ПЛАРБ George Waschington





Американская ПЛАРБ типа George Waschington.О стрелковом оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




ПЛАРБ типа George Waschington (США)


В Начало

ПЛАРБ типа George Waschington ПЛАРБ типа George Waschington была разработана КБ отделения Electric Boat Division концерна General Dynamics. По своей архитектуре и общей компоновке она повторяет торпедную АПЛ типа Skipjack. В отличие от прототипа в средней части (между вторым и третьим отсеками) эта лодка имела цилиндрическую вставку, образовывавшую ракетный отсек. Для сохранения приемлемых параметров маневренности в горизонтальной плоскости увеличили площадь и несколько изменили форму нижнего вертикального руля, для обеспечения нормальной работы общекорабельных систем - усовершенствовали систему гидравлики, а для обеспечения работы ракетной системы — три АТГ системы ЭЭС заменили двумя большей мощности. Также была усовершенствована система погружения и всплытия (так как появились дополнительные ЦГБ и специальные цистерны, в том числе замещения веса ракет). При сохранении прежних четырех 533-мм ТА, до 12 сократили количество принимаемых на борт торпед. Кроме того, изменили форму и размеры ограждения прочной рубки (для размещения на нем мостика, рассчитанного на пять человек, — против четырех у Skipjack, и нескольких дополнительных ПМУ), усилили конструкции надстройки корабля, под которой поместили антенны двух эхоледомеров (для обеспечения плавания подо льдами и возможного боевого использования ракет).

Прочный корпус корабля делился плоскими водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков и имел смешанный архитектурно-конструктивный тип. Двухкорпусные конструкции находились только в районе носового (торпедного) и пятого (вспомогательных механизмов) отсеков. Они образовывали кольцеобразные кингстонные ЦГБ, полностью охватывавшие прочный корпус. ЦГБ продувались воздухом высокого давления. В процессе модернизации лодки данного типа оснастили системой пороховых аккумуляторов давления, которая обеспечивала всплытие корабля в аварийной ситуации. Ракетные шахты располагались за ограждением выдвижных устройств. Их верхняя часть вместе с механизмами открытия (закрытия) крышки выступали за прочный корпус.

Из-за этого в районе размещения ракетных шахт пришлось увеличить высоту надстройки, которая формировала ракетный банкет («горб»). На лодке имелся только один реактор. Интересно то, что предложение адмирала Риковера оснастить корабль двумя реакторами (для повышения безопасности во время плавания подо льдами) было отклонено как дорогостоящее. В качестве резервного был предусмотрен режим электродвижения. Для этого в линию вала был включен тихоходный ГЭД, ГТЗА отключался от нее при помощи разобщительной муфты. 

Силуэт ПЛАРБ типа George Washington

Силуэт ПЛАРБ типа George Washington

Интересной особенностью ПЛАРБ типа George Washington являлись система ВВЦ и навигационное вооружение. Как и на прототипе, ПЛАРБ имела два компрессора производительностью 0,38 м3/ч при давлении 306 кг/см2, установленные в турбинном отсеке. Изначально, для предотвращения опасности взрыва из-за попадания компрессорной смазки в систему воздушных трубопроводов, вместо минеральной смазки планировали использовать синтетический эфир фосфорной кислоты (смазки типа РЕ). Однако, как выяснилось в процессе испытаний, эта смазка приводила к повышенному износу поршневых колец. Поэтому на лодках типа George Washington использовали традиционную минеральную смазку. На остальных американских ПЛАРБ применили соответствующим образом доработанную смазку РЕ и компрессоры. Важным нововведением в системе ВВД на George Washington стали блоки осушки, которые предотвращали обмерзание редукционных клапанов, вызванное значительным расходом воздуха повышенного давления в условиях высокой влажности и температуры в турбинном отсеке. В этих блоках в качестве осушающих веществ использовались силикагель или активированная окись алюминия.

ПЛАРБ типа George Washington

ПЛАРБ типа George Washington 

На George Washington впервые в практике ВМС США внедрили так называемые банановидные баллоны (наряду с традиционными сферическим и цилиндрическими). Применение этих баллонов было обусловлено тем, что благодаря форме, соответствующей кривизне корпуса лодки, они компактно располагались между шпангоутами.

Не менее интересной, но самое главное, крайне важной особенностью George Washington являлось его навигационное вооружение.

Его основой являлся центр накопления и сравнения навигационных данных NAVDAC (Navigation Data Assimilation Center), который получал информацию от трех инерциальных систем SINS (Ships Inertial Navigation System) Mk.2 mod.O, радиосекстана, астронавигационного перископа, ПРН-И СНС и РНС, а также электромагнитного лага. Вся поступавшая в центр информация обрабатывалась счетно-решающим устройством. Особого внимания заслуживает система SINS. Она являлась развитием инерциальной электронно-механической (построенной на базе СКВТ) системы SINS N-7A-A, которая была установлена на АПЛ Nautilus в период ее подготовки к переходу через Северный полюс из Тихого океана в Атлантический.

Внешний вид и продольный разрез ПЛАРБ George Washington

Внешний вид и продольный разрез ПЛАРБ George Washington  

Эта система изначально создавалась (под индексом N-6) для авиационной стратегической КР Navaho, а затем - в сентябре 1956 г. - испытывалась на опытном судне Compass Island. На этом же судне, но уже в январе 1958         г., испытывался и NAVDAC. В октябре того же года фирма Sperry завершила оборудование берегового центра, полностью имитировавшего навигационное вооружение ПЛАРБ системы Polaris А1. На базе этого центра были проведены обширные испытания и НИОКР, результаты которых использовали для дальнейшего совершенствования NAVDAC.

Затем его, как уже говорилось, установили на опытном судне Observation Island для совместных испытаний с ракетами системы Polaris А1.

Вопрос о навигационном вооружении ПЛАРБ (равно как и комплексах отечественных АПКР) не является праздным. Бесспорно, точное определение места крайне важно для любого корабля, но для стратегического ракетоносца оно, с точки зрения его боевой эффективности, является определяющим, как системы оружия. Иначе говоря, без точного определения места использование ракетного оружия такой лодкой просто не имеет смысла.

Так, например, при ошибке в определении азимута цели, равной 1°, и дальности стрельбы 2000 км величина линейного отклонения боевого блока от намеченной цели составляет 35 000 м. Понятно, что при таких отклонениях ожидать эффективного поражения цели просто не приходится.

ПЛАРБ типа George Washington Конструкция и принцип работы навигационных комплексов как в нашей стране, так и в США в общем-то одинаковы. Исходя из этого, особый интерес вызывает навигационный центр NAVDAC ПЛАРБ типа George Washington, тем более что в открытой печати детального описания навигационного вооружения отечественных АПЛ не было. Не менее важным является и то, что центром NAVDAC в тех или иных модификациях оснащались практически все АПЛ ВМС США.

Основой навигационного вооружения ПЛАРБ типа George Washington являлся центр накопления и сравнения навигационных данных NAVDAC (Navigation Data Assimilation Center), получавший информацию от трех инерциальных систем SINS (Ships Inertial Navigation System) Mk.2 mod.0, радиосекстана, астронавигационного перископа тип 11, ПРН-И системы LORAN и электромагнитного лага.

Принцип действия системы SINS основан на двойном интегрировании ускорений корабля, измеряемых акселерометрами (приборами для измерения ускорений). Они были установлены на стабилизированной в пространстве платформе, стабилизация которой осуществлялась поплавковыми гироскопами. Оси платформы были взаимно перпендикулярны и перемещались поступательно в мировом пространстве. В начальный момент движения корабля оси платформы совмещались с начальным положением географической (или геоцентрической) системы координат.

ПЛАРБ типа George Washington

ПЛАРБ типа George Washington (Theodore Roosevelt (SSBN-600))

Акселерометры, располагаясь по трем взаимно перпендикулярным осям, производили непрерывный замер ускорений вдоль этих осей. Таким образом, все три акселерометра позволяли получить мгновенные значения вектора полного ускорения. Преобразовывая полученные ускорения в путь и скорость, система SINS Mk.2 mod.0 определяла перемещение ПЛ в трех измерениях, а также масштабное приращение широты и долготы места. Счетно-решающее устройство каждой из систем SINS Mk.2 mod.0, суммируя полученные приращения с начальными координатами лодки, выдавали текущие широту и долготу места.

Помимо этого счетно-решающие устройства инерциальных систем определяли истинную скорость корабля (относительно грунта), истинный курс, угол дрейфа, пройденный путь, глубину хода, а также корректирующие данные для автоматов курса и глубины.

Существенным недостатком инерциальной системы SINS Mk.2 mod.0 (впрочем, как и любой другой подобной системы) являлось то, что из-за трения в осях гироскопов, внешних воздействий на них и т.д., накапливалась погрешность в определении местоположения корабля, называющаяся дрейфом гироскопа. Данная погрешность находится в прямой зависимости от продолжительности похода.

Для коррекции возникавших ошибок в навигационном комплексе ПЛАРБ типа George Washington использовалась специальная автоматическая астронавигационная система, имевшая собственное счетно-решающее устройство STARDAC, получавшее данные от астронавигационного перископа тип 11 и астронавигационного радиосекстана AN/SRN-4. Когда лодка находилась на перископной глубине, с помощью перископа тип 11 (по сути, являвшегося секстаном) определялись высоты небесных светил (в первую очередь Солнца, Луны и наиболее ярких планет и звезд). Полученные данные автоматически поступали в устройство STARDAC, где, собственно, и производилась обсервация места корабля. Полученные результаты затем поступали в NAVDAC. В центре вырабатывались сигналы коррекции инерциальных систем SINS Mk.2 mod.0.

Theodore Roosevelt (SSBN-600)

Theodore Roosevelt (SSBN-600)

Астронавигационный перископ обладал существенным недостатком - он зависел от метеорологических условий (при сильной облачности определить высоту светил не представлялось возможным). Поэтому в навигационный комплекс ПЛАРБ типа George Washington и был включен астронавигационный радиосекстан AN/SRN-4. Его работа (в диапазоне 3—7,5 см) не зависела от метеорологических условий. Правда, ее точность была ниже, чем у перископа тип 11.

Коррекция ошибок инерциальной системы SINS Mk.2 mod.0 при помощи радиосекстана AN/SRN-4 осуществлялась следующим образом. Центр NAVDAC вырабатывал координаты (высота и азимут с учетом курса лодки и углов килевой и бортовой качки) светила, за которым предполагалось осуществлять наблюдение. Эти данные поступали в счетно-решающее устройство прибора стабилизации радиосекстана, через который осуществлялось управление сервомотором радиосекстана. Его антенна наводилась на выбранное светило и принимала его электромагнитное излучение. Счетно-решающий прибор стабилизации радиосекстана преобразовывал полученные в результате измерения данные в поправку к широте и долготе места лодки, которые, в свою очередь, поступали в NAVDAC, а затем – в инерциальную систему SINS Mk.2 mod.0. Для коррекции ее ошибок мог также использоваться ПРН-И системы LORAN.

Рассчитанные в NAVDAC истинный север, широта и долгота места, скорость хода, истинный курс, углы дифферента и крена с учетом углов рыскания лодки поступали в СУРС Мк.80. В геобаллистическом вычислителе этой системы, на основании данных, получаемых от навигационного комплекса и с использованием места цели, вырабатывалась программа траектория полета, которая поступала в БСУ ракеты. Геобаллистический вычислитель также вырабатывал сигнал ее запуска. В СУРС Мк.80 после предстартовой проверки ракеты, на основании данных, получаемых из системы автоматического контроля курса (углы дифферента и крена, глубины погружения ПЛ), в ее БСУ выдавался сигнал установки платформы и сигнал запуска.

На лодках типа Ethan Allen устанавливалась инерциальная система SINS Mk.2 mod.2, а на типе Laffayette — SINS Mk.2 mod.3 с астронавигационным перископом тип НА. Они устойчиво работали в высоких широтах (вплоть до Северного полюса) и имели более совершенные, чем у прототипа, счетно-решающие устройства, построенные на основе цифровых машин. Примерно в конце 70-х годов для коррекции ошибок инерциальной системы (кроме того, для ведения навигационной прокладки) стали использовать спутниковые навигационные системы (СНС). В США это «Транзит» и затем НАВСТАР, а в нашей стране - ГЛОНАСС.

George Washington (SSBN-598)

George Washington (SSBN-598)

George Washington (SSBN-598). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 1.11.1957 г; 9.06.1959 г.; 30.12.1959 г. Входила в состав Атлантического флота. В январе 1983 г. была исключена из состава МСЯС ВМС США, а 24.01.1985 г. - из списков ВМС США и с 1.03.1997г. по ноябрь 1999 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Patrick Henry (SSBN-599). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 27.05.1958 г; 22.09.1959 г.; 9.04.1960 г. Входила в состав Атлантического флота. В январе 1983 г. была исключена из состава МСЯС ВМС США, а 25.05.1984 г. — из списков ВМС США и с 1.10.1996 г. по 31.08.1997 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard Naval Shipyard разобрана на металл.

Theodore Roosevelt (SSBN-600). Верфь BMC Mare Island Naval Shipyard (Сан-Франциско): 30.05.1958 г; 3.10.1959 г.; 13.02.1961 г. Входила в состав Тихоокеанского флота. В январе 1983 г. была исключена из состава МСЯС ВМС США, а 28.02.1984 г. - из списков ВМС США и с 30.09.1992 г. по 24.03.1995 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл.

Robert Е. Lee (SSBN-601). Верфь фирмы Newport News Shipbuilding and Dry Dock Company (Ньюпорт-Ньюс): 25.08.1958 г; 18.12.1959 г.; 16.09.1960 г. Входила в состав Тихоокеанского флота. В январе 1983 г. была исключена из состава МСЯС ВМС США, а 1.12.1983 г. - из списков ВМС США и с 28.01.1991 г. по 23.09.1991 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound разобрана на металл.

Abraham Lincoln (SSBN-602). Верфь ВМС Portsmouth Naval Shipyard (Портсмут): 1.11.1958 г; 14.05.1960 г.; 11.03.1961 г. Входила в состав Атлантического флота. В январе 1983 г. была исключена из состава МСЯС ВМС США, а 28.02.1984 г. - из списков ВМС США и затем в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard разобрана на металл. 

Тактико-технические характеристики ПЛАРБ типа George Waschington

Водоизмещение, т  
- нормальное  5959 
- подводное  6709 
Главные размерения, м  
- длина наибольшая  116,4 
- ширина наибольшая  10,1 
- осадка средняя  8,9 
Архитектурно-конструктивный тип  смешанный 
Глубина погружения, м  
- оперативная  210 
- испытательная  ~400 
Автономность по запасам провизии, сут  60-70
Экипаж, чел  112 
Энергетическая установка  
Главная  
- тип  АЭУ 
ППУ   
- количество х тип (индекс) ЯР  1 х ВВР (S5W) 
ПТУ   
- количество х мощность ГТЗА, л.с  1x17 000 
- количество х тип движителей  1 х ВФШ 
ЭЭС  
- количество х мощность (тип) основных источников, кВт  2 х 1175 (АТГ) 
- количество х мощность (тип) резервных источников, кВт  2 х 200 (ДГ) 
- тип аварийного источника  свинцово-кальциевая АБ 
- количество групп х элементов в каждой группе АБ  1 х 126 
Вспомогательная  
- количество х мощность (тип) РСД, кВт  1 х 360 (ГЭД на линии вала) 
Скорость хода, уз  
- наибольшая подводная под ГТЗА  22,0 
- наибольшая надводная под ГТЗА  15,0 
Вооружение  
Ракетное  
- наименование системы  Polaris А1 или Polaris А22 
- боезапас (наименование и индекс) БР  16 (UGM-27A3 или UGM-27B3) 
- вид старта  подводный из РШ в ПК 
- СУРС  Мк.80 
Торпедное  
- количество (индекс) х калибр ТА, мм   6 (Н) х 533 (Мк.59) 
- боезапас  12 торпед (Мк.16 и Мк.37) 
- ПУТС  Мк.112 
Радиотехническое  
- навигационный центр  NAVDAC в обеспечении трех инерциальных систем SIMS Мк.2 mod.0 
- ПРН-И СНС и РНС  AN/UPN-12 
- РЛК  AN/BPS-9A 
- радиосекстан  AN/SRN-4 
- станция РТР  ANAVLR-8 
- ГАС  AN/BQS-4 
- шумопеленгаторная ГАС  AN/BQR-2 
- количество х тип эхоледомеров  2 х AN/BQN-4 
- перископ атаки  тип 2В 
астронавигационный  перископ  тип 11 
 
+7 -1 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru