Легкий танк Pz I





Немецкий легкий танк Panzer I. О средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Немецкий легкий танк Panzer I


В Начало

История создания легкого танка Panzer I

Начало  танкостроения в Германии обычно связывают с  приходом к  власти  нацистов.  Это не  совсем  верно.  Еще в 1931  году  инспектор  автомобильных войск рейхсвера генерал-майор  Освальд Луц  выдвинул идею  формирования крупных танковых соединений, оценив при этом достигнутые к  тому времени результаты по постройке танков 8  Германии  как  неудовлетворительные.  Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить  к проектированию танка массой 5000  кг для использования его в  учебных целях (единственная  поблажка Версальского договора). До  сих пор для этого в  войсках  применялись  деревянные  макеты танков, смонтированные на легковых автомобилях и даже на велосипедах.

Заказ  на  проектирование  получили сразу  четыре  фирмы:  Dаimlеz-Веnz, Rhеinmеtаll-Вогsig,  Маsсhinеnfаbгik Augsburg-Nurnberg  (MAN)  и  Krupp.  У последней уже был готовый проект «малого трактора»  LКA, разработанного инженерами Хогельлохом и  Воельфертом. В целях дезинформации танку присвоили  название  LaS  (Lаndwiгtsсhаftliсhег Schlepper  - сельскохозяйственный тягач).  Первый прототип был готов в  июле 1932 года.

Следует отметить,  что  выбор именно крупповской  машины определялся отнюдь  не ее тактико-техническими характеристиками, а  возможностью быстрого воплощения проекта в  металле и малыми затратами при освоении серийного производства.

Производство опытных образцов машины 1 LaS  Krupp было поручено фирме Неnsсhеl ,  которая летом 1933  года отправила на испытания в Кумерсдорф  первые пять прототипов.  Испытания показали низкую надежность конструкции танка, особенно  его трансмиссии и ходовой части.  Их доработка была направлена, главным образом,  на повышение прочности.  В  результате три  опорных катка вместе  с ленивцем скрепили общей  балкой  и  добавили три  поддерживающих катка на сторону.

Корпус и башню  машины  проектировал и на  фирме  Оаimlег-Веnz,  которая впервые применила  для них клепано-сварную конструкцию.  Следующая пред серийная партия из 15 машин собиралась уже на пяти  заводах  (Кruрр-Gгusоn,  Oaimler-Веnz,  Неnsсhеl,  Rhеinmеtаll-Вогsig  и MAN)  - по три машины на каждом. Это было сделано с  целью привлечения дополнительных подрядчиков и подготовки этих предприятий для будущего массового производства танков и  при  обретения ими  опыта в создании новых боевых машин.

Первые серийные шасси изготовили в декабре  1933  года  на  заводе  Krupp-Gгusоn.  Следующую партию в  феврале 1934  года  выпустила  фирма Неnsсhеl (первая машина  покинула предприятие  3 февраля),  а  к  концу апреля были полностью готовы 15 танков. В сентябре их передали  трем  ротам  Kraftlehr Коmmаndо  Zоssеn (Учебное подразделение автомобильных войск в  цоссене). Месяц  спустя Kraftlehr Коmmаndо  преобразовали в  1-й танковый полк, а на базе аналогичной части в  Ордурфе сформировали 2-й танковый полк.  Таким образом было положено начало развертыванию Панцерваффе. Летом 1935 года машины обоих  полков приняли участие в учениях близ Мунстера.

Вскоре  танк 1 LaS Кгирр  сменил название н а Pz.Kpfw.1  Ausf.A.  В это же время была принята и  сквозная система обозначений  для  всех  подвижных средств Вермахта  - Kraftfahrzeuge  Nummer-

sustem  der Wermacht.  По этой системе танк Pz.I  и его последующие модификации  имели  номера  от  Sd.Kfz.101  до Sd.Кfz.120 (Sd.Kfz. - Sonderkraftfahrzeug  - машина особого назначения ,  спецмашина),  а  командирский  вариант Sd.Kfz.265.

Всего  было  выпущено  477  танков Pz.Kpfwl  Ausf.A  (349 - на  заводах Henschel и 128 - на заводах MAN).

Эксплуатация показала, что танки версии А нуждаются в модернизации, главным  образом, в замене силового  агрегата.  Стало очевидным, что мощности 57-сильного  двигателя  Кruрр  М305 недостаточно.  Не  помогла  и  осуществленная  в  опытном порядке установка на  PZ. I  Ausf.A  дизельного  двигателя Krupp М601 мощностью  60 л.с.  при 2200 об/мин.  Проблему  удалось  решить, смонтировав на танк шести  цилиндровый бензиновый  мотор  Maybach  NL  38ТА мощностью 100 л.с.

Один  из  первых  се-рийных  Pz.I Ausf .A .
Хо­рошо  видны  характерные  сетчатые кожухи  глушителей и  укладка принад­лежностей  и инструмента  на надгусеничных  пол­ках.
Рукав,  закреп­ленный  на правой полке  предназначен  для  подвода воздуха к  вентиля­тору  системы  ох­лаждения  тормозов.

Поскольку  этот  мотор  был  заметно больше прежнего,  пришлось удлинить корпус на 400 мм. В результате в ходовой  части  появилась  еще  одна  пара опорных катков,  а ленивец был немного приподнят над уровнем земли.  Кроме того,  изменились задняя стенка и крыша моторно-трансмиссионного отделения. Выхлопную трубу вывели через задний борт,  в отличие от Pz.I  Ausf.A,  имевшего две выхлопные трубы по бортам.

На машинах  первых  серий использовались пулеметы MG  13,  которые  позже заменили на более современные MG 34. С 1936  года боезапас увеличили до 90 магазинов.  Танк получил новую приемопередающую радиостанцию Fu  5. Запас топлива  увеличился на 2 л.  При этом его расход, по сравнению с Pz.I  Ausf.A,  возрос  со 100 л до 125 л н а 100 км. Во всем остальном обе модификации были практически идентичными.

Производство танков  модификации «В» велось на зав одах Неnsсhеl ,  Кruрр-Grusоn в  Магдебурге,  а с 1936 года и на заводах MAN в Нюренберге и Wеgmаnn в Касселе. Их выпуск продолжался до середины 1937 года. За  это время было изготовлено 1016 танков Pz.I  Ausf.B, а фирмой Wеgmаnn в 1938 году еще  22 корпуса.

ПРИМЕЧАНИЕ. Разница в  количестве произведенных шасси и  корпусов объясняется тем ,  что некоторое количество  машин не имело бронекорпусов и использовались  в учебных целях. Число башен меньше числа корпусов,  поскольку часть машин была выпущена в  качестве безба­шенных машин  управления. Несколько танков были переоборудованы под  тягачи артиллерийс­ких систем калибра  75 и 105 мм.

Из-за  малой  надежности на дальние расстояния танки перевозились на автомобилях. Для этого в Германии разработали несколько моделей тяжелых грузовиков грузоподъемностью 8,8 - 9,5  т. Наиболее массовыми были Bussing-NAG 900  и 900А, Faun  L900D567. Для транспортировки  танков  использовались  и трофейные  машины:  чешские  Skoda 6VТP6-T и Skoda 6К, Tatгa Т81 ,  французские  Laffli  545TL,  Bernaгd  и  Willeme.

Pz.I Ausf.A  - вид спереди.
На боль­шинстве  танков фа­ра  со  светомаски­ровочной  насадкой устанавливалась посередине, а  не слева.

Также на вооружении Вермахта состояли специальные прицепы Sd.Anh.115 грузоподъемностью 8000 кг и 5d.Anh.116 грузоподъемностью 22 т (5d.Anh. - 50ndeг Anhanger -специальный при цеп). В качестве  буксировщиков для них применялись  тяжелые  колесные  тягачи  типа Hanomag  55100 или полугусеничные 18-тонники  Sd.KfZ.9  фирмы  Famo,  хотя Раnzеr I спокойно  буксировался  даже восьми и пятитонными тягачами.

Pz.I Ausf.B. Прек­расно  видна  изме­ненная  ходовая часть.
Небольшая арочная  конструк­ция  в середине надryсеннчной  пол­ки, предназначен­ная  для  укладки радиоантенны, - единственная  де­таль танка, выполненная  из  дерева.

Описание конструкции

Легкий танк Pz.I имел компоновку, ставшую  впоследствии  классической  для германского танкостроения.  Трансмиссионное отделение и,  соответственно, ведущие колеса гусеничного движителя располагались в носовой части корпуса. За ним находилось отделение управления,  совмещенное с  боевым;  механик водитель размещался слева,  а башенный стрелок - справа.  Моторное отделение  занимало  кормовую  часть корпуса.

Корпус танка сваривался из катанных листов хромоникелевой стали.  Для посадки механика-водителя предназначался  двухстворчатый люк в  левой части подбашенной коробки.  Экипаж мог вести наблюдения за местностью через три смотровые щели,  расположенные в бортах корпуса и закрывавшиеся броневыми  крышками.  У  механика-водителя, кроме  того, имелся  специальный прибор наблюдения со  стеклоблоками триплекс.

Управление танком осуществлялось с помощью педалей сцепления,  акселератора и  тормоза,  а также двух рычагов, связанных  с бортовыми фрикционами.

Напротив сиденья находилась приборная панель механика-водителя с датчиком  температуры  масла,  тахометром, проградуированным от  О  до  3000 об/мин с  опасной зоной выше 2500  об/мин,  и спидометром  со шкалой  от О до  50 км/ч. Максимальные скорости,  которые были рекомендованы экипажу:  на первой передаче - не более 5  км/ч,  на второй - 11, на  третьей - 20, на четвертой - 32 и на пятой - 42 км/ч.

Башня - сварная, с диаметром погона в свету  911  мм,  смещенная к правому  борту  корпуса приводилась во вращение - ручным механизмом поворота,  располагавшемся слева (Pz.IA)  или справа (Pz.IB) от  маск-установки  пулеметов.  В  крыше башни имелся большой люк  с одностворчатой  крышкой для  посадки  командира танка  (он  же - башенный  стрелок).  В крышке люка имелся маленький круглый лючок для флажковой сигнализации, а в стенках башни  - четыре  лючка  для наблюдения с броневыми крышками (в  двух из них прорезаны смотровые щели). Сиденье командира вращалось вместе с  башней, полик боевого отделения отсутствовал.

Вид  сверху  на  Pz.I Ausf.A.
Хорошо видны  сетчатое ог­раждение  глушите­ля  и  открытый  по­садочный  люк  ме­ханика-водителя.

Вооружение танка состояло из двух пулеметов Dreyse MG 13  калибра 7,92 мм .  (Pz.IA  и  Pz.IB  первых серий)  или Rhеinmеtаll-Воrsig  MG  34  (Pz .IB  поздних выпусков).  Скорострельность пулеметов 680 и 825 выстр./мин соответственно.

Боекомплект состоял из 61  магазина по 25  патронов в  каждом (всего  1525 патронов). Из них одна  укладка с 8 магазинами размещалась в  башне, остальные 4 укладки (по 8,  20,  6  и  19 магазинов) - в корпусе. С 1936 года боекомплект увеличили до 2250  патронов (90 магазинов).

Пулеметы  устанавливались  в  одной маске, но могли вести стрельбу независима друг от друга. На танке Pz.I  Ausf.B спусковой крючок левого пулемета был расположен на штурвале подъема оружия слева от командира, а правого - на штурвале поворота башни справа от него.  При этом стрелок вел огонь «по-македонски»,  то  есть правой  рукой - из правого пулемета,  а левой - из левого. Угол возвышения пулеметов + 18о, склонения  - 12 о.  Маска  могла  фиксироваться в горизонтальном  положении.  Танк  был оборудован телескопическим прицелом Zeiss ТZF 2.

Двигатель и трансмиссия. На  танке  Pz.I  Ausf.A  устанавливался двигатель Krupp  М305,  4-цилиндровый,  карбюраторный, горизонтально-оппозитный, воздушного охлаждения,  мощностью 57 л.с. (42  кВт)  при 2500 об/мин. Диаметр цилиндра 90  мм, ход поршня 130 мм. Рабочий объем 3460 см3.

Топливо - этилированный  бензин с октановым числом  76. Емкость  двух бензобаков,  находившихся в  задней части моторного отделения по обеим сторонам двигателя - 144 л.  Расход топлива на 100 км при  движении по шоссе - 100 л.  Карбюратор  марки Solex 40  JEP.

Танк Pz.I  Ausf.B  оснащался 6-цилиндровым,  карбюраторным,  рядным двигателем жидкостного охлаждения Maybach NL 38ТА мощностью 100 л.с.  (73,6  кВт). Диаметр цилиндра 90  мм,  ход поршня 100 мм. Рабочий объем 3791  см3.

Емкость двух бензобаков,  располагавшихся в  моторном отделении справа от двигателя - 146  л.  Расход топлива на 100 км  - 125 л.  Карбюратор  марки  Solex 40  JEF  11 . Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного  фрикциона сухого  трения,  коробки передач, механизма поворота,  бортовых фрикционов,  передач и тормозов.

Коробки  передач  ZF  Aphon  FG35 (Ausf.A) и Aphon  FG31  (Ausf.B) - механические,  пяти  скоростные (5 + 1).

Этот  снимок  наг­лядно  демонстри­рует  соотношение размеров  танка и человека.

Ходовая часть танка  Pz.I  Ausf.A, применительно к  одному борту, состояла  из  четырех  обрезиненных опорных катков диаметром 530  мм и одного не обрезиненного опорного катка, несколько  большего диаметра,  выполнявшего роль ленивца.  Передний каток имел индивидуальную подвеску на спиральной пружине, остальные были сблокированы попарно  на продольной внешней  балке и подвешены на листовых четверть эллиптических  рессорах.  Поскольку  корпус Pz.I Ausf.B был  длиннее на 400 мм,  в ходовую часть добавили пятый опорный каток,  а ленивец подняли с  грунта.  Число поддерживающих катков колебалось от трех (Pz.IA)  до четырех (Pz.IB).  Ведущее колесо  переднего  расположения. Гусеница мелкозвенчатая,  двухгребневая, шириной 280 мм.

Электрооборудование  выполнялось  по  однопроводной схеме. Напряжение  12  В.  Источники:  генератор Bosch GTL  600/ 12-1200 мощностью 0,6 кВт  либо Bosch  RRCN  300/ 12-300  мощностью 0,3  кВт.  Аккумуляторов у Ausf.B  - два, емкостью 105 а.ч.

Средства связи. Танки модификации «А»  оснащались радиоприемником Fu  2,  а модификации  «В»  - приемопередающей радиостанцией Fu  5.  Кроме того,  во всех машинах  имелся комплект сигнальных  флажков  и ракетница. Общение членов экипажа между собой обеспечивала звуковая труба.

Прототип  танка Pz.I Ausf.A с  дизельным двигателем  Кruрр М601 

Эксплуатация и боевое применение

Panzer I стал первым немецким танком, поступившим на вооружение Вермахта. Несмотря на то,  что эта  машина предназначал  ась для подготовки кадров танковых войск, довольно  долго ей суждено было составлять основу немецкого танкового парка. С  середины 1934 года, параллельно с  поставкой боевых машин в войска,  началось и  развертывание танковых  частей.  Интенсификации  этого процесса  способствовало  назначение военным министром Германии генерала Бломберга, а  начальником канцелярии военного министерства  - генерала Рейхенау,  придерживавшихся современных взглядов на роль  танковых войск в будущей войне.  К этому следует добавить, что сам Гитлер проявлял большой интерес к моторизации  армии .  Вот  что пишет по этому поводу в своих «Воспоминаниях солдата» Гейнц  Гудериан ,  получивший в  конце 1934 года приглашение продемонстрировать перед рейхсканцлером в Куммерсдорфе  действия подразделений мотомеханизированных войск:  «Я  показал  Гитлеру мотоциклетный взвод,  противотанковый взвод, взвод учебных танков  Т-1,  взвод  легких  бронемашин  и взвод тяжелых  бронемашин.  Большое впечатление  на  Гитлера  произвели быстрота и  точность,  проявленные нашими  подразделениями  во  время  их движения,  и он воскликнул:  «Вот  это мне и нужно!»

И  дело пошло! К 15 октября 1935 года были  сформированы  три  танковые  дивизии: 

  • 1-й,  дислоцировавшейся в  Веймаре, командовал генерал Вейхс, 
  • 2-й, дислоцировавшейся в  Вюрцбурге, - полковник  Гудериан , 
  • 3-й,  местом дислокации которой стал Берлин, - генерал  Фессман. 

Эти  соединения  по большей части укомплектовывались танками Pz.I, так как других боевых машин в распоряжении Панцерваффе  практически не было.  Компанию «единичке»  мог составить  только  Pz.ll , но производство  этого танка в 1935 году  лишь  начиналось.

Свое боевое крещение Раnzег I  получил  в  Испании.  Принятие Гитлером решения о помощи генералу Франко привело к созданию  легиона « Кондор»,  В который входили части ВВС и  сухопутных войск.

Легкие  танки  Pz. I Ausf.A одной  из  пер­вых  танковых  диви­Зий  Вермахта  на  уче­ниях. 1936 год.

Первые девять Pz.I  Ausf .A поступили в легион  в  октябре  1936  года,  за  ними последовали  еще 32  боевых  машины этой  модификации.  Часть легиона,  вооруженная танками,  получила название танковая  группа «Дроне»  (Panzergruppe Drohne).  Ее  командиром был назначен подполковник Вильгельм Риттер фон  Тома.  Поначалу группа имела следующую организацию: штаб и две танковые роты по три секции в каждой. В каждую секцию  входили пять  танков плюс  одна  командирская  машина.  Подразделения поддержки  состояли  из  отделения транспорта,  полевой ремонтной мастерской,  противотанкового артиллерийского и огнеметного отделений. Личный состав состоял из 180 солдат и офицеров 6-го  немецкого танкового полка, прибывших в  Испанию под видом туристов.  Предполагалось, что  группа «Дроне»,  будет,  главным образом, заниматься обучением испанских  танкистов,  а  не воевать.  Впрочем, фон Тома сразу  же  убедился, что « испанцы быстро учатся, но так же быстро забывают то, что выучили,  поэтому  в смешанных германо-испанских экипажах наиболее ответственную часть  работы выполняли немцы.

Первое столкновение с республиканскими т-26  произошло 28  октября  1936 года. Pz.IA в этом бою  поддерживали кавалерию  франкистов и оказались совершенно бессильными перед пушечными танками  республиканцев.  Прибытие в декабре первой партии из 19 Pz.I8  никак не улучшило ситуацию.  Однако ничего другого у франкистов не было, и группу «Дроне» перебросили под Мадрид.

Немецкие  танки  Pz.I Ausf.A, захваченные бойцами  Республи­канской  армии.  
Испания  Централь­ный  фронт 1937 год.

Чтобы хоть как-то  повысить огневую мощь немецких  танков, в немного  увеличенной по высоте башне Pz.IA установили  20-мм пушку 8reda  mod.35.  Сколько машин переделали таким образом сказать  трудно.  Обычно сообщается,  что несколько. Однако, как в отечественной, так и  в зарубежной литературе публикуется  всего одна фотография тех лет с одним переделанным танком. Не встречаются эти машины и на более поздних снимках.

В  марте 1937  года  в  состав группы «Дроне» включили танковую роту, укомплектованную трофейными советскими Т-26,  а с  августа началось переформирование группы в  испанскую часть.  Этот процесс завершился в  марте 1938  года созданием  Bandera  de  Carros  de Combate  de  la  Legion,  организационно вошедшей в  состав Испанского иностранного легиона. «Бандера»  состояла из двух батальонов: один был вооружен немецкими танками Pz.I Ausf.A  и  Ausf.B, другой - советскими  Т-26. Оба  батальона (1. и 2.  Agrupacione  de Carros) участвовали в боях под  Тэруэлем и Брунете, в 6асконии,  в  битве над Эбро и  в  боях в Каталонии в  1939  году.  В ходе боевых действий потери среди немецких танкистов составили 7  человек.  Их участие в  гражданской войне в  Испании завершилось парадом в  Мадриде 19 мая 1939 года. После этого «Интуристы»  вернулись в Германию.  Немецкие  же  танки  Pz.I эксплуатировались в  испанской армии до конца 1 940-х годов.

В марте 1938 года танки Pz.I  приняли участие в  аншлюсе Австрии.  2-я  танковая дивизия генерала Гудериана за  двое суток совершила 420-км марш-бросок. При этом  до  38% танков вышли из строя из-за недостаточной надежности и были оставлены  на  обочинах  дорог.  После этого «похода» Гудериан остро поставил вопрос об улучшении системы эвакуации и ремонта танков.  При оккупации Судетской области Чехословакии в  октябре 1938  года ситуация значительно улучшилась.  К оперативным зонам танки Panzer I и Panzer II  доставляли на грузовиках,  чтобы хоть  как-то сохранить мизерный ресурс гусениц.

Pz.I Ausf.A  - участ­никаншлюса Австрии  1938 год.

К началу Второй мировой  войны 1 сентября 1929 года в  Вермахте насчитывалось 1445 танков Pz.l,  что  составляло 46,4%  всех боевых машин Панцерваффе.  Количество же их в танковых дивизиях существенно различалось. Скажем, в  наиболее оснащенной средними танками 1-й танковой дивизии было только 85  Pz.I всех  модификаций,  включая командирские;  во  2-й  и  3-й  - заметно больше, по 153;  в 5-й танковой  - 150. В 10-й танковой дивизии и танковой группы  «Кемпф»,  имевших  однополковый состав ,  имелось 73  и  78  Pz.l  соответственно.  Меньше всего «единичек»  насчитывалось в  легких дивизиях:  В  1-й - 54. 2-й  - 47. З-й - 47, 4-й - 41.

Колонна танков  Pz. I Ausf.A из  состава 2-й  легкой  дивизии Вермахта.  
Польша, 5 сентября 1939 года.

Броня Pz.I  легко пробивалась  с нарядами 37-мм противотанковых и 75-мм полевых пушек польской армии. Так,  при прорыве  позиций  Волынской  бригады кавалерии под Мокрой, например, 35-й танковый  полк  4-й  танковой  дивизии Вермахта потерял одиннадцать  Pz.l , против которых поляки успешно применяли даже  танкетки.  Пулеметный  обстрел бронебойными пулями двигателя и бензобаков  давал неплохие результаты. При встречах же с танками 7ТР «единичке» и вовсе  приходилось туго.  Например,  5 сентября, во время контрудара польских войск под  г. Петркув-Трыбунальским  танки  7ТР  2-го  батальона  легких  танков уничтожили пять Pz.l. 

Pz.I Ausf.A подби­тый  польской  ар­тиллерией. 1939 год.

К  концу  Польской  компании  потери Вермахта составили 320  Pz.l;  из  них 89 машин были потеряны безвозвратно.

Для боевых  действий в Дании и Норвегии  на  базе 35-го танкового полка 4-й танковой дивизии был сформирован 40-й  батальон специального назначения  (40.Pz.Abt.z.B.v.),  материальную часть его в  основном составляли танки PZ.I.

Легкий  танк  Pz.I Ausf.A из  состава 40-го танкового ба­тальона специаль­ного назначения. 
Норвегия,  апрель 1940 года.

К  началу наступления  на  Западе  10 мая 1940 года Панцерваффе располагали 1214 танками PZ.I.  523 из них находились в боеготовом состоянии.  Количество машин этого типа в танковых соединениях  Вермахта заметно уменьшилось. Больше всего - по  106  единиц - их имелось в 3-й и 4-й танковых дивизиях; в остальных  дивизиях  - от 35 до 86.

Наиболее крупным боем с участием Pz.I  стала битва у Намюра. 12  и  13  мая 1940 года 3-я  и 4-я  немецкие танковые дивизии потеряли там 64 Pz.I.  У «единичек» не было  шансов  при столкновении с французскими  танками  - толстобронными и  вооруженными пусть слабыми, но все-таки пушками. Поэтому,  несмотря на то,  что во время французской кампании танковые бои носили эпизодический характер, потери немцев были весьма существенны: 182 Pz.I.

Колонна боевых машин  58-го инже­нерного батальона. Франция май 1940года.
Во главе ко­лонны  - подрыв­ная  машина Ladungsleger I (вто­рой  вариант)

В  операциях  Балканской  кампании принимали  участие «единички» 2-й, 5-й и 11-й танковых  дивизий. 

Стоит также упомянуть, что 25  Pz.I в составе 5-й легкой дивизии Африканского корпуса воевали в  Северной Африке.

Pz.I Ausf .A из  сос­тава 5-й  легкой  ди­визии  Вермахта  в Северной  Африке. Весна 1941 года.

На 22  июня 1941  года вермахт располагал 410 исправными танками Pz.l,  причем  в  танковых  частях  первой  лини и имелось только 74  машины.  Еще 245 танков находились  в ремонте или переоборудовании. К концу  года на Восточном фронте были потеряны практически все задействованные Pz.I - 428  единиц.  В боевых  частях они  уже почти не встречались, и за весь следующий - 1942 год - Красная Армия  уничтожила лишь  92  Pz.l. В этом же году их сняли с  вооружения. Оставшиеся  машины переделывали в основном в транспортеры боеприпасов. Некоторое  их  количество  использовалось в составе полицейских  частей в боях с  партизанами, а  в  Германии - для подготовки и обучения танкистов.

Трофейные танки Pz.I,  правда весьма ограниченно,  применялись Красной Армией,  и  только в  1941  и  1942  годах.  В этой связи хочется рассказать об одной любопытной боевой машине, созданной на  московском опытном заводе  ВИМ, занимавшемся в  годы войны ремонтом танков ,  значительную часть которых до осени 1943  года составляли трофейные боевые машины.

В феврале 1942 года на завод прибыли  три  командирских  КI . Pz.Bf . Wg.  на шасси Pz.Kpfw.1  Ausf.B.  Довольно долго их ремонт не представлял никакого интереса, поскольку  танки не имели пушек, а радиооборудование было практически неприменимо  в  Красной  Армии.  Но фронт требовал  хорошо вооруженных боевых  машин, и потому  на предприятии объявили конкурс на оснащение трофеев артиллерийскими орудиями отечественного  производства.  Особого выбора не было, ибо на завод поставили лишь около четырех десятков  20-мм пушек ТНШ, 20-мм авиационных мотор-пушек ШВАК и пять 45-мм танковых пушек образца 1938 года.

Одним из  победителей  конкурса стал И .Беликов (или Беляков).  Он предложил изъять из  KI.Pz.8f.Wg.  (по документам значится как «Немецкий пулеметный радиотанк без башни») все радиооборудование,  а  вместо пулемета установить в увеличенной шаровой установке 20-мм автоматическую пушку Ш8АК,  что позволяло использовать танк в  борьбе с  немецкими бронеобъектами. Одну машину переоборудовали уже в  марте. 8  ее лобовой  броне  прорезали  увеличенную амбразуру,  куда на болтах монтировалась литая маска пушки. В маске находился  «грушевидный вкладыш»  с  пушкой,  дополненной упрощенным спусковым  механизмом  с  рукояткой  и плечевым упором. После апробирования нового вооружения орудийную  установку дополнили винтовым стопором,  и  в  та ком виде два танка из  трех отбыли на фронт.  К  сожалению,  дальнейшая  их судьба неизвестна.

В  настоящее  время  танки  Раnzег I можно увидеть в нескольких музеях мира.  Pz.Kpfw.I  Ausf.A  находятся  в Panzermuseet  в  Axwall  (Швеция),  в  Раnzеrmusеum в Мунстере (Германия), в ЕI  Goloso Barracks в  Мадриде (Испания ), в  Military  Museum  в  Осло ( Норвегия),  в War  Museum в Оттаве (Канада). Pz.Kpfw.I Ausf.B  - в экспозиции музеев ЕI  Goloso Baracks в  Мадриде и  San Clemente  de Sasebas  Recruit  Centre  в  Героне (Испания).  В Оrdnаnсе Museum  на Абердинском полигоне (США) экспонируется  Pz.I Ausf.B.  с  макетной крышей моторного отделения.  В  России в  Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и  техники в  Кубинке хранится редчайший  экземпляр  Pz.Kpfw.I  Ausf.B, приспособленный  для  форсирования водных преград вплавь.  КI.Pz.Bf.Wg. - экспонат  в  Bovingtоn  Таnk  Мuseum  в Уорхэме (Великобритания).

Оценка машины

Созданные  в начале 1930-х годов (В первую очередь для учебных целей) легкие немецкие  танки Pz.I имели ограниченную боеспособность. С одной стороны,  это обуславливалось чисто пулеметным вооружением, бесперспективность которого была  очевидной  уже в то время и полностью подтвердилась в  ходе  войны в Испании, с  другой - слабой конструктивной отработкой и  наиболее низкой, по сравнению с другими немецкими  танками,  технической  надежностью,  особенно в  ходовой части и  Силовой установке.

Круговое бронирование толщиной 13 мм  спасало  только от огня  легкого стрелкового  оружия.  При  испытаниях трофейного образца в  Англии башню и маску пулеметов часто заклинивало при стрельбе,  особенно залповой,  а  воздухозаборник двигателя, как будто специально,  был  создан  для забрасывания его гранатами.  Во время войны в  Испании его закрыли дополнительным листом.  К тому же машина показала очень плохую проходимость в условиях бездорожья.

Здесь  небезынтересно привести отрывок  из  книги  Гельмута  Кл  отца  «Уроки гражданской войны в Испании»  (М., Воениздат,  1938),  в  котором дается оценка танку  Pz.I с точки зрения современников:

«Германский танк,  являющийся основой вооружения новых бронетанковых дивизий в  Германии,  которых так опасались и  которые всегда переоценивали,  оказался  весьма  посредственным и  почти неприменимым оружием.  Ген.  Франко потерял от 70 до 100 таких  танков,  часто в незначительных  боях. Во многих  случаях  - можно  даже  сказать, в большинстве их - танки этого типа были вынуждены сдаваться,  как только попадали под пулеметный или даже ружейный огонь пехоты».

Хотя,  по вполне понятным причинам, критика этих танков со стороны германских  специалистов, участвовавших в «испанской генеральной репетиции», очень сдержанна, тем не менее, она строга и поучительна.

Германский легкий танк (как  мы уже говорили,  и  как это подтверждают все специалисты - как  германские, так  и итальянские) показал  полную свою несостоятельность. Возможно, что иногда, при особо благоприятных условиях,  он может быть использован для чисто разведывательных  целей,  но  для  боя  в собственном смысле, даже для сопровождения пехоты,  этот  танк неприемлем. 

Поход  на восток  на­чался!
Танки  Pz.I Ausf.A на  советской земле.  Июнь 1941 года.

Это находит свое объяснение в основном в следующем: 

  1. Толщина брони этого  танка  совершенно недостаточна. Уже со средней  дистанции и при неблагоприятном  угле 20-мм снаряд легко пробивает  ее и  уничтожает танк.  Иногда бывает достаточно пули пехотной винтовки или пулемета,  чтобы вывести его из боя,  даже при стрельбе на значительных расстояниях.
  2. Германские конструкторы рассчитывали  компенсировать этот  недостаток легкого танка  увеличением его скорости.  Несомненно, аксиома «скорость защищает  от огня»  может  быть иногда принята.  Однако в  данном случае это оказалось ошибочным, и  одной из  главных причин этой ошибки является то,  что не был учтен  значительно более быстрый рост скорострельности легкого оружия обороны по сравнению  с ростом скорости танков.
  3. К этому нужно добавить, что большая  скорость  движения  германского танка  (50 км/час в условиях всякой местности)  не может быть использована во время  боя без  риска  снизить  до  минимума (если не до нуля) точность пулеметного огня  этого танка.  Для стрельбы с некоторым шансом на успех в условиях среднепересеченной местности необходимо  уменьшить  скорость танка до 25 - 30 км/ час,  а часто даже и больше.  Это означает, что быстроходность танка является для него балластом,  из которого можно извлечь выгоду лишь в  исключительных случаях. Но даже в этих случаях это  проблематическое  преимущества, которое все же  можно  себе  представить, приобретается дорогой  ценой.  По мнению германских специалистов,  экономия, достигнутая в весе танка и использованная для увеличения его скорости, могла  быть  лучше использована  для  усиления брони.  Мы считаем бесспорным следующее:  начиная с определенного предела,  скорость приобретает  лишь  второстепенное значение,  ее увеличение не только не дает преимущества,  но уменьшает эффективность огня.  Этот максимальный предел скорости (если судить по опыту войны в  Испании) находится для легкого танка между  20 и 30 км/час, а для среднего танка - между З0 и 40  км/час.  По мере роста скорости затрудняется  возможность наблюдения из него.  Танк,  идущий  полным ходом, легче  попадет в  западню или  натолкнется на препятствие, чем танк,  двигающийся медленно и способный в силу  этого лучше наблюдать.
  4. Экипаж  танка, идущего быстрым  ходом,  сильно  утомляется.  Вследствие этого уменьшается маневренная способность танка. Экипажи  германских  танков, захваченные в плен,  часто говорили,  что они  потеряли ориентировку и  не могли точно определить,  где  находились свои войска, и где был противник. Было много  случаев  захвата  республиканскими войсками  германских  танков,  находившихся в хорошем состоянии. Это объясняется  тем,  что  экипажи  этих  танков вследствие сильных толчков теряли управление  своей  машиной,  утрачивали способность ориентироваться и  вынуждены были останавливать танки  и  сдаваться в плен.  Такое  объяснение  тем более  правдоподобно,  что,  как  правило, экипажами  этих  танков  не было  произведено  попыток  привести  в  негодность внутреннее оборудование  танков или какие-нибудь его части.
  5. Легкий германский танк (меньший по  размеру и,  особенно,  более короткий,  чем  средний  танк)  при  быстром движении по пересеченной местности или местности,  имеющей искусственные неровности,  сильно качается. Часто при этом такой танк увязает в земле и останавливается.  Единственным  способом поправить положение является  полная остановка танка,  после чего  можно попытаться пустить его в  ход на меньшей скорости. Нет необходимости указывать на трудность такого  маневра перед лицом  противника,  готового  перейти  к действию».

Легкий  танк  Pz.I Ausf.A штаба  9-й танковой  дивизии движется  по  улице украинской  дерев­ни.  
1-я танковая группа, июнь 1941 года.

К этому,  как говорится,  ничего ни добавить,  ни убавить.  Стоит  лишь отметить,  что к  началу Второй мировой войны все эти недостатки усугубились.  Наличие же  довольно большого количества танков Pz.I  в  частях  Панцерваффе в  начальном периоде войны можно объяснить только нехваткой полноценных современных  боевых машин.

Солдаты  пытаются вытащить  застряв­ший  в грязи  Pz.l. 
Группа армий «Центр»,  октябрь 1941 года.

Вместе с тем,  эти быстроходные и маневренные  танки  полностью  соответствовали самой идее блицкрига  - «молниеносной» войны.  Именно высокая динамичность  и  передовая  тактика позволили немецким танковым войскам, наполовину и даже более состоящим из легких танков,  добиваться быстрого успеха в кампаниях 1939 - 1941  годов. Не превосходя (кроме кампании в Польше  и на Балканах) противника по количеству и качеству  боевых машин,  они переигрывали его тактически.

Танки Panzer I  нового типа.

Pz.Kpfw.I Ausf.C 

15  сентября  1939  года управление вооружений  Третьего рейха приняла решение о разработке легкой боевой машины,  которую можно было бы использовать как разведывательную, а также для поддержки воздушно-десантных операций.  Последнее подразумевало возможность перевозить ее по воздуху тяжелыми транспортными самолетами,  например,  Ме  321  Gigant .

Над проектом танка  получившим название Pz.I  nА VK  601 (nА - neuer Аrt - новый тип),  совместно работали фирмы Krauss-Maffei и Daimler-Benz.  На первой изготавливалось  шасси с шахматным расположением катков,  конструкцию которого разработал инженер-полковник В. Книпкамп,  на второй были спроектированы башня  и корпус. Машина  получила армейский индекс Pz.I  Ausf.C,  но с предыдущими моделями «единичек»  ничего общего не имела.

Корпус танка сваривался из  катанных броневых листов максимальной толщиной 30 мм. В сварной башне устанавливались 20-мм автоматическая пушка EW 141  и спаренный с  ней пулемет MG  34. Вертикальный угол наведения колебался от – 10o до +20o . Огонь велся с помощью телескопического прицела TZF  10.  Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Maybach  HL  45Р мощностью 150  л.с.  и трансмиссия с восьмискоростной коробкой  передач (8+ 2)  обеспечивали танку  неплохие динамические характеристики. Ходовая часть состояла из пяти опорных катков на борт,  расположенных в  шахматном порядке. Ведущее  колесо впереди,  направляющее  - сзади. Подвеска  - индивидуальная,  торсионная.

С  июля  по  декабрь  1942  года  цеха фирмы  Krauss-Maffei,  производившей окончательную сборку танков,  покинули 40  (по другим данным 46)  боевых машин.  Две из них в начале 1943 года проходили испытания в  1-й танковой дивизии  на  Восточном фронте.  Остальные вошли в  состав 58-го резервного танкового корпуса.

Рz.крfw.I Ausf.F

Опыт Польской  кампании показал,  что использование  легких  танков Pz.I для непосредственной поддержки пехоты (не для чего другого они уже не годились) неэффективно по  причине их  недостаточного бронирования. Тогда в  недрах Управления вооружений и возникла идея создания хорошо бронированного танка для сопровождения пехоты,  а заодно и для выполнения полицейских функций. Несмотря на то,  что такая  машина не вписывалась в систему вооружения Панцерваффе, 22 декабря 1939 года фирмы Krauss-Maffei  и  Dаimlег-Веnz получили задание  на ее разработку. Впрочем,  требования к танку были весьма противоречивы, а задание - неконкретным.  Проект  вскоре отложили,  и  вновь к  нему вернулись  только зимой 1941 / 1942 года. Тактико-технические требования были уточнены с целью придания машине боeвых  свойств,  необходимых,  главным образом,  для ведения борьбы  с партизанами. 

Трофейный  Pz.I Ausf. F во время  ис­пытаний  на  НИБТ-­Полигоне  в Кубин­ке.  1945 год.

Корпус  нового  танка,  получившего обозначение  Pz.I nА  vers  (verstarkt - усиленный)  VK  1801, спроектировала  фирма Dаimlег-Веnz.  В лобовой части толщина бронелистов  достигала 80 мм. В качестве  силовой  установки  использовался двигатель Maybach  HL  45Р - такой же, как и на Pz.I  Ausf.C.  Но сейчас его мощности  в  150  л.с.  хватало,  чтобы разогнать  небольшую,  но  тяжелую  машину лишь  до  25 км/ч.  Однако  такую  скорость, учитывая задачи  для которых  предназначался танк,  признали  достаточной.  На первом прототипе устанавливалась коробка передач ZF  SSG  47 ,  на  втором прототипе  VK  1802 и на серийных машинах - четырехскоростная коробка (4+ 1) с  предварительным  выбором передач Maybach  VG  15319.  Благодаря применению гусениц шириной 540 мм, танк имел исключительно хорошую  проходимость,  а за счет шахматного расположения опорных  катков  и  торсионный  подвески - плавность  хода.

Вооружение состояло из двух пулеметов MG  34, установленных в общей маске.  Стволы пулеметов прикрывали броневые кожухи.  Вертикальный угол наведения колебался в  пределах от -10o  до +20o.  Прицел - бинокулярный телескопический TZF  8.

+16 -1 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru