Истребитель Су-37





Многофункциональный истребитель Су-37. О холодном и стрелковом оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Многофункциональный истребитель Су-37


В Начало

История создания

Многофункциональный истребитель Су-37Во второй половине 50-х годов по соображениям борьбы с высоколетящими ЛА вероятного противника (впрочем, не только вероятного, но и вполне реального - вспомним полеты американца Пауэрса) появилась проблема повышения высотности наших истребителей. Логично встал вопрос: а нельзя ли несколько изменить вектор тяги двигателя, чтобы получить дополнительную вертикальную составляющую. В 1956 году такую задачу поставил А.С.Яковлев своему заместителю по СУ, бывшему начальнику ЦИАМ, попавшему в опалу за смелость суждений В.И.Поликовскому. Он и предложил: увеличить вертикальную составляющую тягу СУ. В то время проходил испытания высотный истребитель Як-27В с двумя двигателями РД-9Ф. Решили провести экспериментальную проверку идеи. Поручили это дело Н.В.Григорьеву. На составление эскизов дали сутки и еще трое суток на изготовление необходимых деталей.

Григорьев проблему решил просто: к обрезу форсажной камеры «присобачил» трубу с косым срезом несколько большего диаметра, чем выходное сопло. Чем больше угол среза, тем больше отклоняется вектор тяги. Самолет поставили на весы (3 колеса - три точки опоры). Значение горизонтальной тяги определяли динамометром (наши «слашники» хорошо знают этот способ), а вертикальную составляющую - по весам. Эксперимент практически точно подтвердил расчеты. Затем на самолет решили поставить дополнительный двигатель (ЖРД). История эта закончилась печально. По расчетам, такой самолет должен был выйти на рекордную высоту полета. В последний день 1956 года опытный летчик-испытатель Георгий Тиняков пошел на побитие очень престижного мирового рекорда высоты (хотелось достойно встретить Новый год). В конце взлетной полосы после включения ЖРД самолет взорвался...

Позже опыты по изменению вектора тяги проводили и на других наших фирмах (в ОКБ МиГ, у Челомея). Естественно, лучше всего науку изменения направления вектора тяги усвоили создатели подъемно-маршевых двигателей для СВВП - конструкторы, производственники и испытатели, основанного Александром Микулиным завода № 300 (ныне АМНТК «Союз»).

Двигатели Р27В-300, Р29В-300 и Р79-300 крутили свои сопла от горизонтального положения до вертикального. Можно было получить и боковые составляющие вектора тяги. Впервые в мире на Р79-300 поворот сопла проводился при работе двигателя на форсажном режиме. Так что по поворотным соплам у нас опыт был существенно больше, чем у американцев и немцев. Наиболее активную работу по сверхманевренности в России проводит ОКБ имени Сухого и его генеральный конструктор Михаил Симонов. Работы эти начались еще в начале 80-х годов (примерно тогда же, когда и по Х-31). Шли они как по линии качественного изменения аэродинамики основной воздушной платформы - планера Су-27, так и по применению УВТ. В результате была создана машина с увеличенным наплывом крыла (НК) и ПГО, известная, как «неустойчивый интегральный триплан», и получившая название Су-35. У него, по сравнению с предыдущими модификациями Су-27, значительно увеличена мгновенная угловая скорость разворота и повышены возможности выполнения маневров на больших углах атаки. В 1989 году на базе Су-27УБ были созданы две летающие лаборатории - Су-27ЛЛ-ПС (летающая лаборатория - поворотное или плоское сопло). Специально сконструированная хвостовая часть левого двигателя (модификация АЛ-31Ф) позволяла моделировать любой тип и форму сопла.

На одной ЛЛ испытывали круглое сопло, на другой - плоское. Летали на этих машинах наиболее опытные летчики-испытатели ОКБ имени Сухого: Виктор Пугачев, Игорь Вотинцев и Евгений Фролов. Управление вектором тяги - поворотным соплом левого двигателя производилось вручную - тумблером. Естественно, что двухмерное плоское сопло способно изменять направление вектора тяги только в вертикальной плоскости, тогда как круглое сопло может быть выполнено с УВТ во всережимном исполнении. Плоское сопло, естественно, проще, хотя и тяжелее. Аналогичная конструкция прорабатывается для применения на F-22 фирмами «Локхид Мартин» и «Боинг».

Многофункциональный истребитель Су-37

Необходимо отметить, что для получения сверхманевренности посредством УВТ на двухдвигательном самолете нет необходимости ставить всережимные сопла. За счет «разнотяга», то есть разных значений тяги двигателей и «разножки» (разных направлений УВТ), можно создавать и боковые составляющие вектора тяги СУ. На однодвигательном ЛА для получения сверхманевренности надо иметь всережимное сопло на все 360° (всевекторное). Интенсивная работа двух ОКБ - имени Сухого и имени Люльки дали свои результаты - создан многоцелевой сверхманевренный истребитель - «711» (в будущем, получивший индекс «Су-37»), который будет эффективно применяться вплоть до 2015-2020 годов. На «711» установлены двигатели АЛ-31ФУ с круглыми поворотными соплами, отклоняющиеся на ±15° «вверх-вниз». С этими двигателями самолет совершил первый полет 2.4.96 г. (летчик- испытатель Герой России Евгений Фролов). В шестом полете уже попробовали УВТ. На состоявшейся в июне выставке «Двигатель-96» ОКБ имени Люльки показало двигатель АЛ-37ФУ (форсированный с УВТ), который будет устанавливаться на Су-37. Несомненно, этот экспонат стал «гвоздем программы» выставки.

В 1984 году Михаил Симонов «упросил» Виктора Чепкина - генерального конструктора ОКБ имени Люльки заняться вопросом УВТ. Сначала были технические предложения на уровне эскизов, а с начала 90-х годов ОКБ имени Архипа Люльки занялось разработкой сопла вплотную. Но трудности были колоссальными: при отклоненном сопле на полном форсаже газ начинает бить в стенку и ее надо защитить. Кроме того, необходимо было получить хорошее уплотнение по сферическим стыкам сопла (негерметичность - пожар на самолете), получить приемлемую термостойкость всех элементов (температура газа около 2100°К, давление около 15 атм). Силовые элементы управления соплом - гидравлические.

Управление соплом у летчика, как таковое, отсутствует - оно входит в общую систему управления самолетом. Все делает центральный компьютер, который оптимизирует управление ЛА, исходя из необходимого режима полета (скорости и высоты) и пространственного положения в данный момент. У летчика есть одна (короткоходовая боковая) ручка управления. Пилоту не надо думать об УВТ, ПГО и др. - только задавай режим. Летчик может выключить систему УВТ, и тогда будет обычное нормальное управление машиной. Но в чем в принципе отличается «711» от Х-31 так это в том, что он оснащен новейшей радиолокационной станцией, обеспечивающей одновременно обзор воздушного пространства и земной поверхности. На самолете установлены компьютерные авиационные индикаторы, в том числе и цветные на жидких кристаллах с большим рабочим полем, высокоточная лазерно-инерционная спутниковая навигационная система, современное ракетное вооружение и многое другое.

Описание конструкции

Су-37 Терминатор - многоцелевой истребитель созданный на базе многоцелевого истребителя Су-35. Дальнейшее повышение летных характеристик машины было возможно только при установке двигателя с изменяемым в полете вектором тяги. Работы в этом направлении уже несколько лет велись в ОКБ им. А.М. Люльки, а испытания опытного образца провел весной 1989 г. на Т-10-26 Виктор Пугачев. Тогда на самолете установили только один двигатель, сопло которого могло менять свое положение в вертикальной плоскости, для чего летчик переключал тумблер в кабине. Для подготовки демонстрационного образца истребителя с отклоняемым вектором тяги взяли один из серийных Су-35, установили на нем два двигателя АЛ-31ФП, поставили в кабине пилота боковую ручку управления самолетом и тензоруд (новый вид ручки управления двигателем). После соответствующих доработок систем управления самолетом и двигателями название машины изменили на Су-37. 2 апреля 1996 г. летчик-испытатель ОКБ Е.И. Фролов поднял самолет в небо, а 18 августа того же года Су-37 был впервые показан на авиационном празднике в Тушино в Москве.

Многофункциональный истребитель Су-37

Основные отличия от самолета Су-35:

  • установлены двигатели АЛ-31ФП с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги; в дальнейшем возможно оснащение самолета двигателями АЛ-37ФУ тягой по 14000 кгс;
  • установлен новый радиолокационный прицельный комплекс;
  • применена новая система индикации на основе четырех цветных жидкокристаллических дисплеев, в кабине летчика имеется боковая ручка управления и тензометрические РУД.

В ходе летных испытаний самолет Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости. Технические решения, реализованные в конструкции нового истребителя, обеспечили:

  • возможность нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолету);
  • многоканальность и алгоритмическую защищенность всех информационных и прицельных систем;
  • атаку наземных целей без входа в зону ПВО противника;
  • маловысотный полет с облетом и обходом наземных препятствии;
  • автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;
  • противодействие радиоэлекторнным и оптико-электронным средствам противника;
  • автоматизацию всех этапов полета и боевого применения.

Самолет выполнен по схеме “неустойчивый интегральный триплан”, сочетающей нормальную аэродинамическую схему с передним горизонтальным оперением. Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании Су-35/37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолета разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объем топлива.

Горизонтальное оперение представляет собой дифференциально отклоняемый стабилизатор, каждая консоль которого имеет собственный быстродействующий электрогидравлический привод. ПГО включено в общую цифровую электродистанционную систему управления самолетом и способно отклоняться в диапазоне углов -50/+10°. Помимо улучшения характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки (в частности, на Су-35/37 практически полностью удалось устранить тряску, сильно затрудняющую пилотирование и прицеливание истребителей других типов на подобных режимах), ПГО выполняет и ряд других важных функции. В частности, оно способствует смещению вперед аэродинамического фокуса самолета, что приводит к значительному уменьшению статической устойчивости.

Многофункциональный истребитель Су-37

Посредством ПГО возможно “управление” степенью неустойчивости самолета, которая меняется в зависимости от нагрузки на внешних узлах подвески. При полетах на малой высоте в турбулентной атмосфере ПГО является активным и пассивным демпфером продольных колебании и тряски, что повышает безопасность полета, уменьшает нагрузки на планер и увеличивает комфорт, а, следовательно и боеспособность летчика в условиях болтанки. Аэродинамические усовершенствования, примененные на самолете, позволили добиться снижения нагрузок на фюзеляж и корневые части крыла, что, в свою очередь, обеспечило достижение установившейся перегрузки 10 ед. без усиления конструкции планера (максимальная установившаяся перегрузка, достигнутая на истребителях других типов, не превышает в настоящее время 9 ед.).

Воздухозаборники Су-37

По сравнению с Су-27 несколько увеличена высота и хорда вертикального оперения истребителя. Кессоны килей, выполненных из углепластика, используются, также, в качестве топливных баков. Усилены стоики шасси (что обусловлено возросшей взлетной массой самолета), носовая опора снабжена двумя колесами. Под крылом добавлено два узла внешней подвески (их общее число доведено до 14), что позволило увеличить вес вооружения с 6000 до 8000 кг. Самолет оснащен катапультным креслом КД-36ДМ с углом наклона спинки 30°. По сравнению с Су-27 увеличен запас кислорода, установлены контейнеры с запасом пищи и воды, а также устройство утилизации отходов.

На опытном самолете Су-37 (известном как борт “711”) установлены двигатели АЛ-31ФП с системой управления вектором тяги по каналу тангажа. ТРДЦФ оснащен цифровой электронной системой управления, интегрированной с системой управления самолетом. Осесимметричное управляемое сопло отклоняется в вертикальной плоскости на угол ±15° при помощи двух пар гидроцилиндров, питаемых от общесамолетной гидросистемы (угловая скорость перемещения сопел - 30°/с).

Многофункциональный истребитель Су-37

Серийные истребители Су-37 предполагается оснастить усовершенствованными двигателями АЛ-37ФП (2 х 14500кгс), являющимися дальнейшим развитием ТРДДФ АЛ-31. В ТРДЦФ обеспечено охлаждение поворотной части сопла на режиме полного форсажа и максимальном угле поворота. В качестве рабочего тела в гидроцилиндрах использовано авиационное топливо. Система управления вектором тяги позволяет управлять самолетом как в плоскости тангажа, так и рыскания, что достигается рассогласованием направления тяги правого и левого двигателя. Самолет оснащен убирающейся штангой топливоприемника системы дозаправки топливом в полете.

Су-37 оснащен цифровой электродистанционнои системой управления (ЭДСУ) самолетом. Она выполнена по четырехканальнои схеме резервирования в продольном канале и трехканальнои схемой - в каналах бокового движения. Для увеличения надежности все вычислители ЭДСУ работают параллельно. Система автоматизированного управления самолетом обеспечивает управление всеми рулевыми поверхностями, а также отклонением вектора тяги двигателей посредством перемещения ручки управления самолетом. При этом безопасность полета достигается автоматическим ограничением перегрузок самолета в зависимости от полетной массы и полетных режимов. Имеется режим автоматического выхода из штопора. Установка нового комплекса бортового оборудования с увеличенным энергопотреблением потребовала увеличения мощности электро- и гидропитания. По сравнению с самолетом Су-27 установлены новые электрогенераторы и гидронасосы. На самолете Су-37 установлена боковая малоходовая ручка управления и неподвижный тензометрический РУД.

Вид на приборы управления Су-37

Вид на приборы управления Су-37

БРЭО самолета включает системы, использующие элементы искусственного интеллекта и обеспечивает упреждающее поражение воздушных целей (в том числе и малозаметных) на дистанциях, гарантирующих от возможности ответного удара противника. Автоматизированы все этапы полета, включая боевое применение по воздушным целям, атаки наземных объектов без входа в зону ПВО противника, противодействие радио- и опто-электронным средствам РЭБ. По информации, поступающей от навигационнной системы, САУ решает задачи полета по маршруту с облетом запрограммированных промежуточных пунктов маршрута, возврата на аэродром, предпосадочного маневрирования и захода на посадку до высоты 60м. Имеется режим автоматического управления полетом на предельно малой высоте, с обходом или облетом наземных препятствий. Предусмотрено автоматическое целеуказание при действиях как по воздушным, так и по наземным целям.

Су-37 оснащен комплексом, включающим импульсно-доплеровскую БРЛС с неподвижной фазированной антенной решеткой и БРЛС заднего обзора. Усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя включает тепловизор, совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем. Обеспечивается обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение одновременно нескольких воздушных целей на большой дальности. Оптико-локационная система объединена с БРЛС и усовершенствованным нашлемным прицелом летчика в единый комплекс. На самолете установлена аппаратура автоматической защищенной системы обмена данными о целях, позволяющая лучше координировать действия нескольких истребителей, ведущих групповой бой. Комплекс обороны включает оптические датчики предупреждения об атакующих ракетах противника, станцию радиотехнической разведки нового поколения, активные системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационных диапазонах, а также средства постановки пассивных радиолокационных и ИК-помех. Самолет Су-37 имеет новое информационно-управляющее поле кабины летчика с четырьмя крупноформатными жидкокристаллическими цветными (в отличие от Су-35, где инликаторы монохромные) многофункциональными индикаторами и широкоугольным индикатором на лобовом стекле. В индикаторах использованы жидкокристаллические матрицы. Связное оборудование включает радиостанции УКВ- и КВ-диапазона, аппаратуру телекодовой защищенной связи, а также систему спутниковой связи.

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса "воздух-воздух", управляемое ракетное класса "воздух-поверхность", неуправляемое ракетное и бомбардировочное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем").

Вооружение Су-37

На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет "воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 ракет средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 ракет ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач "воздух-воздух" состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73.

В состав управляемого вооружения класса "воздух-поверхность" входят 6 ракет общего назначения Х-29Т с телевизионными головками самонаведения, 6 ракет Х-29Л или С-25ЛД с полуактивными лазерными головками самонаведения, 6 корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными головками самонаведения, 2 ракеты средней дальности Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, 6 противокорабельных ракет Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П с пассивными радиолокационными головками самонаведения; для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием.

Максимальная масса неуправляемого вооружения класса "воздух-поверхность" составляет 8000 кг. В его состав могут входить 16 бомб ФАБ-500М54 или 14 бомб ФАБ-500М62 или 14 зажигательных баков ЗБ-500 или 34 бомбы ФАБ-250М54 (на однозамковых и многозамковых балочных держателях), 48 бомб ОФАБ-100-120 (на многозамковых балочных держателях), 8 контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракет С-13 (в 6 блоках УБ-13), 6 ракет С-25 (в пусковых устройствах О-25).

Тактико-технические характеристики многофункционального истребителя Су-37

Год принятия на вооружение  1999
Обозначение НАТО SUPER FLANKER
Размах крыла, м 14,698
Длина, м 22,183
Высота, м 6,433
Площадь крыла, м2 63,5
Масса пустого самолета, кг 18500
Максимальная взлетная масса, кг 34000
Максимальная скорость у земли, км/ч 1400
Максимальная скорость на высоте, км/ч 2500
Практическая дальность полета, км с одной дозаправкой в воздухе - 6500 без дозаправки - 4000
Боевой радиус действия, км 800
Практический потолок, км 18
Боевая нагрузка, кг 8 000
Экипаж, человек 1
Двигатели 2 ТРДДФ Сатурн АЛ-37ФП
Максимальная тяга, кгс 2 х 14500
Авиационное артиллерийское оружие
Пушка ГШ-301 калибром 30-мм (боекомплект 150)
Авиационные средства поражения
УР класса «воздух-воздух» средней и большой дальности Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77
УР класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73, Р-73М, Р-60М
УР с телевизионным, телекомандным, тепловизионным, а также лазерным наведением Х-25, Х-29, Х-59
УР противорадио­локационные Х-31, Х-58
УР противо­корабельные крылатые и аэробаллистические Х-31А, Х-35, Х-15
Бомбы калибром до 500 кг
НАР С-8, С-13, С-25
 
+67 -3 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru