АПЛ Seawolf





АПЛ типа Seawolf (США). О стрелковом оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




АПЛ типа Seawolf (США)


В Начало

В начале 80-х годов прошлого столетия США были вынуждены пересмотреть свою военно-морскую стратегию. Это было вызвано наличием у советского флота большого числа ракетоносцев, способных наносить удары по береговым объектам из районов, контролируемых своими противолодочными силами, и даже из пунктов постоянного базирования.

К районам, контролируемым отечественным флотом, специалисты ВМС США относили моря Северного Ледовитого океана и Охотское море. Понятно, что в этих условиях сдерживать противника на имевшихся противолодочных рубежах просто не имело смысла - требовалось проникновение в воды, находившиеся под полным контролем советского ВМФ.

АПЛ типа Seawolf

Официально работы над АПЛ типа Seawolf были начаты в мае 1982 г. с образования специальной группы Tango, которая сформулировала пять главных целей, которые требовалось достичь в проекте АПЛ XXI века (21st century). Эти цели заключались в следующем:

  • максимально возможный низкий уровень шумности;
  • высокая скорость хода;
  • большая глубина погружения;
  • совершенствование состава вооружения, с кардинальным увеличением (по сравнению с АПЛ типа Los Angeles) принимаемого на борт боезапаса, а также способность вести боевые действия в Арктике.

Работы над проектом Seawolf шли настолько успешно, что уже к декабрю 1983 г. ведомство начальника морских операций (Chief of Naval Operations) и группа Tango смогли сформулировать тактико-технические требования к АПЛ нового поколения, а также определить ее общий технический облик. Решение задачи облегчалось тем, что многие технические решения, которые предполагалось реализовать в новом проекте, уже были отработаны в процессе многочисленных модернизаций АПЛ типа Los Angeles. Иначе говоря, Seawolf должен был стать своеобразным развитием этих кораблей.

АПЛ типа SeawolfВ рамках программы создания АПЛ Seawolf для Акустического испытательного отделения Исследовательского центра имени Д. Тейлора была разработана крупноразмерная исследовательская масштабная модель корабля LSV (Large Scale Vehicle). Работы над этой моделью начались в феврале 1984 г., а в октябре 1987 г. ее в разобранном виде по железной дороге доставили на озеро Пен-Орей (штат Айдахо). Модель собрали и в марте 1988 г. торжественно ввели в строй, присвоив наименование Кокаnее (LSV-1) (она имела массу 155 т, длину 27,1, ширину 3,1 и осадку 2,9 м. Энергетическая установка включала в себя свинцовую АБ и один прямодействующий ГЭД постоянного тока мощностью 3000 л.с. Емкость АБ быладостаточна для работы в течение шести часов на средней и в течение двух часов на полной скорости хода). Она имела сменные ограждение рубки и носовой оконечности, что позволило отработать движители и обводы корпуса Seawolf.

Среди задач, стоявших перед группой Tango, наибольший приоритет отдавался снижению уровня шумности, так как лодке предстояло вести противолодочную борьбу в водах, контролируемых противником. При этом приходилось учитывать то, что она могла быть уничтожена во время прорыва рубежей ПЛО или в результате подрыва на мине. Для решения этой задачи было решено увеличить диаметр прочного корпуса (он стал таким же, как и у ПЛАРБ типа Ohio - 12,8 м). Благодаря этому удалось улучшить общую компоновку корабля, внедрить большой объем конструктивных мероприятий, направленных на обеспечение акустической и противоударной защиты, а также ППУ с увеличенной мощностью и с малой виброактивностью. Для контроля собственной шумности (так же как ранее на Ohio) была внедрена специальная система акселерометров для измерения уровня вибрации всех главных и вспомогательных механизмов.

На Seawolf обеспечен малошумный режим движения, со скоростью, по некоторым данным, 10 уз, используемый при прорыве противолодочных рубежей и в процессе поиска противника. Для его реализации был использован новый движитель - малошумный ВФШ в насадке типа Pump-Jet. Такую конструкцию впервые применили на Turbulent — второй в серии британских АПЛ типа Trafalgar. Очевидно, что движитель, установленный на Seawolf, не является копией зарубежного аналога, но при его разработке британский опыт был использован.

Увеличение диаметра прочного корпуса позволило усовершенствовать форму обводов корабля, что привело к снижению уровня шумности, а также, за счет улучшения соотношения главных размерений - повышению его маневренных качеств. Снижению шумности также способствовали новые обводы обтекателя основной антенны ГАК (он был выполнен в виде параболоида вращения вместо эллипсоида у Los Angeles) и установка в носовой части ограждения прочной рубки обтекателя, обеспечивающего падение интенсивности подпорного вихря. Среди других мероприятий, направленных на снижение акустической шумности АПЛ типа Seawolf, можно выделить применение противогидролокационных покрытий, выполненных путем наформовки резиноподобной массы на наружные обводы корпуса. По оценке ряда специалистов, благодаря принятым мерам по снижению уровня шумов и собственных помех, скорость хода, при которой гидроакустические средства продолжают эффективно работать, у Seawolf достигает 25 уз.

К сожалению, о конструктивных особенностях ГЭУ Seawolf, обеспечивших полную скорость подводного хода не менее 35 уз при заданном уровне шумности, в открытой печати практически ничего не сообщалось. Известно лишь, что ППУ включает в себя один ВВР модульного типа фирмы Westinghouse S9W тепловой мощностью порядка 40 мВт. Он питает паром две турбины, объединенные в одном ГТЗА блочного исполнения, который обеспечивает мощность на валу 45 ООО л.с. В качестве резервного средства движения используется выдвижная поворотная колонка, имеющая привод от ГЭД. Она расположена вне прочного корпуса в кормовой проницаемой оконечности.

Для обеспечения увеличенной, по сравнению с Los Angeles, глубины погружения в проект Seawolf была внедрена новая высокопрочная сталь марки HY-100 с гарантированным пределом текучести 70 кг/мм2. Хотя эта сталь уже была использована на третьей серии АПЛ типа Los Angeles, в процессе постройки Seawolf возникли определенные проблемы, вызванные увеличением диаметра прочного корпуса до 12,8 м. В частности, в марте 1991 г. было выявлено образование трещин в сварных швах корпуса головного корабля в серии (брак составлял примерно 16% от общей длины выполненных швов). Причина брака, как оказалось, была связана со сварочной проволокой, содержащей повышенное содержание углерода. Вероятно, дефектные сварные швы были вырублены и заварены заново.

АПЛ типа Seawolf

Особого внимания заслуживает комплекс вооружения Seawolf. Изначально проектанты предполагали, что корабль будет нести увеличенный до 50 единиц боезапас, в том числе и КР Tomahawk. Правда, при этом было решено отказаться от специальных ВПУ, предназначенных для их хранения и запуска. Это объясняется невозможностью обслуживать контейнеры с ракетами в условиях длительного автономного плавания. Сами по себе КР Tomahawk были оставлены в составе боезапаса как единственное средство нанесения ударов по береговым объектам и надводным целям.

Наличие восьми ТА позволяет существенно увеличить мощность залпа, что повышает вероятность уверенного поражения малошумной цели. Кроме того, залп из восьми ракет обеспечивает высокие шансы поражения надводного корабля и накрытие нескольких береговых объектов. Изменилась конструкция самих ТА, что было вызвано увеличением их калибра с 533,0 до 660,4 мм (с диаметром по наружной поверхности 762,0 мм). Увеличение калибра аппаратов преследовало две цели. Во-первых, обеспечить имевшемуся в тот период торпедному и ракетному боезапасу выстреливание методом «самовыхода», что теоретически позволяет повысить скрытность лодки при использовании оружия. Во-вторых, в перспективе, обеспечить выпуск через эти аппараты боевых НПА, имеющих больший (чем 533-мм) диаметр.

В отличие от Los Angeles на Seawolf вместо гидравлической системы пуска оружия, имевшей определенные недостатки, использовали гидравлическую систему с воздушным наддувом ATP (Air-turbine Pump), разработка которой была начата в США в 70-х годах прошлого столетия. Основным рабочим телом этой системы является сжатый воздух, приводящий в действие турбину, подающую воду в трубу ТА.

Система АТР является компактной и легкой, обеспечивая при этом быстрый пуск оружия. Ее устанавливают на АПЛ типов Seawolf и Virginia, а также на британских типа Astute.

Основное отличие между американской и английской (известной как UK АТР) системами состоит в том, что в первой используется специальный отсечной клапан, обеспечивающий подачу воздуха строго фиксированного объема, а во второй - программируемый клапан управления подачей воздуха. Этот клапан обеспечивает использование минимально необходимой энергии сжатого воздуха, в зависимости от выстреливаемого образца оружия, скорости хода и глубины погружения носителя. На Seawolf, например, клапан системы АТР обеспечивает подачу воздуха от 8 до 80 м3 в минуту при температуре 25 °С и давлении 10 кг/см2. Электронная система управления позволяет выбрать одно из четырех значений скорости потока, давая возможность выстреливать различными образцами оружия.

АПЛ типа Seawolf

Существенное снижение уровня шумности советских АПЛ третьего поколения заставило проектантов Seawolf увеличить потенциал его гидроакустического вооружения. В результате корабль получил ГАК AN/BQQ-10, являющийся дальнейшим развитием комплекса AN/BQQ-5D (V)l. В отличие от прототипа он полностью интегрирован с АСБУ AN/BSY-2, включает в себя новую основную сферическую модульную антенну с расположенной под ней полусферической («блюдцеобразной») антенной активного тракта и станцию AN/BQG-5D с шестью широкоапертурными антеннами. Эти антенны смонтированы по три на борт с регулярным шагом по длине корпуса корабля. Они существенно изменили облик Seawolf, т.к. не могли быть спрятаны в обводы из-за однокорпусной архитектуры лодки. Во всем остальном ГАК AN/BQQ-10 повторял комплекс AN/BQQ-5D (V)l, в том числе и наличием двух ГПБА TB-16F и ТВ-29А. Как и на АПЛ типа Los Angeles третьей серии, в дополнение к типовому крестообразному оперению были установлены (под горизонтальными стабилизаторами) два так называемых плавника, предназначенных для выпуска этих антенн (с левого борта - для TB-16F, а с правого - для ТВ-29А).

Для обеспечения способности вести боевые действия в Арктике на Seawolf использовали «стандартный» набор технических решений: усиленную конструкцию ограждения прочной рубки, оконечностей и заваливающиеся в корпус носовые горизонтальные рули. Для этой же цели лодку оснастили (как и АПЛ типа Los Angeles третьей серии) системой MIDAS, сопряженной с АСБУ AN/BSY-2. Ее основу составляет ГАС AN/BQS-24 (с антеннами, расположенными в ограждении), которая обеспечивает подледное плавание и позволяет обнаруживать якорные и плавающие мины – так же как и станция AN/BQS-15 на Los Angeles.

Рубка АПЛ типа Seawolf

Рубка АПЛ типа Seawolf

АПЛ типа Seawolf разработана КБ отделения Electric Boat Div. в 1983-1989 гг. Изначально она главным образом предназначалась для борьбы с малошумными АПЛ, а также с другими кораблями и судами советского флота на подходах к пунктам базирования и в арктических районах, в том числе и под паковыми льдами. Вторым предназначением Seawolf являлось нанесение ударов по береговым объектам КР Tomahawk, выстреливаемых из ТА (вместо запускаемых из ВПУ на Los Angeles).

Общая компоновка Seawolf осталась такой же, как и у АПЛ типа Los Angeles третьей серии. Вследствие увеличения диаметра прочного корпуса сократилась относительная длина цилиндричесчкой вставки, а ограждение выдвижных устройств и прочной рубки сместилось к носовой оконечности. Соответственно изменилось и положение торпедопогрузочного люка - его смонтировали за ограждением. Прочный корпус изготовлен из стали HY-100 с пределом текучести 70,3 кг/мм2, что позволило увеличить испытательную глубину погружения до 600 м.

Прочный корпус Seawolf представляет собой цилиндр единого диаметра (12,8 м), с коническими секциями в оконечностях, заканчивающимися прочными торосферическими переборками. Он разделен плоскими водонепроницаемыми переборками на три отсека. ЦГБ сконцентрированы в двух группах и размещаются в проницаемых оконечностях корабля.

Прочный корпус лодки имеет три люка: носовой (диаметром 980 мм) - для погрузки (выгрузки) боезапаса, провизии и элементов АБ; и два - аварийно-спасательных, расположенных над концевыми (обитаемыми) отсеками. Последние оборудованы комингс-площадками. Из носового отсека также обеспечен выход через прочную рубку.

Ограждение прочной рубки и выдвижных устройств Seawolf имеет прямоугольную крылообразную форму. Оно не сопрягается с легкими конструкциями корпуса. На крыше ограждения размещены закрывающиеся щитами вырезы открытого ходового мостика и места для одного сигнальщика (наблюдателя), а также выдвижных устройств. В верхней части ограждения у кормового среза находится выгородка газоотвода аварийного дизельгенератора.

Носовая оконечность корабля имеет форму параболоида вращения. На бортах корпуса (ниже его оси) расположены шесть широкоапертурных антенн станции AN/BQG-5D. В дополнение к крестообразному кормовому оперению Seawolf имеет два «плавника» с дюзами для выпуска ГПБА TB-16F (с левого борта) и ТВ-29А (с правого борта). Планшайбы на концах горизонтальных стабилизаторов отсутствуют. Наружные поверхности корпуса облицованы противогидролокационным покрытием, представляющим собой наформованную резиноподобную массу.

Корабль в проницаемых оконечностях имеет две группы безкингстонных ЦГБ - носовую и кормовую. Каждая из групп включает в себя три разделенных побортно цистерны, которые обеспечивают 15%-ный запас плавучести. ЦГБ продуваются воздухом высокого давления или системой пороховых аккумуляторов давления, которая обеспечивала всплытие лодки в аварийной ситуации.

ППУ включает в себя один ВВР модульного типа фирмы Westinghouse S9W с естественной циркуляцией теплоносителя в первом контуре тепловой мощностью порядка 40 мВт. Он питает паром две турбины, объединенные в одном ГТЗА блочного исполнения, который обеспечивает мощность на валу 45 000 л.с. В качестве резервного средства движения используется выдвижная поворотная колонка (ВПК), имеющая привод от ЭД. Она расположена вне прочного корпуса в кормовой проницаемой оконечности.

Вооружение Seawolf состоит из восьми 660,4-мм ТА, вваренных в носовую коническую секцию и торосферическую переборку прочного корпуса. Они оснащены гидравлической системой пуска с турбиной (АТР), приводимой в действие сжатым воздухом, которая подает воду в трубу аппарата. Боезапас насчитывает 50 многоцелевых торпед Мк. 48 ADSAP, КР Tomahawk и ПКР Harpoon. Он хранится на стеллажах с системой продольного и поперечного перемещения. Для подачи боезапаса в ТА и обеспечения требуемой скорострельности используется УБЗ. В перспективе в состав боезапаса планируют ввести различные боевые самоходные НПА.

Третий корабль этого типа — Jimmy Carter (SSN-23) - может использоваться для проведения операций сил SEAL или других специальных операций. Эта АПЛ заменила в составе ВМС США Parche (SSN-683).

В среднюю ее часть врезана двухкорпусная секция длиной 30,5 м, у которой междубортное пространство образовано за счет внедрения секции прочного корпуса малого диаметра (3,0 м), соединяющаяся с остальными частями корпуса усеченными конусами. Во врезанной секции прочного корпуса размещены пост управления специальными операциями, горизонтальная шлюзовая камера для выхода за борт корабля, или в различные ОПА, или доковые камеры типа DDS. В междубортном пространстве Jimmy Carter могут быть размещены два ОПА типа ASDS или три дистанционно управляемых противоминных самоходных НПА AN/BLQ-11. Для выпуска и приема этих аппаратов легкий корпус врезанной секции имеет по длине несколько вырезов. В ограждении прочной рубки лодки установлен ангар для буксируемой остронаправленной антенны спутниковой связи. В отличие от однотипных кораблей Jimmy Carter в качестве резервного средства движения имеет не одну, а две выдвижные поворотные колонки, размещенные в оконечностях корпуса, а также две подруливающие колонки, смонтированные в районе двухкорпусной секции.

Seawolf (SSN-21). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 25.10.1989 г; 24.06.1995 г.; 19.07.1997 г. Входит в состав АФ.
Connecticut (SSN-22). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 14.09.1992 г; 11.12.1998 г. Входит в состав АФ.
Jimmy Carter (SSN-23). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 12.12.1995 г; 06.2004 г.; 12.2005 г. Входит в состав ТФ.

Головную лодку серии - Seawolf - заложи ли на верфи отделения Electric Boat Div. в Гротоне 25 октября 1989 г. В тот период пред полагалось построить 30 кораблей этого типа, которые к 2015 г. вместе с АПЛ типа Los Angeles третьей серии должны были составить основу подводных сил ВМС США. Однако сначала проблемы, возникшие в ходе постройки Seawolf, а затем высокая стоимость корабля (в ценах по состоянию на начало 1995 г. она определялась в 2,94 млрд. долларов) и изменение геополитической обстановки заставили пересмотреть программу.

В марте 1990 г. было предложено ограничиться постройкой только одной Seawolf. Между Сенатской комиссией по вопросам обороны и аналогичной комиссией Палаты представителей (конгресса) по этому вопросу даже разгорелась своеобразная «битва». В конце концов, в рамках бюджета на 1991 финансовый год была профинансирована постройка второго, а бюджета на 1992 финансовый год - третьего корабля серии. После этого должна была последовать семилетняя пауза в заказе АПЛ для ВМС США. Эти планы также не удалось реализовать. До 1995 г. ассигнования на третий корабль серии не выделялись. Как результат его постройку начали только лишь в декабре 1995 г.

Seawolf передали ВМС 19 июля 1997 г., но на первое свое боевое патрулирование она вышла только лишь 25 июня 2001 г. Первые четыре года эксплуатации лодки сопровождались многочисленными отказами технических средств (что вполне закономерно для первого корабля нового поколения) и аварийными ситуациями. В частности, отдельные панели широкоапертурной антенны отрывались от корпуса и терялись, постоянно возникали проблемы с движителем типа Pump-Jet и БИУС AN/BSY-2, долгое время не удавалось обеспечить пуск с этого корабля КР Tomahawk. В августе 2000 г. Seawolf даже временно вывели из состава ВМС для выявления причины появления трещин в баллонах системы ВВД.

Немалой проблемой стала доработка ракетно-торпедного оружия. На определенной скорости лодка не могла произвести выстрел из ТА, так как не открывались волнорезные щиты и не подавалась вода в цистерну замещения боезапаса. В итоге пришлось усиливать привода волнорезных щитов. Надо отметить, что на двух других кораблях этого типа подобных проблем не возникало. Баллоны системы ВВД, например, для них были изготовлены с использованием других конструкционных материалов.

Задержка с финансированием третьего корабля серии - Jimmy Carter - привела к тому, что его решили строить по измененному проекту. На нем отрабатывались новые технические решения, которые затем предполагалось использовать для проведения специальных операций сил SEAL, наблюдения за тактической обстановкой, ведения разведки, обнаружения и определения координат целей, а также проведения минных постановок, поиска и уничтожения мин противника.

Для этого в среднюю часть корпуса корабля (в районе центра тяжести) врезали двухкорпусную секцию длиной 30,5 м, у которой междубортное пространство образовано за счет внедрения секции прочного корпуса малого диаметра (3,0 м), соединяющейся с остальными частями корпуса усеченными конусами - так называемая осиная талия (или V-образная форма). Данная конструкция заставила соответствующим образом модернизировать систему погружения (всплытия). Во врезанной секции прочного корпуса, известной как «многоцелевая платформа» ММР (Multi Mission Platform), размещаются пост управления специальными операциями, шлюзовая камера для выхода за борт корабля или в различные ОПА и доковые камеры типа DDS.

Прочный корпус в районе «осиной талии» служит также коридором между носовыми и кормовыми отсеками лодки и предназначен для трубопроводов и кабельных трасс общекорабельных систем.

В междубортном пространстве Jimmy Carter могут быть размещены два ОПА типа ASDS или три дистанционно управляемых противоминных НПА AN/BLQ-11 – возможны комбинации. Для выпуска и приема этих аппаратов легкий корпус секции ММР имеет по длине несколько вырезов. Благодаря их размещению в междубортном пространстве, Jimmy Carter может нести полезную нагрузку без отрицательных последствий, характерных в случае транспортировки ее на корпусе.

К таким последствиям можно отнести резкое ограничение допустимой скорости подводного хода, рост гидродинамического сопротивления и уровня излучаемого шума.

Для обеспечения всплытия во льдах ограждение прочной рубки имеет дополнительные подкрепления. В нем также установлен ангар для буксируемой остронаправленной антенны спутниковой связи, которую АПЛ может использовать, находясь в подводном положении. Jimmy Carter оснащен в качестве резервного средства движения двумя ВПК. Кроме того, для улучшения маневренности на мелководье и в узкостях он получил две убирающиеся в корпус подруливающие колонки, которые размещены на фундаментах, повторяющих с обеих сторон обводы легкого корпуса и находящихся в районе «осиной талии». В рабочее положение колонки приводятся разворотом на 180° вокруг горизонтальной оси.

Тактико технические характеристики АПЛ типа Seawolf

Водоизмещение, т:
- нормальное 7460
- подводное 9150 или 12 1391
Главные размерения, м:
- длина наибольшая 107,6 или 138,11
- ширина наибольшая  12,9
- осадка средняя 10,9
Архитектурно-конструктивный тип однокорпусный или смешанный

Глубина погружения, м:

- оперативная 450
- испытательная 600
Автономность по запасам провизии, сут 70
Экипаж, чел 130

Главная энергетическая установка:

- тип АЭУ ППУ
- количество х тип (индекс) ЯР              1xBBP(S6W) ПТУ
- количество х мощность ГТЗА, л.с 1 х 45 000
- количество х тип движителей 1 х малошумный ВФШ в насадке типа Pump-Jet

ЭЭС:

- количество х мощность (тип) основных источников, кВт 1 х ? (АТГ)
- количество х мощность (тип) резервных источников, кВт х ? (ДГ)
- количество х мощность (тип) резервных источников, кВт свинцово-кальциевая АБ
- количество групп х элементов в каждой группе АБ 1 х ?

Вспомога тельная энергетическая установка:

 
- количество х мощность (тип) РСД, кВт 1 или 2 х ВПК с приводом от ГЭД фирмы Wistinghouse

Скорость хода, уз:

- наибольшая подводная под ГТЗА 34,0-35,0
- наибольшая надводная под ГТЗА 18
Ракетное вооружение:  
- наименование комплекса КР Tomahawk
- боезапас (наименование и индекс) КР

в счет торпедного боезапаса (стратегические BGM-109A, BGM-109C и BGM-109D или тактические BGM-109B и BGM-109E) или 8

- вид старта из 660,4-мм (Н) ТА или подводный из ВПУ вне ПК
- СУРС подсистема АСБУ AN/BSY-2
- наименование ПКРК Harpoon
- боезапас (наименование и индекс) ПКР в счет торпедного боезапаса (VGM-84)
- вид старта из 660,4-мм (Н) ТА
- СУРС подсистема АСБУ AN/BSY-2
Торпедное вооружение:
- количество х калибр ТА, мм 8 (Н) х 660,4
- боезапас (индекс) торпед 50 (Мк. 48 ADSAP)
- ПУТС подсистема АСБУ AN/BSY-2
Минное вооружение:
- боезапас (индекс и название) мин в счет торпедного боезапаса 100 (Мк.60 Captor и Мк.67 Mobile)
Специальное:
количество посадочных мест для ПА типа DDS 1
количество посадочных мест для ОПА типа ASDS или НПА UUVs 1

Радиотехническое:

- АСБУ AN/BSY-2 в обеспечение единой тактической системы распределения информации AN/USC-38
- навигационный центр NAVDAC в обеспечении двух инерциальных систем SINS WSN-2 или WSN-7B1
- ПРН-И спутниковых и радиолокационных навигационных систем AN/BRN-6 и AN/BRN-7
- РЛК AN/BPS-16
- комплекс средств РЭБ ANAVLQ-4(V)1
- комплексный перископ тип 86
- перископ атаки тип 8 mod.3
- астронавигационный перископ тип 18
 
+13 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru