АПЛ Los Angeles





АПЛ Типа Los Angeles (США). О стрелковом оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




АПЛ Типа Los Angeles (США)


В Начало

АПЛ "Луисвил" типа "Лос-Анджелес"

Если проанализировать ТТЭ американских АЛЛ второго поколения, то станет очевидным, что скорость их хода в подводном положении колебалась от 23 (у Glenard P. Lipscomb) до 29 (у Skipjack) уз. Характерно то, что она падала от серии к серии, и у самой многочисленной серии кораблей типа Sturgeon не превышала 25 уз. Такое положение вещей объясняется кругом задач, решение которых возлагалось на эти корабли. В первую очередь они предназначались для борьбы с советскими АПЛ на противолодочных рубежах, а также на выходе из баз, и поэтому приоритет отдавался не скорости, а скрытности и эффективности гидроакустических средств.

Идея создания многоцелевой АПЛ, имеющей более высокую скорость хода в подводном положении, по сравнению с лодками ВМС США предшествующих типов, возникла еще в 1963 г. Впоследствии ее реализовали в проекте Los Angeles. Благодаря скорости лодка могла бы оказывать непосредственную поддержку действиям группировок надводных кораблей (прежде всего АУТ). Согласно замыслу, АПЛ должна была осуществлять разведку по курсу следования соединения, скорость которого определялась максимально возможным ходом атомного авианосца (более 30 уз.). Действуя в режиме «рывок-дрейф» (т.е. чередуя режимы хода на полном ходу и поисковой скорости), скоростная АПЛ вела бы поиск лодок противника, не допуская их сближения с кораблями охраняемого соединения для нанесения торпедного или ракетного ударов. Кроме того, высокая скорость хода позволяла быстро разворачивать многоцелевые АПЛ в районах возможных боевых действий и использовать их «по вызову» с максимально возможной эффективностью.

В качестве прототипа были выбраны Sturgeon (в части, касающейся обводов корпуса и общей компоновки) и Narwhal (в части, касающейся ППУ с естественной циркуляцией теплоносителя в первом контуре). Правда, в отличие Sturgeon, специалисты Управления кораблестроения и вооружения ВМС США решили на Los Angeles отказаться от некоторых технических решений, связанных с обеспечением безопасности плавания в ледовых условиях. К таким решениям можно отнести усиленную конструкцию ограждения прочной рубки и проницаемых оконечностей корпуса. Los Angeles стала первой полностью однокорпусной АПЛ мира. На всем ее протяжении отсутствует как легкий корпус, так и надстройка. Цистерны главного балласта окончательно разделили на носовую и кормовую группы и сгруппировали в оконечностях.

Таким образом, подводное кораблестроение США завершило эволюционную линию перехода на полностью однокорпусный архитектурно-конструктивный тип АПЛ. Как представляется, одной из главных причин такого перехода стало стремление к увеличению жесткости корпуса корабля и снижению его вибрации под воздействием набегающею потока.

Прочный корпус Los Angeles является цилиндром единого диаметра, с коническими секциями в оконечностях, заканчивающимися прочными торосферическими переборками.

Такое техническое решение обеспечило не только более высокую технологичность постройки корабля, но и оказало благоприятное влияние на его общую компоновку. Его «побочным» результатом стало то, что лодка делиться водонепроницаемыми переборками только лишь на три отсека. В носовом отсеке сосредоточены торпедное вооружение, ГКП, жилые и бытовые помещения экипажа, ряд вспомогательных механизмов, аварийный дизель-генератор и АБ. Во втором отсеке размещен реактор, а в третьем - ПТУ, основное оборудование ЭЭС и вспомогательные механизмы. Интересно также и то, что однокорпусное исполнение корабля заставило сместить ТА в нос — они вварены в носовую коническую секцию прочного корпуса под углом к диаметральной плоскости. Такая схема, в свою очередь, заставила удлинить носовую проницаемую часть лодки и тем самым обеспечить наиболее благоприятные условия для работы ГАК. Для этой же цели основную антенну комплекса прикрыли специальными экранами, отделяющими ее от носовой группы ЦГБ, и изменили конструкцию носовой горизонтальной шахты, соединяющей с носовой переборкой прочного корпуса. В дальнейшем это удлинение позволило разместить в носовой оконечности 12 шахт для запуска КР Tomahawk, а затем — заваливающиеся носовые горизонтальные рули.

Удлинение носовой оконечности потребовало адекватного увеличения длины кормовой оконечности и забортной части линии вала. На последней модификации этот объем использовали для размещения лебедки, барабана и других механизмов протяженной гидроакустической буксируемой антенны ТВ-23 (ТВ-29 или ТВ-29А).

Переход к однокорпусной архитектуре также привел к тому, что ограждение прочной рубки, в отличие от американских АПЛ второго поколения, было полностью изолировано от проницаемой носовой оконечности, и его вибрация, вызванная движением лодки, не передавалась на легкие конструкции корпуса. Недостатками архитектуры и общей компоновки Los Angeles специалисты считают то, что они не обеспечивают надводную непотопляемость, а также требуемую боевую и аварийную живучесть, так как в одном отсеке сосредоточены АБ, торпедное вооружение и ГКП со всеми системами управления кораблем.

Для обеспечения высокой скорости хода на Los Angeles использовали ППУ, построенную на базе нового реактора S6G, имеющего вдвое большую мощность реактора предыдущего проекта (S5W). Так как этот реактор имеет большие массогабаритные характеристики, пришлось увеличить диметр прочного корпуса на 0,4 м по сравнению с АПЛ Stergeon.

Реактор S6G создавался для перспективного эсминца проекта D2G и был использован исключительно с целью сокращения финансовых затрат и времени проектировния. Однако данное решение не позволило обеспечить полноценную естественную циркуляцию теплоносителя в первом контуре, как это было реализовано на Narwhal.

Носовая часть АПЛ «Санта Фе» типа «Лос-Анджелес»

Носовая часть АПЛ «Санта Фе» типа «Лос-Анджелес»

Вооружение АПЛ типа Los Angeles состоит из четырех носовых 533-мм ТА при общем боезапасе 26 торпед Мк.48 различных модификаций и ПЛУР ПЛРК SUBROC или мин Мк.60 и Мк.67. Торпедный комплекс оснащен автоматизированной системой продольного и поперечного перемещения боезапаса на стеллажах, а также УБЗ ТА. На корабле используется гидравлическая система пуска оружия из ТА, приводимая в действие поршневыми насосами постоянного объема. Она отличается высокой надежностью, но имеет при этом сравнительно большие массу и габариты, издает большой шум в процессе работы и характеризуется продолжительностью цикла выстреливания. Немалой проблемой является монтаж такой системы на лодке. Информация от ГАК поступает в ПУТС, СУРС и АСБУ (на кораблях третьей серии). В этих системах она соответствующим образом обрабатывается и используется в процессе применения оружия. На первой серии АПЛ типа Los Angeles роль этих систем выполняли ПУТС Mk.113 Torpedo FCS mod. 10, а затем Mk.117, а на второй их дополнили СУРС Mk.l mod.O (mod.2).

Они решают следующие задачи: определение параметров движения до пяти целей; выработка данных стрельбы по ним; подготовка ТА и торпед к стрельбе и наведение телеуправляемых торпед; применение ПЛУР комплекса SUBROC; постановка мин в заданном районе и в определенном порядке. Кроме того, они обеспечивают боевое использование различных модификаций ПКР Harpoon и КР Tomahawk.

Корабли третьей серии АПЛ типа Los Angeles получили АСБУ (В соответствии с классификацией, принятой в зарубежных ВМС, признаками, позволяющими отнести некоторую систему к ПУТС (СУРС) или БИУС (АСБУ), могут служить перечень решаемых задач или состав приборов, отражающих основные функции системы, а также уровень управления (стрельбой, атакой, боевыми действиями) и число рабочих мест операторов.) AN/BSY-1, которая решает более широкий круг задач. В частности: те же, что и ПУТС (правда, по 30-35 целям); сбор и обработка информации от корабельных РТС и внешних источников; освещение тактической обстановки; управление техническими средствами ПЛ; документирование информации и анализ проведенных атак; расчет и отображение гидроакустической обстановки; диагностика и проверка боеготовности системы, а также тренировка корабельных расчетов.

Работы над АСБУ AN/BSY-1 начались в 1982 г. в рамках программы SubASC (Submarine Advanced Combat System). Специально для этой системы были разработаны новые гидроакустические средства, процессоры обработки информации, универсальные индикаторные устройства и системы связи. БИУС AN/BSY-1 построена на базе миниатюрных ЦВМ AN/UYK-43 и AN/UYK-44, а также модульного процессора AN/UYS-2 с быстродействием 100 млн. операций в секунду. Все эти вычислительные машины были созданы на основе технологии интегральных схем со сверхвысоким быстродействием. БИУС соединена с источниками информации и системами управления стрельбой при помощи волоконно-оптических линий. Она обеспечивает боевое использование всех модификаций торпеды Мк.48, ПЛУР комплекса SUBROC, КР Tomahawk, ПКР Harpoon и мин.

Подводная лодка типа «Лос-Анджелес»

Подводная лодка типа «Лос-Анджелес»:
1  — носовая антенна гидроакустического комплекса; 2 — вертикальные пусковые установки крылатых ракет «Тамахок»; 3, 13 — цистерны главного балласта; 4 — торпедные аппараты; 5 — помещение гидроакустической аппаратуры; 6 — помещение запасных торпед и крылатых ракет; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — главный командный пост; 9 — жилые помещения; 10 — помещение вспомогательных механизмов; 11 — реакторный отсек; 12 — паротурбинный отсек

Всего в период с января 1972 г. по сентябрь 1996 г. были построены 62 корабля типа Los Angeles, которые в настоящее время составляют основу подводных сил многоцелевого назначения. Они делятся на три серии, различающиеся между собой рядом конструктивных решений, составом радиотехнических средств и вооружения. Всего в ходе серийной постройки в первоначальный проект Los Angeles было внесено 25 крупных и около 4000 более мелких изменений. Все они неизбежно приводили к росту стоимости кораблей. Так, например, головная Los Angeles стоила 221,25 млн. долларов, New York City (переданная ВМС в марте 1979 г.) - 325,6 млн. долларов, а Phoenix (переданная ВМС в декабре 1981 г.) - 495,8 млн. долларов. Столь стремительный рост стоимости АПЛ типа Los Angeles даже стал предметом рассмотрения специально созданной комиссии Конгресса США, но так остановлен и не был.

В Гротоне корабли этого типа строились по той же технологии, что ракетоносцы системы Trident. Единственное, надо добавить, что после выхода на полную мощность комплекс в Куонсет-Пойнте стал выпускать цилиндрические секции для корпусов не только для кораблей системы Trident, но также и для АПЛ типа Los Angeles. Причем как для тех, что строились в Гротоне, так и для тех, что были заказаны верфи компании Newport News Shipbuilding and Dry Dock Co. в Ньюпорт-Ньюсе, которая раньше их получала от канадской фирмы Vickers.

Интересно то, что испытания спускового сооружения кораблей системы Trident, построенного на верфи отделения Electric Boat Div., проводились с участием Jacksonville (седьмой в серии типа Los Angeles). Так как ее водоизмещение в порожнем состоянии было около 4000 т (что приблизительно в три раза меньше, чем у корабля типа Ohio), для перевозки использовалось 38 четырехколесных самоходных тележек (вместо 93, предусмотренных для Ohio), на которые было наложено 17 опорных конструкций, непосредственно несших на себе лодку. Процесс спуска на воду занял около недели и завершился официальной церемонией 18 ноября 1978 г.

Как уже говорилось (см. система Trident), предприятие в Г ротоне оказалось не готовым к параллельной реализации двух кораблестроительных программ по АПЛ нового поколения: 6900-тонных многоцелевых типа Los Angeles и 18 700-тонных ракетных типа Ohio.

В частности, по вине заказчика (ВМС) была недостаточно проработана технологическая документация. Рабочие чертежи пришлось постоянно корректировать, что вызывало многочисленные переделки уже выполненных работ и в конечном итоге привело к срыву плановых сроков передачи ВМС кораблей обоих типов. Достаточно сказать что, по подсчетам специалистов верфи отделения Electric Boat Div. компании General Dynamics, со времени подписания первого контракта на постройку семи АПЛ типа Los Angeles (Контракт № 00024-71-С-0268 на постройку Philadelphia (SSN-690), Omaha (SSN-692), Groton (SSN-694), New York City (SSN-696), Indianapolis (SSN-697), Bremerton (SSN-698) и Jacksonville (SSN-699).) в 1971 г. и до 1978 г. ВМС внесли в рабочие чертежи и проектную спецификацию более 35 000 изменений. В итоге трудоемкость постройки головного корабля в серии, строившегося в Гротоне (Philadelphia), увеличилась с 3,8 млн. чел./ч. по плану до 7,1 млн. чел./ч. Это не только увеличило стоимость постройки лодки, но и задержало ввод ее в строй на два года (в июне 1977 г. вместо июня 1975 г.). На серийных лодках это явление приобрело характер тенденции.

Дело дошло до того, что сроки реализации контрактов с компанией General Dynamics дважды (в декабре 1980 г. и в апреле 1981 г.) пересматривались в сторону их удлинения. Так, например, Bremerton (шестая в серии) была передана ВМС с опозданием на четыре года (в ноябре 1981 г. вместо ноября 1977 г.).

В общем-то все корабли, строившиеся в Гротоне, вступали в строй со значительным опозданием от планового графика, предусматривавшегося заключенными контрактами.

Первая серия (Flight I) насчитывала 31 корабль - с Los Angeles (SSN-688) по Honolulu (SSN-718). Хотя они и соответствовали первоначальному проекту, но тем не менее делились на три подсерии, отличавшиеся друг от друга в основном модификацией ГАК AN/BQQ-5, составом вооружения и системами управления огнем. В принципе по первоначальному проекту построили только 12 лодок

(с SSN-688 по SSN-699). Головная АПЛ второй подсерии - Dallas (SSN-700) – отличается от своих предшественниц не только наличием ПКРК Harpoon, но и новой схемой построения системы вооружения, в которой впервые удалось объединить разрозненные средства в систему взаимоувязанных элементов, предназначенных для решения боевых задач корабля.

АПЛ типа "Лос-Анджелес"

АПЛ типа "Лос-Анджелес"

Система вооружения Dallas (SSN-700) заслуживает особого внимания, так как именно она послужила основой для создания АСБУ AN/BSY-1, ее совершенствования, а затем разработки АСБУ AN/BSY-2, стоящей на вооружении АПЛ типов Seawolf и Virginia. Если проанализировать состав и схему взаимодействия различных составляющих этой системы вооружения, то станет очевидным, что ее создатели стремились получить корабль, способный полностью контролировать окружающее его пространство по всем направлениям. Полный контроль пространства позволял бы лодке с наибольшей эффективностью использовать оружие и технические средства, достигая тем самым поставленных боевых задач.

Система вооружения Dallas содержит четыре подсистемы: датчиков информации (Sensor Subsystem); навигации (Navigation Subsystem); центральный вычислительный комплекс (Central Computer Complex) и управления огнем (Fire Control Subsystem).

Подсистема датчиков информации (ПДИ) обеспечивает: контроль за окружающей средой, обнаружение, сопровождение, опознавания («свой-чужой») и классификацию целей, прием данных от внешних источников и выдачу информации в центральный вычислительный комплекс (ЦВК).

В состав ПДИ входят: ГАК AN/BQQ-5; станция обнаружения ГЛС AN/BQR-12; аппаратура измерения скорости звука в воде на различных глубинах погружения AN/BQA-1B; перископ атаки тип 8L; навигационный перископ тип 15; РЛС AN/BPS-15A; станция РТР AN/WLR-8A (или AN/WLR-9). Кроме перечисленных, на лодке имеется ряд других источников информации, которые хотя и входят в подсистему, но данные от них могут вводиться ЦВК только лишь вручную.

Бесспорно, основой ПДИ является ГАК AN/BQQ-5. Он обеспечивает обнаружение, классификацию, сопровождение, определение координат надводных и подводных целей, а также торпед и вертолетов, запись, анализ частотных характеристик и определение элементов движения целей, определение дистанции до них (в том числе и в пассивном режиме) и выдачу данных в ЦВК.

Комплекс AN/BQQ-5 включает в себя: основную многофункциональную сферическую антенну AN/BQS-13; конформную антенну AN/BQR-7E; шумопеленгаторную ГАС AN/BQR-15 с ГПБА TB-16D и ТВ-29; высокочастотную ГАС AN/ BQS-15; станцию обнаружения ГЛС AN/BQR-12; навигационную ГАС AN/BQN-14; ГИСЗ AN/BQA-1B; станцию ГПД SAWS; батитермограф AN/BQH-7A; эхолот AN/BQN-17A и станцию ЗПС ANA/VQC-2A. Необходимо отметить, что все вышеперечисленные гидроакустические системы, хотя и входят в состав комплекса AN/BQQ-5 различных модификаций, в случае необходимости могут использоваться автономно.

Многофункциональная сферическая антенна AN/BQS-13 (диаметром 4,5 м) установлена в носовой проницаемой части корабля под звуконепроницаемым обтекателем. Она состоит из 1241 гидрофона с электрическим разворотом характеристик направленности. Эта антенна обеспечивает работу активного (с частотой около 3,5 кГц) и пассивного (с частотой от 0,5 до 5,5 кГц) трактов комплекса. Каждый из трактов формирует по 600 характеристик направленности по 60 азимутам.

Второй по значению является конформная антенна AN/BQR-7E, выполненная в виде подковы, охватывающей носовую оконечность лодки, и состоящая из 102 гидрофонов, уложенных в три линии. Они создают по 24 характеристики направленности на каждый борт и еще две, предназначенные для отстройки от корабельных помех. Эта антенна обеспечивает работу пассивного (с частотой от 0,05 до 5 кГц) тракта комплекса. Она позволяет обнаруживать и классифицировать цели на дистанциях от 10 до 50 морских миль в секторе 270° в горизонтальной и 50° в вертикальной плоскости, а также сопровождать их с точностью порядка 0,1°.

Основная часть антенны TB-16D станции AN/BQR-15 и часть кабель-троса размещены под протяженным обтекателем, смонтированным на правом борту корабля. Она выпускается через дюзу на кормовом горизонтальном стабилизаторе левого борта. Начиная с Providence (SSN-719) в дополнение к TB-16D лодки стали оснащаться ГПБА ТВ-23 (в составе комплекса AN/BQQ-5D), а начиная с San Juan (SSN-751) - ГПБА ТВ-29 (с 2003 г. ТВ-29А, в составе комплекса AN/BQQ-5E), с размещением основной части антенны и кабель-троса на барабане внутри кормовой ЦГБ (№ 4В) левого борта. Все механизмы и устройства, предназначенные для хранения, выпуска и приема антенны, имеют электроприводы (вместо традиционного гидропривода). В убранном состоянии кабель-трос и основная часть этой антенны размещаются на барабане, а оставшаяся часть - в лебедке и внутри выпускной трубы. Выпускается ГПБА ТВ-29 через дюзу «плавника», расположенного под горизонтальным стабилизатором правого борта. При этом антенна ТВ-16 выпускается через дюзу «плавника», расположенного под горизонтальным стабилизатором левого борта. Подобная конструкция была ранее реализована (правда, через вертикальный стабилизатор) на отечественной многоцелевой АПЛ Гепард (пр. 977).

АПЛ типа "Лос-Анджелес"ГПБА TB-16D имеет антенную решетку массой 635 кг, длиной 73 м и диаметром 82,5 мм, а также кабельтрос длиной 790 м. Она состоит из девяти модулей: двух, компенсирующих продольную вибрацию буксировочного кабель-троса; одного, компенсирующего поперечную вибрацию буксировочного кабель-троса; пяти акустических (общей длиной 56,4 м), состоящих из 50 гидрофонов, работающих в низком спектре частот; одного, концевого, стабилизирующего. Каждый акустический модуль, работающий на собственном частотном канале, снабжен усилителем и фильтром предварительного выделения сигнала на фоне шумов. Подобная конструкция антенной решетки обеспечивает оптимальную работу антенны в районах с различной гидрологией.

ГПБА ТВ-23 имеет антенную решетку массой 1100 кг, длиной 290 м и диаметром от 28 до 30,5 мм, а также кабель-трос длиной 930 м. Она состоит из 12 модулей: двух, компенсирующих поперечную и продольную вибрацию буксировочного кабель-троса; одного, для определения гидрологических условий; восьми акустических, состоящих из 98 гидрофонов, четыре из которых работают в низком, два - в среднем и два – в  высоком спектрах частот; одного, концевого, стабилизирующего.

ГПБА ТВ-29 (ТВ-29А) имеет антенную решетку длиной около 675 м и обладает улучшенными по сравнению с ТВ-23 характеристиками по обнаружению низкочастотных сигналов и определению их параметров.

Кроме того, новая антенна может действовать в более широком диапазоне спектра низких частот. Обработка поступающих от нее данных осуществляется специальным процессором TARP, который позволяет точно измерять дальность до цели.

Высокочастотная ГАС AN/ BQS-15 имеет три излучателя, смонтированные в средней части ограждения, и принимающую цилиндрическую антенну, расположенную в его верхней части (под ходовым мостиком). Она обеспечивает освещение ближней обстановки, поиск разводий во льду (своеобразный аналог отечественного НОР) и работу тракта миноискания. На третьей серии АПЛ типа Los Angeles эта станция является основой системы MIDAS (Mine Detection and Avoidance Sonar), которая обеспечивает подледное плавание и позволяет своевременно обнаруживать якорные и плавающие мины и, вводя данные в АСБУ AN/BSY-1, избегать контакта с ними. В ближайшей перспективе эту ГАС должны заменить станцией AN/BQS-24.

Станция обнаружения ГЛС AN/BQR-12 предназначена для перехвата сигналов, излучаемых активными гидроакустическими средствами в широком диапазоне частот, определения направления на источник, записи сигналов и их анализа. ГИСЗ AN/BQA-1B предназначена для определения гидрологического разреза (температуры и скорости звука) по глубине, необходимого для оценки взаимных дальностей обнаружения, выбора оптимальной глубины погружения и режима движения. Задача решается с помощью невозвращаемых батитермографов, передающих данные на АПЛ с различных глубин по проводам, и аппаратуры приема и обработки сигналов батитермографов. AN/BQA-1B является аналогом отечественного ГИСЗ «Отражатель».

ГАК AN/BQQ-5 осуществляет широкополосную и узкополосную обработку акустических сигналов. Первый режим подразумевает селекцию сигналов, принимаемых во всей полосе рабочих частот, по направлению на их источник. По этой причине широкополосная обработка сигналов иногда называется пространственной.

Второй режим предусматривает спектральный анализ принимаемого антеннами комплекса акустического фона, результаты которого позволяют выделить определенные частоты, характерные для целей либо объектов того или иного вида. Он может быть осуществлен как совместно с широкополосной обработкой сигналов, так и самостоятельно. В последнем случае обнаружение специфических частотных составляющих сигнала свидетельствует о наличии цели в зоне приема и позволяет начать ее поиск.

Широкополосную обработку принятых сигналов после их предварительного выделения на фоне шумов осуществляют процессоры, расположенные в рабочем теле основной антенны ГАК AN/BQS-13. Во время обработки сигналов эти процессоры учитывают уровень собственных шумов ПЛА и добиваются значительного подавления их влияния на эффективность обработки сигнала от цели.

Для отображения данных, поступающих от различных элементов ГАК, используются четыре консоли типа OJ-544, каждая из которых имеет по два расположенных друг над другом многофункциональных цветных монитора на электронно-лучевых трубках. В консоли может быть выведена информация от любого (по выбору оператора) элемента ГАК или обработанные в его вычислительной подсистеме данные о классификации и параметрах движения цели.

Как правило, операторы принимают данные о цели в виде ниспадающей развертки: по оси ординат - «частота»; а по оси абсцисс - «время», причем либо в одном, либо одновременно в трех частотных диапазонах. На экране частотные составляющие сигнала различаются не только интенсивностью, но и цветом (используется преимущественно желто-зеленая часть спектра). При необходимости операторы могут воспользоваться аудиоканалом и прослушивать акустические сигналы, принимаемые отдельными элементами ГАК.

Перископ атаки тип 8L и зенитный (навигационный) перископ тип 15 обеспечивают передачу значений пеленга на цель в ЦВК в автоматическом режиме через коммутатор и преобразователь данных центрального поста. Зенитный перископ тип 15 ф. Kollmorgen Corp. имеет полутора-, шести- или 12-кратное увеличение. Угол зрения по вертикали составляет от -10° до +60°. На этом перископе может устанавливаться 35-мм кинокамера, телевизионная камера или лазерный и электронный дальномеры. Возможно получение инфракрасного изображения. Стандартное оборудование обоих перископов включает в себя системы дистанционного управления и индикации (дисплей) отклонения от линии обзора.

РЛС AN/BPS-15 - импульсная станция с регулируемой мощностью излучения и частотой зондируемого сигнала. Антенна РЛС размещена на специальном ПМУ. Она предназначена для обнаружения надводных и воздушных целей, определения их координат и выдачи соответствующих данных в приборы управления стрельбой, а также для обеспечения навигационной безопасности корабля.

Станция РТР AN/WLR-8A (AN/WLR-9) включает в себя широкополосную антенну, смонтированную на головке перископа тип 15, высокочастотный приемник, специальную ЭВМ, блок измерения параметров сигналов и цифровой индикатор. Станция автоматически выполняет один за другим следующие режимы: программируемый поиск сигналов (в полосе частот от 2 до 18 ГГц); захват обнаруженного сигнала и его автоматическое сопровождение; анализ структуры сигнала; классификацию и опознавание носителя; выдачу данных вЦВК корабля. Программа работы выполняется в масштабе времени, близком к реальному.

Подсистема навигации (ПН) выдает потребителям координаты места носителя, курс, скорость, глубину погружения и глубину под килем, углы крена и дифферента, направления истинного меридиана и вертикали.

ПН включает в себя центр накопления и сравнения навигационных данных (аналог центра NAVDAC, устанавливавшегося на ПЛАРБ США типа George Washington), средства обсервации, обработки информации и коммутатор внутренних связей (КВС), связанный с ЦВК корабля. Через КВС в ЦВК корабля информация поступает от двух инерциальных систем SINS Mk.2 mod.7 (или ИНС ANAA/SH-1), гирокомпаса Мк.19 и электромагнитного лага. Непосредственно в ЦВК информация поступает от ПРН-И спутниковой навигационной системы (СНС) NAVSAT AN/BRN-6. Кроме того, АПЛ типа Los Angeles имеют средства, работающие автономно. К ним относятся: гидроакустический лаг AN/BQN-3J; ПРН-И радионавигационной системы (РНС) Omega AN/BRN-7; ПРН-И СНС TRANSIT MX 1100; гравиметр; магнитометр; эхолот AN/BQN-17. От автономных средств информация может выдаваться либо в ЦВК корабля, либо в КВС через навигационный клавишный пульт (НКП) в режиме ручного ввода. НКП является одной из консолей ЦВК корабля.

Центральный вычислительный комплекс (ЦВК) предназначен для приема, обработки, преобразования, хранения, отображения и выдачи информации, оказания помощи командиру (вахтенному офицеру) АПЛ в оценке степени угрозы, принятия решений на уклонение, применения оружия и средств противодействия, а также для производства вычислений, связанных с выполнением боевой задачи, управления оружием, радиотехническим вооружением и техническими средствами корабля. ЦВК включает в себя двухпроцессорную ЭВМ AN/UYK-7, центральный преобразователь сигналов данных, накопитель на магнитных дисках, вспомогательный пульт обмена данными и НКП с печатающим устройством. Эта аппаратура обеспечивает прием, обработку, хранение данных, решение тактических задач, отображение и документирование. Все оборудование размещено в специальной выгородке, за исключением пультов операторов, находящихся в ГКП корабля и НКП, находящегося в штурманской рубке.

Подсистема управление огнем (ПСУО) служит для уточнения элементов движения цели, подготовки ТА и боезапаса к стрельбе, в том числе и ввода в него данных, а также выстреливания. Кроме того, она обеспечивает боевое использование средств противодействия и наведение телеуправляемых торпед. ПСУО включает в себя три дисплейных пульта управления оружием, преобразователь данных, два индикатора пеленга и дистанции, графопостроитель, пульт управления атакой и пульт стрельбы. ПСУО взаимодействует со всеми подсистемами корабля, обеспечивающими обнаружение и сопровождение подводных и надводных целей, их классификацию и индификацию, определение координат и элементов движения, выдачу данных своего носителя.

На АПЛ Dallas впервые, пожалуй, в мировой практике почти все радиотехнические средства и системы вооружения объединены в единую систему, состоящую из четырех взаимоувязанных автономных подсистем.

Такая архитектура позволила организовать централизованную обработку информации, рационально распределить средства, обеспечить необходимой информацией командование корабля и заинтересованные службы, а также продублировать наиболее важные приборы и устройства. В период создания данная структура вооружения вполне удовлетворяла командование ВМС США. Однако к началу 80-х годов стало очевидным, что она обладает рядом недостатков, которые стали сказываться по мере развития советских противолодочных сил и АПЛ.

Среди этих недостатков можно выделить следующие. Во-первых, недостаточное количество боезапаса в залпе, выстреливаемого из четырех 533-мм ТА при значительном разнообразии образцов оружия. Достаточно сказать, что на кораблях первых подсерий АПЛ типа Los Angeles через 533-мм ТА выстреливались торпеды Мк.48 различных модификаций, ПЛУР комплекса SUBROC, ПКР Harpoon, мины Captor, самоходные имитаторы лодки Мк.30 и Мк.70. Впоследствии к ним добавились КР Tomahawk. Частично эту проблему решили на второй серии АПЛ типа Los Angeles (начиная с Providence) путем размещения 12 ВПУ для КР Tomahawk в носовой оконечности вне прочного корпуса. Благодаря этому удалось не только увеличить принимаемый на борт боезапас, но и несколько разгрузить ТА, а также торпедный отсек. Правда, это заставило модернизировать СУРС.

Во-вторых, внедрение в состав вооружения КР Tomahawk с их дальностью полета порядка 550 км (в противокорабельном варианте) заставило решать проблему целеуказания. Собственные средства АПЛ на такой дистанции не могут обеспечить обнаружение противника и выдачи целеуказания оружию. Эта задача была решена путем создания и совершенствования специальной береговой системы загоризонтного целеуказания OS (Outlaw Shark), включения в состав системы оперативного управления ПЛ в море SUBOPAUTH (Submarine Operation Authority) аппаратуры берегового терминала слежения за целями STT (Shore Targeting Terminal), а также установки на корабль специальной аппаратуры AN/USQ-81, предназначенной для приема (через комплекс радиосвязи), обработки, хранения, отображения и выдачи в СУРС загоризонтного целеуказания.

В-третьих, недостаточная точность определения дистанции до цели существующими геометрическими и физическими методами при работе ГАК AN/BQQ-5 в пассивном режиме. Геометрические методы определения дистанции, реализованные в ПУТС Мк. 117, основаны на выработке такой начальной дистанции, при которой наилучшим образом расчетный путь цели совмещается с фактическим. При большой дальности до цели этот метод дает большие ошибки и занимает много времени. Физические методы определения дистанции до цели, основанные на использовании шумопеленгаторного тракта ГАК AN/BQQ-5, также не дают удовлетворительного результата. Как следствие, практически сразу после принятия на вооружение комплекса AN/BQQ-5 начались работы по его модернизации. Так, например, в модификации AN/BQQ-5A в числе других усовершенствований была внедрена система пассивного определения дальности до цели DIFAR (Direction Finding and Ranging) с использованием основной сферической антенны и ГПБА, а в модификации AN/BQQ-5C – расширенный DIFAR с использованием ряда новых технических решений.

Наконец, в-четвертых, недостаточно высокие характеристики образцов оружия. Достаточно сказать, что ПЛУР комплекса SUBROC с ее боевой частью может использоваться только в условиях ядерной войны.

В качестве альтернативы в 1981 г. фирма Boeing начала разрабатывать новую ПЛУР по программе ASW-SOW (Antisubmarine Warfare-Stand-off Weapon), имеющую в качестве боевой части малогабаритную торпеду ALWT.

После распада Советского Союза, вероятно, работы по этой программе были свернуты или приостановлены. Как показал опыт, совершенствование систем управления огнем и образцов вооружения по отдельным программам, не увязанным между собой принципиально по срокам и ожидаемым результатам, хотя и приносит результат, в конечном итоге приводит к неоправданному росту стоимости работ при не столь значительном эффекте. Так, например, внедрение в состав вооружения ПКР Tomahawk, заставило разрабатывать систему загоризонтного целеуказания, а затем размещать эти ракеты в ВПУ вне прочного корпуса. Таким образом, возникала цепочка практически непрерывных работ.

В 1976-1977 гг. ВМС США приступили к разработке принципиально новых путей совершенствования системы вооружения многоцелевых АПЛ. В сентябре 1981 г. эти работы завершились созданием программы SUBACS. В соответствии с ее требованиями предполагался переход от централизованной к расширенной архитектуре систем управления кораблем и системами вооружения с использованием волоконно-оптической шины для передачи данных. В общих чертах преимущества такой системы сводятся к следующему: возможность изменения конфигурации (в зависимости от решаемых кораблем задач) без существенной ее переделки и доработки; существенное снижение затрат в процессе постройки и модернизации АПЛ.

Предпосылками для внедрения такого подхода являлись разработка элементной базы нового поколения (сверхбольших интегральных схем) со сверхвысоким быстродействием, создание быстродействующих микропроцессоров и внедрение многоканальных систем обмена информацией, стандартных электронных модулей и принципиально нового программного обеспечения.

Программа SUBACS была разделена на два этапа: первый - разработка АСБУ AN/BSY-1 с поставкой, начиная с ноября 1987 г., 21 комплекта для АПЛ типа Los Angeles (начиная с San Juan) третьей серии; второй - разработка АСБУ AN/BSY-2 с поставкой девяти комплектов для АПЛ типа Seawolf.

Такая структура вооружения сохранялась до Salt Lake City (SSN-716), которая получила ГАК AN/BQQ-5C (вместо комплекса AN/BQQ-5B) и СУРС Mk.l mod.O (вместо подсистемы ПУТС Mk.117 mod.O, обеспечивающей стрельбу КР Tomahawk). Кроме того, были модернизированы инерциальные системы НК (в них использовали электростатические гироскопы). Во всем остальном Salt Lake City повторяет Dallas.

АПЛ типа "Лос-Анджелес"

АПЛ типа "Лос-Анджелес"

Вторая серия (Flight II) насчитывает восемь кораблей - с Providence (SSN-719) по Helena (SSN-725), а также Newport News (SSN-750). Ее корабли получили ГАК AN/BQQ-5D (вместо комплекса AN/BQQ-5C). Однако появление этой серии прежде всего было обусловлено стремлением командования ВМС США повысить боевые возможности АПЛ типа Los Angeles, за счет дополнения их основного вооружения ракетами Tomahawk, предназначенными для поражения надводных целей или береговых объектов. Первоначально ими планировали также вооружить все уже введенные в строй лодки типа Los Angeles. Однако ракеты Tomahawk сначала получили только три из них - Boston (SSN-703), Baltimore (SSN-704) и Atlanta (SSN-712). Так как они принимались в счет торпедного боезапаса и выстреливались из «штатных» 533-мм ТА, впоследствии этим комплексом было решено вооружить только те лодки, что вступили в строй после Atlanta.

Стремясь избежать недостатков размещения ракет Tomahawk в счет торпедного боезапаса, специалисты фирмы Newport News Shipbuilding (чье КБ проектировало Los Angeles) предложили смонтировать ВПУ вне прочного корпуса в носовой группе ЦГБ. Такая схема не требовала значительных конструктивных изменений в корпусных конструкциях корабля и не ухудшала его ходовых качеств. ВПУ представляет собой 12 контейнеров VLS, выполненных в виде стальных цилиндров длиной 7,6 и диаметром 0,61 м, торцы которых загерметизированы специальными заглушками.

Центровка и крепление ракеты осуществляются с помощью специального опорного устройства в нижней части контейнера и боковых фиксирующих вкладышей. Под опорным устройством находится система выстреливания, основой которой является твердотопливный газогенератор. Он запускается при помощи специального пиропатрона. Контейнер VLS может быть быстро восстановлен для повторного использования после отстрела ракеты.

СУРС, являющаяся подсистемой ПУТС Мк.117, а впоследствии - специальной системой Mk.l mod.O (mod.2), сопряженной с АСБУ AN/BSY-1 - в процессе предстартовой подготовки выдает в БСУ ракеты все необходимые данные, управляет механизмами, открывающими люки с водонепроницаемыми крышками над контейнерами ВПУ, а также дает команду на срабатывание системы выстреливания. Избыточное давление, создаваемое газогенератором, выталкивает ракету из контейнера, разрушающую мембранную заглушку в верхнем его торце, способную выдерживать значительное внешнее давление.

Третья серия (Flight III) насчитывает 23 корабля - начиная с San Juan (SSN-751). Заказывая ее, командование ВМС США стремилось получить АПЛ, в наибольшей степени приспособленные к действиям в Арктических районах (вопреки первоначальному замыслу проекта Los Angeles), с совершенными гидроакустическими средствами и АСБУ.

Для решения первой задачи носовые горизонтальные рули перенесли с ограждения рубки в носовую оконечность корпуса и выполнили заваливающимися в проницаемые объемы, усилили конструкцию ограждения, носовой оконечности и кормового оперения.

Корпус и ограждение облицевали противогидролокационным покрытием. Причем его сначала наносили отдельными пластинами, а затем перешли к наформовке резиноподобной массой - к так называемому бесшовному покрытию, которое затем было воспроизведено на АПЛ ВМС США четвертого поколения.

Для решения второй задачи корабли получили ГАК AN/BQQ-5E (вместо комплекса AN/BQQ-5D) с улучшением конструкции обтекателя основной антенны, а в дополнение к ГПБА ТВ-16 - вторую антенну ТВ-23 (впоследствии ТВ-29 или ТВ-29А). В дополнение к типовому крестообразному оперению на этих лодках появились два так называемых плавника, расположенных под горизонтальными стабилизаторами и предназначенных для выпуска антенн ТВ-16 (с левого борта) и ТВ-23 (с правого борта). При этом отказались от планшайб на концах кормовых горизонтальных стабилизаторов. Корабли получили АСБУ AN/BSY-1 и более совершенные средства ГПД.

Спуск на воду АПЛ Baltimore (декабрь 1980 г.)

Спуск на воду АПЛ Baltimore (декабрь 1980 г.)

Вместо традиционного ВФШ АПЛ получила малошумный гребной винт с профилированной кольцом насадкой. Также для снижения уровня шумов усовершенствовали конструкцию ЦНПК и ГТЗА.

ПЛА Los Angeles разработана КБ фирмы Newport News Shipbuilding в 1963-1971 гг. По замыслу командования ВМС США она изначально предназначалась для борьбы с малошумными АПЛ и надводными кораблями советского флота, а также прямой поддержки действий своих корабельных соединений и в первую очередь АУГ. Эта АПЛ должна была осуществлять разведку по курсу следования соединения (что заставило обеспечить ей скорость, сопоставимую со скоростью атомного авианосца — не менее 30 уз) и, действуя в режиме «рывок-дрейф» (т.е. чередуя полный ход с малошумным режимом движения), вести поиск ПЛ противника и не допускать их сближения с авианосцами соединения для нанесения ракетного или торпедного удара. В процессе постройки АПЛ этого типа на них была возложена задача нанесения ударов по береговым объектам на территории противника, проведения активных минных постановок. Некоторые из кораблей могут использоваться как носители подразделений специальных сил SEAL. Корабли последней (третьей) серии приспособлены для действий в арктических районах, в том числе и под паковыми льдами.

В качестве прототипа были выбраны АПЛ Stergeon и Narwhal. В отличие от них на Los Angeles полностью осутствуют двухкорпусные конструкции и надстройка. Прочный корпус Los Angeles представляет собой цилиндр единого диаметра (10,1 м), с коническими оконечностями, заканчивающимися прочными торосферическими переборками. Он разделен плоскими водонепроницаемыми переборками на три отсека. Прочный корпус лодки имеет три люка: носовой (диаметром 980 мм) - для погрузки (выгрузки) ракетно-торпедного боезапаса, провизии и элементов АБ, а также использования в качестве входного люка; и два - аварийно-спасательных, расположенных над концевыми (обитаемыми) отсеками. Последние оборудованы комингс-площадками.

Ограждение прочной рубки и выдвижных устройств Los Angeles имеет прямоугольную крылообразную форму Оно смещено в нос корабля и не сопрягается с непроницаемыми конструкциями его корпуса. Крыша ограждения является поверхностью двойной кривизны, плавно сопрягающейся с вертикальными бортами. На ней размещаются закрывающиеся щитами вырезы открытого ходового мостика для двух постов сигнальщиков (наблюдателей), а также выдвижных устройств. В верхней части ограждения у кормового среза находится выгородка газоотвода аварийного дизель-генератора. На лодках первых двух серий на нем размещены носовые горизонтальные рули, которые смонтированы таким образом, что могут проворачиваться на 90°.

Корпус Los Angeles по наружным обводам представлял собой тело вращения с эллиптической носовой и конусообразной кормовой оконечностью, на конце которой находится малошумный ВФШ. Перед винтом расположено крестообразное кормовое оперение, включавшее в себя рули и горизонтальные стабилизаторы. На концах стабилизаторов смонтированы вертикальные планшайбы.

Корабль в проницаемых оконечностях имеет две группы безкингстонных ЦГБ - носовую и кормовую. Каждая из групп включает в себя три разделенных побортно цистерны, которые обеспечивают 15%-ный запас плавучести. ЦГБ продуваются воздухом высокого давления или системой пороховых аккумуляторов давления, которая обеспечивала всплытие лодки в аварийной ситуации.

ППУ включает в себя один ВВР S6G с естественной циркуляцией теплоносителя в первом контуре. Он питает паром две турбины, объединенные в одном ГТЗА блочного исполнения, который обеспечивает мощность на валу 45 ООО л.с. В качестве резервного средства движения используется выдвижная поворотная колонка (ВПК), имеющая привод от ЭД мощностью 325 кВт. Она расположена вне прочного корпуса в кормовой проницаемой оконечности.

Вооружение Los Angeles состоит из четырех 533-мм ТА, вваренных под углом к ДП в носовую торосферическую переборку прочного корпуса. На корабле используется гидравлическая система пуска оружия из ТА, приводимая в действие поршневыми насосами постоянного объема. Боезапас насчитывает 26 многоцелевых торпед, ПКРК Harpoon и ПЛУР ПЛРК SUBROC. АПЛ может принимать (в счет ракетно-торпедного боезапаса) на борт различные мины заграждения. Боезапас хранится на стеллажах с системой продольного и поперечного перемещения. Для его подачи в ТА и обеспечения требуемой скорострельности используется УБЗ.

АПЛ типа "Лос-Анджелес"

АПЛ типа "Лос-Анджелес"

Всего в период с января 1972 г. по сентябрь 1996 г. на верфи отделения Electric Boat Div. в Гротоне и верфи фирмы Northrop Grumman Newport News в Ньюпорт-Ньюс были построены 62 АПЛ типа Los Angeles, которые делятся на три серии. В первую - Flight I - входил (часть из них уже исключили из списков ВМС) 31 корабль — с Los Angeles (SSN-688) по Honolulu (SSN-718). В свою очередь, лодки этой серии различались между собой. Полностью в соответствии с первоначальным проектом построили только лишь первые 12 из них.

Начиная с Dallas (SSN-700) АПЛ стали оснащать ГАК AN/BQQ-5B (вместо комплекса AN/BQQ-5) и ПУТС Mk.117 mod.О (вместо системы Mk.113 Torpedo FCS mod.10), а начиная с Salt Lake City (SSN-716) - ГАК AN/BQQ-5C (вместо комплекса AN/BQQ-5) и СУРС Mk.l mod.0 (вместо подсистемы ПУТС Mk.117 mod.O, обеспечивающей стрельбу КР Tomahawk).

Кроме того, были модернизированы инерциальные системы НК (в них использовали электростатические гироскопы).

Во вторую серию - Flight II - входит восемь кораблей — с Providence (SSN-719) по Helena (SSN-725), а также Newport News (SSN-750). На этих лодках в дополнение к ТА были установлены 12 ВПУ для КР Tomahawk, СУРС Mk.l mod.2 (вместо системы Mk.l mod.O) и ГАК AN/BQQ-5D (вместо комплекса AN/BQQ-5C). Кроме того, на них модернизировали ППУ и ПТУ с целью снижения уровня первичного акустического поля, а вместо традиционных баллонов в аварийно-спасательной системе воздуха использовали сферические емкости.

В третью серию - Flight III — входит 23 корабля - начиная с San Juan (SSN-751). На этих лодках были установлены АСБУ AN/BSY-1, комплекс РЭП AN/BLD-7 и ГАК AN/BQQ-5E (вместо комплекса AN/BQQ-5 D), а в дополнение к ГПБА ТВ-16 их оснастили антенной ТВ-23 (впоследствии ТВ-29 или ТВ-29А). В дополнение к типовому крестообразному оперению появились два так называемых плавника, расположенных под горизонтальными стабилизаторами и предназначенные для выпуска антенн ТВ-16 (елевого борта) и ТВ-23 (с правого борта). При этом отказались от планшайб на концах кормовых горизонтальных стабилизаторов. Вместо традиционного ВФШ АПЛ получила малошумный гребной винт с провилированной кольцевой насадкой. Также для снижения уровня шумов усовершенствали конструкцию ЦНПК и ГТЗА. Рубочные горизонтальные рули заменили носовыми, заваливающимися под проницаемую оконечность корпуса, конструкция которых была заимствована у британских АПЛ типа Trafalgar. Корпус облицевали наружным резиновым покрытием, которое затем получили все АПЛ типа Los Angeles.

Три последних корабля третьей серии — Columbia (SSN-771), Greenville (SSN-772) и Cheyenne (SSN-773) - получили более совершенные средства ГПД, новую станцию РТР AN/ WLR-1H (вместо станций AN/WLR-8(V)2 и AN/WLR-10). На них также усовершенствовали вычислительную систему АСБУ AN/BSY-1 (за счет использования более совершенных процессоров) и внедрили ряд конструктивных решений, направленных на снижение уровня шумоизлучения. По некоторым данным, они оснащены насадкой типа Pump-Jet.

В 1998-2002 гг. кормовой аварийно-спасательный люк (ведущий в энергетический отсек) на Los Angeles (SSN-688), Philadelphia (SSN-690), Dallas (SSN-700), La Jolla (SSN-701) и Buffalo (SSN-715) был приспособлен для посадки и транспортировки спасательных аппаратов типа DSRV и ОПА типа ASDS, в 2000-2003 гг. на Columbus (SSN-762), Charlotte (SSN-766), Hartford (SSN-768) и Greeneville (SSN-772) - для посадки и транспортировки ОПА типа ASDS, а в 1997-2004 гг. носовой аварийно-спасательный люк Los Angeles, Philadelphia, Dallas, La Jolla, Buffalo, Charlotte (SSN-766) и Greeneville (SSN-772) – для крепления доковой камеры типа DDS.

Memphis (SSN-691) в 1988 г. перевели в разряд опытных кораблей и использовали для проверки ряда технических решений, НИОКР различных лабораторий и подрядных организаций, проводимых с целью создания АПЛ четвертого поколения. На борту этой АПЛ отрабатывались: опытный образец оптоэлектронного, не проникающего в прочный корпус перископа тип NPP; 762-мм ТА; необитаемые подводные аппараты типа UUVs; перспективные гидроакустические средства; устройства для снижения сопротивления трения; новый движитель типа Pump Jet; противорадиолокационные и шумопоглащающие покрытия, а также огнестойкая изоляция корпуса и малошумные вентиляторы с магнитными подшипниками. Только в течение 1990 г. на корабле было испытано около 20 различных видов оборудования. В 1996 г. на Chicago (SSN-721) отрабатывалась технология использования беспилотных летательных аппаратов (БЛА) с АПЛ. В 2002 г. на Greeneville (SSN-772) установили прототип системы управления и связи командного центра C4ISR, предназначенного для ПЛАРК типа Ohio. В сентябре 2005 г. на борту Scranton (SSN-756) провели испытания НПА минной разведки AN/BLQ-11 типа LMRS. Хотя их сочли неудачными, в носители аппарата минной разведки модернизировали Minneapolis-Saint Paul (SSN-708), Oklahoma City{SSN-723) и Montpelier(SSN-765).

Augusta (SSN-710) и Cheyenne (SSN-773) использовали в качестве опытных кораблей, для испытаний гидроакустических средств, предназначенных для АПЛ четвертого поколения. На них установили по четыре широкоапертурные антенны AN/BQG-5A, а на Augusta, кроме того, основную антенну ГАК AN/BQQ-10.

Помимо трех серий часть АПЛ типа Los Angeles прошла различного рода модификации, направленные на совершенствование имеющихся систем вооружения, отработки новых (в том числе перспективных) конструктивных решений и проверки их эффективности в процессе проведения испытаний в условиях повседневной эксплуатации корабля. Некоторые из лодок модернизированы в носители различного рода подводных аппаратов и док-камер.

Среди этих кораблей прежде всего следует выделить Memphis (SSN-691). В 1988 г. она была переведена в разряд опытных кораблей. Ее предполагалось использовать, сохранив основные боевые возможности, для проверки ряда технических решений, предназначенных для реализации на АПЛ типа Seawolf, НИОКР различных лабораторий и подрядных организаций, проводимых с целью создания АПЛ пятого поколения. В частности, Memphis планировалось привлекать в качестве испытательной платформы при выполнении работ по созданию БИУС с элементами искусственного интеллекта для перспективных кораблей. Результаты этих разработок частично внедрили в системе AN/BSY-2, которая предназначалась для АПЛ типа Seawolf.

Кроме того, на борту Memphis отрабатывались: опытный образец оптоэлектронного перископа тип NPP; 762-мм ТА; необитаемые подводные аппараты типа UUVs; перспективные гидроакустические средства; устройства для снижения сопротивления трения; новый движитель типа Pump Jet; противорадиолокационные и шумопоглощающие покрытия, а также огнестойкая изоляция корпуса и малошумные вентиляторы с магнитными подшипниками. Только в течение 1990 г. на корабле было испытано около 20 различных видов оборудования. В процессе проведения этих работ за ограждением прочной рубки установили карапасную надстройку (двоякой кривизны) с палубой из стеклопластика и предназначенного для обеспечения возможности размещения и использования дистанционно управляемых НПА, буксирной лебедки, лебедки выборки и постановки экспериментальных ГПБА.

АПЛ Лос Анджелес - Сан Франциско наскочила на мель

АПЛ Лос Анджелес - Сан Франциско наскочила на мель

На конце кормового стабилизатора установили плоскости высотой 4,27 и шириной 1,37 м для размещения гидроакустических антенн, а также направляющих (диаметром 54 мм) для выпуска ГПБА, расположенных по левому борту корабля. Стальной гребной вал заменили валом, выполненным из композитного материала.

В 1991 г. на Memphis установили перископ тип NPP. Благодаря оснащению лодки оптоэлектронным, не проникающим в прочный корпус перископом, не имеющим механической связи с ЦП, снимаются некоторые ограничения по конструкции прочного корпуса в целом. Среди них можно выделить такие, например, как расположение все того же ЦП под ограждением выдвижных устройств. Снятие этого ограничения обеспечивает возможность увеличения его полезной площади и лучшего размещения оборудования и технических средств. Наличие крупноразмерного монитора в верхней части пульта оператора перископа позволяет видеть изображение практически всем находящимся в ЦП (при обычном оптическом перископе его мог видеть только командир или вахтенный офицер).

В 1993-1994 гг. в процессе проведения текущего (или заводского) ремонта на Memphis установили вместо двух «штатных» 533-мм правого борта один 660,4-мм ТА. Этот аппарат предназначен для отработки стрельбы методом «самовыхода» торпед Мк. 48 ADCAP, а также перспективных самоходных необитаемых подводных аппаратов (НПА) типа UUVs (Unmanned Underwater Vehicle) и средств ПВО. На прочном корпусе, сразу за ограждением рубки, смонтировали фундаменты для крепления различных устройств, включая буксируемые средства обнаружения и самоходные необитаемые аппараты (НПА) типа UUVs. Характерно то, что эти аппараты разрабатывались в нескольких вариантах, отличавшихся друг от друга не только функциональным назначением, но и размерами. Малые НПА предназначены для использования в качестве средств ПВО против самолетов и вертолетов, а большие - в качестве многофункциональных средств надводных кораблей и подводных лодок (отсюда индекс s - submarine). Длятемы данной монографии, понятно, особый интерес представляют НПА типа UUVs, носителями которых являются ПЛ. Эти аппараты предназначены для: ведения наблюдения и разведки в интересах выпустивших их АПЛ; обзора грунта и маршрута движения корабля в минном поле (заграждении); действий в качестве ложной цели в дуэльном поединке с ПЛ противника; обеспечения минных постановок и разминирования акваторий, недоступных для других сил флота; постановки стационарных гидроакустических средств, подобных SOSUS, в том числе и в водах, контролируемых противником.

На Chicago (SSN-721) в 1996 г. отрабатывалась технология использования беспилотных летательных аппаратов (БЛА) с АПЛ. Находясь на перископной глубине, она осуществляла управление полетом БЛА типа Predator, получая с его помощью и передавая необходимую информацию подразделениям сил SEAL, находившимся на суше. Работы над лодочными БЛА начались в США с середины 80-х годов. Фирма Lockheed Martin разрабатывала БЛА для использования с носителей КР Tomahawk (SSGN) - типа UCAV (Uninhabited Combat Air Vehicle) и с АПЛ типа Virginia - типа UAV (Unmanned Air Vehicle).

Предполагалось, что каждая из лодок сможет нести по два таких БЛА. Они должны были отличаться высокой автономностью и выполнять длительный полет без постоянной связи с носителем, неся при этом различные виды боевой нагрузки, предназначенные как для атаки береговых объектов, так и для выполнения различных операций на море, вплоть до поражения лодки противника при помощи торпеды - своеобразный аналог ПЛУР.

В 1998-2002 гг. Los Angeles (SSN-688), Philadelphia (SSN-690), Dallas (SSN-700), La Jolla (SSN-701), Buffalo (SSN-715), Charlotte (SSN-766) и Greeneville (SSN-772) модернизировали в носители спасательных аппаратов типа DSRV (Deep Submergence Rescue Vehicle) и ОПА типа ASDS (Advanced SEAL Delivery System). С этой целью над кормовым аварийно-спасательным люком (ведущим в энергетический отсек) смонтировали специальные пилоны, на которых «сидят» и транспортируются аппараты. Известно, что эти корабли также классифицируются как лодки-носители (Mother Submarine). Они главным образом предназначены для быстрой доставки непосредственно к аварийной лодке спасательного ОПА типа DSRV. Наглядным примером использования этих АПЛ могут служить международные учения Pacific Reach 2002, проводившиеся с 22 апреля по 2 мая 2002 г. на подходах к Сасэбо (Япония).

Роль аварийного корабля выполняла одна из корейских ДЭПЛ, которая лежала на грунте на глубине 50 м. La Jolla подошла к ней и выпустила ОПА. С борта Safeguard был спущен водолаз в жестком скафандре, который выполнил первоначальное обследование «аварийного» корабля, развернул систему аварийного жизнеобеспечения и подготовил входной люк лодки к сочленению со спасательным ОПА. DSRV-1 несколько раз выполнял стыковку и фактически доставлял подводников на Safeguard или на японское спасательное судно Тикайя (ASR-403). В процессе учений несколько ПЛ ВМС различных стран имитировали тяжелую аварию, ложась на грунт на различных глубинах.

Аппараты типа ASDS как и DDS, предназначены для доставки боевых пловцов сил специального назначения SEAL (Sea-AirLand) в полной экипировке и с оружием. В сентябре 1994 г. фирма Northrop Grumman получила заказ на изготовление прототипа ОПА типа ASDS. Тогда предполагалось построить шесть таких аппаратов. Морские испытания головного ОПА ASDS-1 были завершены в 2000 г., а испытания в составе ВМС - в 2002 г.

АПЛ "Кей Вест" типа "Лос-Анджелес"

Последние включали выпуск и прием его на борт Greeneville (SSN-772). В августе 2003 г. этот аппарат развернули на борту Charlotte (SSN-766). Как показали испытания и эксплуатация, его элементы не соответствовали требованиям ВМС и главным образом в части, касающейся систем связи. Кроме того, стоимость программы в ходе реализации резко возросла. Все это заставило в 2006 г. ее приостановить. Как следствие в 2008 г. в состав ВМС вошел второй и последний аппарат - ASDS-2.

О планах дальнейшей постройки этих ОПА в открытой печати пока не сообщалось.

В 1997-2004 гг. Los Angeles, Philadelphia, Dallas, La Jolla, Buffalo, Charlotte (SSN-766) и Greeneville (SSN-772) модернизировали в носитель доковой камеры типа DDS. Для этой цели над носовым аварийно-спасательным люком (ведущим в носовой отсек) смонтировали специальную платформу, обеспечивающую транспортировку камеры и доступ в нее личного состава.

В 2002 г. на Greeneville (SSN-772) установили прототип системы управления и связи командного центра C4ISR, предназначенного для ПЛАРК типа Ohio. Она включает в себя две многофункциональные антенны спутниковой связи ОЕ-538, две антенны сверхскоростной передачи данных Sub-HDR и два буя связи системы RTOF. Эффективность этой системы проверялась в процессе проведения учений Giant Shadow (в январе 2003 г.) и Silent Hammer (в октябре 2004 г.). Ее испытания, а также отработка продолжаются и в настоящее время.

Интересно то, что Greeneville можно считать одним из самых несчастливых среди кораблей типа Los Angeles. За 14 лет своей службы он пережил три серьезные аварии: 9 февраля 2001 г. на подходах к Гавайским о-вам, в надводном положении, столкнулся и потопил японское рыболовное судно Эхиме Маару (499 т); в декабре того же года в непосредственной близости от острова Сайпан (Марианские острова) коснулся грунта носовой оконечностью и повредил обтекатель основной антенны ГАК; 27 января 2002 г. столкнулся с десантным кораблем ВМС США Ogden (LPD-5, типа Austin).

В сентябре 2005 г. на борту Scranton (SSN-756) проходили испытания НПА минной разведки AN/BLQ-11 типа LMRS. Они выполнялись в два этапа: в сентябре 2005 г. проверялась работоспособность его БСУ и сама возможность поиска миноподобных объектов; а в январе 2007 г. - система выпуска и возвращения на борт носителя. На первом этапе было зафиксировано избыточное шумоизлучение аппарата AN/BLQ-11. Второй этап хотя и продемонстрировал способность АПЛ выпускать его из «штатного» 533-мм ТА, а затем возвращать обратно при помощи системы подводной связи и системы манипуляторов, его все же сочли неудачным (во всяком случае официально) из-за отказа ряда механизмов.

Доставка почты на АПЛ "Гринвил"

Доставка почты на АПЛ "Гринвил"

Тем не менее в 2005-2007 гг. в носители аппарата AN/BLQ-11 модернизировали три АПЛ типа Los Angeles: Minneapolis-Saint Paul (SSN-708); Oklahoma City (SSN-723) и Montpelier (SSN-765).

Augusta (SSN-710) и Cheyenne (SSN-773) использовали в качестве опытных кораблей для испытаний гидроакустических средств, предназначенных для АПЛ четвертого поколения. На них установили по четыре широкоапертурные антенны AN/BQG-5A, а на Augusta, кроме того, основную антенну ГАК AN/BQQ-10. Вероятно, это должно было привести к изменению внешнего вида корабля, так как диаметр капсулы комплекса AN/BQQ-5 составляет «всего» 4,5 м, а комплекса AN/BQQ-10 - 7,32 м.

Так как АПЛ типа Los Angeles составляют основу многоцелевых подводных сил ВМС США, естественно, они привлекались к участию в боевых действиях в различных локальных конфликтах. Среди них можно выделить операцию стран НАТО против Югославии и обе войны с Ираком. В первой участвовали Albuquerque (SSN-706), Norfolk (SSN-714) и Miami (SSN-755), развернутые в Средиземном море, а в двух других - в общей сложности 12 АПЛ типа Los Angeles.

В 1991 г. во время войны в Персидском заливе (операция Desert Storm) Louisville (SSN-724) выпустила по объектам на территории Ирака восемь, a Pittsburg (SSN-720) - четыре стратегических КР Tomahawk (модификации BGM-109C). В 2003 г. во время войны в Ираке (операция Iraqi Freedom) Montpelier (SSN-765) сопровождала КУГ ВМС Великобритании в составе АВ Ark Royal, вертолетоносца Ocean, трех эсминцев и нескольких вспомогательных судов, Honolulu (SSN-718) - КУГ ВМС США во главе с АВ Abraham Lincoln (CVN-72), a Bremerton (SSN-698) - КУГ ВМС США во главе с АВ Kitty Hawk {CV-63). Кроме этих в операции Iraqi Freedom участвовали следующие АПЛ типа Los Angeles, развернутые в Персидском заливе: Augusta (SSN-710); Providence (SSN-719); Newport News (SSN-750); San Juan (SSN-751); Boise (SSN764); Toledo (SSN-769) и Cheyenne (SSN-773).

Тактико-технические характеритики АПЛ типа Los Angeles

Водоизмещение, т:
нормальное 6080-6330
подводное 6927-7177
Главные размерения, м:
длина наибольшая 110.3
ширина наибольшая 10.1
осадка средняя 9.75-9.9
Архитектурно-конструктивный тип однокорпусный
Глубина погружения, м 450
Автономность по запасам провизии, сут 70
Экипаж, чел 137-141
Энергетическая установка:
Главная:
тип АЭУ ППУ
количество х тип (индекс) ЯР 1 х ВВР (S6G) ПТУ
количество х мощность ГТЗА, л.с. 1 х 17 500
количество х тип движителей 1 х малошумный ВФШ
ЭЭС:
количество х мощность (тип) основных источников, кВт 1 х ? (АТГ)
количество х мощность (тип) резервных источников, кВт 2 х ? (ДГ)
тип аварийного источника свинцово-кальциевая АБ
количество групп х элементов в каждой группе АБ 1 х ?
В спомога тельная:
количество х тип (мощность привода) РСД, кВт 1 х ВПК с приводом от ГЭД (325)
Скорость хода, уз
наибольшая подводная под ГТЗА 32.0-33.0
наибольшая надводная под ГТЗА 22.0
Вооружение:
Ракетное:
наименование комплекса КР Tomahawk
боезапас (наименование и индекс) КР 12 (стратегические BGM-109A, BGM-109C и BGM-109D) или тактические BGM-109B и BGM-109E)
вид старта из 533-мм (Н) ТА или подводный из ВПУ вне ПК
СУРС подсистема ПУТС Mk.117 mod.O илиMk.l mod. О или Mk.l mod.2
наименование ПКРК Harpoon
боезапас (наименование и индекс) ПКР в счет торпедного боезапаса (VGM-84)
вид старта из 533-мм (Н) ТА
СУРС подсистема ПУТС Mk.113 Torpedo FCS mod. 10 или подсистема ПУТС Мк.117
Торпедное:
количество (индекс) х калибр ТА, мм 4 (Н) х 533 (Мк.68)
боезапас (индекс) торпед 26 (Mk.48 mod.4, Мк.48 mod.5 и Мк.48 ADSAP или ПЛУР UUM-44 ПЛРК SUBROC)
ПУТС Мк. 113 Torpedo FCS mod. 10 или Мк. 117 mod. О
Минное:
боезапас (индекс и название) мин в счет торпедного боезапаса (Mk.60 Captor и Мк.67 Mobile)
Специальное:
количество посадочных мест для док-камеры типа DDS 1
Радиотехническое:
АСБУ AN/BSY-1
количество х тип ИНС 2 х SINS Mk.2 mod.7
ПРН-И РНС Omega AN/BRN-7
ПРН-И СНС NAVSAT AN/BRN-6
РЛК AN/BPS-15A или AN/BPS-15A/H
станции РТР ANAVLR-8(V)2 и AN/WLR-10 или ANAVLR-1H
комплексный перископ тип 22 (NESSIE)
перископ атаки тип 8L
навигационный перископ тип 15В mod.l
 
+7 -1 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru