САУ «Hummel»





Немецкая самоходная артиллерийская установка «Hummel». О военной технике, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Самоходная артиллерийская установка «Hummel»


В Начало

Последней тяжелой артиллерийской самоходной установкой огневой поддержки войск, разработанной конструкторами фирмы «Alkett», стала 150-милиметровая гаубица, установленная на шасси GWIII/IV, созданное специально для этой цели из уже хорошо отработанных узлов самых массовых серийных танков вермахта Pz kpfw III и Pz kpfw IV. Хотя первоначально такое решение рассматривалось как временное (до создания специализированного универсального шасси для самоходной артиллерии), получившаяся гибридная конструкция оказалась самой удачной и затем широко применялась для постройки не только 150-мм самоходной гаубицы, но и эффективного 88-мм истребителя танков, известного под названием «Nashorn». Для увеличения внутреннего объема боевого отделения шасси по сравнению с Pz kpfw IV было несколько удлинено, а двигатель вынесен вперед, что позволило к тому же несколько уменьшить высоту рубки. Ствол орудия находился на высоте 2,3 метра – очень неплохо для машин такого типа.

Первые самоходки, получившие официальное обозначение «15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geshutzwagen III/IV», а несколько позднее и имя собственное «Hummel» («Шмель»), были выпущены в конце 1942 года. Всего же до завершения производства в конце 1944 года цеха заводов компании «Alkett» и «Deutsche Eisenwerke» покинуло 666 таких машин  (по другим данным 724), обладавших, как показала практика, наряду с массой достоинств и одним существенным недостатком – малым возимым боекомплектом (всего 18 выстрелов), из-за чего приходилось достаточно часто прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов.

Они, как правило, представляли собой те же САУ, только без вооружения. На четыре самоходные гаубицы приходился в среднем один транспортер боеприпасов, чего явно было недостаточно. Но на производство большого количества вспомогательных машин просто не хватало шасси, поэтому после выпуска фирмой «Deutsche Eisenwerke» около 150 транспортеров их производство пришлось прекратить.

Поскольку в конструкции подвозчиков боеприпасов «Hummel» была заложена возможность быстрой и простой, возможной даже в полевых условиях, переделки в боевую машину, многие транспортеры завершили свой путь в качестве самоходных гаубиц.

В целом «Hummel» оказался чрезвычайно мощным и эффективным оружием, поэтому спрос на него как на превосходное средство огневой поддержки был очень высок. Мощная 150-мм гаубица отлично справлялась с задачей подавления противотанковой обороны противника и поддержки танковых дивизий арт-огнем.

САУ "Hummel"Конструкция нового гибридного шасси оказалась в целом удачной. Размещения двигателя в передней части корпуса позволило уменьшить высоту боевого отделения. Находившийся в выдвинутой вперед броне рубке механик-водитель имел отличный обзор. В целом большая площадь броневых листов рубки не позволила сделать их достаточно толстыми, чтобы не перегрузить ходовую часть, однако лобовая плита корпуса машины имела хороший баллистический профиль, заметно повышавший ее броне стойкость.

Но поскольку промышленность Германии не могла удовлетворить запросы армии полностью, самоходные установки «Hummel» поступали на вооружение только элитных частей – в основном танковых дивизий войск СС. Так как в составе танковых соединений самоходные гаубицы из-за отсутствия специальных средств управления огнем не могли использоваться по своему прямому назначению – в качестве штурмовых орудий, когда могли бы проявить свои возможности в полной мере, они превратились, по сути, в дополнительное, исключительно мощное огневое средство, способное вести огонь прямой наводкой по всем целям, попадающим в поле зрения наводчика. 

В новом качестве САУ «Hummel» прекрасно зарекомендовали себя, хотя в целом такое их использование признать максимально эффективным никак нельзя. Но в 1943 году Восточный фронт был как раз тем театром военных действий, где в расчет, прежде всего, принималась огневая мощь, в этом плане «Hummel» всегда был на высоте. 

Первые САУ поступили в войска весной 1943 года, а их боевое крещение состоялось летом под Курском. Затем САУ этого типа активно применялись в ходе основных сражений заключительного этапа войны, в том числе на Сандомирском плацдарме, в Арденах и под Блатоном.

+20 -5 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru