Линкор «Arkansas»





Американский линкор «Arkansas». О военной технике, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Американский линкор «Arkansas»


В Начало

Проектирование

Старейший линкор американского флота, принимавший участие во Второй мировой войне. В июле 1908 г. на ежегодной конференции флотских специалистов в Ньюпорте среди прочих тем обсуждался и вопрос о переходе линкоров, финансирование которых должно было вестись по бюджету 1909 г. (будущих «Arkansas» и «Wyoming»), на более крупный, 14-дюймовый калибр главной артиллерии. Большинство участников конференции поддержало эту идею, и 26.8.1908 Секретарь флота (морской министр) приказал Бюро по конструированию и ремонту начать разработку корабля с 356-мм артиллерией в двух вариантах: 8 орудий в четырех башнях (проект 404) и 10 - в пяти башнях (проект 502). Поскольку само орудие еще только проектировалось, на случай, если его доводка затянется, Бюро в инициативном порядке параллельно приступило к проработке варианта установки на линкорах ближайшей серии нового, более длинного 305-мм/50 орудия (на первых сериях американских дредноутов стояли орудия с длиной ствола 45 клб), работа над которым находилась на завершающей стадии. Вариант с 305-мм артиллерией получил номер 601. 

Довольно скоро выяснилось, что водоизмещение и размеры кораблей с 356-мм артиллерией первоначально оценивались излишне оптимистично - водоизмещение пятибашенного проекта 502 на 2000 т превысило первоначально заявленные 25 000 т. Это создавало серьезные проблемы эксплуатационного характера - в 1908 г. в США имелся всего один док, который мог вместить такой корабль, причем находился он в Перл-Харборе. Быстрого решения этой проблемы не предвидилось, поэтому уже в сентябре 1908 г. последовало решение отложить пятибашенный вариант на будущее и сосредоточить усилия на четырехбашенной версии - при оценочном водоизмещении 24 000 т проблем с докованием такого корабля не ожидалось. Проект 601 с 305-мм артиллерией также имел возможность доковаться как на восточном, так и на западном побережье США. 

Линкор «Arkansas»

При рассмотрении 404-го и 601-го проектов Генеральный совет 30.12.1908 сделал окончательный выбор в пользу последнего. Тому имелось несколько причин: во первых, готовность 305-мм орудия ожидалась заметно раньше, чем 356-мм, к тому же первое из них имело преемственность с уже имеющимся 305-мм/45 орудием и каких-либо неприятностей с его испытаниями и внедрением не предвидилось; во-вторых, по мнению Бюро вооружений, дистанция боя в ближайшем будущем расти не должна, а на существующих 305-мм орудие пробивало любую стоящую на кораблях броню и уступало 356-мм только в весе снаряда; в-третьих, 12 305-мм орудий обеспечивали больший процент попаданий в сравнении с 8 356-мм.

Решение о строительстве двух линкоров с 12 305-мм орудиями Конгресс США утвердил 3.3.1909.

Конструкция

По общим конструктивным решениям «Arkansas» и «Wyoming» являлись логическим развитием проектов предшествующих 12-дюймовых линкоров американского флота, вместе с тем дополнительная 6-я башня ГК вызвала заметное увеличение их размеров. Кроме того, в отличие от предшественников, эти корабли имели гладкопалубные корпуса с плавным подъемом палубы к носовой оконечности, что обеспечивало им хорошую мореходность, хотя противоминная батарея сильно страдала от заливания и брызг.

Линкор «Arkansas», январь 1918 г.

Общая схема защиты соответствовала линкорам предыдущих проектов, но в некоторых местах толщину брони увеличили. Главный пояс высотой 2,44 м и длиной по ватерлинии 122 м имел толщину 280 мм, утоньшаясь по нижней кромке до 229 мм. В оконечностях он замыкался траверсами: 280-мм - в носу и 229-мм - в корме. В корму от главного пояса до отделения рулевой машины тянулся узкий 127- мм пояс. 

Поверх главного устанавливался верхний пояс («нижний каземат»), толщина которого изменялась по высоте от 280 мм на стыке с главным поясом до 229 мм по верхней кромке. Броня верхнего каземата 127-мм орудий составляла 165 мм; нижний и верхний казематы в оконечностях также замыкались траверсами такой же толщины, что и пояс. Дымоходы защищались 165-мм броневыми плитами.

Главная броневая палуба толщиной 57 мм примыкала к верхней кромке главного пояса. Над погребами ее толщина повышалась до 76 мм, в то время как в районе КО и МО (между барбетами 4-й и 5-й башен) бронирование отсутствовало.

От носового траверса к форштевню шла плоская броневая палуба толщиной 38 мм. К ахтерштевню от кормового каземата тянулась 51-мм палуба, которая над рулевой машиной приобретала форму карапасной и утолщалась до 76-мм.

Уровнем выше броневой шла батарейная палуба толщиной 44 мм в районе каземата, а на остальном пространстве между 2-й и 6-й башнями - 25 мм.

Бронирование башен не отличалось от предшествующих типов: лобовая плита - 305 мм, боковые - 203 мм, крыша - 76 мм. Толщина стен боевой рубки достигала 292 мм, крыши - 76 мм.

Противоторпедная 38-мм переборка простиралась в длину от носового торпедного отсека до кормового барбета, а по высоте - от второго дна до броневой палубы. Защита включала также слой угля, отделенный от наружного борта воздушным промежутком-расширительной камерой. Общая глубина ПТЗ у миделя составляла 7,1 м. 

Энергетическая установка - четырехвальная ПТУ «Parsons» с прямой передачей на валы. МО было зажато между кормовыми группам башен. В трех КО размещались 12 ПК «Babcock & Wilcox», дымоходы выводились в две трубы. Проектная мощность ЭУ - 28 000 л.с, контрактная скорость - 20,5 уз. На испытаниях «Arkansas» достиг 21,22 уз. при мощности 28 787 л.с. Основным топливом, как и ранее, был уголь. Максимальный запас составлял 2699 т, кроме того, корабль принимал до 458 т нефти.

Нормальное водоизмещение «Arkansas» составляло 26 000 т, полное достигало 27 240 т.

В противоминную батарею входило 21 орудие 127-мм/51 Мк.7. Из них 10 находились в каземате в средней части корабля, четыре в носу и пять в корме, также на батарейной палубе, но без броневой защиты, и еще два стояло открыто на надстройке, по бокам боевой рубки. При угле возвышения орудия 20\' дальность стрельбы 22,7-кг снарядом составляла 78 кбт.По окончании постройки главное вооружение кораблей включало 12 305-мм/50 орудий Мк.7 в шести двухорудийных башнях Мк.9, расположенных линейно-возвышенно тремя группами. Угол возвышения орудий 15° обеспечивал дальность стрельбы 395-кг снарядом 116 кбт. 

Модернизации

В 1916 г. на «Arkansas» установили 4 76- мм зенитных орудия: два на крыше 5-й башни, и еще два на площадках в верхней части оснований шлюпочных кранов. К концу Первой мировой добавили еще четыре: два на крыше 3-й башни и два на палубе в районе барбета 5-й башни. На решетчатых мачтах смонтировали восьмиугольные платформы - «противоторпедные посты».

После возвращения из Европы в начале 1919 г. «Arkansas» прошел ремонт на верфи в Норфолке, в ходе которого усилили бронирование крыш башен и боевой рубки с 76 до 152 мм и модернизировали систему управления огнем ГК.

В сентябре того же года с корабля демонтировали пять 127-мм орудий.

С осени 1925 по ноябрь 1926 г. на «Arkansas» прошли работы в соответствии с программой модернизации угольных дредноутов, по которой они переводились на нефтяное отопление и оснащались булями. Для улучшения подводной защиты линкор получил по бортам противоторпедные були, лишившись при этом подводных ТА. Ширина корпуса возросла с 28,4 до 32,3 м - величины, предельной для прохождения Панамского канала. Общая глубина ПТЗ на миделе достигла 9 м. Внутри були разделялись на верхнюю и нижнюю части, игравшие роль расширительных камер и не служивших для хранения топлива. 

В ходе модернизации провели усиление палубного бронирования. Толщину батарейной палубы над погребами увеличили до 114 мм, над КО - до 120 мм, а над МО - до 132 мм. Фактически эта палуба стала главной броневой палубой, а находившаяся ниже третья (бывшая главная броневая) стала противоосколочной.

Дополнительные плиты толщиной 44 мм также уложили поверх имеющейся брони на крышах башен ГК и боевой рубки.

Обновили и модернизировали систему управления огнем ГК. На крышах башен №2 и №5 установили вращающиеся башенки с 20-футовыми (6,09-м) дальномерами. По сторонам решетчатой фок-мачты, на палубе надстройки, в небольших цилиндрических башенках разместили два новых центральных поста для управления огнем 127-мм пушек, выпускавшихся в США по образцу английских фирмы «Виккерс».

Претерпело изменение расположение противоминной артиллерии. Как и раньше, она включала 16 127-мм орудий, но только восемь из них остались в корпусе на батарейной палубе на своих старых позициях. Шесть орудий переместили во вновь устроенный каземат на верхней палубе, причем для увеличения углов обстрела края каземата выступали за линию борта, образуя спонсоны. Еще два 127мм орудия установили открыто над казематом, на его крыше расположили восемь 76-мм зенитных орудий, по четыре с каждого борта.

Все 12 угольных котлов заменили на 4 новых нефтяных «White-Foster», что вкупе с увеличением запаса топлива (нормальный - 3786 т, предельный - 5543 т) привело к росту дальности плавания до 14 000 миль экономическим 10-уз. ходом, или до 7000 миль 18-уз. Турбинная установка осталась прежней, однако применение новых котлов позволило развивать большую мощность и избежать потери скорости хода - на испытаниях линкор показал 21,41 уз. при 43 187 л.с.

Дымоходы от всех котлов свели в одну трубу. Решетчатую грот-мачту, ранее стоявшую между второй дымовой трубой и 3-й башней ГК, ликвидировали, а вместо нее между 4-й и 5-й башнями ГК появилась треногая.

Пост управления огнем ГК со снятой гротмачты перенесли на небольшую надстройку, оборудованную за дымовой трубой.

На крыше 3-й башни ГК смонтировали пороховую катапульту для запуска гидросамолетов.

В результате модернизации водоизмещение линкора повысилось примерно на 3000 т: нормальное - до 27 900 т, полное - до 29 000 т.

Модернизации военного времени В ходе модернизации с 6 марта по 26 июля 1942 г. на «Arkansas» решетчатую фок-мачту заменили на треногую, все 127-мм орудия, кроме шести в верхнем каземате, демонтировали. Угол возвышения орудий ГК довели до 30\', что повысило дальность стрельбы до 134 кбт (заряжание теперь стало возможно только при постоянном угле 0*), модернизировали система управления стрельбой, установили РЛС SK, SG, SC и FC Мк.З.

Зенитное вооружение усилили установкой двух дополнительных 76-мм орудий (стало 10). Кроме того, разместили 4x4 28-мм автомата («чикагские пианино») и 20 20-мм «эрликонов».

В сентябре на линкоре число счетверенных 28-мм автоматов довели до шести, а в декабре - до восьми. Тогда же число «эрликонов» достигло 26 стволов.

В апреле - мае 1943 г. 28-мм автоматы заменили на такое же число 40-мм счетверенных «бофорсов».

В мае 1944 г. вместо 4 х 1 «эрликонов» установили 2x4 20-мм автомата Мк.15.

С 14 сентября по 7 ноября 1944 г. в Бостоне линкор прошел очередное усиление зенитного вооружения, после чего на нем насчитывалось 12 х 1 76-мм орудий, 9x4 40-мм и 2 х 4 и 28 х 1 20-мм автоматов.  Численность экипажа возросла до 1650 человек. Установили вторую РЛС SG. Для управления огнем 76-мм орудий разместили два поста Мк.51: один на носовой надстройке (на месте снятого дальномера), второй на верхней площадке треногой грот-мачты, на месте РЛС SK, которую для этого пришлось перенесли на фок-мачту.

Летом 1945 г. планировалась очередная масштабная модернизация, в ходе которой линкор должен был получить новые универсальные двухорудийные установки с 127-мм/38 орудиями, однако окончание войны привело к отмене этих планов.

Служба в довоенный период

14 февраля 1913 г. «Arkansas» получил повреждение, наскочив на коралловый риф. В апреле - сентябре 1914 г. обеспечивал американское присутствие в Вера-Крус, Мексика. В 1916 г. прошел ремонт и модернизацию зенитного вооружения; на линкоре проходили обучение артиллерийские расчеты для торговых судов.

В июле 1918 г. «Arkansas» прибыл в Росайт и присоединился к Гранд-Флиту, осуществлял прикрытие конвоев и обеспечение действий британских линейных сил. В ноябре участвовал в церемонии сдачи германских кораблей.

С августа 1921 г. - флагман линейных сил Атлантического флота. В 1925 - 1926 гг. прошел капитальный ремонт с модернизацией. 

Что касается «Wyoming», то по решению Лондонской морской конференции с мая 1930 по июль 1931 г. его частично разоружили и превратили в учебно-артиллерийский корабль. В результате он лишился недавно установленных булей, боевой рубки и бортовой брони, один из котлов вывели из эксплуатации, скорость полного хода упала до 18 уз. Демонтировали башни № 3, № 4 и № 5.

Служба в годы Второй мировой войны

С началом войны в Европе «Arkansas» участвовал в «нейтральном патруле». В июне 1941 г. доставил первый контингент морской пехоты в Исландию. 7 декабря 1941 г. в момент нападения японцев на Перл-Харбор находился на якоре в бухте Каско, штат Мэн. С 14 декабря 1941 г. по 24 января 1942 г. совершил поход в Хвальфьорд (Исландия). В марте - июле прошел ремонт и модернизацию в Норфолке. С августа занимался сопровождением трансатлантических конвоев.

Летом - осенью 1943 г. использовался как учебный корабль, с октября вернулся к сопровождению конвоев.

В 1944 г. «Arkansas» участвовал в операции «Оверлорд», осуществляя огневую поддержку высадки в Нормандии; 6 июня вел огонь по береговым укреплениям на участке «Омаха»; с 25 июня действовал у Шербура.

С 10.7.1944 находился на Средиземном море, с 15 августа участвовал в операции «Энвил» - высадке в Южной Франции.

22.11.1944 перешел на Тихий океан, войдя в состав TF.54. С 16 февраля 1945 г. участвовал в обеспечении высадки на Иводзиму (операция «Детачмент»), с 25 марта - на Окинаву (операция «Айсберг»).

После ремонта и докования с середины июня 1945 г. находился в заливе Лейте. По окончании боевых действий занимался перевозкой войск и снаряжения, связанных с возвращением к постоянной готовности мирного времени (операция «Мэджик Карпет»). За время Второй мировой войны «Arkansas» награжден четырьмя боевыми звездами. 

Линкор «Arkansas» во время взрыва «Baker». 25 июля 1946 г.

В феврале 1946 г. выбран для участия в испытаниях ядерного оружия. 1 июля 1946 г. на атолле Бикини «Arkansas» перенес воздушный взрыв «Able» без серьезных повреждений. При подготовке к подводному взрыву «Baker» корабль был поставлен на якорь в 200 м от места установки заряда. 25 июля при проведении взрыва подвергся непосредственному воздействию ударной волны и последующего водяного наката, получив существенные разрушения корпуса, затонул.

15.8.1946 исключен из списков флота.

+5 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru