АПЛ Щука-Б





Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 "Щука-Б". О стрелковом, холодном оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 "Щука-Б"


В Начало

История создания и проектирования

Для рас­ши­ре­ния фрон­та строи­тель­ст­ва мно­го­це­ле­вых под­вод­ных ло­док 3-го по­ко­ле­ния в ию­ле 1976 г. бы­ло при­ня­то ре­ше­ние соз­дать на ба­зе про­ек­та 945 но­вую, бо­лее де­ше­вую АПЛ, ос­нов­ным от­ли­чи­ем ко­то­рой от сво­его про­то­ти­па долж­но бы­ло стать при­ме­не­ние в кор­пус­ных кон­ст­рук­ци­ях вме­сто ти­та­но­во­го спла­ва ста­ли. По­это­му раз­ра­бот­ка ко­раб­ля, по­лу­чив­ше­го про­ект­ный но­мер 971 и шифр «Щу­ка-Б», ве­лась по преж­не­му так­ти­ко-тех­ни­че­ско­му за­да­нию, ми­нуя ста­дию эс­киз­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния.

АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

Осо­бен­но­стью но­вой АПЛ, раз­ра­бот­ка ко­то­рой бы­ла по­ру­че­на ле­нин­град­ско­му СКБ «Ма­ла­хит», бы­ло зна­чи­тель­ное, при­бли­зи­тель­но в пять раз по срав­не­нию с са­мой со­вер­шен­ной оте­че­ст­вен­ной тор­пед­ной лод­кой 2-го по­ко­ле­ния, сни­же­ние уров­ня шум­но­сти. Этот ре­зуль­тат пред­по­ла­га­лось дос­тичь за счет реа­ли­за­ции бо­лее ран­них на­ра­бо­ток в об­лас­ти по­вы­ше­ния скрыт­но­сти как кон­ст­рук­тор­ско­го кол­лек­ти­ва СКБ (где в на­ча­ле 70-х го­дов раз­ра­ба­ты­вал­ся про­ект сверх­ма­ло­шум­ной АПЛ), так и уче­ных ЦНИИ им. ака­де­ми­ка А.Н. Кры­ло­ва.

По ре­зуль­та­там рас­смот­ре­ния ма­те­риа­лов эс­киз­но­го про­ек­та бы­ло под­го­тов­ле­но, со­гла­со­ва­но и 27 ию­ля 1976 г. оформ­ле­но со­вме­ст­ное ре­ше­ние ВМФ и Мин­суд­про­ма (МСП) «О раз­ра­бот­ке тех­ни­че­ско­го про­ек­та атом­ной мно­го­це­ле­вой ма­ло­шум­ной под­вод­ной лод­ки со сталь­ным кор­пу­сом на ба­зе про­ек­та 945 (про­ект 971)», ко­то­рым пред­пи­сы­ва­лось: раз­ра­бо­тать к маю 1977 г. тех­ни­че­ский про­ект дан­ной АПЛ с уче­том воз­мож­но­сти ее строи­тель­ст­ва на су­до­строи­тель­ном за­во­де им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла и в Ле­нин­град­ском Ад­ми­рал­тей­ском объ­е­ди­не­нии, при­чем го­лов­ную лод­ку сдать в Ком­со­моль­ске-на­-Аму­ре в 1982-1983 гг.; раз­ра­бот­ку про­ек­та вес­ти на ос­но­ве ТТЗ ВМФ на про­ект 945 с уче­том до­пол­ни­тель­ных тре­бо­ва­ний. В ос­нов­ном до­пол­ни­тель­ные тре­бо­ва­ния сво­ди­лись к раз­ме­ще­нию или про­ра­бот­кам раз­ме­ще­ния но­вых ви­дов ору­жия и воо­ру­же­ния, а так­же к реа­ли­за­ции но­вых тре­бо­ва­ний на про­ек­ти­ро­ва­ние от­дель­ных со­став­ляю­щих. Пре­ду­смат­ри­ва­лось так­же ис­поль­зо­вать про­ра­бот­ки, не реа­ли­зо­ван­ные в про­ек­те 945 из-за ог­ра­ни­чен­но­го во­до­из­ме­ще­ния.

В ав­гу­сте 1976 г. бы­ла сфор­ми­ро­ва­на груп­па глав­но­го кон­ст­рук­то­ра про­ек­та 971, ко­то­рую воз­гла­вил Г.Н. Чер­ны­шев, яв­ляв­ший­ся то­гда од­но­вре­мен­но на­чаль­ни­ком и глав­ным кон­ст­рук­то­ром СПМБМ «Ма­ла­хит». За­мес­ти­те­ля­ми глав­но­го кон­ст­рук­то­ра бы­ли на­зна­че­ны А.П. Алек­се­ев, В.А. Се­ре­гин и Ю.И. Фа­ра­фон­тов.

Ра­бо­та над тех­про­ек­том бы­ла пол­но­стью раз­вер­ну­та уже с сен­тяб­ря 1976 г. На про­тя­же­нии всей ра­бо­ты над про­ек­том од­ним из глав­ных во­про­сов бы­ло удер­жа­ние за­яв­лен­но­го в эс­киз­ном про­ек­те во­до­из­ме­ще­ния и обес­пе­че­ние удиф­фе­рен­тов­ки. По­след­нее об­стоя­тель­ст­во на пер­вых по­рах про­сто ста­ви­ло под со­мне­ние вы­пол­ни­мость про­ек­та, по­сколь­ку по­сто­ян­ное уве­ли­че­ние на­груз­ки масс в кор­мо­вых от­се­ках «уно­си­ло» бал­ласт за но­со­вую око­неч­ность. По­ло­же­ние спас­ла про­ра­ба­ты­вав­шая­ся ра­нее в про­ек­те 705 ком­по­нов­ка ПЛ - про­дле­ние проч­но­го кор­пу­са до зад­не­го сре­за кор­мо­вой око­неч­но­сти и раз­ме­ще­ние греб­но­го ва­ла внут­ри вновь об­ра­зо­ван­но­го от­се­ка в проч­ной дейд­вуд­ной тру­бе. При­ра­ще­ние пла­ву­че­го объ­е­ма на 200 м3 при­ве­ло к уве­ли­че­нию на­груз­ки масс все­го на 10 т при со­хра­не­нии глав­ных раз­ме­ре­ний и пол­но­го под­вод­но­го во­до­из­ме­ще­ния ПЛ. В даль­ней­шем это по­ме­ще­ние, от­де­лен­ное от кор­мо­во­го от­се­ка, по­лу­чи­ло на­име­но­ва­ние рум­пель­но­го от­де­ле­ния.

АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

Вто­рое прин­ци­пи­аль­ное ре­ше­ние по ком­по­нов­ке ПЛ ка­са­лось ре­ак­тор­но­го от­се­ка. Уже в про­ек­те 945 бы­ло реа­ли­зо­ва­но раз­ме­ще­ние вто­ро­го эше­ло­на элек­тро­энер­ге­ти­че­ской сис­те­мы (ЭЭС) в этом по­ме­ще­нии. В про­ек­те 971 эта идея по­лу­чи­ла даль­ней­шее раз­ви­тие. Ци­лин­д­ри­че­ская встав­ка проч­но­го кор­пу­са диа­мет­ром 10,9 м про­дле­на поч­ти на весь ре­ак­тор­ный от­сек. Это по­зво­ли­ло ор­га­ни­зо­вать над ре­ак­тор­ной и на­сос­ной вы­го­род­ка­ми еще од­но (верх­нее), от­де­лен­ное от ниж­них проч­ной гер­ме­тич­ной па­лу­бой с био­ло­ги­че­ской за­щи­той, по­ме­ще­ние, в ко­то­ром раз­ме­ща­лись щи­ты вто­ро­го эше­ло­на ЭЭС, а са­мо по­ме­ще­ние спро­ек­ти­ро­ва­но и от­ве­ча­ло тре­бо­ва­ни­ям, предъ­яв­ляе­мым к зо­не сво­бод­но­го ре­жи­ма.

Од­на­ко од­ним из глав­ных во­про­сов про­ек­та бы­ло улуч­ше­ние аку­сти­че­ских ха­рак­те­ри­стик ПЛ. Ос­но­вой аку­сти­че­ской за­щи­ты ПЛ ста­ла раз­ви­тая сис­те­ма двух­кас­кад­ной амор­ти­за­ции зо­наль­ных бло­ков. Смысл этой раз­ра­бот­ки за­клю­ча­ет­ся в том, что ко­ра­бель­ные ме­ха­низ­мы и сис­те­мы ус­та­нав­ли­ва­ют­ся на сво­их амор­ти­за­то­рах и объ­е­ди­ня­ют­ся в зо­наль­ные бло­ки, ко­то­рые то­же изо­ли­ро­ва­ны от проч­но­го кор­пу­са, но уже соб­ст­вен­ны­ми амор­ти­за­то­ра­ми. Кро­ме то­го, осу­ще­ст­ви­ли под­бор наи­ме­нее шум­ных и виб­ро­ак­тив­ных ме­ха­низ­мов, при­ни­ма­лась наи­бо­лее оп­ти­маль­ная схе­ма раз­ме­ще­ния их по ко­раб­лю, изы­ски­ва­лись со­от­вет­ст­вую­щие ре­жи­мы ра­бо­ты и т.п. Бы­ли рас­смот­ре­ны и вне­дре­ны так­же прак­ти­че­ски все из­вест­ные ме­ро­прия­тия по сни­же­нию фи­зи­че­ских по­лей и по­мех ГАС. При этом осо­бое вни­ма­ние об­ра­ти­ли на со­вер­шен­ст­во­ва­ние об­во­дов ПЛ, мак­си­маль­ное за­кры­тие вы­ре­зов на на­руж­ном кор­пу­се.

АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

Сре­ди ос­таль­ных ре­ше­ний, спо­соб­ст­вую­щих улуч­ше­нию виб­ро­шу­мо­вых ха­рак­те­ри­стик про­ек­та, сле­ду­ет упо­мя­нуть: кре­п­ле­ние па­ро­про­из­во­дя­щей ус­та­нов­ки, вклю­чая бак сис­те­мы во­дя­ной за­щи­ты (СВЗ), на П-об­раз­ных кон­соль­ных бал­ках, за­де­лан­ных в по­пе­реч­ные пе­ре­бор­ки; ус­та­нов­ку на амор­ти­за­то­рах ря­да не­виб­ро­ак­тив­но­го обо­ру­до­ва­ния, яв­ляю­ще­го­ся воз­мож­ным ис­точ­ни­ком пе­ре­да­чи на кор­пус ПЛ зву­ко­вой энер­гии (фильт­ров, те­п­ло­об­мен­ных ап­па­ра­тов, рас­пре­де­ли­тель­ной ар­ма­ту­ры). Кро­ме то­го, бы­ли усо­вер­шен­ст­во­ва­ны об­во­ды кор­пу­са, све­де­ны к ми­ни­му­му вы­сту­паю­щие час­ти; за­кры­ты вы­ре­зы и от­вер­стия на кор­пу­се, вклю­чая и та­кие, как щи­ты и об­те­ка­те­ли у вен­ти­ля­ци­он­ных от­вер­стий над­строй­ки, кин­г­сто­нов цис­терн глав­но­го бал­ла­ста (ЦГБ), фа­кель­но­го вы­бро­са сис­те­мы вен­ти­ля­ции, подъ­ем­но-мач­то­вых уст­ройств и пе­ри­ско­пов, от­кид­ных ко­ло­нок ре­зерв­но­го дви­жи­тель­но­го ком­плек­са, вы­дви­ну­то­го и уб­ран­но­го по­ло­же­ния но­со­вых го­ри­зон­таль­ных ру­лей; ис­клю­че­но пе­ре­те­ка­ние во­ды в над­строй­ки бла­го­да­ря раз­де­ле­нию ее не­про­ни­цае­мы­ми пе­ре­го­род­ка­ми и при­ме­не­нию уп­лот­не­ний на всех от­кид­ных люч­ках, две­рях, щи­тах и т.п.; ис­поль­зо­ва­ны виб­рои­зо­ли­рую­щие и виб­ро­пог­ло­щаю­щие по­кры­тия вне и внут­ри проч­но­го кор­пу­са, об­ли­цов­ка­ми щи­тов, об­те­ка­те­лей, дель­ных ве­щей и т.п.; при­ме­не­ны без­на­бор­ный стек­ло­пла­сти­ко­вый об­те­ка­тель но­со­вой гид­ро­аку­сти­че­ской ан­тен­ны, но­вые со­вер­шен­ные амор­ти­за­то­ры, гиб­кие раз­вя­зы­ваю­щие ру­ка­ва и т.п.; при­ме­не­ны но­вые мо­ди­фи­ка­ции об­ще­ко­ра­бель­но­го и энер­ге­ти­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния, от­ве­чаю­щие бо­лее же­ст­ким нор­мам виб­роа­ку­сти­че­ских ха­рак­те­ри­стик (ВАХ-74), вме­сто при­ме­няв­ше­го­ся на дру­гих го­лов­ных ПЛ 3-го по­ко­ле­ния обо­ру­до­ва­ния с ВАХ-68.

Про­ект 971 от­ли­чал­ся от дру­гих ПЛ 3-го по­ко­ле­ния не толь­ко но­вы­ми ре­ше­ния­ми в об­лас­ти аку­сти­ки. В нем пре­ду­смат­ри­ва­лось:

  • при­ме­не­ние но­вой вы­со­ко­проч­ной ста­ли;
  • при­ме­не­ние но­вой мо­ди­фи­ка­ции па­ро­про­из­во­дя­щей ус­та­нов­ки (ППУ) ОК-650М.01, ко­то­рая от­ли­ча­лась от ба­зо­вой ОК-650.Б3 улуч­шен­ным ком­по­но­воч­ным ре­ше­ни­ем бло­ков кор­пу­сов па­ро­ге­не­ри­рую­ще­го аг­ре­га­та и по­вы­шен­ной тех­но­ло­гич­но­стью, что су­ще­ст­вен­но сни­жа­ло тру­до­ем­кость из­го­тов­ле­ния;
  • сис­те­ма ава­рий­но­го без­ба­та­рей­но­го рас­хо­ла­жи­ва­ния па­ро­про­из­во­дя­щей ус­та­нов­ки с за­борт­ны­ми ти­та­но­вы­ми те­п­ло­об­мен­ни­ка­ми;
  • лег­кая гер­ме­тич­ная цис­тер­на био­ло­ги­че­ской за­щи­ты с сис­те­мой ком­пен­са­ции, с по­мо­щью ко­то­рой дол­жен был зна­чи­тель­но сни­зить­ся уро­вень ра­дио­ак­тив­ной след­но­сти;
  • са­мо­про­точ­ное ох­ла­ж­де­ние дейд­вуд­ных под­шип­ни­ков и уп­лот­не­ния греб­но­го ва­ла, что ис­клю­ча­ло один из ис­точ­ни­ков по­сто­ян­но­го шу­ма при дви­же­нии ПЛ;
  • за­борт­ные от­кид­ные ко­лон­ки ре­зерв­но­го дви­жи­тель­но­го ком­плек­са с по­груж­ны­ми двух­ско­ро­ст­ны­ми элек­тро­дви­га­те­ля­ми, что уст­ра­ня­ло еще один ис­точ­ник гид­ро­ди­на­ми­че­ско­го воз­му­ще­ния на обыч­ных хо­до­вых ре­жи­мах;
  • ва­ку­ум­ная сис­те­ма под­суш­ки трю­мов, обес­пе­чи­ваю­щая ка­че­ст­вен­ную и бес­шум­ную ра­бо­ту сис­те­мы осу­ше­ния без ис­поль­зо­ва­ния вы­со­ко­на­пор­ных на­со­сов;
  • раз­рез­ные кор­мо­вые ру­ли с бал­ле­ра­ми, не­по­сред­ст­вен­но вхо­дя­щи­ми в рум­пель­ное по­ме­ще­ние, с гид­рав­ли­че­ски­ми ру­ле­вы­ми ма­ши­на­ми, спо­соб­ны­ми ра­бо­тать на трех сту­пе­нях мощ­но­сти: ма­лая пред­на­зна­ча­лась для ма­ло­шум­ных хо­дов, сред­няя - для ма­нев­ри­ро­ва­ния на по­вы­шен­ных ско­ро­стях хо­да, боль­шая - для ре­ше­ния про­ти­во­ава­рий­ных за­дач;
  • «вы­стре­ли­ваю­щие­ся» но­со­вые го­ри­зон­таль­ные ру­ли, раз­ме­щен­ные точ­но по оси сим­мет­рии кор­пу­са и снаб­жен­ные для боль­шей эф­фек­тив­но­сти за­крыл­ка­ми;
  • по­груж­ные ма­ло­га­ба­рит­ные трех­по­зи­ци­он­ные кин­г­сто­ны сис­те­мы по­гру­же­ния, ко­то­ры­ми снаб­же­ны все цис­тер­ны глав­но­го бал­ла­ста (ЦГБ), обес­пе­чи­ва­ли в сред­нем по­ло­же­нии за­кры­тие свои­ми об­те­ка­те­ля­ми от­вер­стий на на­руж­ном кор­пу­се, со­хра­няя при этом раз­груз­ку ЦГБ в под­вод­ном по­ло­же­нии;
  • за­пас­ной ко­манд­ный пункт, с ко­то­ро­го обес­пе­чи­ва­лось управ­ле­ние вер­ти­каль­ны­ми и кор­мо­вы­ми го­ри­зон­таль­ны­ми ру­ля­ми, а так­же за­пол­не­ни­ем и про­ду­ва­ни­ем ЦГБ;
  • ком­плекс­ная ав­то­ма­ти­за­ция бое­вых и тех­ни­че­ских средств, со­сре­до­то­че­ние управ­ле­ния ко­раб­лем, его ору­жи­ем и воо­ру­же­ни­ем в еди­ном цен­тре - глав­ном ко­манд­ном пунк­те.

К окон­ча­нию тех­ни­че­ско­го про­ек­та пол­но­стью сфор­ми­ро­вал­ся об­лик лод­ки про­ек­та 971, ко­то­рый, не­смот­ря на по­сле­дую­щие мо­дер­ни­за­ци­он­ные ре­ше­ния, в прин­ци­пе уже не ме­нял­ся.

АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

21 ап­ре­ля 1977 г. вы­шло по­ста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ст­ва о про­грам­ме раз­ви­тия про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны, где впер­вые на­шел от­ра­же­ние про­ект 971. В мае тех­ни­че­ский про­ект был за­вер­шен и пред­став­лен управ­ле­ни­ям ВМФ и Мин­суд­про­ма, ин­сти­ту­там и за­во­дам. В ию­не-и­ю­ле шло рас­смот­ре­ние про­ек­та, со­би­ра­лись за­клю­че­ния ба­зо­вых ор­га­ни­за­ций, за­во­да-строи­те­ля.

В ию­не про­хо­ди­ло рас­смот­ре­ние тех­ни­че­ско­го про­ек­та и в 1 ЦНИИ МО (ко­раб­ле­строе­ния ВМФ). По­сколь­ку к то­му вре­ме­ни боль­шин­ст­во раз­но­гла­сий по про­ек­ту бы­ло уре­гу­ли­ро­ва­но, об­су­ж­де­ние шло обыч­ным ра­бо­чим по­ряд­ком. Од­на­ко в за­клю­че­ние ру­ко­во­дство 1 ЦНИИ МО не­ожи­дан­но по­тре­бо­ва­ло сни­зить спе­ци­фи­ка­ци­он­ный уро­вень шум­но­сти ПЛ бо­лее чем вдвое, обос­но­вы­вая это боль­шим чис­лом вне­дрен­ных ме­ро­прия­тий и за­па­са­ми, за­ло­жен­ны­ми в рас­че­те шум­но­сти. За­ме­ча­ние бы­ло сфор­му­ли­ро­ва­но как уль­ти­ма­тум, в про­тив­ном слу­чае про­ект не ре­ко­мен­до­вал­ся к ут­вер­жде­нию. Глав­ный кон­ст­рук­тор, об­су­див эти тре­бо­ва­ния с пред­ста­ви­те­ля­ми ЦНИИ им. ака­де­ми­ка А.Н. Кры­ло­ва и дру­гих ор­га­ни­за­ций про­мыш­лен­но­сти, со­гла­сил­ся их при­нять. Ус­туп­ка бы­ла очень серь­ез­ная, так как на ря­де час­тот тре­бо­ва­ния по уров­ню шу­ма бы­ли уже­сто­че­ны на 8-10 дБ.

По­сле рас­смот­ре­ния про­ек­та у глав­но­ко­ман­дую­ще­го ВМФ и в Мин­суд­про­ме 30 сен­тяб­ря вы­шло со­вме­ст­ное ре­ше­ние ВМФ и МСП, пер­вым пунк­том ко­то­ро­го ут­вер­ждал­ся про­ект, вто­рым - под­твер­жда­лась не­об­хо­ди­мость со­вер­шен­ст­во­ва­ния его аку­сти­че­ских ха­рак­те­ри­стик в про­цес­се раз­ра­бот­ки ра­бо­чих чер­те­жей и строи­тель­ст­ва, треть­им - пред­пи­сы­ва­лось раз­мес­тить ком­плекс кры­ла­тых ра­кет для стрель­бы по бе­ре­гу и за­ре­зер­ви­ро­вать мес­та для бу­ду­щих за­борт­ных пус­ко­вых ус­та­но­вок средств про­ти­во­дей­ст­вия. Для это­го раз­ре­ша­лось уве­ли­чить во­до­из­ме­ще­ние ПЛ. В ре­ше­нии бы­ли под­твер­жде­ны так­же уров­ни шум­но­сти ПЛ, при­ня­тые при рас­смот­ре­нии про­ек­та в 1 ЦНИИ МО.

Сра­зу по­сле окон­ча­ния тех­про­ек­та в бю­ро на­ча­лась раз­ра­бот­ка ра­бо­чих чер­те­жей проч­но­го кор­пу­са, а по­сле их ут­вер­жде­ния этих ра­бо­ты бы­ли раз­вер­ну­ты и по дру­гим спе­циа­ли­за­ци­ям. Па­рал­лель­но про­дол­жа­лись ин­тен­сив­ные ра­бо­ты по улуч­ше­нию па­ра­мет­ров шум­но­сти са­мо­го гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са и по­мех ГАК.

Бла­го­да­ря воз­мож­но­стям но­во­го ГАК «Скат-3» долж­на бы­ла су­ще­ст­вен­но по­вы­сит­ся бое­вая эф­фек­тив­ность про­ек­та 971. Од­на­ко ГАК «Скат-3», имев­ший уве­ли­чен­ные ан­тен­ны и воз­рос­ший со­став ап­па­ра­ту­ры, ко­то­рая, в свою оче­редь, об­ла­да­ла боль­ши­ми элек­тро­по­треб­ле­ни­ем и те­п­ло­вы­де­ле­ни­ем, при­вел к зна­чи­тель­но­му из­ме­не­нию про­ек­та. Ме­ня­лись об­во­ды но­со­вой око­неч­но­сти, вклю­чая рай­оны вол­но­рез­ных щи­тов тор­пед­ных ап­па­ра­тов, боль­шие рай­оны бор­то­вых час­тей, ог­ра­ж­де­ния руб­ки, I и да­же III от­се­ков. В от­се­ке II вре­за­лась обе­чай­ка из трех шпа­ций об­щей дли­ной 2,4 м, сам от­сек пол­но­стью пе­ре­ком­по­но­вы­вал­ся. На кор­мо­вом ста­би­ли­за­то­ре долж­на бы­ла ста­вить­ся боль­шая гон­до­ла для раз­ме­ще­ния но­во­го уст­рой­ст­ва по­став­ки-вы­бор­ки (УПВ) бук­си­руе­мой ан­тен­ны уве­ли­чен­ной про­тя­жен­но­сти. В ре­зуль­та­те бы­ла про­из­ве­де­на по­след­няя кор­рек­ти­ров­ка ос­нов­ных так­ти­ко-тех­ни­че­ских эле­мен­тов про­ек­та.

АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

Эта по­след­няя су­ще­ст­вен­ная кор­рек­ти­ров­ка тех­ни­че­ско­го про­ек­та бы­ла про­из­ве­де­на в мо­мент за­вер­ше­ния раз­ра­бот­ки ра­бо­чих чер­те­жей, ко­гда на ста­пель по­сту­пи­ла уже пер­вая бло­к-сек­ция кор­пу­са. По­это­му бю­ро бы­ло вы­ну­ж­де­но в спеш­ном по­ряд­ке пе­ре­ра­бо­тать зна­чи­тель­ную часть ра­бо­чей до­ку­мен­та­ции.

По­сколь­ку пред­по­ла­га­лось строи­тель­ст­во боль­шой се­рии ПЛ про­ек­та 971 вы­со­ки­ми тем­па­ми, уже в тех­ни­че­ском про­ек­те пре­ду­смат­ри­вал­ся блоч­но-мо­дуль­ный ме­тод по­строй­ки, ко­то­рый по­зво­лил ра­цио­на­ли­зи­ро­вать про­цесс строи­тель­ст­ва ко­раб­ля: мон­таж обо­ру­до­ва­ния был пе­ре­не­сен из стес­нен­ных ус­ло­вий от­се­ка не­по­сред­ст­вен­но в цех, на дос­туп­ный со всех сто­рон зо­наль­ный блок. По­сле за­вер­ше­ния мон­та­жа зо­наль­ный блок «за­ка­ты­ва­ет­ся» в кор­пус лод­ки и под­сое­ди­ня­ет­ся к ма­ги­ст­раль­ным ка­бе­лям и тру­бо­про­во­дам ко­ра­бель­ных сис­тем.

Го­лов­ной ато­мо­ход 971 про­ек­та - К-284 - был за­ло­жен в 1980 г. и всту­пил в строй 30 де­каб­ря 1984 г. Уже в про­цес­се его ис­пы­та­ний бы­ло про­де­мон­ст­ри­ро­ва­но дос­ти­же­ние ка­че­ст­вен­но бо­лее вы­со­ко­го уров­ня аку­сти­че­ской скрыт­но­сти. Уро­вень шум­но­сти К-284 на 12-15 дБ (т.е. в 4-4,5 раза) ока­зал­ся ни­же шум­но­сти са­мой «ти­хой» оте­че­ст­вен­ной лод­ки пред­ше­ст­вую­ще­го по­ко­ле­ния - 671РТМ.

Вслед за го­лов­ной ПЛ на СЗЛК бы­ло раз­вер­ну­то строи­тель­ст­во се­рии, в хо­де ко­то­ро­го про­дол­жа­лось со­вер­шен­ст­во­ва­ние про­ек­та по всем по­ка­за­те­лям. В пер­вую оче­редь это ка­са­лось аку­сти­ки и воо­ру­же­ния. Так, на пер­вой се­рий­ной лод­ке №502 бы­ла ус­та­нов­ле­на ПТУ но­вой мо­ди­фи­ка­ции ОК-9ВМ. от­ли­чаю­щая­ся так­же улуч­шен­ной амор­ти­за­ци­ей. Зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния про­изош­ли на вто­рой се­рий­ной ПЛ №513. С нее на­ча­лось ос­на­ще­ние се­рии ком­плек­са­ми не­аку­сти­че­ско­го об­на­ру­же­ния, при­ме­не­ны бо­лее со­вер­шен­ные мо­ди­фи­ка­ции не­ко­то­рых ком­плек­сов ра­дио­элек­трон­но­го воо­ру­же­ния и вне­дре­ны 25 ме­ро­прия­тий по кон­ст­рук­тив­но­му улуч­ше­нию аку­сти­че­ско­го по­ля, вклю­чая амор­ти­зи­ро­ван­ный глав­ный упор­ный под­шип­ник ва­ло­про­во­да. На сле­дую­щей лод­ке №514 впер­вые бы­ли ус­та­нов­ле­ны пус­ко­вые ус­та­нов­ки средств про­ти­во­дей­ст­вия, ава­рий­ная сис­те­ма по­ро­хо­во­го про­ду­ва­ния цис­терн глав­но­го бал­ла­ста, а так­же про­ве­де­ны ме­ро­прия­тия по сни­же­нию шум­но­сти, вклю­чая но­вые за­бор­ни­ки цир­ку­ля­ци­он­ной трас­сы ти­па «Плав­ник».

АПЛ проекта 971 "Щука-Б" Элементы системы обнаружения по кильватерному следу

Элементы системы обнаружения по кильватерному следу на АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

В 1988 г. бы­ла сда­на и пер­вая под­вод­ная лод­ка про­ек­та 971, по­стро­ен­ная ПО «Сев­маш­пред­прия­тие» (СМП). По ре­зуль­та­там ис­пы­та­ний го­лов­ной и пер­вых се­рий­ных ПЛ вы­хо­дит оче­ред­ное по­ста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ст­ва, оп­ре­де­лив­шее по­этап­ное улуч­ше­ние аку­сти­че­ских ха­рак­те­ри­стик строя­щих­ся ло­док. Им ру­ко­во­дство­ва­лись вплоть до по­след­них по­стро­ен­ных ко­раб­лей. В обес­пе­че­ние вы­пол­не­ния ус­та­нов­лен­ных норм шум­но­сти был вы­пу­щен ряд ре­ше­ний, кон­кре­ти­зи­рую­щих вне­дряе­мые ме­ро­прия­тия. Все это обес­пе­чи­ло су­ще­ст­вен­ное улуч­ше­ние аку­сти­че­ско­го по­ля ПЛ уже с за­ка­зов №515 и 822 (сда­ны в 1990 г.). На этих ПЛ на­ко­нец бы­ли дос­тиг­ну­ты за­ло­жен­ные еще при ут­вер­жде­нии тех­про­ек­та же­ст­кие нор­мы уров­ня аку­сти­че­ско­го по­ля.

С 1991 г. ин­тен­сив­ность по­строй­ки се­рии пе­ре­мес­ти­лась в ПО СМП. При этом на ка­ж­дой по­сле­дую­щей ПЛ вне­дря­лись но­вые тех­ни­че­ские ре­ше­ния, на­прав­лен­ные на по­вы­ше­ние ее бое­вых ка­честв. ПЛ по­строй­ки СМП в этой час­ти да­же опе­ре­жа­ли ПЛ СЗЛК. Так, ПЛ №822 по сво­ей тех­ни­че­ской ос­на­щен­но­сти пол­но­стью со­от­вет­ст­ву­ет пя­той лод­ке №515, тре­тья лод­ка №831, по­стро­ен­ная в 1991 г., пол­но­стью со­от­вет­ст­ву­ет седь­мой ПЛ №517, по­стро­ен­ной быв­шим СЗЛК, а те­перь АО «Амур­ский су­до­строи­тель­ный за­вод» и пе­ре­дан­ной ВМФ в 1995 г. На этих лод­ках впер­вые ус­та­нов­ле­на но­вая со­вме­щен­ная сис­те­ма ЭХРВ, но­вый ра­дио­ло­ка­ци­он­ный ком­плекс, за­борт­ные ава­рий­ные си­ло­вые се­ти. Бы­ло так­же вне­дре­но еще 34 но­вых ме­ха­низ­ма с ВАХ-80, что обес­пе­чи­ло даль­ней­шее улуч­ше­ние их аку­сти­че­ских ха­рак­те­ри­стик.

Пер­во­на­чаль­но лод­ки про­ек­та 971 не­сли лишь так­ти­че­ские но­ме­ра. Од­на­ко, 10 ок­тяб­ря 1990 г. вы­шел при­каз глав­но­ко­ман­дую­ще­го ВМФ В.Н. Чер­на­ви­на о при­свое­нии лод­ке К-317 на­зва­ния «Пан­те­ра». В даль­ней­шем име­на по­лу­чи­ли и дру­гие ато­мо­хо­ды дан­но­го про­ек­та. Пер­вая «се­ве­ро­двин­ская» лод­ка - К-480 - по­лу­чи­ла имя «Барс», вско­ре став­шее на­ри­ца­тель­ным для всех ато­мо­хо­дов про­ек­та 971. В де­каб­ре 1997 г. по хо­да­тай­ст­ву Та­тар­ста­на «Барс» пе­ре­име­но­ва­на в «Ак-Барс».

АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

В 1996 го­ду в строй всту­пи­ла крей­сер­ская АПЛ (КАПЛ) «Вепрь», по­стро­ен­ная в Се­ве­ро­двин­ске. Со­хра­няя преж­ние об­во­ды, она име­ла но­вые кон­ст­рук­цию проч­но­го кор­пу­са и внут­рен­нюю «на­чин­ку». Вновь был сде­лан серь­ез­ный ры­вок впе­ред и в об­лас­ти сни­же­ния шум­но­сти.

Проч­ный кор­пус мо­дер­ни­зи­ро­ван­ной АПЛ име­ет встав­ку дли­ной 4 м. До­пол­ни­тель­ный тон­наж по­зво­лил, в ча­ст­но­сти, ос­на­стить лод­ку «ак­тив­ны­ми» сис­те­ма­ми сни­же­ния виб­ра­ции энер­ге­ти­че­ской ус­та­нов­ки, прак­ти­че­ски пол­но­стью уст­ра­нив ее воз­дей­ст­вие на кор­пус ко­раб­ля.

Описание конструкции и назначения

Мно­го­це­ле­вые атом­ные под­вод­ные лод­ки про­ек­та 971 пред­на­зна­че­ны для ве­де­ния борь­бы с под­вод­ны­ми лод­ка­ми и ко­ра­бель­ны­ми груп­пи­ров­ка­ми про­тив­ни­ка, на­не­се­ния уда­ров по бе­ре­го­вым объ­ек­там, осу­ще­ст­в­ле­ния мин­ных по­ста­но­вок, ве­де­ния раз­вед­ки и уча­стия в про­ве­де­нии опе­ра­ций спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния.

Под­вод­ная лод­ка 971-го про­ек­та от­но­сит­ся к двух­кор­пус­но­му ти­пу. Проч­ный кор­пус вы­пол­нен из вы­со­ко­проч­ной ста­ли с пре­де­лом те­ку­че­сти 100 кгс/мм2 и раз­де­лен во­до­не­про­ни­цае­мы­ми пе­ре­бор­ка­ми на 6 оби­тае­мых от­се­ков с рум­пель­ным от­де­ле­ни­ем. Лег­кий кор­пус по­крыт ком­по­зит­ным про­ти­во­ра­дио­ло­ка­ци­он­ным по­кры­ти­ем. Все ос­нов­ное обо­ру­до­ва­ние, глав­ный ко­манд­ный пункт, бое­вые по­сты и руб­ки раз­ме­ще­ны в амор­ти­зи­ро­ван­ных зо­наль­ных бло­ках, пред­став­ляю­щих со­бой про­стран­ст­вен­ные кар­кас­ные кон­ст­рук­ции с па­лу­ба­ми. Амор­ти­за­ция су­ще­ст­вен­но умень­ша­ет аку­сти­че­ское по­ле ко­раб­ля, а так­же по­зво­ля­ет обезо­па­сить эки­паж и обо­ру­до­ва­ние от ди­на­ми­че­ских пе­ре­гру­зок, воз­ни­каю­щих при под­вод­ных взры­вах.

Ком­по­нов­ка ПЛ:

  • I от­сек - тор­пед­ный, в его верх­ней по­ло­ви­не рас­по­ло­же­ны ка­зен­ные час­ти тор­пед­ных ап­па­ра­тов и весь бое­за­пас на ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных и до­пол­ни­тель­ных стел­ла­жах. Под гер­ме­тич­ным на­сти­лом, раз­де­ляю­щим верх­нюю и ниж­нюю час­ти от­се­ка, рас­по­ло­же­но по­ме­ще­ние 2-й па­лу­бы, на ко­то­рой ус­та­нов­ле­ны стой­ки ап­па­ра­ту­ры ра­дио­элек­трон­но­го воо­ру­же­ния (РЭВ) - в ос­нов­ном гид­ро­аку­сти­ки, сред­ст­ва вен­ти­ля­ции и кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния от­се­ка и РЭВ, а так­же ба­та­рей­ные ав­то­ма­ты. Под 2-й па­лу­бой - но­со­вой и кор­мо­вой трю­мы, в се­ре­ди­не - ак­ку­му­ля­тор­ная яма (АЯ), по бор­там цис­тер­ны ТРК. Сред­няя часть 2-й па­лу­бы и АЯ кон­ст­рук­тив­но объ­е­ди­не­ны в амор­ти­зи­ро­ван­ный блок;
  • II от­сек - че­ты­рех­па­луб­ный, кон­ст­рук­тив­но пред­став­ля­ет со­бой еди­ный амор­ти­зи­ро­ван­ный блок. На 1-й па­лу­бе рас­по­ло­же­ны глав­ный ко­манд­ный пост, руб­ки, ап­па­ра­ту­ра бое­вой ин­фор­ма­ци­он­но-управ­ляю­щей сис­те­мы (БИ­УС); 2-я и 3-я па­лу­бы за­ня­ты жи­лы­ми, об­ще­ст­вен­ны­ми и ме­ди­цин­ски­ми по­ме­ще­ния­ми. На 4-й па­лу­бе - стой­ки ап­па­ра­ту­ры РЭВ, сред­ст­ва кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния, об­ще­ко­ра­бель­ные сис­те­мы, не ра­бо­таю­щие в ма­ло­шум­ном ре­жи­ме;
  • III от­сек - вспо­мо­га­тель­ных ме­ха­низ­мов. Че­ты­рех­па­луб­ный и амор­ти­зи­ро­ван­ный. Две его верх­ние па­лу­бы за­ня­ты руб­ка­ми и ап­па­ра­ту­рой, на ниж­них на­хо­дит­ся раз­лич­ное вспо­мо­га­тель­ное обо­ру­до­ва­ние, вклю­чая ком­прес­со­ры сис­те­мы воз­ду­ха вы­со­ко­го дав­ле­ния (ВВД), хо­ло­диль­ные ма­ши­ны, ди­зель-ге­не­ра­тор­ную ус­та­нов­ку, во­до­от­лив­ные и осу­ши­тель­ные на­со­сы, элек­тро­ма­шин­ные пре­об­ра­зо­ва­те­ли, щи­ты 1-го эше­ло­на элек­тро­энер­ге­ти­че­ской сис­те­мы (ЭЭС). В этом от­се­ке раз­ме­ще­ны все подъ­ем­но-мач­то­вые уст­рой­ст­ва, кро­ме пе­ри­ско­пов;
  • IV от­сек - ре­ак­тор­ный. Верх­нее по­ме­ще­ние от­де­ле­но от ос­таль­ных проч­ной па­лу­бой с био­ло­ги­че­ской за­щи­той. Под ней на­хо­дит­ся соб­ст­вен­но по­ме­ще­ние па­ро­про­из­во­дя­щей ус­та­нов­ки (ППУ), раз­де­лен­ное на ап­па­рат­ную и на­сос­ную вы­го­род­ки. В по­след­ней раз­ме­ще­но вспо­мо­га­тель­ное обо­ру­до­ва­ние ППУ и элек­тро­ма­шин­ные пре­об­ра­зо­ва­те­ли 2-го эше­ло­на ЭЭС. Ме­ха­низ­мы с вра­щаю­щи­ми­ся час­тя­ми ус­та­нов­ле­ны на амор­ти­зи­ро­ван­ных плат­фор­мах. Са­ма ППУ вме­сте с ба­ком сис­те­мы во­дя­ной за­щи­ты (СВЗ) под­ве­ше­на на кон­соль­ных бал­ках, за­де­лан­ных в пе­ре­бор­ки;
  • V от­сек - тур­бин­ный, прак­ти­че­ски весь от­дан блоч­ной па­ро­тур­бин­ной ус­та­нов­ке (ПТУ) с на­ве­шен­ны­ми ав­то­ном­ны­ми тур­бо­ге­не­ра­то­ра­ми и хо­ло­диль­ны­ми ма­ши­на­ми па­ро­тур­бин­ной ус­та­нов­ки. Блок ПТУ че­рез амор­ти­за­то­ры сто­ит на про­ме­жу­точ­ной ра­ме, ко­то­рая по тор­цам че­рез вто­рой кас­кад амор­ти­за­то­ров за­кре­п­ля­ет­ся к ме­жот­сеч­ным пе­ре­бор­кам. Внут­ри бло­ка часть ме­ха­низ­мов то­же кре­пит­ся на ин­ди­ви­ду­аль­ных амор­ти­за­то­рах;
  • VI от­сек - вспо­мо­га­тель­ных ме­ха­низ­мов. Че­рез не­го про­хо­дит ва­ло­про­вод с глав­ным упор­ным под­шип­ни­ком в но­су и уп­лот­не­ни­ем греб­но­го ва­ла в кор­ме. Двух­па­луб­ная кон­ст­рук­ция от­се­ка яв­ля­ет­ся амор­ти­зи­ро­ван­ной. За этим от­се­ком на­хо­дит­ся рум­пель­ное от­де­ле­ние, в ко­то­ром ме­ж­ду мощ­ным кор­пус­ным на­бо­ром во­круг дейд­вуд­ной тру­бы раз­ме­ще­но пять ру­ле­вых гид­рав­ли­че­ских ма­шин, а так­же рум­пе­ли и кон­цы бал­ле­ров вер­ти­каль­но­го ру­ля, боль­ших и ма­лых кор­мо­вых го­ри­зон­таль­ных ру­лей.

Над от­се­ка­ми II и III рас­по­ло­же­но ог­ра­ж­де­ние руб­ки и вы­движ­ных уст­ройств. Руб­ка вы­пол­не­на в ви­де всплы­ваю­щей спа­са­тель­ной ка­ме­ры (ВСК). В но­со­вой око­неч­но­сти лод­ки раз­ме­ще­ны тру­бы тор­пед­ных ап­па­ра­тов с вол­но­рез­ны­ми щи­та­ми, а под ни­ми - вы­го­род­ка ос­нов­ной гид­ро­аку­сти­че­ской ан­тен­ны. Вспо­мо­га­тель­ные гид­ро­аку­сти­че­ские ан­тен­ны рас­по­ло­же­ны так­же в ог­ра­ж­де­нии руб­ки, ме­ж­ду­борт­ном про­стран­ст­ве и кор­мо­вом ста­би­ли­за­то­ре. В кор­ме - че­ты­ре ста­би­ли­за­то­ра об­ра­зу­ют кор­мо­вое опе­ре­ние.

Ос­нов­ной вход в ПЛ - че­рез ог­ра­ж­де­ние руб­ки и ВСК. Кро­ме то­го, име­ют­ся вспо­мо­га­тель­ные и ре­монт­ные лю­ки над от­се­ка­ми I, III, IV и VI. Про­ход по ПЛ ме­ж­ду от­се­ка­ми II и VI осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по верх­ней па­лу­бе, в от­сек I с 3-й па­лу­бы от­се­ка II на 2-ю па­лу­бу от­се­ка I, вход в ниж­ние по­ме­ще­ния от­се­ка IV - че­рез от­сек V.

На АПЛ при­ме­не­на раз­ви­тая сис­те­ма двух­кас­кад­ной амор­ти­за­ции, зна­чи­тель­но сни­жаю­щая струк­тур­ный шум. Все ме­ха­низ­мы раз­ме­ще­ны на амор­ти­зи­ро­ван­ных фун­да­мен­тах. Ка­ж­дый зо­наль­ный блок изо­ли­ро­ван от кор­пу­са АПЛ ре­зи­но­корд­ны­ми пнев­ма­ти­че­ски­ми амор­ти­за­то­ра­ми, об­ра­зую­щи­ми вто­рой кас­кад виб­рои­зо­ля­ции.

АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

За счет вне­дре­ния ком­плекс­ной ав­то­ма­ти­за­ции эки­паж лод­ки уда­лось со­кра­тить до 73 че­ло­век (в том чис­ле 33 офи­це­ра).

Воо­ру­же­ние

Тор­пе­до-ра­кет­ный ком­плекс АПЛ вклю­ча­ет че­ты­ре тор­пед­ных ап­па­ра­та ка­либ­ром 533 мм и че­ты­ре - 650-мм (сум­мар­ный бое­ком­плект - бо­лее 40 еди­ниц средств по­ра­же­ния, в том чис­ле 28 - ка­либ­ром 533 мм). Он при­спо­соб­лен для стрель­бы кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми «Гра­нат», под­вод­ны­ми ра­ке­та­ми и ра­ке­то-тор­пе­да­ми («Шквал», «Во­до­пад» и «Ве­тер»), а так­же тор­пе­да­ми (533-мм ти­па УСЭТ-80 и УГСТ, 650-мм ти­па 65-76) и са­мо­транс­пор­ти­рую­щи­ми­ся ми­на­ми. Кро­ме то­го, лод­ка мо­жет осу­ще­ст­в­лять по­ста­нов­ки обыч­ных мин. Управ­ле­ние стрель­бой кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми «Гра­нат» осу­ще­ст­в­ля­ет­ся спе­ци­аль­ным ап­па­рат­ным ком­плек­сом.

Для по­груз­ки ору­жия ис­поль­зу­ет­ся тор­пе­до­погрузоч­ное уст­рой­ст­во, рас­по­ло­жен­ное в но­со­вой ни­ше ме­ж­ду тор­пед­ны­ми ап­па­ра­та­ми и тор­пе­до­погрузоч­ный люк боль­шо­го диа­мет­ра.

Погрузка торпеды на АПЛ "Щука-Б"

Погрузка торпеды на АПЛ "Щука-Б"

На­чи­ная с К-391 - 6 533-мм од­но­ра­зо­вых не­пе­ре­за­ря­жае­мых ПУ РЭПС-324 «Шлаг­ба­ум» за­пус­ка средств гид­ро­аку­сти­че­ско­го про­ти­во­дей­ст­вия.

ПЗРК «Стрела-3» или «Иг­ла» - 3 ПУ, 12 ЗУР.

Гид­ро­аку­сти­че­ский ком­плекс МГК-540 «Скат-3» с циф­ро­вой сис­те­мой об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции име­ет мощ­ную сис­те­му шу­мо­пе­лен­го­ва­ния и гид­ро­ло­ка­ции. В его со­став вхо­дит раз­ви­тая но­со­вая ан­тен­на, две бор­то­вые ан­тен­ны боль­шой про­тя­жен­но­сти, а так­же бук­си­руе­мая про­тя­жен­ная ан­тен­на, раз­ме­щен­ная в кон­тей­не­ре, рас­по­ло­жен­ном на вер­ти­каль­ном опе­ре­нии.

На­чи­ная с К-322, кро­ме ГАК, АПЛ снаб­же­ны сис­те­мой об­на­ру­же­ния под­вод­ных ло­док и над­вод­ных ко­раб­лей про­тив­ни­ка по киль­ва­тер­но­му сле­ду МНК-200-1 «Ту­кан» (ус­та­нов­лен­ная на лод­ке ап­па­ра­ту­ра по­зво­ля­ет фик­си­ро­вать та­кой след спус­тя мно­гие ча­сы по­сле про­хо­ж­де­ния под­вод­ной лод­ки про­тив­ни­ка).

Элементы системы обнаружения по кильватерному следу

Элементы системы обнаружения по кильватерному следу установленный на АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

Ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ный ком­плекс ра­дио­свя­зи «Мол­ния-МЦ»:

  • сис­те­ма спут­ни­ко­вой свя­зи «Цу­на­ми-БМ» с бук­си­руе­мой ан­тен­ной (уст­рой­ст­во К-659 «За­лом» - рас­по­ло­же­на в над­строй­ке за ог­ра­ж­де­ни­ем руб­ки);
  • ан­тен­ная сис­те­ма даль­ней свя­зи «Ко­ра»;
  • УК­В-ра­дио­стан­ция «Анис»;
  • ра­дио­стан­ции Р-790, Р-143, Р-855УМ (3 ком­плек­та), Р-159 (6 ком­плек­тов), из­де­лие П-405, «При­зыв», «При­чал» (3 ком­плек­та), Р-105М.

Ком­плекс ра­дио­свя­зи «Мол­ния-МЦ» по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять связь по всем ра­дио­се­тям и при­ни­мать сиг­на­лы бое­во­го управ­ле­ния, на­хо­дясь в под­вод­ном по­ло­же­нии.

Со­пря­же­ние РЭВ, ре­ше­ние раз­лич­но­го ро­да за­дач по на­ви­га­ции (на­ви­га­ци­он­ный ком­плекс «Сим­фо­ния-У»), це­ле­ука­за­нию и при­ме­не­нию ору­жия воз­ло­же­но на БИ­УС «Ом­ни­бус».

Энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка

Энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка ко­раб­ля вклю­ча­ет один ре­ак­тор во­до­во­дя­но­го ти­па на те­п­ло­вых ней­тро­нах ОК-650М.01 (190 мВт) с че­тырь­мя ти­та­но­вы­ми па­ро­ге­не­ра­то­ра­ми (по два цир­ку­ля­ци­он­ных на­со­са для пер­во­го и чет­вер­то­го кон­ту­ров, три на­со­са третье­го кон­ту­ра) и па­ро­вую од­но­валь­ную блоч­ную па­ро­тур­бин­ную ус­та­нов­ку ОК-9В (на го­лов­ной ПЛ, на пер­вых ПЛ вы­пус­ка за­во­да в Ком­со­моль­ске-на­-Аму­ре - ОК-9М, на ос­таль­ных - ОК-9ВМ) с ши­ро­ким ре­зер­ви­ро­ва­ни­ем со­ста­ва ме­ха­ни­за­ции. Мощ­ность на ва­лу - 50000 л.с.

Элек­тро­энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка со­сто­ит из двух тур­бо­ге­не­ра­то­ров пе­ре­мен­но­го то­ка ОК-2 мощ­но­стью по 3200 кВт, ди­зель-ге­не­ра­то­ров ДГ-300 (поз­же - один АСДГ-800-1 или АСДГ-1000) с об­ра­ти­мы­ми пре­об­ра­зо­ва­те­ля­ми (2х750 л.с.) с за­па­сом то­п­ли­ва на 10 су­ток ра­бо­ты, двух групп ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей, раз­ме­щен­ных в 1-м от­се­ке.

В слу­чае вы­хо­да из строя глав­ной энер­ге­ти­че­ской ус­та­нов­ки для по­сле­дую­ще­го ее вво­да пре­ду­смот­ре­ны ава­рий­ные ис­точ­ни­ки элек­тро­энер­гии и вспо­мо­га­тель­ные сред­ст­ва дви­же­ния - два под­ру­ли­ваю­щих уст­рой­ст­ва - вин­то­вые ко­лон­ки ОК-300 - с греб­ны­ми элек­тро­дви­га­те­ля­ми по­сто­ян­но­го то­ка ГАП-300 мощ­но­стью по 410 л.с., обес­пе­чи­ваю­щие ско­рость дви­же­ния по­ряд­ка 5 уз­лов и слу­жа­щие так­же для ма­нев­ри­ро­ва­ния на ог­ра­ни­чен­ных ак­ва­то­ри­ях.

Дву­борт­ная элек­тро­энер­ге­ти­че­ская сеть с об­ра­ти­мы­ми и вы­со­ко­час­тот­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­те­ля­ми, раз­ме­щен­ны­ми в 3-м и 4-м от­се­ке, обес­пе­чи­ва­ет ко­ра­бель­ные по­тре­би­те­ли си­ло­вым пи­та­ни­ем час­то­той 50 Гц и 400 Гц.

Лод­ка ос­на­ще­на се­ми­ло­па­ст­ным вин­том по­сто­ян­но­го ша­га с сер­по­вид­ны­ми ло­па­стя­ми с улуч­шен­ны­ми гид­ро­аку­сти­че­ски­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и умень­шен­ной час­то­той вра­ще­ния.

АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

Весь лич­ный со­став раз­ме­щен в ком­фор­та­бель­ных каю­тах, имею­щих внут­рен­нюю те­ле­фон­ную сеть и ка­бель­ное те­ле­ви­зи­он­ное ве­ща­ние. Для при­ма пи­щи и дру­гих ме­ро­прия­тий ис­поль­зу­ет­ся офи­цер­ская каю­т-ком­па­ния и каю­т-ком­па­ния стар­шин. Ме­ди­цин­ский блок со­сто­ит из ам­бу­ла­то­рии и изо­ля­то­ра с от­дель­ным галь­ю­ном. Все­го на ПЛ име­ет­ся 5 галь­ю­нов. По­мыв­ка лич­но­го со­ста­ва про­во­дит­ся в ду­ше­вых ка­би­нах оп­рес­нен­ной во­дой, име­ет­ся сау­на. Все жи­лые по­ме­ще­ния рас­по­ло­же­ны во 2-м от­се­ке.

Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

Водоизмещение, т:  
надводное 8 140
подводное 12 770
Длина по КВЛ, м 110,3
Ширина корпуса, м 13,6
Ширина по кормовым рулям, м 15,4
Средняя осадка, м 9,7
Максимальная скорость хода, узл:
надводная 10
подводная 33
Глубина погружения, м:
рабочая 480
предельная 600
 
+64 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru