: просто погружались до того момента, пока мини субмарина не касалась грунта. Глубина места, таким образом, снималась с показаний корабельного глубиномера.

Устройства для буксировки на носу «3еехунда» и кормовой швартовочный рым. На правом снимке у кормовой оконечности рубки виден также кормовой рым, предназначенный для подъема лодки

Устройства для буксировки на носу «3еехунда» и кормовой швартовочный рым.
На правом снимке у кормовой оконечности рубки виден также кормовой рым, предназначенный для подъема лодки

Понимая, что имеющегося штурманского вооружения , а особенно - его надежности, не достаточно для эффективного решения задач кораблевождения в сложных условиях Северного моря и проливов Ла-Манш и Па-де-Кале, да еще и при активном противодействии противолодочных сил противника, немецкие адмиралы и инженеры-кораблестроители предпринимали попытки разработки для СМПЛ типа «3еехунд» более совершенных средств и способов навигации. Среди рассматривавшихся вариантов, ни один из которых, впрочем, на практике до окончания боевых действий так и не был реализован, можно отметить следующие:

  • создание радионавигационной системы (РНС) наподобие той, что уже использовалась в те годы в военно-воздушных силах. Радионавигационная система - это комплекс взаимодействующих бортовых и наземных радиотехнических устройств, обеспечивающий подвижный объект (летательный аппарат, корабль или др.) навигационной информацией, используемой для определения координат его места (иногда дополнительно - направления и скорости движения, высоты над уровнем моря и пр.). Немцы планировали устанавливать угломерную пассивную стационарную РНС - в составе бортовой аппаратуры на СМПЛ не имелось устройств, излучающих радиосигналы (работа шла только на прием), а излучающие радиостанции на берегу должны были устанавливаться стационарно. В состав данной РНС вошли бы, по представлению немецких специалистов, размещенный на побережье Северного моря створный радиомаяк в составе двух радиопередатчиков и радиоприемник, установленный на подлодке. Радиомаяк образовывал равносигнальную зону, ось которой ориентировалась по заданному направлению - признаком нахождения субмарины в пределах этой зоны (т.е. подтверждением правильности удерживаемого курса) являлась равная слышимость двух переплетающихся сигналов радиомаяка - получался некий ровный тон. Если же подлодка отклонялась от назначенного курса в одну сторону - в наушниках становились слышны точки, а если отклонялась в другую сторону - то отчетливо слышались тире;
  • второй вариант был более сложным, поскольку предусматривал необходимость укладки на дно Ла-Манша, Па-де-Кале или иного другого района, в которых предполагалось частое применение «зеехундов», специальных кабелей, создающих несильное магнитное поле. В то же время на подлодках должны были устанавливаться магнитометры, с помощью которых их экипажи смогли бы обнаруживать магнитное поле данных кабелей и, соответственно, сами кабели, географические координаты местонахождения которых были заранее известны. Таким образом, командир («3еехунда» мог «подправить» свои навигационные расчеты и с достаточно высокой точностью определить истинное место своего корабля в данный момент времени. Причем делать это можно было даже в подводном положении, что, естественно, повышало скрытность действий сверхмалой подводной лодки;
  • и, наконец, немецкими подводниками и инженерами -конструкторам и планировалось установить на «3еехунд» портативный автоматический прокладчик (автопрокладчик) – навигационное устройство, предназначенное для ведения автоматической прокладки пути корабля на морской карте (планшете, плане) и наглядного отображения на ней в реальном масштабе времени местонахождения корабля. Автопрокладчик предполагалось совмещать с главным магнитным компасом, гирокомпасом и авторулевым, устанавливавшимся на всех СМПЛ типа «3еехунд».

Носовая часть «3еехунда», виден вырез в районе отсека приема забортной воды.

Носовая часть «3еехунда», виден вырез в районе отсека приема забортной воды.

Вооружение

Вооружение «3еехунда» включало 533-мм электрические торпеды типа ТIIс/G7е (масса боевой части 280 кг, в качестве ВВ использовалась смесь тринитротолуола и гексанитрофениламина), которые также применялись и на СМПЛ типа «Бибер».

На «зеехундах» торпеды находились в бугельных аппаратах - по одной торпеде на борт. Это была специально приспособленная для сверхмалых подводных лодок Кригсмарине облегченная модификация торпеды TIII/G7e, которая являлась на то время достаточно эффективной и надежной торпедой. Она уже достаточно длительное время состояла на вооружении Кригсмарине и могла развивать скорость хода до 30 узлов. Причем скорость хода 30 узлов и дальность хода 5000 м достигались в том случае, если перед стрельбой торпеда «разогревалась» корабельной электросистемой до 30 градусов по Цельсию. В противном случае, если пуск торпеды производился из так называемого «холодного состояния», она была способна развить скорость хода только 28 узлов и «выдыхалась» на трехкилометровой дистанции. Данная модификация имела массу 1352 кг против 1608 кг у ее предшественницы - торпеды ТIII/G7e.

СМПЛ типа «3еехунд». Видны передняя и задняя лапы устройства крепления торпеды.

СМПЛ типа «3еехунд». Видны передняя и задняя лапы устройства крепления торпеды.

«Тюленья» модификация торпеды имела и незначительные конструктивные отличия. Носовая часть торпеды имела несколько иную, чем у модификации TIII/G7e форму. На торпедах также имелись специальные носовая и кормовая Т-образные наделки, на которых они подвешивались на направляющих дорожках (рельсах). Последние посредством планок крепились к обшивке прочного корпуса мини-субмарины. С правого и левого бортов на «Зеехунде» имелись четыре «лапы», к которым на болтах крепилась изготовленная из дуба направляющая. Для того, чтобы предотвратить смещение торпеды вперед, конструкторами был предусмотрен специальный стопор, который фиксировал носовую наделку, а для предотвращения кормового смещения торпеды имелся ограничитель, в который и упиралась кормовая Т- образная наделка торпеды. Боевая торпеда окрашивалась в стандартный для Кригсмарине шаровый цвет.

Механизм отстыковки (стопор) торпеды и запуска ее двигателя (курок).

Механизм отстыковки (стопор) торпеды и запуска ее двигателя (курок).

Выстреливание торпеды производилось путем поворота рукоятки механизма стрельбы. Отдавался стопор механизма удержания торпеды, и одновременно перемещением куркового зацепа происходило откидывание курка, который запускал двигатель торпеды. После этого последняя сама сходила по направляющим, своим ходом.

Для облегчения задачи применения торпедного оружия у командира мини-субмарины типа «3еехунд» имелся портативный прибор выработки данных для торпедной стрельбы - эдакий «механический стрельбовой компьютер», как называли его после войны бывшие немецкие подводники­«зеехундовцы». Прибор выдавал необходимое упреждение при стрельбе и иные чрезвычайно полезные данные, для чего командиру необходимо было ввести в него следующие данные:

  • дистанцию до цели;
  • элементы движения цели - ее курс и скорость;
  • курс своей подлодки;
  • скорость своей подлодки.

По воспоминаниям членов экипажей рассматриваемых субмарин и обслуживающего персонала, сама процедура установки на подлодку типа «3еехунд» торпед была весьма непростой и требовала подъема СМПЛ из воды: мини-подлодку с помощью подъемного крана или другого устройства доставали на берег и там крепили на нее «угрей» (это жаргонное обозначение немецкие моряки употребляли в отношении своих торпед): торпеды заводились с носа, по направляющим, пока они не достигали упора.

Поворотом рукоятки торпеда фиксировалась стопором, а затем СМПЛ опускали обратно в воду и только после этого она становилась готовой к боевому использованию.

Такая процедура демаскировала место базирования мини-субмарин и повышала уязвимость самих «тюленей». Учитывая это, немецкие специалисты предложили устанавливать торпеды в верхней части подводной лодки. Было даже проведено эскизное проектирование - новой модификации СМПЛ присвоили шифр «Проект ХХХII» (Туре XXXII). Однако «В железе» он так и не был воплощен - до капитуляции нацистской Германии оставалось уже совсем немного, около полугода.

Вид на кормовую секцию «3еехунда» и его винто-рулевую группу. Хорошо виден вертикальный профилированный руль и насадка Корта.

Вид на кормовую секцию «3еехунда» и его винто-рулевую группу.
Хорошо виден вертикальный профилированный руль и насадка Корта.

Серийная постройка

Конструкция «Зеехунда» оказалась настолько удачной и отвечающей запросу Кригсмарине, что контракт на постройку первой, опытной, партии новых СМПЛ в количестве трех единиц был выдан Кильской судоверфи «Ховальдсверке-Киль» (Howaldtswerke-Кiel) уже 30 июля 1944 года, то есть еще до того, как окончательный вариант проекта был утвержден всеми необходимыми инстанциями в донельзя забюрократизированном государственном аппарате Третьего Рейха. Причем в утвержденной месяцем ранее программе министерства вооружения нацистской Германии фигурировала ни много ни мало, а целая тысяча мини-подлодок типа «3еехунд». 3начительная часть контрактов по мини-субмаринам и тактические номера для них бьши выданы еще в апреле 1944 года. К постройке «зеехундов» намечалось подключить сразу несколько судостроительных заводов:

  • «Германия-Верфт/Фридрих Крупп АГ» (Germania-Werft/Friedrich Кrupp AG, г. Киль);
  • «Ф.Шихау ГмбХ Верк» (F. Schichau GmbH Werk, г. Эльбинг, ныне это польский портовый город Эльблонг - южнее Вислинского залива) - у данной компании имелась еще одна верфь, в Данциге, однако она первоначально не была включена в план постройки СМПЛ типа «3еехунд», а вот затем, по некоторым данным, часть заказов на нее все же была передана (впрочем, Клаус Маттес это не подтверждает);
  • CRD (г. Монфальконе - итальянский портовый город на побережье Адриатического моря, к северо-востоку от Венеции);
  • «Клокнер-Хумболы-Дёйц» (Klосknеr­Humbolt-Deutz, г. Ульм, что к юго-востоку от Штутгарта, на реке Дунай).

Согласно июньской, 1944 года, программе вооружений, верфи в Киле и Эльбинге должиы бьmи «штамповать» по 25 и 45 мини-подлодок ежемесячно - фактически это была очередная судорожная попытка «тысячелетнего» Рейха создать то «чудо-оружие», которое позволило бы нацистам победить в войне. Позднее к про грамме подключили новые судостроительные заводы:

  • «Ховальдсверке» В Киле;
  • судостроительный завод в городе Халле (Саксония);
  • возможно, «Ф.Шихау» в Данциге.

Особо следует отметить тот факт, что «зеехунды», строившиеся на различных заводах (верфях), имели небольшие отличия в отношении конструкции топливных цистерн, двигательных установок, а также различались по комплектации корабельного оборудования. Так, например, значительная часть мини-субмарин верфи «Германия-Верфт» имели дополнительные булевые топливные цистерны, за счет чего их дальность плавания была несколько увеличена.

Когда в 1944 году первые экипажи «зеехундов» начали проходить подготовку, многие понимали, что поражение Третьего Рейха не за горами. Оставалась надежда на то «чудо оружие», которое обещали нации Геббельс с Гитлером. Один из молодых подводников­курсантов задал вице-адмиралу Хейе вопрос:

- Когда же мы получим «чудо-оружие»?

Умудренный жизненным опытом адмирал без особого энтузиазма оглядел присутствующих моряков, будущие экипажи мини-субмарин, и ответил:

- Вы и есть наше «чудо-оружие»!

Но... война все же неуклонно подходила к своему логическому завершению. Ресурсы Германии иссякали не по дням, а по часам. К тому же катастрофическими темпами сокрашалась территория самого Рейха. Да и сам «Лев», как называли подводники гросс-адмирала Карла Дёница, был со своей стороны все же не готов сократить производство подводных лодок XXIII серии (Туре ХХIII) и передать дополнительные мощности под постройку СМПЛ типа «3еехунд».

Поэтому после того, как «Германия­Верфт» приступила к серийной постройке новейших субмарин XXIII-й серии, она должна была выбыть из программы по строительству СМПЛ типа «3еехунд» - эстафету приняли бы предприятия южных районов страны.

К началу 1945 года план постройки «тюленей» был несколько откорректирован, а 30 января 1945 года, после того, как верфь «Шихау» в Эльбинге была потеряна, к постройке «зеехундов» в Берлине решили подключить судостроительные заводы «Клокнер­Хумбольт-Дёйц» в городе Ульм и компанию В.Шенка (W.Schenk) в городе Халле (город на реке 3аале, впадающей в Эльбу, расположен к северо-западу от Лейпцига, ныне употребляется наименование Галле). При этом туда планировалось перевести эвакуированный из Эльбинга персонал.

К июлю 1945 года предусматривалось увеличить объемы постройки данных сверхмалых подводных лодок - в сумме до 50 штук в месяц. Одновременно - для этих целей решили отдать бункер-цех «Конрад», прекративший к тому времени работать по программе постройки «больших» подлодок типов ХХI и XXIII, - сохранялось производство СМПЛ типа «Зеехунд» и в Киле. С марта сборочная линия по «зеехундам» стала функционировать и в бункере «Конрад».

Однако принятая примерно в то же самое время «Чрезвычайная программа вооружений» предусматривала постройку всего 600 «зеехундов» - на большее не хватало ни средств, ни сил, ни материалов, ни людей. Вскоре к тому же выяснилось, что вывозить «зеехунды» из Ульма - весьма проблематично, а потому постройку этих мини-подлодок там прекратили. Что касается завода в городе Халле, то там к программе так и не успели подключиться.

Место сборки СМПЛ типа «Зеехунд» в бункере «Конрад», г. Киль. Май 1945 г.

Место сборки СМПЛ типа «Зеехунд» в бункере «Конрад», г. Киль. Май 1945 г.

В конечном итоге серийное строительство новых субмарин было налажено только в тщательно укрытом бункере «Конрад» компании «Германия-Верфт». В Киле, да и то постольку, поскольку он уже не требовался для постройки подлодок ХХI и ХХIII серий.

Бункер «Конрад» представлял собой переоборудованный сухой док № 3 судостроительного завода «Дойче Верке» (Deutsche Werke). Изначально предполагалось соорудить здесь сильно защищенное укрытие-базу для подводных лодок Кригсмарине, причем предусматривалась возможность выполнения в нем текущего ремонта субмарин.

Исполнять контракт поручили консорциуму фирм в составе «Вайсс унд Фрейтаг АГ» (Wayss & Freytag AG), «Хаберман унд Гукс АГ» (Наbеrmаnn & Guckes AG), «Хольцерарбайтунг ГмБХ» (Holzverartbeitung GmbH) и берлинской «Г.Тех» (GTesch).

К работам по переоборудованию дока приступили в апреле 1943 года, но через несколько месяцев было решено изменить специализацию (назначение) данного сооружения.

Теперь «Конрад» должен был представлять собой защищенный цех судоверфи.

«Зеехунд» (заводской номер 1027) после гидравлических испытаний на заводе "Германия-Верфт», начало 1945 г.

«Зеехунд» (заводской номер 1027) после гидравлических испытаний на заводе "Германия-Верфт», начало 1945 г.

Однако авианалеты союзников и нехватка рабочих рук привели к задержке с сооружением бункера, работы по которому завершились лишь в октябре 1944 года. Характеристики «Конрада» были следующими: длина - около 162 м , ширина - 35 м, высота - 13 м. На территории бункера-цеха выполнялась постройка СМПЛ типа («Зеехунд» и одно время - изготовление секций для подводных лодок типа XXI.

Интересно, что последовавшие после завершения строительства бункера бомбовые удары англо-американских союзников не причинили ему практически никакого вреда, и «Конрад» достался победителям почти в целости и невредимости. Впрочем, в 1946 году саперы Королевских сухопутных войск Великобритании взорвали его. Останки укрытия пролежали нетронутыми до 60-х годов прошлого века. Территория была расчищена только тогда, когда возникла настоятельная необходимость расширить территорию судостроительной верфи «Ховальдсверке». К нашему времени от «Конрада» уже не осталось ничего - только фотографии да воспоминания.

После войны журналисты спросили у одного из бывших немецких ветеранов-подводников, члена одного из экипажей СМПЛ типа «3еехунд», когда же он все-таки осознал тот факт, что война уже проиграна для Германии. Так вот, на данный вопрос тот ответил следующим образом. По его словам, это тяжелое понимание пришло к нему в тот момент, когда его «подлодка была обнаружена и они были вынуждены укрыться на дне Английского канала. Вначале была обязательная в таких случаях серия глубинных бомб, поэтому нам просто пришлось тихо ждать на дне». 3а несколько часов практически беспрерывной бомбардировки экипаж «3еехунда» насчитал не менее пары сотен торговых судов союзников, проходивших у них над головой. Это был, видимо, очень большой конвой. «И мы не могли его атаковать! Вот тогда то я и понял отчетливо, что у Германии уже нет шансов победить в этой войне».

В общей сложности немецкие кораблестроители успели выпустить с завода 285 сверхмалых подводных лодок типа «3еехунд» (тактические номера с U-550 1 по U-6442 включительно): «Ховальдсверке-Киль» (г. Киль) - 3, «Шихау» (г. Эльбинт) - 136, «Германия­Верфт» (г. Киль) - 146. Однако в ряде источников утверждается, что в боевой состав Кригсмарине включили всего лишь 137 СМПЛ (тактические номера с U-5001 по U-5118, и с U-5251 по U-5269). После же капитуляции нацистов наши западные союзники захватили 93 недостроенные «малютки», определенное их количество досталось и Советскому Союзу - по разным данным, от двух до шести штук (хотя американская военная разведка оперировала иными данными, отраженными в специальном докладе в мае 1948 года: советские войска, по ее сведениям, захватили 18 готовых и 38 недостроенных мини-субмарин).

Рабочая схема и устройство двигательной установки с замкнутым циклом, разработанной для СМПЛ типа «3еехунд».

Рабочая схема и устройство двигательной установки с замкнутым циклом, разработанной для СМПЛ типа «3еехунд».

На судоверфях СМПЛ типа «3еехунд» обычно окрашивались в темно-серый цвет и лишь иногда использовалась шаровая краска, являвшаяся стандартной для надводных кораблей Кригсмарине. Фактически, по воспоминаниям очевидцев, в то время на заводах вынуждены были использовать ту краску, которая оказывалась под рукой - уже было не до соблюдения стандартов. Что касается камуфляжа, то этот вопрос был целиком и полностью отдан на откуп экипажам самих мини-подлодок.

Судя по имеющимся фотографиям того времени и воспоминаниям подводников, большинство экипажей предпочитали окрашивать те элементы конструкции «3еехунда», которые находились выше ватерлинии, в светло-серый или белый цвета, а также совмещать их в виде некоего узора. Белый цвет использовали потому, что в зимние и весенние месяцы, на которые пришлась фаза активного применения данных мини-субмарин, в волнах Северного моря и проливов Ла-Манш и Па-де-Кале бывает множество островков нерастаявшего снега и льда, да и гребни самих волн зачастую покрыты белыми «барашками». В большинстве случаев «зеехунды», базировавшиеся на город-крепость Эймёйден, выглядели следующим образом: рубка подлодки окрашена в светло-серый или белый цвет, а на крыше рубки и на верхней части корпуса субмарины от рубки в корму - белые и светло-серые полосы, пятна и «разводья». Благодаря такой зимней камуфлирующей окраске и низкому силуэту заметность немецких «тюленей» в оптическом диапазоне была чрезвычайно низка.

Кроме того, в интересах обеспечения дополнительной маскировки на боевых «зеехундах», базировавшихся на военно-морскую базу Эймёйден, не содержалось никаких обозначений и маркировок. Те же сверхмалые подводные лодки типа «3еехунд», на рубках которых на дошедших до нас фотографиях и киноматериалах видны большие трехзначные номера, принадлежали к учебному отряду, находившемуся на Балтике.

Положения специальной служебной инструкции, выпушенной по соединению «К», требовали, чтобы на «зеехундах» также не наносили никакие иные внешние опознавательные знаки - эмблемы дивизиона или отдельных кораблей (экипажей). Интересно, что на сверхмалых подводных лодках типа «3еехунд» даже отсутствовали закладные доски и иные другие «таблички» с различными данными, которыми обычно снабжаются корабли на судоверфях. Это было сделано с единственной целью - в случае захвата «3еехунда» союзники, даже разобрав его до винтика, получили бы минимум полезной разведывательной информации.

Следует также отметить, что согласно той же инструкции, на рубке, в носу и в корме наносились особые отметки, указывающие текущую осадку мини-субмарины.

План постройки СМПЛ типа «3еехунд» по состоянию на начало 1945 года

 
Schichauwerft
(г. Эльбинг) 
Germania-Werft  и
Howaldtswerke (г. Киль)
Южные области
страны
Январь 1945 г.
55
25
-
Февраль 1945 г.
55
25
3
Март 1945 г.
55
30
5
Апрель 1945 г.
55
30
10
Май 1945 г.
55
25
20
Июнь 1945 г. 55 - 30
Июль 1945 г. 55 - 35
 
+38 -2 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru