Легкий танк Pz II





Немецкий легкий танк Panzer II.О средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Немецкий легкий танк Panzer II


В Начало

История создания Panzer II

Во второй половине 1934 года 6-й департамент Управления вооружений разработал тактико-технические требования к новой  боевой машине  - танку  массой  10  т,  вооруженному 20-мм пушкой. Как и в случае  с Pz.l, новый  танк получил дезинформационное обозначение  LaS 100.  Его прототипы на конкурсной основе  разрабатывались  тремя  фирмами:  Friedrich Кгорр  AG,  Henschel und Sohn AG и  Maschinenfabгik  Augsburg-Nurnberg (MAN).  Результаты их  деятельности были представлены комиссии Управления вооружений весной 1935 года.

Фирма  Krupp представила  танк LКA-2-по сути увеличенную в размерах версию танка  LКA (прототип  Pz.l)  с новой башней  и  20-мм пушкой. Henschel  и  MAN разработали  только  шасси.  При  этом шасси Henschel  имело шесть опорных катков,  сблокированных в три  тележки, а в  шасси MAN  использовалась конструкция  английской фирмы Сагdеn-Lоуd - шесть  опорных катков были сблокированы в  три тележки, подвешенные на четвертьэллиптических рессорах;  его-то и выбрали для серийного производства. Корпус изготовила фирма Dаimlеr-Веnz. Сборка  танков LaS  100 должна  была  осуществляться  на  заводах  фирм  MAN, Daimler-Benz, FAMO, Wegmann и MIAG.

Pz.II Ausf.a1, а2, аЗ

В конце 1935 года построили первые  десять машин, которые получили армейское обозначение 2  ст MG  Panzeгwagen MG  - Maschinengewehr  - пулемет - По тогдашней классификации в Германии все автоматическое оружие  калибра до 20 мм  включительно относилось к пулеметам и обозначалось  аббревиатурой MG). Танки оснащались бензиновым двигателем Maybach  HL  57ТR мощностью 130 л.с.  и шестискоростной коробкой передач ZF Aphon  SSG45. Максимальная скорость движения достигала 40  км/ч ,  запас хода по  шоссе - 210 км. Бронирование - от  5  до  14,5  мм.  Вооружение  состояло из  пушки KwK 30 калибра 20 мм, представлявшей собой укороченный на 300 мм и приспособленный для установки в  танке  вариант зенитной пушки Flak  30  (боекомплект 180 патронов в  10 магазинах), и пулемета  MG  34 (боекомплект  1425  патронов).  По  введенной  в 1936  году единой системе обозначения транспортных  средств Вермахта машина получила индекс Sd.Kfz.121.  Тогда же было введено и  новое армейское обозначение,  в  соответствии с которым первые десять танков стали именоваться Pz.Kpfw.II Ausf.a1. Следующие  15 машин  -Ausf.a2- получили незначительные изменения в системе охлаждения генератора и  вентиляции боевого отделения.  На 50  танках  версии Ausf.a3  появилась моторная перегородка,  а в днище корпуса  - люки доступа к топливному насосу и масляному  фильтру. Кроме  того, машины  версий «а2»  и «а3»  отличались от первых  десяти отсутствием  резиновых  бандажей  на поддерживающих  катках.

Pz.II Ausf.b

Танки модификации «Ь»  (25 единиц) выпускались в  1936  - 1937  годах.  Внедренные на них усовершенствования затронули в основном ходовую  часть. Опорные  и  поддерживающие  катки  стали шире,  при  этом  последние  немного уменьшились  в диаметре. Несколько изменились по конструкции элементы подвески  и  ведущие  колеса.  Самым же крупным нововведением стала установка двигателя Maybach  HL  62TR  мощностью 140 л.с.

Pz.II Ausf.c

Испытания танков  модификаций «а»  и «Ь» выявили существенные недостатки в конструкции их ходовой части.  Поэтому в 1937 году был разработан совершенно новый тип шасси  для  танка PZ.II.

Ходовая часть  теперь включала применительно к  одному борту пять обрезиненных опорных катков среднего диаметра,  подвешенных  на  четвертьэллептических  листовых  рессорах.  Число поддерживающих катков увеличилось до четырех.  Подверглись модернизации ведущие и направляющие колеса. Повысились плавность хода на бездорожье и скорость движения по  шоссе.  Внесенные изменения повлекли за собой увеличение габаритов боевой машины:  длина  возросла до 4810  мм,  ширина - до 2223 мм, высота  - до 1990 мм. Соответственно увеличилась и боевая масса - с 7,9 до  8,9 т .

Pz.II Ausf.A 

в  1937  году  началось  производство «массовых»  модификаций  танка  Pz.ll. Выпуск первой из них  - Ausf .A  - предположительно начался с марта 1937 года на заводе фирмы Henschel в  Касселе, а затем продолжился на заводе Alkett  в Берлине.

Машины Ausf.A  получили синхронизированную  коробку  передач  ZF  Aphon SSG46  и двигатель Maybach  HL  62ТАМ мощностью  140  л .с.,  а  также  новые смотровые щели с броневыми  заслонками для механика-водителя и  ультракоротковолновую  радиостанцию  (ранее применялась коротковолновая). 

Легкий танк  Pz.II  Ausf.A

Pz.II Ausf.B 

Танки варианта «В»  незначительно отличались от машин версии «А».  Изменения носили в  основном технологический характер, упрощавший серийное производство.

Танк  Pz.II  Ausf.B  на тактических  за­нятиях

Pz.II Ausf.C

На боевых машинах модификации «С» улучшили систему  охлаждения  двигателя и установили в  смотровых блоках бронестекла  толщиной 50 мм (у  «А»  и «В» - 12  мм).  Темпы выпуска танков Ausf.C  были крайне низкими.  Достаточно сказать,  что  в  июле 1939  года собрали 9 машин, в августе - 7,  в сентябре  - 5,  в октябре - 8,  а в  ноябре - всего 2 танка!

3авершилось его производство в  марте - апреле 1940 года. Это можно  объяснить, по-видимому,  тем, что еще  до  окончания производства  началась  модернизация боевых  машин этой модификации и параллельно вариантов  «с», «А»  и «8». Дело в  том,  что  к  этому времени немцы завершили  анализ испанского  опыта. И  хотя PZ.II  в этой войне не  участвовали, но  и они,  по сравнению с  советскими легкими танками Т-26 и БТ -5, воевавшими на стороне республиканцев,  и  танками вероятных  противников  (французскими R35 и Н35 ,  а также польскими  7ТР), имели слабое вооружение и бронирование.

Вооружение немцы почему-то модернизировать не стали,  - обычно  это объясняется  малыми  размерами  башен.  Действительно,  из  пушек большего калибра в башню  PZ.II  «вписывалась» только  37-мм KwK  L/ 4,  устанавливаемая  в Pz. lll ,  но тогда в башне «двойки» становилось слишком тесно, да и размещать боекомплект было практически  негде. Впоследствии  эту пушку  устанавливали в башни  Pz. ll, используемые  в фортификационных  сооружениях,  где эти проблемы легко разрешались (пулемет MG  34  при этом  демонтировался).  Однако совершенно  непонятно,  почему  в  штатную башню нельзя было установить 20-мм пушку  с «зенитным »  неукороченным стволом длиной 1300 мм. В этом случае начальная скорость бронебойного снаряда увеличивалась с 780 до 835 м/с и соответственно возрастала бронепробиваемость.  Видимо,  решающее значение тут имел выход ствола пушки за габариты танка,  что  в  то время повсеместно считалось  неприемлемым.  Кстати,  именно из-за этого ствол пушки KwK  30  был укорочен  на 300  мм,  по сравнению со стволом зенитного орудия Flak  30.

Словом, модернизация PZ. II  свелась в основном к увеличению толщины брони. Лобовую броню башни усилили листами толщиной 14,5  и  20  мм, корпуса - 20 мм.  Изменилась и  конструкция лобовой части корпуса.  Поверх штатного гнутого 14, 5-мм бронелиста приваривались  два, соединяемых  под углом 700.  Верхний лист имел толщину 14,5  мм,  нижний - 20 мм.

На машинах Ausf .C  вместо двухстворчатого люка в крыше башни стала устанавливаться  командирская  башенка, позволявшая  вести  из танка  круговое наблюдение. Такая  же башенка появилась на части танков предыдущих модификаций.  Поскольку изменения  вносились в ходе капремонта, то затронули не все машины.

После Польской кампании почти  все «двойки»  ранних выпусков были доведены до стандарта Ausf.C.  Последовали и новые улучшения,  в  частности,  погон башни спереди и  сзади был защищен специальным броневым бортиком,  предохранявшим башню от заклинивания при попадании пуль и осколков.

Следует упомянуть, что в ноябре 1938 года фирма MAN  начала работы над установкой в танк PZ.II дизеля HWA  1038G мощностью 175 - 200 л.с. Однако  испытания закончились неудачно,  и  в  конце 1940 года эксперименты прекратили.

Один из первых сернйных танков  PZ.II Ausf.C.  1939 год

Рz.II  Ausf.D/E 

в 1938 году фирма Dаimlег-Веnz разработала  проект  так называемого  «быстрого танка» (Sсhnеllkаmрfwаgеn), предназначенного для танковых батальонов легких  дивизий.  По  внешнему  виду  эта машина резко отличалась от других модификаций «двойки».  У Ausf.C  позаимствовали только башню с вооружением, ходовую  часть и корпус сконструировали заново.

в  ходовой  части  типа Кристи использовались  четыре опорных катка большого диаметра на  борт,  новые ведущие и  направляющие колеса.  Корпус был практически такой же, как у танка PZ.IIl.  Боевая масса машины составляла 10 т.  Двигатель Maybach  HL  62TRM позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 55  км/ч.  Коробка  передач  Maybach  Vaгioгex  VG 102128Н имела семь скоростей вперед и три - назад.  PZ.II  Ausf.E отличались от Ausf.D  усиленной подвеской, новой  гусеницей  и измененной и конструкцией ленивца.

В  1938  - 1939  годах фирмы Daimler-Веnz и MAN  выпустили 143 танка обеих версий и около 150 шасси.

Pz.II Ausf.F 

27  ноября 1939  года было принято решение о производстве серии  модернизированных танков Ausf.F  - последней модификации «классического»  PZ.II .  Это объяснялось дефицитом танков в  Вермахте,  не позволявшим укомплектовать вновь формируемые танковые соединения.

Танки этой серии получили корпус новой конструкции, имевший  вертикальную лобовую плиту во  всю его  ширину.  В правой ее части устанавливался макет прибора наблюдения механика-водитея,  в то время как настоящий находился слева.  Новая форма крышек смотровых окон в маске-установке усилила ее бронестойкость. На некоторых машинах усанавливалась 20-мм пушка KwK 38.

Производство Ausf.F  развертывалось очень медленно. В июне 1940 года собрали только три танка,  в  июле - два, в августе - декабре - четыре! Темп удалось  набрать  лишь  в 1941  году, когда годовой выпуск составил 233 машины этой модификации. В следующем году заводские цеха покинул 291  PZ.II  Ausf.F.  Всего же  было  выпущено  532 танка этой модификации.  Основными его изготовителями  стали  заводы  FAMO  в  Бреслау, Vегеinigtеn Maschinenwerken в оккупированной Варшаве, MAN и Daimler-Benz.

К сожалению, как и в  случаях с большинством  других немецких боевых машин,  указать абсолютно точное число выпущенных  PZ.II не представляется возможным. Больше  всего  вопросов вызывают машины вариантов «с»,  «А»,  «В»  и «С».  Как в отечественной, так и зарубежной литературе их  выпуск характеризуется  общим числом - 1113  или  1114 единиц. Причем разбивки по отдельным модификациям,  как правило,  не дается. Если принять эту цифру на веру,  то общее количество изготовленных PZ.II  (без учета огнеметных танков) составит 1888 (1889) единиц,  из них до начала Второй мировой войны было изготовлено 1348 (1349) единиц.

Заправка топ­ливом танка  PZ.II во 2-й  танковой бригаде.  
После Польской кампании лобовая бро­ня танков Ausf. с, А и В  была  усилена накладными листами.
Опозна­вательный  знак - черный  крест  в  белой  окантовке - был  введен  с 26 октября 1939 года

Описание конструкции

Компоновка танка представляла собой классическую немецкую схему с  передним расположением трансмиссии.  Особенностью компоновки PZ.II  было размещение  двигателя и трансмиссии со смещением  к правому  борту. Соответственно обитаемые отделения  танка  оказались смещены  к левому  борту.

Корпус танка сваривался из  катанных листов  хромоникелевой  стали. Посадочного люка  в крыше  корпуса  у механика-водителя не было, и для этой цели он пользовался  одностворчатым люком в  верхнем лобовом листе корпуса.  В отделении управления  находились  брезентовое  сиденье механика-водителя, органы управления танком и  контрольные приборы. В корпусе имелись четыре смотровых прибора со стеклоблоками триплекс,  закрывавшиеся  снаружи броневыми крышками со смотровыми щелями. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой.  В  последнем справа располагался двигатель, а слева радиатор и вентилятор системы охлаждения. В правой  части крыши  моторного  отделения  имелся  двухстворчатый люк  для доступа к двигателю.

Танк Pz.II Ausf.F из состава 15-й танковой дивизии в Бенгази. Ливия, 19 декабря 1941 года.
Танки этой модификации  легко отличить по прямой  лобовой плите корпуса

Башня - сварная,  шестигранная - была  смещена  относительно продольной оси танка влево на 85  мм. В ее крыше находился двухстворчатый люк,  замененный в  процессе модернизации командирской башенкой. В  правой  створке люка  выполнялся  маленький  прямоугольный лючок для флажковой сигнализации. Вращение  башни  осуществлялось вручную с помощью механизма поворота, располагавшегося  справа  от  маск-установки  вооружения.  В  бортах  башни имелись  два  смотровых  прибора  со стеклоблоками триплекс и два вентиляционныx лючка,  закрываемых броневыми крышками. Полик боевого отделения в башне  отсутствовал.

Вооружение.  На  танках  PZ.II  Ausf. а, Ь, с,  А  - F устанавливалась 20- мм автоматическая пушка KwK  30 с длиной ствола 50 калибров.  Начальная скорость бронебойного  снаряда  составляла  780  м/с, скорострельность  - 280  выстр./ мин. Максимальная  дальность  стрельбы  - 4400  м,  дальность прямого выстрела - 1000 м.  Масса орудия - 63  кг.  Горизонтальное  наведение  осуществлялось за счет поворота башни,  вертикальное - с помощью винтового подъемного механизма,  размещенного  слева от  пушки. Угол вертикального наведения колебался в пределах  от -9,50 до +200

На части танков Ausf.F  устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 38, отличавшаяся от KwK 30 лучшим качеством изготовления,  меньшей массой (56 кг)  и  большей скорострельностью (450 выстр./мин).

Боекомплект пушки состоял  из  180 выстрелов (в  ходе войны он возрос до 320) в  магазинах по 10 штук в  каждом. Бронебойно-трассирующий  снаряд массой  148 кг  на дистанции 100  м при угле  встречи  900 пробивал  броневую плиту толщиной от 17,5  до 20  мм.  В 1940  году  8  боекомплект PZ.II  ввели выстрел  Panzergranatpatrone  40,  сердечник которого выполнялся из твердого  сплава с  использованием вольфрама.  Бронепробиваемость новым снарядом на дистанции  100  м достигала 40 мм при угле  встречи 600 и  20  мм на дистанции 500 м.

В одной маске  с пушкой  устанавливался 7,92-мм пулемет MG З4. Его боекомплект состоял из  1425  патронов. С 1940 года боекомплект был увеличен до 2100 патронов в  барабанных магазинах по 75 патронов в каждом.

Наведение пушки в  цель осуществлялось  с помощью  телескопических прицелов Zeiss  TZF  4  (Aus/,a,  Ь,  с,  А,  В),  TZF 4/36  (Aus/,  D и Е),  ТZF  4/38  (Aus/, С и F с пушкой KwK  30).  На машинах Ausf.F  с пушкой KwK  З8 устанавливался прицел TZF 3а.

Двигатель и трансмиссия. Танки Pz.II  Ausf.a  - F оснащались  двигателями Maybach HL 57ТR, 62TR и 62TRM, шестицилиндровыми карбюраторными четырехтактными рядными жидкостного охлаждения ,  мощностью 130 (57ТR) и  140 (62TR  и  62TRM)  л.с.  при 2600  об/мин, Диаметры цилиндров - 100  и  105  мм соответственно. Ход поршня - 120  мм. Степень сжатия - 6,3 (57ТR)  и 6,5 (62ТR и 62ТRМ).  Рабочий объем - 5698 см3  и  6234  ем3,  Конструктивно все двигатели были подобны. 

Для перевозки Pz.II  использовались автомобили  Faun L900 D5б7 и дву­хосные прицепы Sd.Anh.115

Топливо - этилированный  бензин  с октановым числом не ниже  74. В  топливную  систему  входили два бензобака емкостью 102  и  68 л.  У танков модификаций D и  Е - один бензобак емкостью 200 л.  Топливный насос Pallas № 62601, карбюратор  Solex 40JFF II.

Трансмиссия состояла из  карданной передачи, двухдискового главного фрикциона сухого трения,  коробки передач, одноступенчатых планетарных  механизмов поворота и бортовых передач.

Шестискоростная (6+ 1) коробка передач ZF  Aphon SSG45  (Aus. а - с) имела синхронизаторы только на 2-й и 6-й  передачах. На танках Aus.А  - С и F устанавливалась шестискоростная коробка передач ZF  Aphon  SSG46  с дисковыми синхронизаторами на всех передачах.

PZ.II Ausf.A на  довоенных маневрах Вермахта. 1939 год.

Ходовая часть  танков модификаций а  и  Ь  применительно к  одному борту состояла  из  шести  опорных  катков сблокированных попарно на продольной внешней балке в  три тележки и  подвешенных на четвертьзллиптических листовых рессорах. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три поддерживающих катка.  Модификации А  - С и F имели  пять обрезиненных  опорных  катков  диаметром 550  мм, подвешенных на четвертьэллиптических рессорах индивидуально,  и четыре поддерживающих  катка.  В ходовую часть вариантов D и Е входили  только четыре опорных катка.  Ведущие  колеса переднего расположения.  Гусеница ширин ой 300 мм состояла из 108 траков (у модификаций D и Е  - из 96 траков).

Электрооборудование  было  выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12  В.  Источники:  генераторы Bosch  BNF  2,5/ 12BRS112  AL/ ZMA/R8  (Aus.a),  Bosch  BNG  2,5(12ВR183 12AL/ ZMA/ R3  (Aus.b  и  с)  и  Bosch  BNG 2,5/ AL/ZMA  (остальные  модификации); аккумулятор  Bosch  емкостью  120  А. ч.

Потребители:  электростартер,  система зажигания,  контрольные приборы,  приборы  звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения,  звуковой сигнал.

Средства связи. Все танки Pz.II оснащались коротковолновой радиостанцией  Fu  5. Дальность  действия  6,4 км  телефоном и 9,4 км телеграфом.

Боевое примерение легких танков Pz.II

Боевое крещение Pz. II  приняли в  марте 19З8-го,  в  ходе операции по присоединению Австрии к рейху,  так называемом аншлюсе.  Боевых столкновений в ходе этой  операции не  было,  но  во  время марша  до Вены  около 30% «двоек» вышло из строя по техническим причинам, главным образом из-за низкой надежности ходовой части.  Бескровно прошло и  присоединение к  Германии Судетской области Чехословакии  в  октябре  1938 года - как результат Мюнхенского сговора. Потерь  в материальной  части было уже значительно меньше, поскольку для перевозки Pz.II  к местам сосредоточения использовались  грузовые  автомобили Faun  L900  D567 (6х4)  и двухосные прицепы Sd.Anh. 115.

За Судетской областью последовала оккупация Чехии  и  Моравии.  15  марта 1939  года  первыми вступили  в  Прагу Pz.II из состава 2-й  танковой дивизии Вермахта. 

Накануне Польской кампании Pz.ll, наряду с Pz.l, составляли большинство боевых машин Панцерваффе .  1  сентября 1939 года немецкие войска располагали 1223 танками этого типа. В каждую роту легких танков входил один взвод (5 единиц)  «двоек».  Всего же в танковом полку и мелось 69 танков, а в батальоне - 33.

Легкий танк Pz.II  Ausf.С
Из состава 2-го батальона 36-го танкового полка 4-й танковой диви­зии Вермахта
Ве­дет бой на одной из улиц Варшавы.  Сентябрь 1939 года.

Только  в  строю 1-й танковой дивизии, лучше других укомплектованной  танками Рz.III  и Pz.IV, находилось  39 Pz.ll. В  дивизиях двухполкового состава (2 - й ,  4-й  и 5- й) насчитывалось  до 140, а однополковых от 70 до  85 танков Pz.ll . 3-я  танковая дивизия, в  состав которой был включен учебный  батальон  (Рапzег  Lehr Аbtеiluпg),  располагала  175  танками Pz.ll.  Меньше всего «двоек»  имелось в составе легких дивизий.  Машины модификаций D и Е состояли на вооружении 67-го танкового  батальона  3-й  легкой дивизии и 33-го  танкового батальона  4- й легкой дивизии.

Броня « двоек»  без  усилий пробивалась снарядами 37-мм противотанковых пушек  wz.36  и  75-мм  полевых  пушек польской армии ,  что выяснилось  уже 1 - 2 сентября при прорыве позиций Волынской кавалерийской бригады под Мокрой .  1-я танковая дивизия потеряла там восемь машин Pz. ll . Еще большие потери - 15 танков Pz. ll - понесла  4-я танковая дивизия на  подступах  к  Варшаве. Всего же за  время Польской кампании до 10 октября Вермахт потерял 259 танков  этого типа.  Однако безвозвратные потери составили только 83 машины.

Танки Pz.II Ausf.B из состава 40-го батальона специ­ального назначения.
Норвегия, ап­рель 1940 года.

Для участия в  захвате Дании и Норвегии  был  сформирован  40 - й  батальон специального  назначения  (Panzeг Abteilung  z.b.  V  40) , состоявший из трех рот,  в  каждую из которых, в отличие от штатной  организации  Панцерваффе, входило всего три взвода.  На вооружении батальона находились легкие танки PZ.I  и PZ.II, а также командирские машины Pz.Bef.Wg.

Вторжение в  Данию началось 9  апреля 1940 года. Датские войска практически  не оказали сопротивления,  и боевые действия завершились еще  до полудня.  Вскоре «единички» и «двойки»  1-й  и  2-й  рот  40-го батальона продефилировали по улицам Коппенгагена.

Колонна  немецких танков в  Арденнах. Май 1940 года. 
На переднем  плане Pz.II  Ausf.C, за ним  - командирскй  КII. Рz.Вf.Wg. и Pz.III Ausf.E.
Судя по букве «К» на  ветровом  стекле  грузовика,  все  эти  машины  принадлежат к  составу  танковой группы  Клейста

Тем  временем  З-я рота направлялась  в Норвегию. По пути н е обошлось без потерь - вечером  10  апреля транспорт «Antaris  Н»  торпедировала британская подводная лодка,  и он затонул с пятью танками  н а  борту.  Другой  пароход «Urundi» - сел на мель и прибыл в Осло только 17 апреля. В качестве компенсации за понесенные потери два  дня спустя  батальону был придан взвод из трех тяжелых трехбашенных  танков Nb.Fz.  К 24 апреля на Скандинавский полуостров прибыли и две другие роты батальона. Теперь в  его составе насчитывалось 54 танка;  3  Nb.Fz.,  29  Pz.l ,  18  Pz.II  и 4  командирских.  Эти  боевые  машины использовались для поддержки пехоты в боях  с  высадившимися  в  Норвегии вслед за немцами английскими и французскими войсками. В ходе этих боев, в которых участие танков носило,  впрочем ,  весьма ограниченный характер, батальон потерял 11  машин,  из них - два Pz.II  Ausf.C.

К  началу наступления  на  Западе 10 мая 1940 года Панцерваффе располагали 1110 танками  PZ.II , 955 из которых находились в  боеготовом состоянии.  При этом количество танков в разных соединениях существенно различалось.  Так,  в З - й  танковой дивизии,  действовавшей на фланге,  их имелось 110, а в 7-й танковой генерала  Э. Роммеля ,  находившейся на направлении главного удара,  - 40.

Против хорошо бронированных французских легких и средних танков «двойки» были практически бессильны.  Они  могли поразить машины противника только с близкой дистанции  в  борт или  корму. Впрочем, танковых боев в ходе французской  кампании  было мало.  Основная тяжесть  борьбы с  французскими танками легла на плечи авиации и  артиллерии. Тем не менее, урон немцы понесли весьма существенный ,  в  частности ,  они потеряли 240 танков PZ. II .

Летом 1940 года  52 «двойки» из состава 2-й танковой дивизии были переоборудованы  в  плавающие танки.  Из них сформировали два батальон а 18- го танкового  полка  18-й  танковой  бри гады (позже развернутой в  дивизию).  Предполагалось,  что вместе  с подготовленными для движения под водой PZ.III  и  PZ.IV «двойки»  примут  участие  в  операции «Морской лев»  - высадке на побережье Англии. Обучение экипажей к движению на плаву осуществлялось на полигоне в Путлосе.  Поскольку высадка на берега «Туманного  Альбиона»  не  состоялась, Schwimmpanzer II  перебросили на восток .  В  первые часы операции «Барбаросса»  эти танки  вплавь форсировали Западный Буг.  В дальнейшем их использовали как обычные боевые машины.

Танки PZ.II  5-й  и  11-й танковых дивизий  принимали  участие  в  боевых действиях в Югославии и Греции в апреле  1941  года.  Два  танка  морем были доставлены на о. Крит,  где они огнем и маневром поддерживали высадившихся20  мая на этот греческий остров немецких парашютистов.

Танки  Pz.II Ausf.A - С в Северной  Африке. 1941 год

В марте 1941  года в 5-м  танковом полку 5-й легкой дивизии германского Африканского  корпуса,  высадившейся  в Триполи,  имелось 45  Pz.ll,  главным образом модели «С».  К ноябрю 1941  года, после прибытия 15-й танковой дивизии, число «двоек»  на Африканском континенте  достигло  70  единиц.  В  начале 1942  года  сюда доставили  еще одну партию PZ.II  Ausf .F(Tp)  - в  тропическом исполнении.  Переброску этих машин в Африку  можно  объяснить,  пожалуй, только их малыми массой и габаритами, по  сравнению  со  средними  танками. Немцы  не могли не отдавать себе отчета в том,  что против  большинства  танков 8-й английской армии «двойки»  были бессильны,  и лишь высокая скорость помогала им выходить из-под обстрела противника.  Впрочем,  несмотря ни  на что, PZ.II  Ausf.F использовались здесь вплоть до 1943 года.

Уничтоженный  советской  артиллерией  Pz.II Ausf. С 
из состава 2-й танковой  группы  генерала Гудериана.
Восточный  фронт, лето 1941 года

По состоянию на 1 июня 1941  года в гитлеровской  армии  насчитывалось 1074 боеготовых танков Pz.II.  Еще 45  машин находилось в  ремонте.  В соединениях, предназначенных для участия  в  операции «Барбаросса» и  сосредоточенных у границы Советского  Союза ,  имелось  746 машин этого типа, что составляло почти 21 % от общего  числа  танков. По  тогдашнему штату один взвод 8  роте должен был иметь на вооружении танки Pz.ll.  Но это положение соблюдалось  не всегда: в одних  дивизиях  «двоек»  было  много, иногда сверх штата,  в других  - не было совсем. На  22 июня 1941  года Pz.11  находились в  составе 1-й  (4З единицы), 3-й (58), 4-й (44) , 6-й (47), 7-й (53), 8-й (49), 9-й (32),  10-й  (45),  11-й (44),  12-й  (33), 13-й (45),  14-й (45),  16-й (45),  17-й (44), 18-й (50),  19-й (35) и 20-й (31) танковых дивизий Вермахта. Кроме  того, линейные «двойки»  имелись и  в  составе  100-го и 101-го огнеметных  танковых батальонов. 

Pz.II  без труда могли бороться с советскими  легкими  танками  Т-37,  Т-З8 и Т-40, вооруженными пулеметами,  а также с  бронеавтомобилями всех  типов. Легкие же танки Т-26  и  БТ,  особенно последних выпусков,  поражались «двойками»  лишь со  сравнительно близких дистанций.  При этом  немецким машинам неизбежно приходилось входить в зону эффективного огня советских 45-мм  танковых  пушек. Уверенно  пробивали броню Pz.II  и  советские противотанковые пушки. К концу 1941  года  на Восточном фронте немецкая армия потеряла 424 танка Pz.ll. 

Pz.II Ausf.C в украинской  степи. Восточный  фронт,
группа армий «Юг» лето 1941 года

Тем не менее,  в  1942 году  некоторое количество машин этого типа еще сохранялось в  составе боевых частей Вермахта и  войск СС. Правда, в  отдельных соединениях  их  наличие  было  чисто символическим. Так,  накануне немецкого  летнего  наступления  на  Восточном фронте PZ.II  еще состояли  на  вооружении  1-й (2  единицы),  2-й  (22),  3-й (25), 4-й (13),  5-й (26), 8-й (1),  9-й (22),  11-й (15),  13-й (15),  14-й (14),  16- й (13),  17-й (17),  18-й  (11),  19-й  (6),  20- й  (8),  22-й (28),  23-й (27)  и  24-й (32)  танковых дивизий Панцерваффе. Помимо этого, они находились в  боевом составе 3-й  (10), 16-й (10),  29-й (12)  и 60- й (17)  моторизованных  дивизий,  дивизии  « Великая Германия» (12)  и моторизованной дивизии СС  « Викинг» (12). В  течение 1942 года н а всех  театрах боевых  действий германская армия потеряла 346 Pz.ll. 

В 1943  году «двойки», постепенно вытесняемые из  боевых подразделений, все чаще  привлекались  для несения патрульной службы,  охра н ы штабов,  разведки и противопартизанских операций. Потери за год составили 84  единицы, что говорит о резком сокращении количества PZ.II  в войсках. Тем не менее, на март 1945-го немцы  еще  располагали 15 такими танками в действующей армии и 130 - в армии резерва.

Башни Pz.II  в  значительных количествах  использовались при создании различных долговременных огневых точек. На разного рода фортификационных сооружениях как на Западе, так и  на Востоке находилось 100 башен PZ.II  с 37-мм пушкой и 536 со штатной 20-мм KwK 30.

Кроме немецкой армии, «двойки» состояли на вооружении в Словакии, Румынии и  Болгарии.  В конце  1940-х годов несколько машин этого типа (по-видимому, бывших румынских)  находилось в Ливане.

В настоящее время танки Panzer II,  в основном машины  модификации F, можно  увидеть в нескольких музеях мира: на Абердинском полигоне (США), в Бовингтоне (Великобритания)  и  в  подмосковной Кубинке. В военном музее в Белграде (Югославия) сохраняется машина  модификации  с.

Оценка машины

Pz.II  рассматривался Управлением вооружений и  руководством Вермахта как некая  промежуточная  модель  между учебным Pz.I  и  по-настоящему боевыми Pz.III  и  Pz.IV.  Однако реальная ситуация опрокинула планы гитлеровских стратегов  и  заставила  поставить  в  боевой строй  не только Pz.II,  но и  Pz.I.  Удивительно,  насколько германская промышленность в  1930-е годы оказалась неспособной развернуть массовое производство танков. Но и  после начала боевых действий, когда промышленность рейха перешла на режим  военного  времени, выпуск  танков существенно не вырос. Тут уж было не до промежуточных моделей.

Впрочем,  на момент своего создания Pz.II  оказался полноценным  легким танком.  Его броневая защита не уступала таковой  у  большинства легких танков тех лет.  После модернизации «двойка» по  этому  параметру  выдвинулась на  лидирующее место,  уступая только  французским  RЗ5  и  НЗ5.  На достаточно  высоком уровне находились  маневренные  характеристики танка,  оптика и средства связи. «Ахиллесовой пятой» оставалось только вооружение,  поскольку даже в  середине 19З0-х годов 20-мм пушка в  качестве основного  вооружения  для  легкого танка уже считалась бесперспективной.  Для сравнения:  орудия близкого калибра  - 25 мм  - были установлены лишь на нескольких десятках французских легких  разведывательных танков.  Правда, уже накануне Второй мировой войны 20-мм пушкой вооружались  легкие  итальянские  машины L6/ 40,  но невысокий уровень итальянского танкостроения общеизвестен. 

Знакомство  с  трофеем. Pz.II Ausf.F. захваченный  на  хуторе Сухановcкий.
Донской  фронт, декабрь 1942 года

Однако было бы интересно сравнить «двойку»  с другим « собратом»  по вооружению,  появившимся  еще  позже  - осенью 1941  года.  Речь идет о советском легком  танке Т-60.

Анализируя данные этих машин,  можно сказать,  что советским танкостроителям удалось добиться практически одинаковой с  немецким танком уровня защищенности ,  что при меньших массе и габаритах  существенно повышало  неуязвимость  Т-60. Почти аналогичными были и  динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность,  Pz.II  не  был  быстроходнее «шестидесятки» .  Формально одинаковыми были и  параметры вооружения:  оба танка  оснащались  20-мм  пушками  с близкими баллистическими характеристиками.  Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с,  у Т-60 - 815 м/с,  что теоретически позволяло им поражать  одни и те же цели.  На самом же деле все обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а  немецкая KwK  ЗА,  равно как и KwK 38, - могла,  что существенно  повышало точность стрельбы.  «Двойка»  оказалась эффективнее  на поле боя и  за счет численности экипажа,  состоявшего из трех человек и  имевшего к  тому же гораздо  лучший  обзор  из  танка ,  чем экипаж  Т-60. Важным преимуществом  являлось и  наличие радиостанции.  В итоге Pz.II в  качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку» .  Еще больше  это преимущества  ощущалось при использовании танков для разведки ,  где  малозаметный, но «слепой»  и  «немой»  Т -60  был практически бесполезен.

Танки Panzer II нового типа

На  начальном  этапе  Второй  мировой войны с задачами разведки в  интересах танковых и  моторизованных  частей гитлеровского Вермахта неплохо справлялись бронеавтомобили.  Их использованию в  этой  роли  способствовали  как разветвленная дорожная сеть Западной Европы,  так и  отсутствие у  противника массовой  и  хорошо  организованной противотанковой обороны.

После  нападения  Германии на СССР ситуация изменилась. В России,  как известно,  дорог  нет,  есть  только направления.  С началом осенних дождей немецкая  бронеавтомобильная разведка безнадежно  застряла  в  русской  грязи и перестала справляться с  возложенными на нее задачами. Кроме  того,  положение усугубилось тем,  что примерно в это же время в  стрелковые части  Красной Армии во все  возрастающих количествах стали поступать противотанковые ружья(птр),  позволившие придать противотанковой  обороне  массированный  характер.  Во всяком случае,  немецкий генерал фон Меллентин отметил в  своих воспоминаниях:  «русская  пехота имеет хорошее вооружение, особенно много противотанковых средств:  иногда думаешь,  что каждый  пехотинец  имеет  противотанковое ружье или  противотанковую пушку».  Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5  мм легко пробивала броню  любых немецких бронеавтомобилей, как легких,  так и тяжелых.

Чтобы как-то  поправить положение, в разведывательные батальоны стали  передавать полугусеничные  бронетранспортеры Sd.Кfz.250 и Sd.Kfz.251 , а  также использовать  для  этой цели  легкие  танки PZ.II  и  Pz.38(t).  Однако потребность в специальном  разведывательном танке стала очевидной. Впрочем,  специалисты Управления вооружений Вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы еще  накануне Второй мировой войны. 

Семь  танков  Pz.II nА (VK 1601),  предназначенных  для  непосредственной поддержки  пехоты,
проходили  испытания  в 12-й танковой дивизии.  Восточный  фронт, 1943 год

Летом  1938  года  фирмы  MAN  и Daimler-Benz  начали  проектирование разведывательного танка,  получившего обозначение VK  901. Формально  он считался развитием PZ. II , но по сути представлял  собой  совершенно  новую конструкцию. Такими же,  как у «двойки», остались только толщина броневых листов и  вооружение - 20- мм пушка KwK 38.  Ходовая  часть  с  так  называемым «шахматным»  расположением опорных катков,  разработанная инженером Вильгельмом Книпкампфом ,  состояла из пяти опорных катков на борт.  В силовом отделении  располагался  двигатель Maybach  HL  45 мощностью 150 л.с.  (109 кВт),  разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе  50 км/ч.

Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и  войсковых испытаний планировалось начать производство «нулевой»  серии в  75  машин, которым  присвоили  обозначение  PZ.II Ausf.G.  Однако с  апреля  1941  по  февраль 1942 года изготовили всего 12 танков этого типа. 

Параллельно с  работами по созданию специализированного танка-разведчика после Польской кампании развернулось проектирование и  хорошо бронированного танка поддержки пехоты.  Тактико-техническое задание на боевую машину, получившую  обозначение  Pz.II  nА VK1601,  выдали 22 декабря 19З9  года. Первый прототип был готов к испытаниям 19 июня 1940 года. Танк  имел очень мощную  броню  толщиной  от  50 до  80 мм и  развивал максимальную скорость 31 км/ч.  Башню с вооружением заимствовали у  танка PZ.II  Ausf.G. После  завершения испытаний ,  длившихся почти два года, был выдан заказ на 30 таких танков под  армейским  обозначением  Pz.II Ausf.J.  С апреля по декабрь 1942  года фирмы MAN  и  Dаimlег-Веnz изготовили только 22 машины. Об  их участии в боевых действиях данных нет.  Достоверно известно лишь  то,  что семь танков проходили войсковые испытания в 12-й танковой дивизии на Восточном фронте.

В 1940 году начались работы над модернизированной версией PZ.II  Ausf.G  - VK  903.  Машина оснащалась  двигателем Maybach  HL  66р мощностью 200 л.с.  и коробкой передач ZF Aphon  SSG48. Максимальная скорость достигла 60  км/ч, что для разведывательной машины было более чем достаточным. В 1942 году появился  вариант  танка  с  башней,  не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение  VK 1З01(VК 90Зb). 

Программа развития танковых войск «Раnzеrрrоgгаmm 1941»,  утвержденная 30  апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK  903.  В разведывательном варианте предполагалось изготовить 10950 машин, в качестве САУ  с 50-мм пушкой  - 2738, а со 150- мм  гаубицей sIG ЗЗ - 481. Танки VK 903 и VK  1301  получили армейские обозначения PZ.II  Ausf.H  и  М соответственно, но, несмотря на это, производство их не было развернуто и в войска  они не попали. 

Управление  вооружений  Вермахта пришло к  выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка,  в конструкции которого был бы  учтен опыт  первых  лет войны. А  опыт этот  требовал увеличения числа  членов  экипажа, большего запаса мощности двигателя, установки радиостанции с большим радиусом  действия и т.п. 

В апреле 1942 года фирма MAN  изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9  т.  В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с  разработанными по аналогичному техзаданию  танками  Pz.38(t) фирмы ВММ  и Т-15 фирмы  Skoda.  В ходе испытаний VK  1303 прошел 2484 км. При  этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.

Прототип легкого разведывательного танка Pz.II Ausf.L Luchs. 1942 год

Танк VK  1303  приняли  на вооружение Панцерваффе под обозначением  PZ.II  Ausf. L  Luchs  (Sd.Kfz. 123).  Производственный заказ  фирме  MAN  составил 800 боевых машин.

Luchs («Лухс» - рысь) был бронирован несколько лучше  своего предшественника  VK  901,  но  максимальная  толщина брони также не превышала 30  мм, что оказалось явно недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы имел три отделения:  управления  (оно же - трансмиссионное),  боевое и  моторное.  В передней части корпуса  слева размещался механик-водитель,  с права - радист.  В распоряжении  обоих в  лобовом листе корпуса имелись  приборы наблюдения, закрываемые  сдвижными  броневыми заслонками,  и  смотровые щели в  бортах.  В башне танка  располагались  командир (он же  наводчик)  и заряжающий. 

Легкий танк  Pz.II Ausf. L из  состава 4-го  разведывательного батальона 4-й  танковой  дивизии. 
Восточный фронт, осень 1943 года.
На  лобовой броне  корпуса танка смонтирован броневой  экран специфической формы. 
Такое  дополнительное  бронирование было  характерным  только для  этого подразделения

Сварная башня отличалась размерами большими,  чем у всех предыдущих моделей  разведывательных танков,  но,  в отличие от VK 901 и VK  903,  командирская  башенка  на  «Лухсе» отсутствовала. На крыше башни устанавливали два перископических  прибора  наблюдения: один - в  крышке командирского люка, другой  - в крышке  люка заряжающего; у последнего был также смотровой прибор  в правом борту  башни. В  противоположность всем модификациям линейных танков PZ. II ,  башня  на «Лухсе» располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращение  ее осуществлялось вручную ,  с помощью  механизма поворота.

Вооружение танка состояло из  20-мм пушки Rhеinmеtаll-Вогsig  KwK  З8 и  спаренного 7,92-мм пулемета MG  34  (MG 42).  Для стрельбы и з  пушки наводчик пользовался телескопическим однообъективным прицелом  Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением.  Этот же прицел мог служить и для стрельбы из пулемета.  Последний,  кроме того,  оснащался своим штатным  при  целом  KgzF 2.  Боекомплект  состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -90 до + 180 . На бортах башни устанавливались по три  мортирки NbK З9 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Интерьер боевого отделения  танка Luchs, вид  на  переднюю  часть башни.
Справа  - механизм  поворота башни,  в центре - казенная часть 20-мм 
пушки, слева - кронштейн крепления пулемета

Еще в  ходе проектирования  «Лухса» стало понятно,  что слишком слабая для 1942  года 20-мм пушка может существен н о ограничить тактические  возможности  танка.  Поэтому  с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин ,  вооруженных 50-мм пушкой KwK 39  с длиной ствола 60  калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках PZ. III  модификаций J,  L и М. Однако разместить это орудие в  штатной башне «Лухса»  не удалось - она была слишком мала.  К тому  же это бы привело к резкому  сокращению  боекомплекта. В  итоге  на  танк установили  открытую сверху башню большего размера,  в  которую 50-мм пушка отлично вписалась.

Прототип с такой башней получил обозначение  VK 1303b. На танке устанавливался шестицилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель  жидкостного охлаждения  Maybach  HL  66р  мощностью  180 л.с.(132  кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754  см3. Диаметр цилиндра 105  мм. Ход поршня 130  мм.  Степень сжатия 6,5.

Запуск  двигателя осуществлялся с помощью  электростартера  Bosch  GTLN 600/12-12000 д-4.  Возможен был и  ручной запуск.  Топливо – этилированный бензин с октановым числом 76  - хранилось в двух бензобаках емкостью 235  л. Подача  топлива  принудительная,  с  помощью  насоса Pallas Nr  62601. Карбюраторов  - два,  марки Solex 40 JFF 11 . (Один серийный  танк Pz.ll  Ausf .L в опытном порядке был оснащен 12-цилиндровым  V- образным дизелем  Tatгa 103 мощностью  220 л .с.).

Трансмиссия состояла из  двухдискового  главного фрикциона сухого трения типа  Fichtel  &  Sachs  «Месаnо»,  механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48  (6+1) , карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

В ходовую часть танка «Лухс»,  применительно  к  одному борту,  входили пять обрезиненных опорных катков диаметром 735  мм каждый, расположенных в два  ряда;  ведущее  колесо  переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23  зуба) венцами,  направляющее колесо с  механизмом натяжения гусениц.  Гусеница  - мелкозвенчатая,  двухгребневая,  шириной 360 мм.

«Лухсы »  оснащались  радиостанцией  FuG  12 и коротковолновой радиостанцией Fu Spr «f».

Легкий  танк  Pz.II Ausf. L из  состава 9-й танковой  дивизии,  захваченный во  Франции  летом  1944 года

Серийное  производство  разведывательных танков  этого типа было начато во второй половине августа  1942  года.  До  января 1944 года фирма MAN выпустила 118 единиц,  фирма Henschel  -  18. Все  они  вооружались  20- мм  пушкой KwK  38.  Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то  указать  точное их количество не представляется возможным. По разным данным,  заводские цеха покинуло от четырех  до шести танков.

Первые серийные «лухсы»  начали поступать в  войска осенью 1942  года.  Ими предполагалось вооружать одну  роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако из-за  незначительного  количества выпущенных машин  новые танки получили очень немногие соединения  Панцерваффе.  На  Восточном фронте это были З- я и 4-я танковые дивизии,  на Западе  - 2-я,  116-я и Учебная танковые дивизии .  Кроме  того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии ее «Мертвая голова» .  В этих соединениях «лухсы»  использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого  применения  выявились  слабость вооружения и  броневой защиты танка.  В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20  мм. Достоверно известно,  что  подобное  мероприятие осуществили в  4-м  разведывательном батальоне 4-й танковой  дивизии. 

До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.II  Ausf.L «Лухс». Один находится в Великобритании в Музее  Королевского танкового корпуса в Бовингтоне,  другой - во  Франции ,  в танковом музее в Самюре. 

Еще в ходе проектирования массового разведывательного танка фирмам MIAG и  Dаimlеr- Веnz выдали заказ на разработку новой боевой машины, получившей индекс VK  1602  и  название «Леопард»  и  предназначавшейся для так называемой разведки боем.

VK  1602  представлял собой развитие опытного танка VK  1601 , изготовленного в  1940  году.  Последний задумывался в качестве  машины поддержки пехоты и имел очень мощное для легкого танка бронирование - от 50 до 80 мм. Впрочем,  от своего  предшественника «Леопард» позаимствовал разве что толщину броневых  листов, во всем остальном это была  совершенно новая боевая машина, которую иногда  называют «Маленькая «Пантера».

Бронирование башни «Леопарда» составляло 50  - во мм, корпуса - 20  - 60 мм. Боевая масса возросла до 26 т.  Габаритные размеры достигли 6450 мм по длине,  3270  мм по ширине,  и  2800 мм по высоте. Карбюраторный  двигатель HL 157 мощностью 550 л.с. (404 кВт) разгонял «Леопард»  до максимальной скорости  50  км/ч  (по  другим  данным – 60 км/ч) .  Особенностью танка было кормовое расположение трансмиссии,  не типичное для немецкого танкостроения. В сварной башне  обтекаемой формы  устанавливались  50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров и спаренный пулемет MG  42  калибра 7,92  мм.  Пушка снабжалась  двухкамерным дульным тормозом. Характерными внешними чертами танка были командирская башенка и литая маска пушки типа Saukopf - «свиное рыло».  Ходовая часть «Леопарда» состояла из  шести опорных катков на борт,  расположенных в  шахматном порядке.  Ширина гусениц - З50 мм. Экипаж  - 4 человека.

К изготовлению прототипа приступили 30  апреля, а закончилось  оно 1 сентября 1942 года. «Раnzеrрrоgrаmm 41» предусматривала выпуск ЗЗ9 «тяжелых разведчиков».  Серийное производство должно  было начаться в июне 194З года, однако уже в  феврале заказ аннулировали. Такое решение вполне объяснимо - для разведки  боем  «тяжелый  разведчик» оказался слишком тяжелым. При массе большей,  чем у  среднего танка  Pz.III, «Леопард» был вооружен точно так же и отличался в  лучшую сторону только более мощным бронированием и лучшими маневренными характеристиками.  Но и то,  и  другое не оставляло ему шансов при встрече с  советским Т-34 или американским «Шерманом».  Так что,  кроме прототипа ,  ни один «Леопард»  построен не был .  Башня же,  сконструированная для этого танка,  использовалась на тяжелых четырехосных бронеавтомобилях Sd.Kfz.234/2 «Пума»,  правда,  в  несколько облегченном варианте - без командирской башенки.

+58 -7 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru