Тяжелый танк «Tiger»





Тяжелый танк «Tiger». «Тигр», «Тайгер», «Тигрис» это слово, произносимое на русском, английском, польском, французском языках солдатами армий антигитлеровской коалиции, заставляло учащенно биться сердца если не от страха, то от ощущения смертельной опасности. В эти минуты в сознании солдат возникал отнюдь не облик свирепой полосатой кошки, а образ неуязвимой стальной громадины, изрыгающей огонь и смерть. Созданный «сумрачным германским гением», этот, без всякого сомнения, самый грозный немецкий танк Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники. И если два других самых знаменитых танка тех лет T-34 и «Шерман» во многом обязаны своей известностью гигантским объемам производства, то «Тигр» исключительно выдающимся боевым качествам. О стрелковом оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Тяжелый танк «Tiger»


В Начало

История создания

Тяжелый танк «Tiger»Реальная работа по созданию нового тяжелого танка в рамках программы Раnzerkampfwagen VI началась в конце ян­варя 1937 года, когда фирма Henschel по­ лучила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen машина прорыва). 

Корпус этого 30­-тонного танка состоял из двух частей, соединявшихся друг с другом болтами металлургические за­ воды еще не могли в то время изгото­вить катаные броневые листы большого размера толщиной 50 мм. Ходовая часть состояла из пяти обрезиненных опорных и трех поддерживающих катков на борт, ведущего колеса переднего расположе­ния с гребневым зацеплением и гусени­цы шириной 300 мм. Подвеска инди­видуальная, торсионная. Проходившее испытания шасси танка с балластом вместо башни оснащалось 280-­сильным двигателем Maybach HL 120, коробкой передач Maybach Variorex и механизмом поворота типа Сlеtrас. Максимальная скорость движения 35 км/ч.

Разрабатывавшийся с сентября 1938 года вариант DJ\\J2. имел отличия от своего предшественника в конструкции коробки передач, стояночного тормоза, гусениц, бортовых передач, ведущих колес и подвески. На танк предполагалось установить башню от Pz.Kpfw.IV с 75­-мм пушкой и спаренным пулеметом MG 34.

Второй пулемет должен был устанавливаться в лобовом листе корпуса справа. 

Как и в первом случае, дело ограничи­лось постройкой и испытаниями шасси. У опытного танка VK 3001 (Н), после­довавшего за двумя первыми прототи­ами и созданного, как и они, под руководством начальника отдела перспектив­ных разработок фирмы Henschel Эрвина Адерса, толщину лобовой брони корпу­са довели до 60 мм, применили гусени­цу шириной 520 мм и расположили опор­ные катки в шахматном порядке. 6­-ци­линдровый двигатель Maybach HL 116 мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин позволял 30­тонной боевой машине дви­гаться со скоростью 35 км/ч. Были изго­товлены три опытных шасси, которые ис­пользовались для испытания различных узлов и агрегатов. Когда в мае 1941 года Гитлер приказал начать разработку самоходных противотанковых установок с мощными пушками калибра 105 и 128 мм, для построенных VK 3001 (Н) нашлось иное применение. На базе двух шасси этого типа фирма Rheinmetall­Borsig в Дюссельдорфе изготовила тяжелые САУ 12,8 ст Panzer­Selbstfahrlafette V. 128­ мм пушка Gerat 40 с длиной ствола 61 калибр и начальной скоростью снаряда 910 м/с, созданная на базе зенитного орудия, была установлена в открытой сверху рубке в кормовой части корпуса.

Для размещения орудия массой 7 т при­шлось удлинить ходовую часть, введя восьмой опорный каток. В рубке с тол­щиной стенок 30 мм размещались 5 членов экипажа и 18 пушечных выстрелов.

Масса машины достигла 36 т. Обе самоходки отправили на Восточный фронт, где одну из них осенью 1943 года захва­тили советские войска. В настоящее время эта уникальная машина является эк­спонатом танкового музея в Кубинке.

Параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжелого танка работа­ ла и фирма Porsche. Машина VK 3001 (Р) первая созданная в цехах нового завода Nibelungenwerke получила фирменное название «Леопард» (Leo­pard) и обозначение Тур 100. Были пос­троены два опытных образца шасси, оставшиеся без башен, так и не поступив­ших от фирмы Krupp. главной особен­ностью поршевских шасси стала электро­механическая трансмиссия. Два двига­теля, изготовленные венской фирмой Simmering­Graz­Paukeг AG, мощностью по 210 л.с. каждый вращали два генератора, которые, в свою очередь, приво­дили в движение два электромотора. От них крутящий момент передавался на ведущие колеса. Танк должен был получить модифицированную башню от Pz.IV с 75­ мм короткоствольной пушкой. В дальней­шем на «Леопард» планировалось установить 105-мм пушку L/28. В 1941 1942 году обе машины проходили испытания, часто прерывавшиеся из­-за многочис­ленных неполадок в трансмиссии.

VK 4501(Р).

В мае 1941 года во время совещания в Бергxофе Гитлер предложил новую концепцию тяжелого танка, обладавшего по­вышенными огневой мощью и броневой защитой и призванного стать ударной си­лой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин. В свете предложений фюре­ра и с учетом результатов испытаний опытных тяжелых танков были разрабо­таны тактико-­технические требования, а затем выдан заказ фирме Porsche на разработку танка VK 4501 (Р) с 88­MM пуш­кой и фирме Henschel на VK 3601 (Н) с пушкой с коническим стволом. Изгото­вить прототипы предполагалось к маю июню 1942 года.

Работа по сборке машины Sonderfah­rzeug 11, или Тур 101, официально име­новавшейся в документах управления вооружений как Panzerkampfwagen VI, VK 4501 (Р) Tiger (Р), велась в цехах завода Nibelungenwerke. Компоновка как самого танка, так и моторно-­трансмиссион­нoгo отделения осталась такой же, как у VK 3001 (Р). Два расположенных парал­лельно друг другу 10-­цилиндровых V -об­разных карбюраторных двигателя воз­душного охлаждения Тур 101/1 мощностью 320 л.с. каждый с помощью кли­ноременной передачи приводили во вращение роторы двух генераторов. От пос­ледних электроэнергия подавалась на два электромотора, вращавших ведущие колеса танка. Всю электрическую часть трансмиссии поставила фирма Siemens­ Schuckert. Что касается башни, то она разрабатывалась в инициативном порядке фирмой Krupp в тесном сотрудничестве с Porsche.

Между тем фирма Henschel быстро проектирует, изготавливает и выводит на испытания свой VK 3601 (Н), проходивший по документам также как Panzerkampfwagen VI Ausf.B. С шасси не возникло никаких проблем: моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть были хорошо отработаны на предшествующих моделях. Боевая машина массой 36 т, защищенная 100-мм лобовой броней, достигала скорости 40 км/ч. Что же касается башни и вооружения, то для этого танка они так и не были созданы. Дело в том, что фирма Krupp предлагала свой Gerat 725 - 75-мм пушку с коническим стволом. Но когда выяснилось, что бронебойный снаряд этой пушки включает в себя вольфрамовый сердечник массой 1 кг, от нее поспешно отказались боеприпасы этой пушки «съели» бы весь вольфрамовый лимит вермахта. Успешно прошедшая испытания, на которых, кстати, присутствовал министр вооружений А.Шпеер, машина оказалась не у дел. Впрочем, ненадолго...

Заметим, что VK 3601 (Н) с самого начала рассматривался в качестве промежуточной модели, как ступенька к следующей, более мощной боевой машине. Недаром планируемый выпуск этого танка был ограничен 172 экземплярами.

Поскольку первоначальный вариант вооружения оказался неудачным, а сроки поджимали, нужно было искать какое-то новое решение. И его нашли на танк была установлена крупповская башня, разработанная для VK 4501 (Р). Правда, для этого потребовалось увеличить диаметр башенного погона в свету с 1650 до 1850 мм, что вызвало изменение верхней части корпуса. У VK 3601(Н) появились над гусеничные ниши, а масса возросла до 45 т. Конструктивные изменения повлекли за собой и смену индекса: танк стал называться VK 4501 (Н). Главным же было то, что на машине Э. Адерса, так же как и на танке Ф. Порше, «прописалась» 88-мм танковая пушка.

Это орудие было разработано фирмой Friedrich Krupp AG с использованием качающейся части зенитной пушки 8,8-ст Flak 18/36 знаменитой «achtacht» («Восемь-восемь»), без сомнения самого известного артиллерийского орудия Второй мировой войны. В танковом варианте, получив дульный тормоз и электроспуск, пушка стала именоваться 8,8-ст KwK 36.

Впрочем, для танка фирмы Henschel предусматривался и второй вариант вооружения 75-мм пушка KwK 42 Lj70 в башне фирмы Rheinmetall Borsig. Особенностью этой башни, изготовленной лишь в качестве деревянной модели в натуральную величину, был кормовой пулемет MG 34 в шаровой установке. Машина с рейнметалловской башней имела индекс Н2, с крупповской Н1.

Pz.Kp.fw. VI Tiger AusfH1 (машина раннего выпуска). Pz.Kp.fw. VI Tiger AusfH1  (машина раннего выпуска).

В марте 1942 года Гитлер предложил отправить прототипы тяжелых танков на фронт, дабы провести испытания в реальных боевых условиях. Вскоре после этого весьма сомнительного предложения он объявил, сколько танков должно быть готово к октябрю 1942 и к марту 1943 года. Было полным отрывом от реальности требовать к концу сентября 1942 года поступления 60 машин от Porsche и 25 от Henschel, а к концу февраля 1943-гоеще 135 боевых машин от обеих фирм. Тут необходимо отметить, что оба танка еще до начала каких-либо серьезных испытаний фактически уже были запущены в производство. В заводских цехах Nibelungenwerke началась сборка опытной партии сразу из 10 машин VK 4501 (Р), а фирме Krupp заказали 90 башен. Вслед за этим Ф. Порше планировал выпустить 35 танков к январю 1943 года и 45 к апрелю. Еще дальше пошел его конкурент: изготовление первых 60 машин VK 4501 (Н) началось уже в середине 1941 года, и хотя к весне 1942-гo был готов только один экземпляр, узлы и агрегаты остальных не пропали их использовали впоследствии при сборке серийных «тигров».

20 апреля 1942 года, в день рождения Гитлера, оба танка были показаны фюреру в его ставке «Волчье логово» (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии.

Причем при доставке VK 4501 (Н) возникли определенные трудности, поскольку гусеницы танка выступали за габарит железнодорожной платформы на 50 мм с каждой стороны. На время перевозки танка пришлось перекрывать движение на всех участках железнодорожной линии Кассель - Растенбург. Не обошлось без проблем и с танком Ф. Порше при выгрузке с платформы своим ходом тяжелая машина увязла в грунте. Хеншелевцы предусмотрительно использовали для этой цели 70-тонный железнодорожный кран, а поршевцы решили блеснуть.

В конце концов им все-таки пришлось прибегнуть к помощи крана.

На следующий день обе машины прибыли в ставку. В 10.30, как это следует из воспоминаний Эрвина Адерса, начали собираться руководители рейха и Bepмахта. Геббельс и Геринг отсутствовали.

Когда в 11.00 появился Гитлер, сотрудники фирм изготовителей выстроились для представления фюреру. Затем состоялось награждение Фердинанда Порше Крестом за военные заслуги I класса.

После торжественной части Гитлер около получаса осматривал машину Порше, внимательно выслушивая объяснения конструкторов. Танку Хеншеля он уделил Bceгo 2-3 минуты, задал Адерсу один вопрос и отошел. Затем состоялся показ танков в движении.

После обеда прибыл Геринг. В присутствии его и министра вооружений Шпеера состоялись испытания на скорость. На участке 1000 м VK 4501 (Р) развил максимальную скорость 50 км/ч, а его конкурент на участке 850 м 45 км/ч.

При этом двигатель VK 4501 (Н) перегрелся настолько, что возникла угроза пожа­ра. После охлаждения двигателя танк был вновь готов к действию. главный инже­нер фирмы Henschel Курт Арнольд пред­ложил Шпееру сравнительные испытания на маневренность, судя по всему, не без тайного умысла: он хорошо знал слабые места машины Порше. Сырая, недоведенная электротрансмиссия серьезно затрудняла маневрирование VK 4501 (Р), например, с огромным трудом танк совершал повороты на 90". На этом фоне VK 4501 (Н) показал себя с самой лучшей стороны многотонная машина крути­лась буквально на пятачке, при водя в восторг зрителей.

Один из первых серийных «тигров» на заводском дворе. Один из первых серийных «тигров» на заводском дворе.
Размещение фар  на крыше передней  части корпуса характерно дня ранних моделей.

Впрочем, эта демонстрация танков, по сути, ничего не решала впереди были настоящие испытания на полигоне Бер­ка, куда в мае 1942 года прибыли два VK 4501 (Р) и один VK 4501 (Н). В результате у танка фирмы Porsche, как и в случае с VK 3001 (Р), выявили низкую надежность -электротрансмиссии. Кроме того, маши­на имела неудовлетворительную прохо­димость и маленький запас хода всего в 50 км. Поскольку Гитлер хотел ис­пользовать новые танки и в Северной Аф­рике, этот показатель должен был равняться как минимум 150 км. Разместить же дополнительное количество топлива в танке оказалось невозможно из­-за отсутствия места. Легко было предвидеть и многочисленные трудности, которые могли возникнуть при эксплуатации боевой машины на фронте. Необычная трансмиссия требовала переподготовки механиков-водителей и специалистов ремонтных служб.

Взвесив все «за» и «против», несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла решение в пользу танка фирмы Henschel. Гитлер вынужден был согласиться. Машина получила обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf.HI, а после при­нятия на вооружение в 1944 году танка Tiger 11 название изменили на Tiger Ausf.E или Tigeг 1. Уже изготовленные на заво­де Nibelungenwerke 90 шасси VK 4501 (Р) было решено использовать в качестве базы для тяжелых штурмовых орудий, вооруженных 88­-мм противотанковой пуш­кой, созданной на базе зенитки Flak 41 с длиной ствола в 71 калибр, будущих «фердинандов».

В начале августа 1942 года началось серийное производство нового тяжелого танка, что, впрочем, не означало конец испытаний. Они продолжались, но уже на главном танковом полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк прошел к тому времени 960 км. По среднепересе­ченной местности машина развивала скорость до 18 км/ч, расход топлива составлял при этом 430 л на 100 км. К 18 августа 1942 года были выпущены первые 4 «тигра». Пятую и шестую маши­ны 27 августа отправили в Фаллингбос­тель, где формировались 501-й и 502­-й тяжелые танковые батальоны. Сборка танков осуществлял ась на заводе фирмы Henschel в Касселе. К производству ба­шен была привлечена фирма Wegmann. В процессе серийного производства в конструкцию танка, выпускавшегося в одной модификации, практически непрерывно вносились изменения и улучшения. У пер­вых же серийных машин был изменен ящик для снаряжения и 3ИПа, крепивший­ся на корме башни. На прототипах исполь­зовался ящик, позаимствованный у Pz.Kpfw.lll. Лючок с бойницей для стрель­бы из личного оружия на правой стенке башни заменили на люк лаз. Для самообороны от вражеской пехоты по перимет­ру корпуса были смонтированы мортирки для противопехотных мин типа «8». Эта мина, боевая часть которой включала 360 стальных шариков, выстреливалась на не­ большую высоту и разрывалась. Кроме того, на башнях танков ранних выпусков устанавливались дымовые гранатометы NbK 39 калибра 90 мм (по три с каждой стороны). Последние также можно было использовать для стрельбы минами типа «8». На машинах поздних выпусков для этой цели служило «оружие ближней обо­роны» Nahveгteidigungswaffe мортир­ка, установленная внутри танка и стреляв­шая через амбразуру, расположенную на крыше башни за люком заряжающего.

Башня позднего выпускаБашня позднего выпуска

Со второй половины 1943 года на «тиг­ры» стали устанавливать новую командир­скую башенку (с 391­й машины), унифи­цированную с башенкой «Пантеры» и имевшую устройство для крепления зенитного пулемета MG 34, а также перископи­ческий прибор наблюдения перед люком заряжающего. Были внесены изменения в спусковой механизм пушки, в стопор пушки по-походному, крепление спаренного пулемета, сиденья членов экипажа и др. На ее бортах разместили укладку за­пасных траков, которые до этого распо­лагались только на нижнем лобовом лис­те корпуса. Пять траков крепились с ле­вой, а три с правой стороны.

Подверглась изменениям и силовая установка танка. На первых 250 машинах устанавливался двигатель Maybach HL 210Р30, на остальных Maybach HL 230Р45. Для эксплуатации в африканской пустыне и в южных районах России на кормовом листе корпуса монтировались воз­душные фильтры типа Feifel.

Первые 495 танков оснащались обору­дованием для подводного вождения, поз­волявшим преодолевать своим ходом по дну водные преграды глубиной до 4 м. Над специальным лючком в крыше моторного отделения устанавливалась трехметровая телескопическая труба для подачи возду­ха в двигатель. Выхлоп производился непосредственно в воду. Все люки танка имели резиновые уплотнения. С особой тщательностью герметизировалась моторная перегородка, чтобы выхлопные газы не проникали в обитаемые отделения танка. В ходе испытаний на заводском полигоне, где для этой цели был построен спе­циальный бассейн, танк с работающим двигателем находился под водой до 2,5 часа. В то время «Тигр» был единствен­ным серийным танком в мире, оснащен­ным в массовом порядке оборудованием подводного вождения, которое нашло широкое применение в танкостроении лишь в 50-­e годы. Правда, в войсках это оборудование практически не использо­валось и от него со временем отказались.

Слабым местом ходовой части «Тиг­ра», от которого никак не удавалось из­бавиться, был быстрый износ и последу­ющее разрушение резиновых бандажей опорных катков. Начиная с 800­-й маши­ны на танк начали устанавливать опор­ные катки с внутренней амортизацией и стальными бандажами. При этом наруж­ный ряд одинарных катков был снят.

машина позднего выпускамашина позднего выпуска

На «тиграх» использовались два типа гусениц транспортные, шириной 520 мм и боевые, шириной 725 мм. Первые при­менялись для перевозки по железной дороге, дабы вписаться в габарит платфор­мы, и для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием вне боя. (При перевозке танков часто снимались и наружные опорные катки.) При использова­нии транспортных гусениц удельное давление на грунт возрастало до 1,53 Кг/см2.

В 1943 году 84 танка переоборудовали в командирский вариант. Боекомплект уменьшили до 66 выстрелов, сняли спа­ренный пулемет и разместили дополни­тельное радиооборудование. В зависи­мости от назначения командирские танки Pz.Bef.Wg. Tiger Ausf.E существовали в двух вариантах, отличавшихся набором радиостанций. Sd.Kfz.267 с радиостанци­ями Fu 5 и Fu 8 предназначался для диви­зионного звена, а Sd.Kfz.268 с Fu 5 и Fu 7 ­для командиров рот и батальонов.

Несколько «тигров» были переоборудо­ваны в БРЭМ, причем, судя по всему, собственными силами войсковых частей «фирменного» варианта такой машины не существовало. Одна машина с демонти­рованной пушкой и установленным на башне крановым оборудованием была захвачена союзниками в Италии. В отдель­ных случаях в качестве тягачей использо­вались шасси танка без башни. В основном же для эвакуации подбитых тяжелых танков с поля боя применялись БРЭМ Ber­gepantheг и полугусеничные тягачи FAМO (Sd.Kfz.9).

Осенью 1943 года по настоянию Гитлера в стандартную башню Н1 в опытном порядке установили 88­MM пушку KwК 43 с длиной ствола в 71 калибр. Но в это время уже шла разработка танка VK 4503 - будущего «Королевского тигра», размеры башни которого куда больше подходили для нового орудия. Единственной страной, куда экспорти­ровался «Тигр», стала Венгрия наибо­лее стойкий и храбро сражавшийся союз­ник германии. Танки туда поставили в июле 1944-­гo.­ Их количество (по разным источникам) колеблется от 3 до 13 еди­ниц. Это были машины разного выпуска, переданные, по-­видимому, из одного из тяжелых танковых батальонов с Восточного фронта. На 7 декабря 1944 года четы­ре «Тигра» находилось в составе 2­й венгерской танковой дивизии. Судя по фото­графиям, эти машины имелись и в составе 1­й кавалерийской дивизии, сражав­шейся с советскими войсками в восточ­ной Польше.

Летом 1943 года три танка передали во временное пользование итальянцам. Пос­ле капитуляции Италии их вновь вернули под знамена панцерваффе.

Любопытная история произошла с япон­цами, проявлявшими повышенный интерес к новым немецким танкам. 7 июня 1943 года японский посол в германии генерал Оши­ма наблюдал под Ленинградом боевые дей­ствия 502-­гo тяжелого танкового батальона, затем посетил фирму Henschel и танковый полигон, где «тигры» проходили заводские испытания. Вскоре фирма получила указа­ние передать японцам два комплекта документации, переснятой на микропленку. В сентябре 1943 года уже стоял вопрос о продаже Японии одного "Тигра». Предполагалось доставить его вместе с танком «Пан­тера», также закупленным японцами, в Бор­до, а оттуда в разобранном виде на под­ водной лодке в Японию. Довольно трудно представить, каким образом намеревались это осуществить, ведь разобрать танк на мелкие части просто невозможно. Корпус танка, например, даже без башни и ходовой части весил 29 т и имел весьма внуши­тельные размеры.

Описание конструкции

Компоновка танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» представляла собой классичес­кий вариант с передним расположени­ем трансмиссии.

В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика­-водителя (слева) и стрелка­-радиста (справа).

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавли­вались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался бое­комплект. На днище танка гидропри­вод поворота башни.

В моторном отделении располагал­ся двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделе­ние отделялось от боевого перегород­кой.

Компоновка корпуса Компоновка корпуса (продольный разрез): 1 панель приборов; 2 карданные валы; 3 масляный фильтр; 4 воздушные фильтры; 5  магнето; 6 выхлопной коллектор; 7 генератор; 8 масляный радиатор; 9 топливные насосы; 10 нагнетатель воздуха; 11 водооткачивающий насос; 12 привод механизма поворота башни; 13 труба подачи воздуха; 14 коробка передач; 15 педаль главного фрикциона; 16 механизм поворота; 17 рычаг переключения передач. 

Компоновка корпуса (план): 1 вал отбора мощности к механизму поворота башни и водооткачивающему насос; 2  радиатор; 3 вентиляторы; 4 магнето; 5 огнеупорная перегородка; 6 воздушные фильтры; 7 коробка передач; 8 тормоза; 9 механизм поворота.

Корпус танка собирался из броне­вых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня катаная, хромомолибденовая, с поверх­ностной цементацией.

Лобовой лист подбашенной короб­ки располагался под углом 80 к верти­кали, верхний лобовой лист корпуса ­под углом 770, нижний под углом 270.

Бортовые листы вертикальные, кормовой лист наклонен под углом 80. В передней части крыши подбашен­ной коробки имелись люки лазы механика водителя и стрелка-­радиста.

Люки закрывались круглыми крышка­ми, откидывающимися на петлях. В каждой крышке был смонтирован пе­рископический прибор наблюдения.

Между люками имелось вентиляцион­ное отверстие, прикрытое броневым колпаком.

Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепрони­цаемыми перегородками. Два крайних отсека при преодолении водных пре­град вброд могли заливаться водой; центральный, в котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывались сверху массивны­ ми литыми решетками. Две передние решетки служили для притока возду­ха, охлаждающего радиаторы, а зад­ние для его отвода.

Над моторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверсти­ем, прикрытым броневым колпаком.

В днище танка были предусмотре­ны люки для доступа к генератору и топливному насосу, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач.

Башня подковообразной формы сварная, с соединением листов в шип и вертикальными стенками, выполняв­шимися из цельного гнутого листа. В передней части башни в литой маске устанавливались пушка, спаренный пу­лемет и прицел. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью 4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин колен­чатого вала поворот башни на 3600 осуществлялся за 1 мин. При неработаю­щем двигателе башню поворачивали вручную. Башня, вследствие большого вылета пушки и тяжелой броневой маски, была не уравновешена, что делало невозможным ее поворот вручную при крене в 50. На ее крыше устанавливалась командирская башенка с шестью, а затем с семью смотровыми приборами.

Вооружение. Основное вооруже­ние «Тигра» пушка 8,8 ст KwK 36 калибра 88 мм, производившаяся заво­дом Woif в Магдебурге. Ствол пушки имел длину 56 калибров 4928 мм; вместе с дульным тормозом 5316 мм.

Масса пушки­ 1310 кг. Вертикальная наводка в пределах от 6,50 до + 170.

Предельная длина отката 580 мм. Пушка уравновешивалась с по­мощью специального гидравлического устройства, расположенного под ее казенной частью.

С пушкой был спарен 7,92­MM пуле­мет MG 34. Курсовой пулемет разме­щался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbes­ chutzgerat 42 можно было установить зенитный пулемет MG 34.

Танки Тигр первоначально оснащались бинокулярным телескопичес­ким ломающимся прицелом TZF 9а, а затем монокулярным TZF 9b. При из­менении вертикального угла наведения вооружения изменялось и положе­ние объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением во всем диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения наводчика. Эти прицелы имели 2,5­ -кратное увеличение и поле зрения 230. Курсовой пулемет MG 34 имел 1 ,8­кратный телескопический прицел КZF 2,

Боекомплект пушки состоял из 92 выстрелов, пулеметов из 51 00 патро­нов.

Двигатель и трансмиссия. На танке устанавливались двигатели May­bach HL210P30 или Maybach HL 230Р45 (с 251 ­й машины). Двигатели 12-­цилин­дровые, V-­образные (развал цилинд­ров 600), карбюраторные, четырехтак­тные мощностью 650 л.с. и 700 л.с. при 3000 об/мин соответственно. Диаметр цилиндра 125 и 130 мм. Ход поршня 145 мм. Степень сжатия 7(HL 210Р30) и 6,8(HL 230Р45). Рабочий объем 21 353 см 2 и 23 095 см 2 . Сухая масса двигате­лей 1200­ 1300 кг. Следует подчер­кнуть, что двигатель HL 230Р45 был практически идентичен двигателю HL 230Р30 танка «Пантера». Для повыше­ния жесткости картер этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъема в плоскости коленчатого вала, то есть имел так называемую «туннель­ную» конструкцию.

Топливо этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков 534 л. Расход топ­лива на 100 км при движении по шос­се 270 л, по бездорожью 480 л.

Подача топлива принудительная, с по­мощью четырех топливных насосов So­lex. Карбюраторов четыре, марки So­lex 52FFJMD.

Система охлаждения жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухо-притоков системы охлаждения на обоих двигате­лях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора.

Для ускорения прогрева охлаждаю­щей жидкости в процессе запуска дви­гателя в холодное время года была предусмотрена возможность установки термостатов с обратным перепуском через закороченный контур.

Трансмиссия состояла из карданной передачи, корсаки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и диско­вых тормозов.

Коробка передач Maybach OLVAГOG(B) 40 12 16А продукции завода Zah­nradfabrik в Фридрихсхафене без вальная, с продольным расположением осей, восьми ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особен­ностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона.

Сервопривод автоматически, без учас­тия водителя, выключал главный фрик­цион и ранее включенную передачу, про­изводил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, вклю­чал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.

В случае порчи гидравлической ап­паратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем.

Система смазки шестерен струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере.

Картер коробки передач центриро­вался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя двух поточный механизм передач и поворота. Пос­ледний крепился в носовой части корпуса танка, причем в расточку передней части картера запрессовывалось рези­новое кольцо опорной балки, жестко за­ крепленной в броневом корпусе.

Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку пе­редач, так же как и стояночный тормоз.

Фрикционно-­шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максималь­ный радиус составлял 165 м, минималь­ный 3,44 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмис­сией танка не обеспечивались. При ней­ тральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тя­жести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2.

Бортовые передачи двухрядные, комбинированные, с разгруженным Be­домым валом.

Механические дисковые тормоза были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой Argus.

Ходовая часть танка применитель­но к одному борту состояла из 24 опор­ных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800х95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих внутреннюю амортиза­цию и стальные бандажи. Конструкцию ходовой части разработал советник им­перского управления вооружений инже­нер г. Книпкамп активный участник проектирования целого ряда германских бронированных машин.

Подвеска индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса.

Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное.

Направляющие колеса литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц.

Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая. Ширина гусеницы 725 мм, шаг трака 130 мм.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 B. Источники: генератор Bosch GULN 1 000/12 1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 Ач. Потребители: электростартер Bosch ВРО 6/24 мощностью 4,4 кВт, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов.

Средства связи. Все танки «Тигр» оснащались радиостанцией Fu 5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

Специальное оборудование. Система пожаротушения автоматическая, с порогом срабатывания 1200 С. Сигнализация была выведена на панель приборов механика водителя.

После внедрения башни с командирской башенкой нового типа длина с пушкой вперед составила 8455 мм, а высота 2885 мм.

схема бронирования тяжелого танка "Тигр"схема бронирования тяжелого танка "Тигр"

Боевое применение

Специально д ля танков «Тигр» была создана новая тактическая единица тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта.

В 1942 и в начале 1943 года тяжелый танковый батальон организационно состоял из четырех рот, причем только две из них были танковые (с весны 1943 года соответственно пять и три). Следует отметить, что в ряде случаев вплоть до осени 1943 года батальоны имели смешанный боевой состав. Наряду с тяжелыми танками «Тигр» на их вооружении состояли средние Pz. Kpfw. 111 Ausf.L, М И N. Причем В 1942 году в тяжелых батальонах последние составляли большинство. К 1944 году боевой состав новых частей стал более однородным. В танковых ротах и штабе имелись теперь только «тигры», машины иного типа средние Pz.Кpfw.IV Ausf.H сохранились лишь в танковом взводе роты обеспечения. Кстати, эти танки, резко отличавшиеся от остальных «четверок» по внешнему виду из-за противокумулятивных экранов, наши бойцы часто принимали за «тигры». Более того, даже в боевых донесениях они часто именовались «Тигр», тип 4, что резко «увеличивало» статистику примененных на том или ином участке фронта немецких тяжелых танков. Впрочем, в некоторых батальонах по-прежнему оставались на вооружении Pz.IIIN, а в sPzAbt 502, например, имелся взвод самоходных установок Jagdpanzer 38(t) Hetzer.

демонстрация «Тигра» членам турецкой военной делегации.Демонстрация «Тигра» членам турецкой военной делегации, возглавляемой министром обороны Турции. 
Восточный фронт, июнь 1943 г. Показ производился в рамках санкционированной Гитлером кампании по втягиванию Турции в войну.

Формирование тяжелых танковых батальонов началось в мае 1942 года. Экипажи прибывали из боевых и учебных частей в 500-й запасной танковый батальон, дислоцировавшийся в Падерборне. Для их подготовки использовались и полигоны в Путл осе, Одруфе и Фаллингбостеле.

Первым 19 августа 1942 года получил «тигры» 502-й батальон. Ранним утром 23 августа четыре «тигра» погрузили на железнодорожные платформы и отправили на фронт Гитлер торопил, ему не терпелось узнать, каковы новые танки в деле. 29 августа эшелон с боевыми машинами и личным составом 1-й роты sPzAbt 502 выгрузился на станции Mгa, недалеко от Ленинграда. Уже в ходе выдвижения на исходные позиции для атаки начались поломки.

У двух танков вышли из строя коробки передач, у третьего перегрелся и загорелся двигатель. Эти агрегаты, и так работавшие с перегрузкой по причине большой массы танков, испытывали дополнительную нагрузку из-за движения по мокрому заболоченному грунту. Под покровом темноты «тигры» отбуксировали в тыл, и заводские механики, сопровождавшие машины, занялись их ремонтом. Не подлежавшие восстановлению агрегаты заменили на привезенные из германии. К 15 сентября «тигры» были готовы к бою.

21 сентября 1-ю роту sPzAbt 502 передали в оперативное подчинение 170-й пехотной дивизии, в полосе которой ей и предстояло действовать. На следующий день «тигры» пошли В атаку.

Двигаясь гуськом по узкой дороге, немецкие танки попали под фланговый огонь советской противотанковой артиллерии. Один «Тигр» был подбит, а три других остановились из-за поломок. Эти машины, по-видимому вышедшие из строя по техническим причинам, удалось эвакуировать, а четвертая поврежденная осталась на нейтральной полосе, где простояла почти месяц. Затем по личному указанию Гитлера ее взорвали.

В своих «Воспоминаниях солдата» генерал Г. Гудериан так откомментировал этот эпизод:

«В сентябре 1942 года «Тигр» вступил в бой. Еще по опыту Первой мировой войны было известно, что при создании новых образцов вооружения следует запастись терпением и дождаться их массового производства, а затем применить их сразу в больших количествах. Зная об этом, Гитлер, тем не менее, хотел как можно быстрее увидеть в деле свой главный козырь. Однако перед новыми танками была поставлена абсолютно второстепенная задача: локальная атака в труднопроходимой местности в заболоченных лесах под Петербургом. Тяжелые танки могли двигаться только в колонну по одному по узким просекам, попадая под огонь противотанковых пушек, расставленных вдоль них. В результате потери, которых можно было избежать, преждевременное рассекречивание новой техники и, как следствие, невозможность в будущем застать противника врасплох».

Трудно не согласиться с мнением генерала и довольно сложно понять логику немецкого командования, загнавшего новые танки в Синявинские болота. Возможно, причиной была одноименная наступательная операция, проводимая в августе-сентября 1942 года Волховским фронтом. Ведь именно в полосе 2-й ударной армии этого фронта и появились «тигры». Впрочем, нaивно полагать, что столь незначительное число даже таких мощных танков могло оказать хоть какое-то влияние на ход операции. Похоже, что их появление вообще осталось тогда незамеченным для советского командования.

Впоследствии, в январе 1943 года 1-я рота 502-гo батальона участвовала в тяжелых боях в ходе отражения советского наступления по прорыву блокады Ленинграда. На 10 января в составе роты имелось семь «тигров», а также три PZ.IIIN и семь PZ.IIIL. К концу месяца пять «тигров» было потеряна в боях, причем три из них подорвали экипажи. Одна машина, сравнительно легко поврежденная и по какой-то причине не подорванная экипажем, была захвачена нашими войсками. Этот, без сомнения, важный факт весьма разнообразно трактуется в отечественной военно-исторической и мемуарной литературе. 

К.А. Мерецков, командовавший в те дни Волховским фронтом, пишет:

"Во время прорыва нами вражеской обороны фашистское командование бросило в бой новый тяжелый танк «Тигр», ранее проходивший испытания под Сталинградом. Он предназначался для участия в штурме Ленинграда. И вот это чудовище остановили наши пехотинцы - бронебойщики, повредив смотровые приборы танка. Экипаж не выдержал и бежал, бросив в целом исправную машину. Фашисты долго держали ее под непрерывным огнём и даже пытались отбить танк контратаками. Позднее я распорядился переправить «Тигр» на наш опытный полигон, где изучили стойкость его брони и выявили уязвимые места».

Первый из «тигров», захваченных Красной АрмиейПервый из «тигров», захваченных Красной Армией, на НИБТ Полигоне в Кубинке.
Скобы на нижнем лобовом листе корпуса предназначены для запасных траков;
на двух скобах на пpa вом борту башни крепился ящик для снаряжения.
На лобовом листе подба шенной коробки слева изображение слона  эмблемы 502-го тяжелого танкового батальона,
справа приварена подкова, видимо, «на счастье»..

А вот что можно прочитать по этому по­ воду в книге, посвященной жизни и дея­тельности наркома танковой промышлен­ности В.А. Малышева:

«В январе 1943 года при прорыве блокады Ленинграда в торфянике возле карьеров кирпичного заво­дика у Рабочего поселка № 5 произошло следующее.

По узкому коридору, отделявшему Вол­ховский и Ленинградский фронты, на одну из советских частей двинулся не совсем обычный танк. Ударившие по нему снаря­ды наших противотанковых пушек не остановили тяжелой машины. Он продолжал двигаться на Шлиссельбург. Но к дороге в это время подошла еще одна 18­-я стрелковая дивизия, которая сразу же обруши­ла на него сильный огонь орудий прямой наводки. Снаряды снова не вывели его из строя, но... Как предполагает генерал­-пол­ковник В.3.Романовский, командующий 2-­й ударной армией, водитель танка, ви­димо, струсил, свернул с дороги, намереваясь уйти на Синявинскую высоту. Но, разворачиваясь, фашистский танк, оказавший­ся неповоротливым, попал в торфяник, за­буксовал и вскоре совсем завяз. Фашисты выскочили из машины, не уничтожив даже новенький технический паспорт, приборы, орудие, но их тут же перестреляли».

Впечатляющие подробности можно по­черпнуть и из брошюры «Оружие победы», изданной Центральным музеем Вооружен­ных Сил СССР в 1986 году:

«Было это под Ленинградом в январе 1943 года. В рай­оне Синявинских высот в густых зарослях кустарника расположилась на огневой по­зиции батарея 122­-мм пушек образца 1931/37 гг. 267-­гo корпусного артиллерийского полка. Внезапно послышался рокот танкового мотора. Два огромных танка с крестами на бортах надвигались на бата­рею. Когда до одного из орудий осталось не более 50 метров, про­звучал выстрел. Броне­ бойный снаряд весом 25 кг со скоростью 800 м/с врезался в башню головного «Тигра», которая, расколовшись, слетела с танка. Сильные удары крупных осколков башни по броне второго «Тигра» заставили его экипаж бежать, не заглушив двигателя».

Находившийся на Волховском фронте в качестве представителя Ставки Г.К. Жуков, описывая подробности захвата первого образца тяжелого танка «Тигр», рассказы­вал:

"Это было 14 января 1943 г. Мне доложили, что между Рабочими поселками № 5 и № 6 наши артиллеристы подбили танк, который по внешнему виду резко отличался от известных нам типов боевых машин. Причем гитлеровцы принимали всевозможные попытки для эвакуации его с нейтральной полосы. Я заинтересовался этим и приказал создать специальную груп­пу в составе стрелкового взвода с четырь­мя танками, которой была поставлена за­дача захватить танк, отбуксировать eгo в расположение наших войск, а затем тща­тельно обследовать его. В ночь на 17 ян­варя группа во главе со старшим лейте­нантом Косаревым приступила к выполне­нию боевого задания. Этот участок местности противник держал под непрерыв­ным обстрелом. Тем не менее вражеская машина была захвачена и отбуксирована в расположение советских войск. В резуль­тате изучения танка и формуляра, подо­бранного в снегу, мы установили, что гит­леровское командование перебросило танк «Тигр» на Волховский фронт для ис­пытания... Танк был отправлен нами на испытательный полигон, где опытным путем установили его уязвимые места, которые впоследствии стали достоянием всех наших фронтов».

И, наконец, в военно-­историческом очерке «Советские танковые войска 1941- 1945» сообщается:

«У Рабочего поселка № 1 танкисты 86-­гo танкового ба­тальона подбили и захватили тяжелый танк «Тигр». Это был первый "Тигр», за­хваченный нашими войсками в Великой Отечественной войне».

Обобщив всю эту информацию, мож­но сделать такой вывод: «Опытный тяже­лый танк «Тигр» (или два «Тигра, но ни­ как не больше), проходивший испытания под Сталинградом, но почему­-то предна­значавшийся для штурма Ленинграда, после того как советскими пехотинцами-бронебойщиками были выведены из строя все его смотровые приборы, оче­видно сослепу, доехал аж до позиций нашей корпусной артиллерии, где был бро­шен экипажем. После этого 18­-я стрел­ковая дивизия Волховского фронта эва­куировала этот танк (причем с работаю­щим двигателем) от Рабочего поселка № 5, а 86­-й танковый батальон Ленинградского фронта от Рабочего поселка № 1».

Что касается Сталинграда, то, конечно же, никакие «тигры» там не испытывались. Не участвовали они и в контрударе группы Манштейна с целью деблокады окружен­ной армии Паулюса. Прибывший в январе 1943 года на южный фланг советско-германского фронта 503­-й тяжелый танковый батальон был включен в состав 4­-й танковой армии и принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе, отступая вместе с другими немецкими войсками от Ставрополя до Ростова на Дону. С начала января вместе с ним вела боевые дейст­вия 2-­я рота 502-­гo батальона, вскоре вклю­ченная в sPzAbt 503 в качестве его 3­-й роты.

10 апреля 1943 года батальон отвели в тыл для пополнения, а затем перебросил и под Харьков.

Нет необходимости подробно описы­вать здесь боевой путь каждого из немецких тяжелых танковых батальонов. Bo­-первых, это уже неоднократно делалось, в том числе и в отечественной литерату­ре последних лет, а во вторых, это опи­сание представляет собой расписанный по дням скучный и однообразный пере­чень подбитых советских, английских и американских танков. Причем перечень, не страдающий излишней объектив­ностью, что признавали и сами немцы еще во время войны.

В 1942­ 1943 годах немцы сформи­ровали 10 тяжелых танковых батальонов вермахта и 4 роты для дивизий «Великая германия» (Grodeutschland), «Лейбштандарт­ СС Адольф Гитлер» (Leibstandarte SS Adolf Hitler), «Рейх» (Das Reich) и «Мертвая голова» (Totenkopf). На базе этих рот затем также были сформированы баталь­оны. Большинство тяжелых танковых ба­тальонов воевало на Восточном фронте.

Никогда здесь не появлялся sPzAbt 504, действовавший сначала в Африке, а за­тем в Италии, и sPzAbt 508, также сражавшийся в Италии. На Восточном фрон­те находились и все роты, а также один из сформированных на их основе баталь­онов 3­-й батальон моторизованной ди­визии «Великая германия». Остальные батальоны воевали на Западе.

Наиболее массово «тигры» использо­вались во время Курской битвы, или, как она называлась у немцев, операции «Ци­тадель». К 12 мая 1943 года для участия в этом сражении планировалось иметь 285 боеготовых «тигров», но план этот не выполнили, передав в войска только 246 машин. Значительная их часть была сосредоточена в районе Орловско-­Курско­гo выступа. Непосредственно же в опе­рации «Цитадель» приняли участие два тяжелых танковых батальона (503­-й и 505-­й) и четыре роты в составе мотори­зованных дивизий.

На северном фасе Курской дуги против нашего Центрального фронта действовал только один 505-­й тяжелый танковый батальон (45 танков «Тигр»). Причем поя­вившиеся в последнее время в некоторых изданиях сведения об участии танков этого батальона в боях за станцию Поныри вступают в противоречие с описанием боевого пути этого батальона, изданным на Западе. Если судить по этому источнику, то 505-­й батальон вместе со 2­-й немецкой танковой дивизией, в оперативном подчи­нении у которой он находился, атаковал позиции нашей 70-­й армии в направлении Подолянь-Саборовка Теплое. В ходе этих боев, по немецким данным, были безвозвратно потеряны три «тигра», что в целом стыкуется с нашими данными, посколь­ку между населенными пунктами Самодуровка, Кашара, Кутырки, Теплое, высота 238,1, на поле размером 2х3 км после боев было обнаружено 74 подбитых и сгоревших немецких танка, САУ и других брони­рованных машин, в том числе четыре «тиг­ра» и два «Фердинанда». 15 июля, с раз­решения командующего фронтом K.K. Рокоссовского, это поле снимали приехавшие из Москвы кинохроникеры, и именно его после войны начали называть «полем под Прохоровкой», хотя собственно под Про­хоровкой на южном фасе Курской дуги не было ни одного «Фердинанда». Следует отметить, что, несмотря на столь незначи­тельное число потерянных «тигров», коли­чество участвовавших в боях машин этого типа было невелико по причине большого числа повреждений, поломок и неисправ­ностей. Так, например, 13 июля в строю батальона имелось только 14 боеготовых «тигров». Остальные требовали ремонта разной степени сложности.

В 503­-м тяжелом танковом батальоне к началу сражения имелось 42 «тигра». Ба­тальон находился на южном фасе Курской дуги в составе 3­-гo танкового корпуса опе­ративной группы «Кемпф» и действовал в полосе обороны нашей 7 ­й гвардейской армии: его потери в этих боях составили, по немецким данным, четыре «тигра».

Что же касается сражения под Прохо­ровкой, то непосредственное участие в нем 11-12 июля 1943 года приняли «тигры» моторизованных дивизий СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мертвая голова» всего 42 машины этого типа. Еще 15 «тиграми» располагала моторизованная дивизия «Великая германия», наступавшая на Обояньском направлении.

Таким образом, в операции «Цита­дель» приняли участие только 144 тяже­лых танка «Тигр», что составляет всего 7,6% от общего количества немецких танков, задействованных в наступлении под Курском. Существенного влияния на ход событий они, конечно, оказать не могли, тем более что применялись достаточно разрозненно. Вместе с тем следует признать, что пропагандистская кампания, сопровождавшая их появле­ние на фронте, определенного резуль­тата достигла. Сообщения об атакующих и подбитых «тиграх» часто поступали с участков фронта, где их не было и в по­мине. Во-первых, за «тигры» часто при­нимали танки других типов, а во вторых из-­за так называемой «тигробоязни».

Страх перед немецкими танками, сидев­ший в солдатах с 1941-1942 годов, оставался еще силен, а тут появился новый танк, почти неуязвимый для нашей артиллерии.

Если верить немецким данным, то в течение июля августа 1943 года безвоз­вратные потери составили 73 танка «Тигр», а к концу года 274 танка. При этом в 1943 году в строй после ремонта вернулись только 19 танков этого типа!

"Тигр" - первый из захваченных американскими военными в Северной Африке"Тигр" - первый из захваченных американскими военными в Северной Африке.
На правой стенке башни - лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия, позже замененный на люк лаз

К началу высадки союзников в Hop­мандии в июне 1944­гo немцы распола­гали на Западе 102 «тиграми» в составе трех тяжелых танковых батальонов СС: 101, 102 и 103-­гo. Больше других отличился первый, в основном благода­ря тому, что одной из его рот командовал самый результативный немецкий танкист оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман. Боевую карьеру он начал на Восточном фронте в январе 1943 года, участвовал в Курской битве и к апрелю 1944 года довел число своих побед до 117 (по немецким данным). Весной 1944 года дивизию «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», в которой служил Вит­тман, перебросил и в Бельгию. Здесь на базе 13­-й роты 1-­гo танкового полка этой дивизии и сформировали 101-­й тяжелый танковый батальон СС. Свой, без сомнения, самый известный бой Виттман провел на улицах городка Виллер Бокаж в Нормандии.

7 июня его рота вышла из Бовэ и, сильно пострадав от воздушных налетов 8 июня возле Версаля, стала передви­гаться только с наступлением темноты, чтобы к 12 июня добраться до Виллер­ Бокажа, где следующий день предпо­лагалось посвятить ремонту и техничес­кому обслуживанию танков и оружия. Но теперь Виттман был вынужден стоять в башне своего танка и наблюдать за тем, как колонна английских танков, занявшая Виллер ­Бокаж, спокойно занималась своими делами. «Они ведут себя так, словно уже выиграли войну», провор­чал наводчик обершаррфюрер Волль.

Виттман, который на Восточном фронте уже прослыл как величайший танковый ас, хладнокровно сказал: «Сейчас мы им покажем что они ошибаются». Когда его «Тигр» с ревом рванулся вперед на встречу танкам 7 ­й бронетанковой дивизии англичан, начался один из самых резуль­тативных поединков, который Виттману удалось провести за годы войны.

Танк командира 2-й роты оберштурмфюрера СС М. Виттмана

Танк командира 2-й роты оберштурмфюрера СС М. Виттмана

Атакуя неподвижно стоявшие цели, он посылал снаряд за снарядом по танкам и автомашинам почти в упор, с самых близких дистанций, а под конец прота­ранил «Кромвель», преграждавший ему въезд на главную улицу городка. Там он уничтожил еще три танка штабной груп­пы 4-­гo батальона 22­-й бронетанковой бригады; четвертый танк уцелел, так как механик-­водитель отвел его задним ходом в сад, не имея возможности открыть огонь по «Тигру», поскольку наводчик оказался вне машины. В это время командир «Шермана» из роты В сержант Стэн Локвуд, услышав начавшуюся поб­лизости стрельбу, осторожно направил свой танк в обход здания: впереди, при­ мерно в 200 ярдах (около 180 м), «Тигр» Виттмана, обращенный к нему бортом, вел огонь вдоль улицы. Наводчик танка Локвуда выпустил четыре 17 ­фунтовых снаряда по «Тигру». Один из них попал в борт танка, и над ним показался дым, а затем и пламя. Последовал ответный выстрел «Тигра», который обрушил на «Шермана» половину здания и полностью его завалил. Пока англичане освобожда­ли свою машину из ­под обломков, немцы исчезли. «Тигр» Виттмана, получив лишь небольшое повреждение, прежде чем по­кинуть место побоища, сумел уничтожить еще один «Кромвель». Командир этого танка капитан Пэт Дайэс выбрался из машины с помощью местной французской девушки, которая помогла ему добрать­ся до другого танка роты В, из которого он доложил по радио своему командиру подполковнику Крэнли о разыгравшейся трагедии.

А Виттман, в ходе беспощадного пое­динка за 5 минут разгромив в пух и прах передовой отряд 7­й бронетанковой ди­визии, дозаправил свою машину, попол­нил боеприпасы и присоединился к остальной четверке «тигров» И немецкой пехоте. Они атаковали уцелевшие английские войска в районе высоты с отметкой 213. Днем Виттман вернулся в Виллер­ Бокаж вместе с передовыми подразделениями 2­й танковой дивизии СС, подходившей к району боевых дей­ствий. Однако на сей раз англичане были готовы к встрече: они уничтожили «Тигр» Виттмана и еще три немецких танка, но все немецкие экипажи сумели спастись.

Трудно сказать, чего больше в этом эпизоде мастерства или везения. С одной стороны, для того чтобы расстреливать неподвижные танки противника без экипажей, большого ума не надо, с другой Виттман блестяще воспользо­вался ситуацией, которую создали сами англичане, не удосужившиеся выставить даже боевое охранение, и преподал им жестокий урок. А ведь это были части прославленной в боях в Северной Аф­рике 7­-й бронетанковой дивизии «Крысы пустыни», как они гордо себя называли.

Съехавший с твердой дороги «Тигр» пытаются вытащить двумя другими танками.Съехавший с твердой дороги  «Тигр» пытаются вытащить двумя другими танками.
509-й тяжелый танковый батальон, район Винницы, январь 1944 года.

Виттман погиб 8 августа 1944 года близ Фалеза в бою с «шерманами» 4­-й канадской танковой дивизии. С дистан­ции 1800 м он подбил два «шермана» из 1-­гo эскадрона. Чтобы разорвать строй атакующих, «Тигр» Виттмана рванулся вперед, подбил еще один «Шер­ман», но тут же получил пять попаданий с близкой дистанции. Три снаряда про­били башню, весь экипаж погиб. На этом можно было бы поставить точку, но сравнительно недавно в обстоятельствах ги­бели Виттмана появился «польский след». Дело в том, что вдоль дороги на Фалез наступали две дивизии: уже упо­мянутая 4-­я канадская и 1-­я польская танковая бригадного генерала С. Маче­ка. И вот в польской печати появляется описание того же боя, но только «Тигр» Виттмана в нем подбивают «шерманы» 2-­гo эскадрона 2­-гo танкового полка 1-­й польской танковой дивизии. Что тут сказать, полемика по этому вопросу, внезапно вспыхнувшая спустя 50 лет после описываемых событий, ничего, кроме улыбки, вызвать не может, тем более что никаких серьезных доказа­тельств в поддержку своей версии по­ляки, судя по всему, привести не могут, как, впрочем, и канадцы.

В своем последнем бою Виттман под­бил три танка, всего же на его счету чис­лится 138 танков и САУ. Не завышают ли немецкие источники количество по­бед Виттмана? Возможен ли такой показатель? Есть основания предполагать, что возможен ведь самый результа­тивный советский танкист старший лей­тенант Д.Ф. Лавриненко, по официаль­ным данным, уже за четыре военных месяца 1941 года на своем Т-­34 подбил 52 немецких танка. Если бы не гибель в декабре 41-гo, он наверняка мог бы составить серьезную конкуренцию немецкому танковому асу.

Впрочем, высокая результативность отдельных танкистов не могла спасти немецкие войска от поражения. Так, напри­мер, 101-й тяжелый танковый батальон СС, в котором служил Виттман, в боях у Фалеза был разгромлен. Bceгo же в 1944 году немцы потеряли 756 «тигров», при этом из ремонта вернулись в строй толь­ко 60. На начало ноября 1944 года Bep­махт и войска СС располагали 317 «тиг­рами» на Восточном фронте, 84 на Западном и 36 в Италии. К 1 марта 1945 года Красной Армией и войсками запад­ных союзников было уничтожено 1032 танка этого типа. На ту же дату, по офи­циальной немецкой статистике, в армии резерва имелось 43 «тигра», включая пять учебных, а во фронтовых частях 142 машины, включая 31 командирскую.

В настоящее время два «тигра» находятся в Британском Королевском танковом музее в Бовингтоне; по одному­ в музее Абердинского полигона в США, во французском танковом музее в Самюре и в подмосковной Кубинке.

Оценка машины

Давать оценку танку «Тигр» довольно просто, так как изначально нет никакой двусмысленности с его классификацией и назначением танк, без сомнения, тяжелый и с самого начала проектирования предназначался для действий в качестве такового. С другой стороны, на любого автора, решившегося на такой шаг, будут давить эпитеты «лучший», «сильнейший», «наиболее грозный», «неуязвимый» и другие, присвоенные ему еще «при жизни», в годы Второй мировой войны. Тем не менее попробуем.

Компоновка «Тигра» представляла собой классический немецкий вариант с передним расположением трансмиссии. Данная компоновка, благодаря объединению отделений управления и трансмиссионного, позволила отвести под боевое отделение часть корпуса, большую, чем при кормовом расположении трансмиссии. Последнее обстоятельство было для немецких конструкторов, всегда стремившихся обеспечить высокую эффективность применения вооружения, весьма важным.

Компоновка «Тигра» обеспечивала комфортные условия экипажу в бою и позволяла рационально и удобно разместить внутренние агрегаты. Техническое обслуживание трансмиссии осуществлялось без выхода экипажа из танка. Вместе с тем при более сложных неисправностях ее демонтаж без снятия башни был невозможен.

О трансмиссии и органах управления стоит поговорить особо. Ничего подобного с точки зрения удобства для механика-водителя не встречалось ни на одном танке тех лет, за исключением «Королевского тигра», имевшего аналогичную трансмиссию. За счет применения автоматического гидравлического сервопривода для управления 56-тонным танком не требовалось сколь-нибудь значительных физических усилий. Передачи переключались буквально двумя пальцами. Поворот осуществлялся легким поворотом штурвала. Управление танком было настолько простым, что с ним мог справиться любой член экипажа, что в боевой обстановке оказывалось немаловажным.

Помимо трансмиссии, хорошей поворотливости танка способствовало маленькое отношение длины опорной поверхности к ширине колеи L/B 1,26 (для сравнения: у «Пантеры»- 1,5, у ИС2 - 1,78, у Мк IV-1,72).

Подробно останавливаться на вооружении «Тигра» нет необходимости. Высокая боевая эффективность 88-мм пушки KwK 36 общеизвестна. В этой связи следует подчеркнуть, что отличным качествам собственно самого орудия в полной мере соответствовало качество при цела. Прекрасная оптика позволяла немецким наводчикам добиваться попаданий в танки противника на дистанциях до 4000 м! Комплекс характеристик 88-мм пушки масса и габариты, бронепробиваемость снарядов, скорострельность позволяет утверждать, что в 1942 году немцы сделали правильный выбор, обеспечив своему тяжелому танку превосходство по вооружению над танками противника на перспективу. О том, насколько влияет на боевую эффективность танка правильный выбор артсистемы, можно судить на следующем гипотетическом примере.

Представим себе следующую ситуацию: дуэль между «Тигром» и ИС2 в идеальных (ровная местность, дистанция до 1000 м) и равных (качество прицелов, уровень подготовки наводчиков, полный боекомплект, пушка с клиновым затвором) условиях. При этом заложим 50процентную вероятность поражения первым выстрелом и договоримся, что оба танка дадут промах (в случае попадания и говорить не о чем), но обязательно должны попасть вторым снарядом, что в реальной жизни часто и бывало. Что же происходит дальше?

Заряжающий ИСа берет из бое укладки, расположенной в кормовой нише башни, 25 кг снаряд и вкладывает его в ствол, затем прибойником досылает его вперед так, чтобы ведущий поясок прочно (со звоном, как сказано в "Руководстве») заклинился в начале нарезов канала ствола. Опытный заряжающий досылает снаряд рукой, что ускоряет процесс. Затем заряжающий берет 15 кг гильзу с зарядом с правой, стенки башни (мы договорились, что боекомплект полный, а значит, после первого выстрела в башне еще осталась одна гильза с зарядом, за следу­ющей придется «нырять» вниз, пос­кольку остальные гильзы расположены в корпусе ИСа), вкладывает ее в ствол и досылает. При этом затвор закрыва­ется автоматически. Заряжающий докладывает­ «готово», командир танка произносит­ «Огонь», а наводчик, который за время заряжания успел откорректировать прицел, нажимает на спуск и производит выстрел. Впрочем, стоп!

При всех наших условиях у самого тренированного заряжающего на все выше сказанное уйдет минимум 20 секунд, а значит, как ни горько это признать, он не успеет закончить процесс заряжания, потому что на 8­-й секунде в баш­ню ИСа влетит 88­-мм немецкий снаряд, а на 16­й второй! Таким образом, при первом промахе «Тигр» со скорострель­ностью своей пушки 6-8 выстр/мин не оставил ИС­2 ни одного шанса на второй выстрел. Даже если бы наших танков было два, то «Тигр», поразив пер­вый ИС, успевал бы дать первый выстрел по второму на 4 секунды раньше ответного. В итоге получается, что для гарантированного поражения одного «Тигра» вторым выстрелом необходи­мо иметь три танка ИС­2.

Так, собственно, и бывало. В боль­шинстве случаев вне зависимости от типа танка (Т-­34-­85, например, не уступал по скорострельности пушки, но ему еще нужно было подойти на дис­танцию эффективного, с точки зрения бронепробиваемости, выстрела) побе­да над «Тигром» одерживалась при чис­ленном превосходстве. И наши танкис­ты, и союзные стремились быстрее сблизиться с "Тигром», чтобы уравнять шансы. Так, собственно, и погиб Вит­тман: канадские (или польские) «шер­маны» сблизились с ним и расстреля­ли почти в упор. Немцы же, наоборот, старались вести огневой бой на боль­ших дистанциях, в полной мере исполь­зуя достоинства своего вооружения.

На малых дистанциях боя «Тигр» терял свои основные преимущества в вооружении и броневой защите. Интен­сивно маневрировать он не мог. Тут в полной мере сказывался основной его недостаток слишком большая масса, вызванная нерациональным располо­жением броневых листов корпуса и башни, применение ходовой части с шахматным расположением катков, а также стремление добиться минимального соотношения L/B, приведшее к увеличению ширины корпуса.

Расположив более тонкие броневые листы под большими углами наклона, конструкторы «Пантеры», например, смогли добиться почти аналогичных «Тигру» параметров защищенности, существенно снизив при этом массу корпуса и башни.

Первый "Тигр" захваченный Красной АрмиейПервый "Тигр" захваченный Красной Армией

Ходовая часть с шахматным распо­ложением катков, обеспечивая танку ряд преимуществ перед традиционной (плавность хода, меньший износ рези­новых бандажей), кроме сложности в производстве и эксплуатации, была очень тяжелой. Суммарная масса опор­ных катков «Тигра» составляла 7 т, а у ИС­2, например, 3,5. Общий же вес ходовой части с гусеницами у «Тигра» равнялся 14 т, у ИС­2-­9,3. Соответственно 24,6% и 20,2% от массы машины. Можно предположить, что, расположив броневые листы под рацио­нальными углами наклона и несколько уменьшив их толщину, применив традиционную ходовую часть и, наконец ограничив значение L/B=1,5 (как у «Пантеры»), немцы могли бы снизить массу «Тигра» до 45 46 т. При этом удельная мощность возросла бы до 14 л.с./т, а удельное давление существен­но понизилось, что положительно сказалось бы на подвижности и проходи­ мости танка. Был бы исключен напря­мую связанный с перегруженностью перегрев двигателя и трансмиссии. А ведь выход из строя именно этих агрегатов являлся наиболее распространенной технической неисправностью «тигров», от которой не смогли избавиться до конца войны.

Тем не менее, по мнению автора, несмотря на некоторые недостатки, по совокупности основных оценочных пара­метров (вооружение, защищенность, подвижность) «Тигр» являлся лучшим тяжелым танком Второй мировой вой­ны. Конкуренцию ему мог составить только ИС­2, не уступавший «Тигру» ни в чем, кроме вооружения.

+86 -6 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru