Линкор «Yavuz»





Линейный крейсер «Yavuz». О стрелковом оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Турецкий линейный крейсер «Yavuz»


В Начало

Проектирование 

В 1910 г. Турция приступила к обновлению своего флота, приняв кораблестроительную программу, согласно которой предусматривалась постройка двух дредноутов. Первый из них, получивший название «Reshad V» (впоследствии переименованный в «Reshadiye»), заказали в Англии в июле 1911 г. От постройки второго, «Reshad-i-Hammiss», отказались, поскольку появилась возможность выкупить строившийся для Бразилии «Rio de Janeiro», приобретенный Турцией в январе 1914 г. и переименованный в «Sultan Osman-i Ewel». В апреле 1914 г. турки заказали в Англии третий дредноут, «Fatih Sultan Mehmed», однако ни один из этих кораблей так и не попал к заказчику. С началом Первой мировой войны «Reshadiye» и «Sultan Osman-i Ewel» были конфискованы английским правительством и вошли в состав Гранд-Флита под названиями «Erin» и «Agincourt». Постройку «Reshad-i-Hammiss» прекратили. Турция осталась без дредноутов. 

Линейный крейсер «Yavuz»

Линейный крейсер «Yavuz»

В то же время Германия с 1912 г. имела на Средиземном море два боевых кораб ля - линейный крейсер «Goeben» и легкий «Breslau». По ряду причин, они не присоединились к союзному австро-венгерскому флоту (чего ожидали представители Антанты), а прошли в Дарданеллы. Чтобы избежать возвращения их в Средиземное море или интернирования в пока еще нейтральной Турции, германский посол предложил турецкому правительству в течение 24 часов решить вопрос о фиктивной покупке обоих кораблей, что и произошло 16.8.1914. «Goeben» поднял турецкий флаг и получил название «Yavuz  Sultan Selim», хотя весь экипаж на нем остался германским. Иностранным посольствам турецкие власти заявили, что купили «Goeben» и «Breslau» взамен реквизированных Великобританией строившихся турецких дредноутов.

Решение о постройке линейного крейсера «Н» (будущего «Goeben») было принято в конце 1908 г. Заказ верфь «Blohm & Voss» получила 8.4.1909. Корабль представлял собой развитие предшественника - «Von der Tann» - и соответствовал германской концепции линейного крейсера, обладая хорошей защитой, но относительно слабой артиллерией ГК.

Конструкция 

По компоновке «Goeben» имел много общего с первым германским линейным  крейсером «Von der Tann», отличаясь большими размерами и дополнительной пятой башней ГК.

Главный 270-мм броневой пояс тянулся между барбетами концевых башен и замыкался 200-мм траверсами. В нос и корму от траверсов он утоньшался 100 мм. Над главным располагался верхний 200-мм пояс, поднимавшийся до верхней палубы. Выше располагались 130-мм казематы противоминной артиллерии.

Линейный крейсер «Yavuz Sultan Selim», у борта стоит минный крейсер «Berk-i Satvet», сентябрь 1914 г. Линейный крейсер «Yavuz Sultan Selim», у борта стоит минный крейсер «Berk-i Satvet», сентябрь 1914 г.

Главная броневая палуба со скосами имела толщину 50 мм, скосы опускались к нижней кромке бортового пояса. Выше располагалась еще одна 25-мм палуба (верхняя), примыкающая к верхней кромке 200-мм пояса.

Башни имели бронирование лобовой плиты 230 мм, крыши 90 мм. Барбеты - 265 мм.

Носовая (главная) боевая рубка: стенки 250 - 350 мм, крыша 80 мм. Кормовая рубка: стенки 200 мм, крыша 50 мм. 

Противоторпедная переборка толщиной 30 мм (в районе погребов - 50 мм) опускалась от излома главной броневой палу бы до поверхности второго дна. По длине она простиралась от носового до кормового траверса.

Вооружение крейсера состояло из десяти 283-мм/47 орудий в пяти башнях: трех в диаметральной плоскости (кормовые - линейно-возвышенно) и двух в средней части корпуса со смещением к бортам.

Обе эти башни имели сектор обстрела 1800 на ближний борт и 125° на противоположный. Угол возвышения орудий составлял 13,5" , что обеспечивало дальность стрельбы 299-кг снарядом 90 кбт.

Противоминная артиллерия насчитывала 12 150-мм/45 орудий в казематах. Кроме того, имелось 12 88-мм/45 скорострельных пушек и четыре подводных 500-мм ТА: два траверзных, установленных перед башней № 1, а также кормовой и носовой.

Энергетическая установка состояла из 2-х турбоагрегатов «Parsons» (производства фирмы «Blohm und Voss») с прямой передачей на вал, расположенных в трех МО. Турбины высокого давления располагались в двух носовых отделениях и вращали внешние гребные валы. Турбины низкого давления занимали кормовое МО и вращали внутренние валы. Пар вырабатывали 24 ПК «Marine-Schulz-Thornycroft» (16 атм) с угольным отоплением. Проектная мощность ЭУ составляла 52 000 л.с,  что должно было обеспечивать скорость хода 25,5 уз. На испытаниях корабль развил 28 уз. при мощности 85 661 л.с.

Наибольший запас топлива составлял 3050 т угля.

Модернизации 

В 1915 г. с корабля сняты два 150-мм орудия и 8 88-мм скорострелок. Установлены 8 х 1 88-мм/45 зенитные пушки. Угол возвышения орудий ГК увеличен до 22,5°.

С октября 1928 по март 1930 г. в Измите прошел ремонт, в ходе которого котлы переведены на смешанное угольно-неф тяное отопление. Сняты оставшиеся 88-мм скорострелки, носовой и кормовой ТА, число зенитных 88-мм орудий сокращено до 6. Установлена французская система управления огнем. На испытаниях развил скорость 27,1 уз.

Линейный крейсер «Yavuz», апрель 1946 г. Линейный крейсер «Yavuz», апрель 1946 г.

В 1938 г. зенитное вооружение усилили, установив 10x1 40-мм «пом-помов» и 4 х 1 20-мм автомата.

В 1941 г. с корабля демонтировали грот-мачту и увеличили число 40-мм автоматов до 12, а 20-мм - до 6. К середине 1940-х гг. корабль нес 22 х 1 40-мм и 24 20-мм автоматов.

Служба 

«Yavuz Sultan Selim» принял активное участие в Первой мировой войне. 29.11.1914 обстрелял Севастополь, затем потопил русский минный транспорт «Прут» и повредил миноносец «Лейтенант Пущин».

18.11.1914 в бою у мыса Сарыч получил попадание 305-мм снаряда с броненосца «Евстафий» в каземат 150-мм орудия (по немецким данным, погибло 16 человек).

Линейный крейсер «Yavuz», октябрь 1933 г. Линейный крейсер «Yavuz», октябрь 1933 г.

26.12.1914 подорвался на двух русских минах у Босфора, получил серьезные повреждения, но был отремонтирован. Участвовал в бою с русской эскадрой 10.5.1915. В январе 1918 г. переведен в район Дарданелл, 20.1.1918 потопил британские мониторы М-28 и «Raglan», но сам подорвался на трех минах, а при возвращении сел на мель. В течение последующих дней английские самолеты произвели около 60 атак неподвижного корабля, сбросив более 180 бомб, из которых в цель попали лишь две, причинившие незначительные повреждения.

Заключение Брестского мира дало линейному крейсеру возможность 2.5.1918 прибыть в Севастополь и пройти докование. 

Линейный крейсер «Yavuz», 1936 г.

Линейный крейсер «Yavuz», 1936 г.

После подписания 1 ноября перемирия между Турцией и странами Антанты немецкая команда сошла с корабля. В течение следующих 9 лет корабль стоял на приколе в Стении.

В 1925 г. турецкое правительство заключило договор с немецкой фирмой «Flenderwerft» из Любека о постройке плавучего дока грузоподъемностью 25 000 т, специально для ремонта линейного крейсера. Док установили в Измите, куда 20.12.1926 г. привели «Yavuz Sultan Selim». В декабре с турецкой фирмой «T.C.Deniz Kuvetlari Golcuk Tersane» был заключен контракт на проведение восстановительного ремонта корабля. Помощь в проведении работ оказывала французская фирма «Penhoet St. Nazaire».

По завершении ремонта в марте 1930 г. под названием «Yavuz Selim» корабль вошел в строй турецкого флота. В 1936 г. название было изменено на «Yavuz».

Линейный крейсер «Yavuz», 1940-e гг. Линейный крейсер «Yavuz», 1940-e гг.

С 1948 г. линейный крейсер в море уже не выходил, а 20.12.1950 его вывели в резерв. 14.11.1954 г. «Yavuz» исключили из списков флота, но на слом не продали и он еще полтора десятка лет простоял в Гельджуке. В 1963 г. правительство ФРГ предприняло попытку выкупить знаменитый корабль с целью сохранить в качестве корабля-музея, однако турки отказались и в 1970 г. продали бывшего «Goeben» на слом. На судоразделочный завод он прибыл 7.6.1973 и разобран с июля 1973 по февраль 1976.

+7 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru