Истребитель Миг-9





Истребитель Миг-9. О холодном и стрелковом оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Истребитель Миг-9


В Начало

История создания

Работа по теме началась в феврале 1945 г., а в конце осени уже был утвержден рабочий проект и началась постройка макета, а также изготовление агрегатов и узлов. Ведущим инженером по теме был назначен А.Г. Брунов, ведущим инженером по испытаниям - А.Т. Карев. В постройку были заложены сразу три опытных экземпляра истребителя - Ф-1, Ф-2 и Ф-3.

Первый опытный экземпляр Ф-1 был закончен в производстве и передан на заводские летные испытания в декабре 1945 г. Первоначально на нем установили одну пушку Н-57 калибром 57 мм (в центральной перегородке воздухозаборника) и две пушки НС-23 калибром 23 мм (в низу носовой части фюзеляжа). Однако вскоре от пушки Н-57 отказались, заменив ее на пушку Н-37 калибром 37 мм.

Истребитель Миг-9

Проведение заводских летных испытаний И-300 было поручено летчику-испытателю А.Н. Гринчику. В январе-марте проводились наземные испытания, отладка работы двигателей и доводка конструкции. 12 апреля 1946 г. И-300 выполнил первую рулежку, а 24 апреля - первый полет продолжительностью 20 мин.

Уже первые полеты И-300 продемонстрировали, что он значительно превосходит по летным характеристикам серийные поршневые истребители. В ходе испытаний была получена максимальная скорость 920 км/ч, практический потолок 13000 м и время набора высоты 5000 м - 4.5 мин. Однако 11 июля 1946 г. при показе руководителям ВВС произошла катастрофа и Гринчик погиб. Непосредственной причиной катастрофы стало разрушение зализа крыла, который после отрыва ударил по стабилизатору и повредил его, вследствие чего самолет потерял управление и врезался в землю. Первый экземпляр И-300 налетал всего 6 часов 23 минуты.

Истребитель Миг-9

Второй опытный экземпляр Ф-2 был выпущен из производства в первых числах мая 1946 г. и 11 мая его отправили в ЦАГИ для продувки в натурной аэродинамической трубе Т-101. 11 июня самолет вернули обратно для доводки до летного состояния, после чего 8 августа его передали на испытания. 11 августа летчик-испытатель Т.М. Шиянов совершил на Ф-2 первый полет, а 18 августа 1946 г. впервые продемонстрировал широкой публике на авиационном параде в Тушино. В дальнейшем на Ф-2 по рекомендации ЦАГИ была полностью пересмотрена конструкция крыла с выпуском нового комплекта рабочих чертежей. С 1 октября по 12 ноября 1946 г. самолет был передан ВВС для тренировки летного состава к предполагавшемуся 7 ноября параду. Во второй половине ноября и первой половине декабря Ф-2 проходил заводские испытания и 18 декабря был предъявлен ГК НИИ ВВС для госиспытаний.

Третий опытный экземпляр Ф-3 покинул сборочный цех и был передан на заводские испытания в первой половине июля. 9 августа 1946 г. летчик-испытатель М.Л. Галлай поднял его в воздух. После гибели Ф-1, на Ф-3 была завершена в большей части вся программа заводских летных испытаний, и в первых числах октября его подготовили к передаче на госиспытания. Но из-за участия в тренировках к предстоящему параду передача не состоялась. Самолет был предъявлен на госиспытания только 8 декабря 1946 г.

Истребитель Миг-9

Истребитель Миг-9 на испытательном полигоне

Приказом НКАП от 28 августа 1946 г. было предписано построить малую серию истребителей МиГ-9 на куйбышевском авиазаводе №1 им. Сталина. 10 самолетов должны были быть готовы к концу октября 1946 г. и принять 7 ноября участие в параде над Красной площадью. Уже 13 октября был построен, а 26 октября облетан М.Л. Галлаем головной серийный МиГ-9. К 22 октября были собраны все 10 самолетов, которые практически не отличались по конструкции от первых опытных экземпляров. Однако принять участие в параде им не пришлось, так как он был отменен из-за плохих метеоусловий.
В марте 1947 г. после подготовки необходимой оснастки на заводе №1 начался серийный выпуск истребителей МиГ-9 (И-301, ФС). На них устанавливались двигатели РД-20 производства казанского авиамоторного завода №16. Однако выпустив к первомайскому параду 48 самолетов и 1 самолет для ОКБ-155, производство МиГ-9 на заводе №1 приостановилось. По итогам госиспытаний и результатам подготовки к параду заводу было предложено провести на выпускаемых с 1 мая самолетах ряд конструктивных переделок, улучшающих их летные и эксплуатационные качества. В мае-июне была улучшена топливная система, увеличена площадь киля, изменена конструкция фюзеляжного обтекателя в зоне сопел двигателей, усилена конструкция хвостового оперения и выполнен рад других доработок. С июля производство МиГ-9 возобновилось.

Истребитель Миг-9

В июне 1947 г. завершились государственные испытания четырех самолетов (двух опытных - Ф-2 и Ф-3, и двух серийных - №№ 106001 и 106002). Пилотажные качества самолета получили положительную оценку, а по скорости полета, высотности, скороподъемности на больших высотах, не говоря уже об огневой мощи вооружения, он существенно превосходил серийные истребители с поршневыми двигателями. Одним из главных недостатков МиГ-9, выявленных на испытаниях, стала неустойчивая работа и заглохание двигателей при стрельбе из пушек на высотах более 7000 м, в связи с чем испытания вооружения продолжались до декабря 1947 г. Для устранения этого недостатка в последующем было предпринято несколько попыток изменить расположение пушек относительно воздухозаборника. Кроме того, для предотвращения влияния стрельбы на работу двигателей в 1948 г. на самолете МиГ-9 №106004 ствол пушки Н-37 был оборудован специальной профилированной пластиной, получившей название "бабочка".

Однако на испытаниях, проходивших с 10 ноября 1947 г. по 14 января 1948 г., желаемых результатов получено не было, к тому же снизились летные характеристики самолета. Вскоре работы в этом направлении были прекращены, так как стало ясно, что для сохранения газодинамической устойчивости двигателя необходимо удаление срезов стволов пушек из зоны воздухозаборников.

Самолет МиГ-9 с тормозными щитками был закончен в производстве 26 марта 1947 г., а 7 июля завершились заводские испытания. Однако в связи с необходимостью его использования для срочных испытаний вооружения, самолет на госиспытания не передавался. Государственные испытания тормозных щитков были проведены в ГК НИИ ВВС на УТИ МиГ-9.

Истребитель Миг-9

Первоначально подвесными топливными баками должны были оборудовать И-300 (Ф-3) и в ноябре передать на госиспытания. Однако из-за участия в подготовке к параду осуществить это мероприятие на Ф-3 не удалось. В результате ПТБ оборудовали первый серийный экземпляр истребителя и 27 декабря 1946 г. передали его на заводские испытания, которые завершились 5 апреля, подтвердив все расчетные данные.

Государственные испытания в ГК НИИ ВВС начались 28 апреля, но уже 8 мая были приостановлены из-за отсутствия двигателей РД-20. В дальнейшем испытания ПТБ были продолжены на УТИ МиГ-9 и закончены с положительными результатами.

Описание конструкции

МИГ-9 одноместный истребитель-среднеплан с двумя ТРД осевого типа, установленными в фюзеляже рядом под крылом и кабиной с выходом реактивных сопел под хвост фюзеляжа, т. е. схема реданная. Крыло прямое, тонкое, площадью 18,2 м2. Самолет имел еще два обозначения: И-300 и "Ф". Схема самолета была оригинальной и необычной для своего времени. Возникла она не сразу. В 1944-1945 гг. ТРД на первых истребителях устанавливались в фюзеляже или над фюзеляжем (например, Хейнкель 162), а если их было два, то в крыле (Глостер "Метеор") или же под крылом (Арадо 234, Ме-262 и др.), что сильно портило аэродинамику этих самолетов. У нас некоторые предлагали на первых порах скопировать Ме-262, чтобы, изучив его, идти дальше.

Вид на боковое шасси истребителя Миг-9

Вид на боковое шасси истребителя Миг-9

В этом духе и делался в 1945 г. первоначальный проект в ОКБ Микояна. Разработка зашла уже довольно далеко, когда по инициативе А. И. Микояна такая схема была отвергнута и весь проект стал делаться заново, с установкой в фюзеляже двух трофейных двигателей БМВ-003 (стоявших на первых опытных И-300), а потом РД-20. Один двигатель вдвое большей мощности был бы лучше, но его тогда еще не было. Трудности были тут очень большие из-за крайней тесноты размещения двигателей и сложности подхода к ним при условии всемерного обжатия миделя фюзеляжа. Однако это удалось преодолеть, крыло осталось чистым, площадь его оказалась возможным уменьшить, и вся компоновка получилась очень компактной и аэродинамичной. Самолет строился по плану опытного строительства со сроком предъявления на госиспытания 22 октября 1946 г. Этот срок был выдержан.

Переднее шасси истребителя Миг-9

Переднее шасси истребителя Миг-9

Конструкция МиГ-9 цельнометаллическая, в основном из дуралюмина с дополнительной защитой нижней поверхности хвостовой части фюзеляжа от горячих газов путем установки слегка гофрированного листа тонкой жароупорной стали (с просветом около 15 мм). Были введены тормозные щитки-закрылки, так как посадочная скорость была значительной - 170 км/ч и пробег достигал 1060 м. Площадь горизонтального оперения-0,206 площади крыла, а вертикального-0,147. На всех серийных МиГ-9 был введен форкиль, улучшивший жесткость конструкции хвоста и путевую устойчивость самолета. Кабина на последнем МиГ-9М - герметическая, вентиляционного типа, а сиденье - катапультируемое, на всех остальных - обычная и без катапультирования.

Кабина экипажа МиГ-9

Кабина экипажа МиГ-9

Вооружение: одна пушка Н-37 (40 снарядов) и две НС-23 (160 снарядов) . На первом опытном МиГ-9 стояла пушка Н-57, но в серии ее не было. Взлетная масса опытных экземпляров была в общем около 5000 кг, а с подвесными сбрасываемыми топливными баками - около 5500 кг при использовании самолета как истребителя сопровождения. Дальность соответственно 800 и 1100 км при продолжительности полета до 1 ч 45 мин, время набора высоты 5000 м соответственно 4,3 мин и 6,25 мин.

Истребитель Миг-9

Название МиГ-9 появилось на смену первоначального И-300 после внедрения его в серию. И-301Т (ФТ) -учебно-тренировочный двухместный вариант, построенный вслед за основным для обучения и вывозки летчиков на таком малознакомом самолете в 1946 г. Это один из первых самолетов, на котором в СССР проводились летные испытания по катапультированию летчика (из задней кабины). Были два опытных экземпляра ФТ-1 и ФТ-2, отличающиеся формой фонаря кабины.

Первый экземпляр И-300 "Ф-1" был выпущен к весне 1946 г. и первый его полет был выполнен 24 апреля в один день с Як-15, но на три часа раньше (летчик А. Н. Гринчик). Шли доводки самолета, но 11 июля на 20-м полете Гринчик погиб, показывая самолет М. В. Хруничеву и другим руководителям. Понадобились дальнейшие работы, и первый полет второго самолета "Ф-3" состоялся только 9 августа (летчик М. Л. Галлай), а третьего "Ф-2" - 11 августа (летчик Г. М. Шиянов). На Ф-2 были в основном проведены испытания. 18 августа 1946 г. на воздушном параде в Тушино МиГ-9 уже демонстрировался (вместе с Як-15). Эти первые экземпляры самолетов серийного завода были переданы в ГК НИИ ВВС в декабре 1946 г., а в мае 1947 г. туда были переданы два опытных самолета "Ф-2" и "Ф-3".

Истребитель Миг-9

Серийные МиГ-9 "ФС" с двигателями РД-20 (тяга 800 кгс) показали качества, не более высокие, чем опытные самолеты с БМВ-003. Была попытка поставить двигатели ТР-1 А. М. Люлька (с тягой 1350 кгс). Осенью 1947 г. был построен, но в полете не испытывался такой вариант - И-305 "ФЛ" с ТР-1А. Двигатель еще не был доведен и ломался при стендовых испытаниях. МиГ-9 {с бабочкой} - с устройством для отвода дульных газов из поля воздухозаборника. На ствол большой пушки была надета коробка-гильза с отводящими патрубками обтекаемого сечения, направленными вверх и вниз. Часть дульных газов выходила за пределы воздухозаборника. Без этого бывало, что при выстреле из 37-мм пушки двигатель глох. Этот самолет был выпущен в 1948 г. на базе серийного МиГ-9 "ФФ", когда МиГ-9 уже снимался с вооружения. МиГ-9 "ФФ" - тот же серийный, но с форсированными двигателями, не отличавшийся внешне от "ФС" с нефорсированными двигателями. МиГ-9 был наряду с Як-15 первым реактивным истребителем, принятым на вооружение, но применялся он недолго, будучи лишь промежуточным типом с прямым крылом, и вскоре сменился истребителем МиГ-15 со стреловидным крылом.

Тактико-технические характеристики истребителя Миг-9

Год принятия на вооружение  1946
Обозначение НАТО FARGO
Длина самолета, м 9,75
Размах крыла, м 10
Площадь крыла, м2 18,3
Вес пустого самолета, кг 3 540
Максимальный взлетный вес, кг 5 500
Двигатели 2 х ТРД РД-20
Максимальная тяга, кгс 2 х 800
Максимальная скорость на высоте 5 км, км/ч 910
Максимальная скорость у земли, км/ч 864
Посадочная скорость, км/ч 170
Практический потолок, м 12 800
Максимальная дальность полета, км 1 100
Вооружение

одна 37-мм пушка НС-37 в перегородке воздухозаборника (40 снарядов)

две 23-мм пушки НС-23 в носовой части фюзеляжа под воздухозаборником (160 снарядов)

 
+8 -1 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru