СМПЛ типа «Molch»





Стальная «Саламандра»: сверхмалая подлодка «Мольх». О холодном и стрелковом оружии, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Стальная «Саламандра»: сверхмалая подлодка «Мольх»


В Начало

Проектирование  СМПЛ  типа  «Мольх» (Molch, в переводе с Heмецкого «Саламандра,»  проводилось  тем  же  коллективом конструкторов,  которые  работали  над  человекоуправляемыми  торпедами  типов  «Негер»  (Neger, в переводе с немецкого « Негр») и «Мардер»  (Marder, в переводе с немецкого «Куница»). Поэтому  многие  детали конструкции были взяты с предыдущих наработок,  да и сама  сигарообразная форма  корпуса  «Мольха»  напоминает  скорее  торпеду,  чем подводную лодку. Хотя здесь уже присутствуют относительно развитые винторулевая группа  и  рубочная  надстройка  с  перископом. К  тому  же,  «Мольх»  был  вооружен  двумя  торпедами ,  что существенно повысило  его боевой потенциал. Первоначально, в ходе проектирования, подлодка получила обозначение  «Томас II» (Thomas Il) , которое  лишь  затем  сменилось на более известное наименование  «Мольх». 

Корпус  данной  СМПЛ  состоял  из  трех  секций:  

  • носовая секция - включает аккумуляторную  батарею  в  составе  12 групп  элементов типа 13 Т210 (обеспечивала  субмарине  дальность  подводного  плавания  ходом  5 узлов  не менее  50 миль);
  • центральная секция - здесь разместили центральный пост  с местом водителя и различной  аппаратурой;
  • кормовая  секция  - это  винторулевая  группа с одним гребным  трехлопастным винтом.

Причем кормовая часть представляла собой, по  большому  счету,  кормовую  часть  стандартной  электрической  торпеды. Исключение  составили  рули  - по  причине  меньшей  скорости хода  на  «Мольхе»  установили  горизонтальные и  вертикальные  рули  больших  размеров.

Подводник  размешался  в  кресле,  расположенном между  двумя уравнительными цистернами, которые, впрочем,  по воспоминаниям водителей «мольхов»,  оказались практически  бесполезными  ввиду  их  малого  объема  и  места  расположения  - и на  первом  же испытании  невозможность  погрузить  СМПЛ при помощи  данных  цистерн  была  зафиксирована документально.  Так что в ходе значительной части боевых операций водители СМПЛ  типа «Мольх»  ходили в  полупогруженном  положении. 

Наблюдение  за  окружающей  обстановкой водитель осуществлял через небольшие плексигласовые иллюминаторы в  ограждении рубки высотой 30 сантиметров, в которой  также  располагался входной  люк. В  распоряжении  водителя  имелись  перископ  (сектор обзора был чрезвычайно мал - по 30 градусов на каждый борт от диаметральной плоскости корабля), магнитный  компас (устанавливался  вне  корпуса  в  специальной  выгородке) ,  а  непосредственно  за  местом  водителя был  размещен  взятый с торпеды  электромотор мощностью 13  л.с.  Кроме того,  на части мини-подлодок был установлен авторулевой  и  примитивный  гидрофон.

«Мольх» имел  два  режима  хода: малый  или боевой  - 3-4 узла,  и  экономический  - около  6-7 узлов. Хотя последний ,  по воспоминаниям немецких подводников,  редко  доходил до таких высоких значений .  Автономность подлодки не превышала 24 часов,  что при скорости хода 5 узлов позволяло получить боевой радиус около 40 миль. Отличительной  особенностью  подлодки  было то, что  вертикальный  руль  мог  использоваться  только  в  том  случае,  если горизонтальные рули  стояли  прямо.

Опрашиваемые пленные водители «мольхов»  несколько  расходились  в  показаниях  относительно радиуса циркуляции мини-субмарины, который,  по их  данным,  составлял от  50 до  200 метров.  Зато  все  они  был и  едины во  мнении  относительно  того,  что проблемы с  вентиляцией  отсека  подлодки  и  регулярные утечки  из  аккумуляторов  заставляли подводников постоянно носить кислородную маску, к которой прилагались шесть кислородных баллонов - на 50 часов работы.  В противном случае водитель приходил в  бессознательное  состояние  уже  через  30 минут.

Сверхмалая подводная  лодка "Мольх"

Рекомендованная по результатам испытаний глубина погружения составляла 40 метров,  но в отчетах были зафиксированы случаи  безопасного  погружения даже на  глубины  до 60  м.  В распоряжении подводника имелись  два глубиномера ,  один из  которых был рассчитан на глубину 50  м и имел малый масштаб  делений, а другой применялся для глубин до 15  м и имел крупномасштабные  деления.

В  случае  покидания  субмарины  или  угрозы ее захвата со стороны противника водитель был обязан привести в действие специальный  подрывной  заряд  - для  этого  надо  было выдернуть  имевшийся  у  него  шнур.  Точное время задержки не известно,  поскольку пленные  подводники  сообщали  о шести или пятнадцати  минутах.

Пуск  торпед производился водителем при помощи  установленных  в  центральном  посту педалей  - по  одной  педали  на  торпеду: после нажатия на нее  освобождался  блок, установленный на направляющей и удерживающий торпеду, и одновременно запускался двигатель  торпеды. 

Опытная  подлодка  вышла  на  испытания 19  марта 1944 года и буквально ошеломила представителей германских ВМС  тем что  показалась  им  «сырым  и незавершенным проектом».  И первая же попытка перевести субмарину в подводное  положение подтвердила эти предположения - подлодка никак не хотела погружаться ,  ее  носовая оконечность  даже  не  шелохнулась.  Первая  нормальная ,  рабочая ,  СМПЛ  нового  типа появилась только 12 июня  1944 года  - ее показали в  северогерманском городе Эккернферде,  земля Шлезвиг-Гольштейн,  на  берегу  ЭккернФердской бухты Балтийского моря - в 25  километрах  к  северо-западу  от  Киля.

Причем серийная постройка СМПЛ,  несмотря на выявленные  серьезные конструктивные  недостатки,  была  начата  в  том  же  месяце. Первые мини-подлодки поступили на вооружение  уже  в июне  - после  выхода  с  завода их  сразу  отправили  в  Зурендорф  для  установки  компаса.  В общей же сложности Кригсмарине  было передано 393 мини-подлодки: июнь 1944 года - 3,  июль  - 38, август  - 125, сентябрь  - 11 о ,  октябрь  - 57, декабрь  - 28, январь  1945 года  - 32 ед.  Основная  масса  субмарин  была  собрана  на  бременской  судостроительной  верфи  «Дешимаг» (Deschimag AG Weser) .

+19 -1 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru