СМПЛ типа «Hecht»





«Зубастый хищник» Сверхмалая подводная лодка «Хехт» (Германия). О холодном и стрелковом оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




«Зубастый хищник» Сверхмалая подводная лодка «Хехт»


В Начало

В конце 1943 года специалисты Главного управления кораблестроения Кригсмарине (Hauptamt Кriegschiftbau, иногда его в американской и российской военно-морской исторической литературе именуют как («Управление конструкторских бюро ВМС Германии», что, как представляется, не совсем точно отражает его сущность и назначение) представили на рассмотрение начальства проект двухместной сверхмалой подводной лодки проекта XXVllA (Туре XXVllA). Более широко она известна как СМПЛ «Хехт» («Hecht», в переводе с немецкого - «Щука»). Основным назначением данной ПЛ-малютки была определена доставка к цели зарядов или мощных мин, которые должны были либо закладываться под стоящим на якоре кораблем на грунт, либо крепиться непосредственно к его корпусу. Таким образом, идейно СМПЛ типа «Хехт» была едва ли не полной «калькой» С британской СМПЛ типа «Х», группа которых парой месяцев ранее успешно атаковала линкор «Тирпиц» в норвежском фьорде, но имела и ряд отличий.

СМПЛ "Хехт"

Сверхмалая подводная лодка «Хехт»

Немецкая СМПЛ, водоизмещение которой по проекту должно было составлять 7 тонн, предназначалась, в отличие от британской типа «Х», для боевого применения только в подводном положении, а потому имела не комбинированную двигательную установку (дизель-электрическую), а только полностью электрический при вод (батарея-электромотор). В качестве источника электроэнергии использовалась одна аккумуляторная батарея типа 8 MAL 210 (в составе пяти групп торпедных аккумуляторов типа 17Т, модифицированных с целью увеличения емкости и продолжительности работы при низких токах разрядки), питавшая 12-сильный электромотор марки AW77 производства компании AEG (Allgеmеiле Elektricitets Gesellschaft). Последний использовался немцами в торпедах (частоту вращения пришлось при этом уменьшить при помощи У-образной клиноременной передачи). Дальность подводного плавания составляла 69 миль (при скорости хода 4 узла), хотя первоначально рассчитывали все же на несколько больший показатель - не менее чем 90 миль. По причине сравнительно малого радиуса действия доставляться в район операции «щуки» должны были на надводных кораблях или судах.

Отличительной особенностью первого варианта «Хехта» было отсутствие каких-либо горизонтальных рулей или им подобных устройств - следствие необходимости преодолевать боно-сетевые заграждения, противоторпедные сети и пр. Управление СМПЛ по глубине осуществлял ось при помощи установленной внутри корпуса особой системы весов - дальнейшее развитие идеи отставного артиллерийского офицера-инженера Вильгельма Бауэра, реализованной им в проекте подводной лодки «Брандтаухер» (Brandtaucher, в переводе с немецкого - «Ныряльщик»).

Субмарина была построена немцем в городе Киль на добровольные пожертвования в 1850 году и предназначалась для применения сугубо в военных целях. Она представляла собой подводную лодку со стальным корпусом, которая имела водоизмещение 27,5 т, длину 8 м, ширину 1,85 м и высоту корпуса 2,5-2,7 м. В качестве движителя на корабле использовался гребной винт, вращаемый вручную посредством зубчатой передачи. Так вот, в своем проекте немецкий изобретатель решил отказаться от вертикального и горизонтальных рулей, оснастив «Брандтаухер» той самой оригинальной системой управления движением ПЛ по глубине на основе весовых конструкций. Система включала расположенный в носовой части корпуса подлодки продольный горизонтальный стержень с резьбой, по которой с помощью рычажного механизма мог перемещаться массивный груз. Последний и регулировал величину дифферента на нос или корму.

Однако такое устройство, примененное на СМПЛ типа « Хехт», было все же малопригодным, в основном - по причине большого времени реакции. Работа системы не обеспечивала быстрого маневра по глубине, так что в конечном итоге было решено вернуться к традиционным горизонтальным рулям - на мини-подлодке установили носовые горизонтальные рули и примитивный стабилизатор в кормовой части СМПЛ. Впрочем, по отзывам немецких ветеранов-подводников, это не особо исправило ситуацию - « Щуки» остались такими же неповоротливыми, в отличие от своих природных прототипов.

Еще один недостаток новой субмарины заключался в установленной на борту примитивной системе погружения - точнее, в практически полном ее отсутствии. Причина опять-таки заключалась в определенном назначении мини-подлодки - работа только под водой, без промежуточных всплытий в надводное положение. Необходимо было лишь «устранить» небольшую остаточную плавучесть. Именно поэтому на «Щуке» немецкие инженеры установили всего лишь две цистерны вспомогательного балласта (уравнительные) суммарной емкостью 200 литров, в то время как цистерны главного балласта отсутствовали напрочь. После того, как экипаж спускался в «почти погруженную» сверхмалую подлодку, уравнительные цистерны заполнялись и экипаж отправлялся на боевое задание.

Следует отметить, что уже в период конструирования «Хехта» у высших командиров Кригсмарине появились сомнения в эффективной практической применимости данной мини-субмарины, все вооружение которой составляла только одна мина - ведь процесс прикрепления мины непосредственно к корпусу корабля противника сопряжен с большими трудностями и, как показывал практический боевой опыт, редко проходил успешно. В том числе и по этой причине Карл Дёниц, рассмотрев проект, потребовал дополнить вооружение « Щуки» еще и одной торпедой. Тогда, по мнению гросс-адмирала, эту мини-ПЛ можно было бы эффективно использовать как против баз противника, так и для нарушения морских коммуникаций врага в прибрежной зоне. Однако, учитывая весьма малое собственное водоизмещение этой «сверхмалютки» (9,47 куб. м), на «Хехт» смогли установить только торпеды «ближнего боя» - проще говоря, с малой дальностью хода (у торпеды был изъят один элемент аккумуляторной батареи), да еще и с положительной плавучестью (т.е. шедшие у самой поверхности воды). Причем в случае, если вместо мины (зарядов) на СМПЛ подвешивали торпеду (она размещалась непосредственно под килем «ЩУКИ» ), в состав аккумуляторной батареи «малютки» добавлялись еще три группы аккумуляторов - дополнительную батарейную секцию устанавливали в носовой части СМПЛ, вместо минной боевой части. Пуск торпеды мог выполняться водителем СМПЛ.

СМПЛ типа "Хехт»

СМПЛ типа "Хехт»: 1 - электромотор, 2 - V-образная клиноременная передача, 3 - упорный подшипник, 4 - стационарный (неубирающийся) перископ, 5 и 6 - приборы бортового гирокомпаса, 7 - аккумуляторные батареи, 8 - баллон с запасом кислорода, 9 - баллон со сжатым воздухом, 10 - торпеда, 11 - уравнительная цистерна вспомогательного балласта, 12 - носовой контейнер для хранения заряда ВВ или диверсионных мин, 13 - вариант носового контейнера с дополнительными аккумуляторами, 14 - рубочный люк с плексигласовым колпаком, 15 - уравнительная цистерна левого борта, 16 - уравнительная цистерна правого борта.
Обращает на себя внимание тот факт, что здесь баллон со сжатым воздухом помещен в носовой оконечности субмарины, тогда как в некоторых других источниках утверждается, что он находился в корме, по левому борту - то есть симметрично напротив баллона с кислородом.

Вице-адмирал Хейе вспоминал позднее:

«Наша первая подлодка-малютка « Хехт» была выпущена лишь небольшой серией, поскольку о массированном применении ее не было речи... В процессе конструирования лодки пришлось столкнуться с серьезными трудностями, и еще до того, как она была окончательно готова, мы отказались от ее боевого применения. Уже первые результаты, полученные в ходе этой работы, открыли перед нами новые пути, побудив заняться разработкой более совершенных конструкций. «Хехты» стали после этого использовать лишь для учебных целей».

Внешний вид сверхмалой подводной лодки типа «Хехт» напоминал британскую СМПЛ типа «Уэлмаю). В носовой части «малютки» находился отделяемый контейнер с зарядом ВВ суммарным весом 800 кг. В переднем (носовом) отсеке размещались аккумуляторная яма и достаточно больших габаритов гирокомпас. Причем последний впервые среди всех немецких СМПЛ был установлен именно на «Хехте». По воспоминаниям вице-адмирала Хельмута Хейе, гросс-адмирал Дёниц приказал приспособить для «Хехта» малогабаритный гирокомпас, «поскольку подходящего готового образца компаса подобрать не удалось». Такое решение привело к увеличению размеров мини-субмарины - в средней части ее корпуса появилось дополнительное помещение для гироскопа. «Кроме того, несколько сократилась дальность плавания, поскольку часть электроэнергии расходовалась гироскопом», - вспоминал бывший командир соединения «К».

3атем следовал второй отсек - управления, в котором находились различная аппаратура управления, навигации и жизнеобеспечения, а также места для двух членов экипажа мини-субмарины. Подводники располагались друг за другом в диаметральной плоскости СМПЛ: впереди находилось место инженера-механика, а сзади - место командира «малютки». В распоряжении последнего имелся примитивный перископ для производства необходимых наблюдений и навигации (ориентации). В кормовой оконечности (отсеке) находился электромотор и баллоны со сжатым воздухом. Входной люк с выполненным из плексигласа колпаком был расположен практически над местом инженера-механика.

Принципиальная схема движительной установки СМПЛ типа "Хехт»

Принципиальная схема движительной установки СМПЛ типа "Хехт». Цифрами обозначены: 1 - гребной винт, 2 - валопровод (частота вращения 300 оборотов в минуту), 3 - упорный подшипник, 4 - электромотор ( 12 л.с. , 1300 оборотов в минуту).

18 января 1944 года Дениц на аудиенции у Гитлера доложил о своем плане по строительству не менее 50 сверхмалых подводных лодок типа «Хехт» И получил его одобрение.

Верховному главнокомандующему ВС «тысячелетнего» Рейха особенно понравилась возможность использования «Щукой» двух видов боевых средств - подрывного заряда и торпеды. Поэтому уже в марта 1944 года компании Кrupp Geгmania-Werft AG (г. Киль) были выданы два контракта: 9 марта - на постройку прототипа, а 28 марта - на серийную постройку 52 СМПЛ проекта ХХVIIА. В апреле 1944 года командование Кригсмарине приняло решение приступить к постройке данных мини-подлодок в «очень большом количестве» - 186 штук, что, впрочем, на практике реализовано так и не было (хотя для них «выделили» тактические номера: с U-2111 по U-2200, и с U-2205 по U-2300). Таким образом, в период с мая по июнь 1944 года были построены и переданы Кригсмарине 53 мини-субмарины данного типа (тактические номера: U-2111 , U-2112, U-2113 и U-2251-2300). При этом три СМПЛ вместо торпеды были оборудованы дополнительным контейнером с магнитными минами. Однако реально боеспособными считались только три «Щуки», С тактическими номерами U-2111, U-2112 и U-2113. Факт ограниченного использования данных мини-подлодок косвенно подтверждает и тот факт, что на сегодня не сохранилось практически ни одной фотографии этой СМПЛ. Да и вообще, информация по ней очень скудна - если сравнивать с ее потомком, СМПЛ типа «3еехунд». Причем лишь одна сверхмалая подводная лодка типа «Хехт» сохранилась целиком и находится в одном из немецких музеев.

СМПЛ типа «Хехт» должны были буксироваться при помощи больших ПЛ в район побережья противника, после чего в подводном положении происходила их отстыковка и они уходили на задание. Впрочем, ни одна из них участия в боевых операциях не принимала - все «Щуки» использовались только для подготовки экипажей СМПЛ типа «3еехунд». Тем временем, в проект постоянно вносились усовершенствования.

Так, к концу июня 1944 года были завершены работы по эскизному проектированию СМПЛ проекта ХХV11В, отличительными особенностями которой являлись увеличенная дальность плавания, комбинированная («Лодочная» дизель-электрическая двигательная установка (дизель и электромотор) и усиленное вооружение в виде двух торпед.

СМПЛ типа XXVIIB (это еще не был «3еехунд» в полном его понимании) уже имела подобные кораблю обводы корпуса (для лучшей мореходности в надводном положении) и подпалубные бортовые балластные цистерны, которые располагались в районе миделя подлодки (но они все же были наружными, поскольку располагались между прочным и легким корпусами субмарины). К работам по предэскизному проектированию новой сверхмалой подводной лодки был также привлечен Опытно-исследовательский институт судостроения, находившийся в городе Гамбург (HSVA). Его специалисты к июню 1944 года выполнили исследовательскую работу по определению наилучшей формы обводов корпуса мини-субмарины.

Благодаря тому, что элементы аккумуляторной батареи были размещены внизу СМПЛ (фактически в ее киле, который вследствие этого пришлось даже несколько удлинить), в отсеках модернизированного «Хехта» появилось больше свободного места.

СМПЛ типа "Хехт» готовится к спуску на воду перед учебным выходом в море. Фото военного архива МО Германии

СМПЛ типа "Хехт» готовится к спуску на воду перед учебным выходом в море.
Фото военного архива МО Германии

Две торпеды крепились к корпусу ПЛ в специальных нишах. В качестве двигателя надводного хода был применен дизельный двигатель мощностью 22 л.с. (обеспечивал максимальную скорость хода в 5,5 уз.), а для движения под водой использовался электромотор мощностью 25 л.с., позволявший мини-подлодке развивать скорость подводного хода до 6,9 уз. При этом надводное водоизмещение не оснащенной торпедами субмарины возросло до 12,95 т.

Позднее добавилось еще одно усовершенствование - вместо носового контейнера с миной (зарядом ВВ) было решено устанавливать дополнительную группу аккумуляторов, благодаря чему дальность подводного плавания СМПЛ существенно увеличивалась. Был разработан также проект мини-подлодки со специально оборудованной в носовой части кабиной - для транспортировки и высадки боевых пловцов.

Немецкие конструкторы также разработали модификацию СМПЛ проекта XXVIIВ с двигателем замкнутого цикла - так называемую «малую подводную лодку К» («Klein U-boot К»), которая имела наибольшую длину корпуса 11,74 м и полное подводное водоизмещение 13,8 т. Идейным отцом» этой модификации был старший советник по вопросам военного судостроения К.Х. Курцак (К.Н. Кurzаk), исполнявший обязанности уполномоченного (то есть имевшего права самостоятельного решения достаточно широкого круга вопросов) представителя Кригсмарине на верфи компании «Крупп-Германия-Верфт АГ» (Кrupp Gеrmапiа-Werft AG) в Киле по флотской программе «энергоустановки с замкнутым циклом». Советника подвигли на этот проект весьма удачные результаты опытов, проводившихся с двумя двигателями замкнутого цикла марки ОМ59/1 мощностью по 55 л.с. каждый, которые осуществлялись в находившемся в городе Штутгарт Научно-исследовательском институте транспортного машиностроения FКFS - особом исследовательском институте по разработке автомобильных двигателей и двигателей для различных видов транспорта (Fоrsсhungsinstitut fur Кraftfahrwesen und Fahrzeugmotorenbau аn der ТН Stuttgart). Вспомнив идеи доктора Х. Драгера, высказанные им еще в начале 1941 года, старший советник Курцак решил приспособить эти двигатели в составе воздухонезависимых энергоустановок модифицированной сверхмалой подводной лодки, что должно было, по его расчетам, существенно повысить ее скрытность действий. При этом следует отметить, что оснащенная двигателями замкнутого цикла «малая подводная лодка К» уже даже внешне была мало похожа на СМПЛ типа «Хехт». Так, обводы ее корпуса были уже оптимизированы для длительного плавания в надводном положении. Бортовые балластные цистерны левого и правого борта были уже организованы таким образом, что в нижней части по бортам мини-подлодки образовались ниши для подвешивания (крепления) торпед - поэтому необходимость в замковых лапкообразных держателях для оных отпала сама по себе. Кроме всего прочего, такой способ размещения торпедного оружия способствовал еще и улучшению гидродинамических свойств подлодки - «укрытые» В нишах торпеды вызывали теперь меньшее сопротивление водной среды.

Для СМПЛ типа «Хехт» предлагалось три вида формы носовой оконечности

Для СМПЛ типа «Хехт» предлагалось три вида формы носовой оконечности. На рисунке цифрами обозначены: 1 - первоначальный вариант (отклонен), 2 - удлиненный вариант для размещения заряда ВВ и мин, 3 - удлиненный с дополнительным обтекателем, предложенный специалистами Опытно-исследовательского института судостроения HSVA.

На данную мини-субмарину предполагалось устанавливать стандартный корабельный дизель марки МWМ-GS 145S (МWМ - это Motoren Werke Mannheim) мощностью 95 л.с., который выпускался мюнхенской компанией Suddeutschen Bremsen AG и использовался на кораблях Кригсмарине малого водоизмещения, а потому имелся в достаточно большом количестве. В качестве топлива для двигателя с замкнутым циклом работы было решено применять кислород в газообразной форме, 1250 литров которого под давлением 4 атмосферы находились в специальной торпедообразной цистерне в килевой части СМПЛ. В носовой части ПЛ были также установлены четыре аккумуляторные батареи типа 8 МAL 210.

Согласно произведенным расчетам, новая энергоустановка в «воздухонезависимом» режиме работы давала бы мини-субмарине возможность развивать максимальную скорость подводного хода до 11-12 узлов. Дальность плавания при этом составляла около 70 миль.

В случае же уменьшения скорости хода до 7 уз. дальность плавания возрастала до 150 миль.

Курцак представил свой проект на рассмотрение в ходе проводившегося 21 мая 1944 года под председательством вице-адмирала Хельмута Хейе совещания высшего командования Военно-морских сил Германии.

Проект был в целом одобрен и его автору было даже выдано разрешение на создание и запуск в производство двигателя с замкнутым циклом работы для установки на СМПЛ предложенного типа. Не исключалась также и возможность оборудования такой воздухонезависимой энергетической установкой сверхмалых подводных лодок типа «Хехт».

Однако в процессе конструирования, строительства и последующей эксплуатации всех модификаций СМПЛ семейства « Хехт» немецкие инженеры и моряки-подводники столкнулись с рядом достаточно серьезных трудностей. В конечном итоге ВМС Германии отказались от их боевого применения. С другой стороны, в ходе работ над « щуками» вТретьем Рейхе получили богатый опыт в данной области - перед конструкторами открылись новые пути, что, по словам вице-адмирала Хейе, побудило немецких инженеров «заняться разработкой более совершенных конструкций».

Таким образом, сверхмалая подводная лодка «Хехт», использовавшаяся подводниками только для учебных целей, сыграла свою весьма значительную роль в истории германского подплава и частей спецназначения - ведь именно в ходе ее проектирования немецкие конструкторы и инженеры смогли впервые ознакомиться с данной областью подводного кораблестроения, познакомившись со специфичными задачами, возникающими при проектировании образцов военно-морской техники данного класса.

Вице-адмирал Хейе, в частности, писал:

«Эта лодка сыграла свою роль, поскольку конструкторы в ходе работы над нею впервые познакомились с задачами, возникающими при проектировании такого рода боевых средств... Была также поставлена задача разработать конструкцию сверхмалого гирокомпаса».

Впрочем, в отношении последнего следует отметить, что из-за неудач на фронтах данный весьма важный для подводных сил прибор немцы так и не сумели создать до самого конца войны.

Более того, в ходе работ по доработке проекта СМПЛ типа «Хехт» был накоплен тот уникальный и значительный теоретический и практический опыт, пригодившийся в дальнейшем при разработке последующих образцов подводного диверсионного оружия и техники, и прежде всего «3еехунда» - первой настоящей немецкой сверхмалой подводной лодки, принимавшей активное участие в войне на море. Единственная задача, с которой немецкие инженеры так и не смогли справиться - это уже упоминавшееся создание сверхмалого гирокомпаса.

+10 -2 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru