203-мм гаубица Б-4





203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года Б-4. О истории, личном оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года Б-4


В Начало

История создания

11 де­каб­ря 1926 го­да на за­се­да­нии Ар­тил­ле­рий­ско­го ко­ми­те­та бы­ло вы­не­се­но ре­ше­ние: «По­ру­чить КБ Арт­ко­ма в 4-6-месячный срок раз­ра­бо­тать про­ект 203-мм гау­би­цы боль­шой до­ся­гае­мо­сти...». Пись­мом от 22 мар­та 1927 го­да Ар­тил­ле­рий­ский ко­ми­тет пред­пи­сал КБ Арт­ко­ма со­ста­вить об­щие про­ек­ты 122-мм кор­пус­ной пуш­ки, 203-мм гау­би­цы ар­тил­ле­рий­ско­го ре­зер­ва Глав­но­го ко­ман­до­ва­ния и 152-мм пуш­ки. Воз­гла­вил про­ек­ти­ро­ва­ние 203-мм гау­би­цы А.А. Лен­дер, а по­сле его смер­ти - А.Г. Гав­ри­лов. Так­же, к ра­бо­те бы­ли под­клю­че­ны кон­ст­рук­то­ры се­рий­ных за­во­дов.

Про­ект 203-мм гау­би­цы был за­кон­чен 16 ян­ва­ря 1928 го­да. Рас­смат­ри­ва­лось два ва­ри­ан­та: с дуль­ным тор­мо­зом и без не­го, но с оди­на­ко­вы­ми те­ла­ми ору­дий и бал­ли­сти­кой. Пред­поч­те­ние от­да­ли ство­лу без дуль­но­го тор­мо­за.

203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года Б-4
Ра­бо­чие чер­те­жи ка­чаю­щей­ся час­ти гау­би­цы раз­ра­ба­ты­ва­лись КБ Арт­ко­ма, а ра­бо­чие чер­те­жи стан­ка ла­фе­та на гу­се­нич­ном хо­ду - кон­ст­рук­тор­ским бю­ро за­во­да «Боль­ше­вик».

Пер­вый опыт­ный об­ра­зец 203-мм гау­би­цы из­го­то­ви­ли на за­во­де «Боль­ше­вик» в на­ча­ле 1931 го­да. В ию­ле-ав­гу­сте 1931 го­да на НИА­Пе про­ве­де­ны стрель­бы для под­бо­ра за­ря­дов, а в 1932 го­ду «Боль­ше­вик» на­чал се­рий­ное про­из­вод­ст­во гау­биц.

В этом же, 1932 го­ду про­ве­ли мо­дер­ни­за­цию гау­би­цы, по­зво­лив­шую улуч­шить ее бал­ли­сти­ку. На тот же ла­фет на­ло­жи­ли бо­лее длин­ный (на три ка­либ­ра) и проч­ный ствол. Ору­дия со ста­рым ство­лом по­лу­чи­ли на­име­но­ва­ние «Б-4 ма­лой мощ­но­сти» (Б-4ММ), а с но­вым ство­лом - «Б-4 боль­шой мощ­но­сти» (Б-4БМ). Гау­би­цы от­ли­ча­лись и по уст­рой­ст­ву ка­зен­ни­ка: его бо­род­ка у БМ сза­ди име­ла вид пря­мо­уголь­ни­ка с ост­ры­ми края­ми, а у ММ су­же­на квер­ху и скруг­ле­на. Иных внеш­них от­ли­чий ору­дия не име­ли. Гау­би­цы Б-4ММ по­сте­пен­но в хо­де за­во­дских ре­мон­тов пе­ре­де­лы­ва­лись в ва­ри­ант БМ.

По­сле дли­тель­ных по­ли­гон­ных и вой­ско­вых ис­пы­та­ний 10 ию­ня 1934 го­да гау­би­ца бы­ла при­ня­та на воо­ру­же­ние Крас­ной Ар­мии под обо­зна­че­ни­ем «203-мм гау­би­ца об­раз­ца 1931 го­да».

В 1933 го­ду про­из­вод­ст­во Б-4 на­ча­лось на за­во­де «Бар­ри­ка­ды», но до кон­ца го­да ус­пе­ли сде­лать лишь од­но ору­дие, но и его не смог­ли сдать. Пер­вые две Б-4 за­вод «Бар­ри­ка­ды» сдал лишь в пер­вом по­лу­го­дии 1934 го­да.

Кор­рек­ти­ров­ка на за­во­дах «Боль­ше­вик» и «Бар­ри­ка­ды» кон­ст­рук­ции гау­би­цы при­ме­ни­тель­но к сво­им про­из­вод­ст­вен­ным воз­мож­но­стям при­ве­ла к вы­пус­ку двух прак­ти­че­ски раз­лич­ных ору­дий. Для раз­ре­ше­ния этой си­туа­ции в 1937 го­ду вы­пус­ти­ли еди­ные чер­те­жи. Но, су­дя по все­му, пол­ной уни­фи­ка­ции про­из­вод­ст­ва гау­биц за­во­дам до­бить­ся не уда­лось. К то­му же, в 1938 го­ду про­из­вод­ст­во Б-4 бы­ло раз­вер­ну­то еще на од­ном за­во­де - но­во­кра­ма­тор­ском.

203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года Б-4

До 1936 го­да ка­нал ство­ла гау­би­цы Б-4 имел ши­ри­ну по­ля на­ре­за 3 мм, а ши­ри­ну на­ре­за 6,974 мм. В 1936 го­ду по рас­по­ря­же­нию Ар­тил­ле­рий­ско­го управ­ле­ния ши­ри­ну по­ля уве­ли­чи­ли до 3,974 мм, а ши­ри­ну на­ре­за умень­ши­ли до 6,0 мм. По­сле от­стре­ла пер­вых гау­биц с из­ме­нен­ной на­рез­кой в АУ по­шли жа­ло­бы на омед­не­ние ство­ла. Но АУ от­ве­ти­ло, что луч­ше омед­не­ние, чем срыв по­лей на­рез­ки, и рас­по­ря­ди­лось про­дол­жить вы­пуск ору­дий с но­вой на­рез­кой.

203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года Б-4
Пер­во­на­чаль­но ство­лы гау­биц ММ и БМ вы­пус­ка­лись толь­ко скре­п­лен­ны­ми. Опыт­ные лей­не­ры к Б-4ММ бы­ли из­го­тов­ле­ны на за­во­де «Боль­ше­вик» в ап­ре­ле 1934 го­да. Пер­вый лей­ни­ро­ван­ный ствол Б-4БМ из­го­то­ви­ли в кон­це 1934 го­да и да­лее про­из­вод­ст­во скре­п­лен­ных и лей­ни­ро­ван­ных ство­лов Б-4БМ шло па­рал­лель­но. Од­на­ко за­вод «Бар­ри­ка­ды» до 1 сен­тяб­ря 1938 го­да не сде­лал ни од­но­го лей­ни­ро­ван­но­го ство­ла.

В 1934 го­ду за­вод «Боль­ше­вик» по­лу­чил за­каз на раз­ра­бот­ку опыт­но­го ство­ла Б-4 для стрель­бы на­рез­ны­ми сна­ря­да­ми. Па­ра­мет­ры на­ре­зов ство­ла: кру­тиз­на по­сто­ян­ная - 12 ка­либ­ров, ко­ли­че­ст­во - 48, глу­би­на 2,0 мм, ши­ри­на на­ре­за 9,0 мм, ши­ри­на по­ля 4,29 мм. Из­го­тов­ле­ние но­во­го ство­ла за­тя­ну­лось, и стрель­бы из не­го на­ча­лись лишь в кон­це 1936 го­да. В де­каб­ре 1936 го­да на НИА­Пе из опыт­но­го ство­ла Б-4 ве­лись стрель­бы на­рез­ны­ми сна­ря­да­ми мас­сой 172,5-174,4 кг, дли­ной в 6,25 ка­либ­ра, не­су­щие 22,2 кг взрыв­ча­то­го ве­ще­ст­ва. На сна­ря­дах име­лись на­ре­зы глу­би­ной 1,9 мм. Од­на­ко по ря­ду при­чин, сре­ди ко­то­рых бы­ли не­удов­ле­тво­ри­тель­ное за­ря­же­ние и рас­сеи­ва­ние сна­ря­дов, экс­пе­ри­мен­ты с на­рез­ны­ми сна­ря­да­ми пре­кра­ти­ли.

Сла­бым ме­стом гау­би­цы Б-4 бы­ла гу­се­нич­ная хо­до­вая часть. В по­хо­де ла­фет Б-4 во­зил­ся от­дель­но - на гу­се­нич­ном шас­си и от­дель­но - ствол на спе­ци­аль­ной стволь­ной по­воз­ке. Стволь­ные по­воз­ки ба­зи­ро­ва­лись на гу­се­нич­ном (Б-29) и на ко­лес­ном хо­ду (Бр-10).

203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года Б-4
При экс­плуа­та­ции стволь­ных по­во­зок Б-29, из­го­тов­лен­ных за­во­дом «Боль­ше­вик», по­сто­ян­но вы­хо­ди­ли из строя тра­ки на гу­се­ни­цах. Тя­го­вое уси­лие Б-29 с мес­та дос­ти­га­ло 1250 кг. Для срав­не­ния: ко­лес­ная по­воз­ка Бр-10 со ство­лом име­ла тя­го­вое уси­лие 250 кг. При го­ло­ле­ди­це по­воз­ку Б-29 мог­ли тя­нуть лишь два трак­то­ра «Ко­мин­терн» цу­гом - у од­но­го трак­то­ра гу­се­ни­цы про­скаль­зы­ва­ли. Ко­лес­ные же по­воз­ки за­стре­ва­ли на пло­хих грун­то­вых до­ро­гах.

В от­че­те о срав­ни­тель­ных ис­пы­та­ни­ях стволь­ных по­во­зок Бр-10 и Б-29 от 7 ав­гу­ста 1938 го­да не без ос­но­ва­ния за­пи­са­но: «Обе по­воз­ки пло­хи и не от­ве­ча­ют предъ­яв­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям».

203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года Б-4М

203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года Б-4

В 1938 го­ду перм­ско­му за­во­ду №172 по­ру­чи­ли соз­дать ко­лес­ный ла­фет на гу­се­нич­ном хо­ду для три­п­лек­са (203-мм гау­би­ца Б-4, 152-мм пуш­ка Бр-2 и 280-мм мор­ти­ра Бр-5), по­лу­чив­ший ин­декс М-50. Од­на­ко ру­ко­во­дство за­во­да иг­но­ри­ро­ва­ло за­каз и к ию­ню 1941 го­да так ни­че­го и не сде­ла­ло.

Основное назначение и описание конструкции

Гау­би­ца Б-4 пред­на­зна­ча­лась для раз­ру­ше­ния осо­бо проч­ных бе­тон­ных, же­ле­зо­бе­тон­ных и бро­не­вых со­ору­же­ний, для борь­бы с круп­но­ка­ли­бер­ной или ук­ры­той проч­ны­ми со­ору­же­ния­ми ар­тил­ле­ри­ей про­тив­ни­ка и для по­дав­ле­ния даль­них це­лей.

Гау­би­цы име­ли ство­лы двух ти­пов: скре­п­лен­ные без лей­не­ра и с лей­не­ром, а так­же ство­лы-мо­ноб­ло­ки с лей­не­ром. За­ме­на лей­не­ра мог­ла про­из­во­дить­ся в по­ле­вых ус­ло­ви­ях. Вне за­ви­си­мо­сти от ти­па ство­ла дли­на его со­став­ля­ла 25 ка­либ­ров, дли­на на­рез­ной час­ти - 19,6 ка­либ­ров. В ка­на­ле ство­ла бы­ли вы­пол­не­ны 64 на­ре­за по­сто­ян­ной кру­тиз­ны. За­твор порш­не­вой, ти­па Шней­дер. В ору­ди­ях со скре­п­лен­ны­ми ство­ла­ми ис­поль­зо­ва­лись как двух­такт­ные, так и трех­такт­ные за­тво­ры, в ору­ди­ях со ство­ла­ми-мо­ноб­ло­ка­ми - толь­ко двух­такт­ные.

203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года Б-4
Осо­бен­но­стью гау­би­цы яв­ля­ет­ся ла­фет с гу­се­нич­ным хо­дом. Удач­ная кон­ст­рук­ция это­го ла­фе­та, обес­пе­чи­вав­ше­го гау­би­це дос­та­точ­но вы­со­кую про­хо­ди­мость и до­пус­кав­ше­го ве­де­ние стрель­бы с грун­та без ис­поль­зо­ва­ния спе­ци­аль­ных плат­форм, ста­ла уни­фи­ци­ро­ван­ной для це­ло­го се­мей­ст­ва ору­дий боль­шой мощ­но­сти.

Верх­ний ста­нок ла­фе­та пред­став­лял со­бой кле­па­ную сталь­ную кон­ст­рук­цию. Шты­ре­вым гнез­дом верх­ний ста­нок на­де­вал­ся на бое­вой штырь ниж­не­го стан­ка и по­во­ра­чи­вал­ся на нем при дей­ст­вии по­во­рот­ным ме­ха­низ­мом. Обес­пе­чи­вав­ший­ся при этом сек­тор об­стре­ла со­став­лял ±4°. Для на­ве­де­ния ору­дия в го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти на боль­ший угол не­об­хо­ди­мо бы­ло по­вер­нуть в со­от­вет­ст­вую­щую сто­ро­ну все ору­дие.

Подъ­ем­ный ме­ха­низм имел один зуб­ча­тый сек­тор, при­кре­п­лен­ный к люль­ке. С его по­мо­щью ору­дие мож­но бы­ло на­во­дить в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти в диа­па­зо­не уг­лов 0°...+60°. Для бы­ст­ро­го при­ве­де­ния ство­ла к уг­лу за­ря­жа­ния ору­дие име­ло спе­ци­аль­ный ме­ха­низм.

Сис­те­ма про­ти­во­от­кат­ных уст­ройств вклю­ча­ла гид­рав­ли­че­ский тор­моз от­ка­та и гид­ро­пнев­ма­ти­че­ский на­кат­ник. Все про­ти­во­от­кат­ные уст­рой­ст­ва при на­ка­те ос­та­ва­лись не­под­виж­ны­ми. Ус­той­чи­вость ору­дия при стрель­бе обес­пе­чи­ва­лась так­же сош­ни­ком, за­кре­п­лен­ным на хо­бо­то­вой час­ти ниж­не­го стан­ка.

В ло­бо­вой час­ти ниж­не­го стан­ка бы­ли за­кре­п­ле­ны ли­тые баш­ма­ки, в ко­то­рые встав­ля­лась бое­вая ось. На ко­нус бое­вой оси на­де­ва­лись гу­се­ни­цы.

203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года Б-4

Гау­би­ца мог­ла стре­лять раз­лич­ны­ми фу­гас­ны­ми и бе­то­но­бой­ны­ми сна­ря­да­ми, вклю­чая сна­ря­ды, по­став­ляв­шие­ся из Ве­ли­ко­бри­та­нии в Рос­сию в го­ды Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. Пре­ду­смат­ри­ва­лось ис­поль­зо­ва­ние пол­но­го и 11 пе­ре­мен­ных за­ря­дов. При этом мас­са пол­но­го за­ря­да со­став­ля­ла 15,0-15,5 кг по­ро­ха, а 11-го - 3,24 кг.

При стрель­бе пол­ным за­ря­дом сна­ря­ды Ф-625Д, Г-620 и Г-620Ш име­ли на­чаль­ную ско­рость 607 м/с и даль­ность стрель­бы до 17890 м. Бла­го­да­ря боль­шо­му уг­лу воз­вы­ше­ния и пе­ре­мен­ным за­ря­дам, даю­щим 12 раз­ных на­чаль­ных ско­ро­стей сна­ря­дов, обес­пе­чи­ва­лась воз­мож­ность вы­би­рать оп­ти­маль­ные тра­ек­то­рии для по­ра­же­ния раз­но­об­раз­ных це­лей.

За­ря­жа­ние про­из­во­ди­лось с по­мо­щью кра­на с руч­ным при­во­дом. Темп стрель­бы со­став­лял 1 вы­стрел в 2 ми­ну­ты.

203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года Б-4

Для транс­пор­ти­ров­ки гау­би­ца раз­би­ра­лась на две час­ти: ствол, сня­тый с ла­фе­та и уло­жен­ный на спе­ци­аль­ную по­воз­ку (гу­се­нич­ную Б-29 или ко­лес­ную Бр-10), и со­еди­нен­ный с пе­ред­ком гу­се­нич­ный ла­фет - ла­фет­ную по­воз­ку. На ко­рот­кие рас­стоя­ния гау­би­цу до­пус­ка­лось транс­пор­ти­ро­вать и в не­ра­зо­бран­ном ви­де. (Этот спо­соб транс­пор­ти­ров­ки ино­гда ис­поль­зо­вал­ся в хо­де бое­вых дей­ст­вий для вы­дви­же­ния гау­биц для стрель­бы пря­мой на­вод­кой по же­ле­зо­бе­тон­ным обо­ро­ни­тель­ным со­ору­же­ни­ям про­тив­ни­ка.) Для транс­пор­ти­ров­ки ис­поль­зо­ва­лись гу­се­нич­ные тя­га­чи ти­па «Ком­му­нар», наи­боль­шая до­пус­ти­мая ско­рость пе­ре­дви­же­ния по шос­се со­став­ля­ла 15 км/ч.

Боевое применение

Гау­би­цы Б-4 при­ни­ма­ли уча­стие в со­вет­ско-фин­ской вой­не 1939-1940 го­дов. На 1.03.1940 г. на фин­ском фрон­те име­лось 142 гау­би­цы Б-4. По­те­ря­но или вы­шло из строя 4 гау­би­цы Б-4 (од­на в де­каб­ре 1939 го­да и три в ян­ва­ре-фев­ра­ле 1940 го­да).

Вой­на по­ка­за­ла, что Б-4 край­не гро­мозд­ки, труд­но­транс­пор­ти­руе­мы и не­дос­та­точ­но мощ­ны. Так, что­бы по­вер­нуть гау­би­цы на угол 30°, тре­бо­ва­лось 15-20 ми­нут и фи­зи­че­ские уси­лия двух рас­че­тов. А для раз­ру­ше­ния стен­ки фин­ско­го ДО­Та не­об­хо­ди­мо бы­ло по­па­да­ние в од­ну и ту же точ­ку как ми­ни­мум двух сна­ря­дов. Рас­че­ты с ог­ром­ным уси­ли­ем под­тас­ки­ва­ли 17-тонную ма­хи­ну на дис­тан­цию 200 м - толь­ко с это­го рас­стоя­ния мог­ли рас­стре­лять ДОТ.

К на­ча­лу Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны гау­би­цы Б-4 бы­ли толь­ко в гау­бич­ных ар­тил­ле­рий­ских пол­ках боль­шой мощ­но­сти РВГК. По шта­ту пол­ка (от 19.02.1941 г.) в нем име­лось че­ты­ре ди­ви­зио­на трех­ба­та­рей­но­го со­ста­ва. В ка­ж­дой ба­та­рее со­стоя­ло 2 гау­би­цы. К 22.06.1941 г. в со­ста­ве РВГК име­лось 33 пол­ка с гау­би­ца­ми Б-4, то есть все­го по шта­ту 792 гау­би­цы, а фак­ти­че­ски в пол­ках со­стоя­ло 727 гау­биц. С 22 ию­ня по 1 де­каб­ря 1941 го­да бы­ло по­те­ря­но 75 гау­биц Б-4, а от про­мыш­лен­но­сти по­лу­че­но в хо­де вой­ны 105 гау­биц.

В на­ча­ле вой­ны не­сколь­ко гау­биц Б-4 бы­ло за­хва­че­но нем­ца­ми. Так, в г. Дуб­но был за­хва­чен нем­ца­ми 529-й гау­бич­ный ар­тил­ле­рий­ский полк боль­шой мощ­но­сти. Из-за от­сут­ст­вия тя­га­чей на­ши­ми вой­ска­ми бы­ли бро­ше­ны в ис­прав­ном со­стоя­нии 27 203-мм гау­биц Б-4. Тро­фей­ные гау­би­цы по­лу­чи­ли гер­ман­ское обо­зна­че­ние 20,3 см Haubitze 503(r). Они со­стоя­ли на воо­ру­же­нии не­сколь­ких тя­же­лых ар­тил­ле­рий­ских ди­ви­зио­нов РКГ Вер­мах­та. К мар­ту 1944 го­да на Вос­точ­ном фрон­те нем­цев ис­поль­зо­ва­лось во­семь та­ких гау­биц, вы­стре­лы к ко­то­рым ком­плек­то­ва­лись из со­вет­ских 203-мм бе­то­но­бой­ных сна­ря­дов Г-620 и не­мец­ких за­ря­дов.

203-мм буксируемая гаубица образца 1931 года Б-4

В свя­зи с ма­лой мо­биль­но­стью Б-4, боль­шая часть со­вет­ских гау­бич­ных ар­тил­ле­рий­ских пол­ков боль­шой мощ­но­сти с на­ча­лом вой­ны бы­ла от­ве­де­на в тыл. Их на­ча­ли ак­тив­но ис­поль­зо­вать в бое­вых дей­ст­ви­ях с кон­ца 1942 г., ко­гда стра­те­ги­че­ская ини­циа­ти­ва ока­за­лась в ру­ках Крас­ной Ар­мии. К 1 мая 1945 г. в 30 бри­га­дах и 4 от­дель­ных пол­ках ар­тил­ле­рии боль­шой мощ­но­сти РВГК име­лось 760 203-мм гау­биц.

Тактико-технические характеристики 203-мм буксируемой гаубицы образца 1931 года Б-4

Калибр, мм  203,4 
Длина ствола, мм (клб) 5087 (25) 
Длина канала ствола, мм  4894 
Длина нарезной части ствола, мм  3981 
Длина хода нарезов, клб  20 
Число нарезов  64 
Глубина нареза, мм
Ширина нареза, мм   6
Длина в боевом положении, мм  9365 
Ширина в боевом положении, мм  2490 
Длина в походном положении, мм:  
нераздельная возка  11320 
лафетная повозка  8900 
орудийная повозка Бр-10   7380
Масса ствола с затвором, кг  5200 
Масса лафета, кг  12500 
Масса в боевом положении, кг 17700
Угол вертикальлной наводки, град 0...+60
Угол горизонтальной наводки, град -4...+4
Длина отката, мм:
при угле вертикальной наводки 0°...42° 1400
при угле вертикальной наводки 42°...60° 880
Высота линии огня, мм 1920
Скорость буксировки, км/ч:  
лафетной повозки до 15
орудийной повозки до 25
нераздельной возки до 8
Время перевода в боевое положение, мин 45-120
Расчет, чел 15
 
Применяемы снаряды    
Индекс Тип Масса, кг Масса ВВ, кг
Ф-625Д фугасный 100 15,77
Ф-625 фугасный 100 23,4
Г-620 бетонобойный 100 15,36
Г-620Т бетонобойный 146 10,72
Ф-620 фугасный 98,75 18,97
Ф-621 фугасный 98,35 15,91
Ф-621Г фугасный 98,51 15,91
 
+20 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru