Средний танк Pz.Kpfw.III





Немецкий средний танк Panzerkampfwagen Pz.Kpfw.III. О военной технике, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Средний танк Panzerkampfwagen Pz.Kpfw.III


В Начало

Panzerkampfwagen III Ausf.A

Опытный образец танка Pz-III был изготовлен в 1936 году фирмой Daimler-Benz AG. Эта машина вместе с прототипами, построенными фирмами MAN и Henshel, была подвергнута всесторонним испытаниям на Куммерсдорфском полигоне и в Ульме. Испытания продолжались с осени 1936 до конца 1937 года. Но уже в начале 1937 года фирма Daimler-Benz AG получила заказ на выпуск первой партии танков 0-серии. Фирма Krupp представила свой образец (танк МКА), но он не пошёл в производство.

До мая 1937 года было выпущено 5 танков PzKpfw III Ausf.A (SdKfz 141 — 1/ZW), а до конца года — ещё 10 танков этого типа. Вероятнее всего, только 8 машин получили вооружение. Броня защищала танк только от пуль и осколков и имела толщину: 14.5 мм. — лоб и борт, корма — 10мм, дно — 5 мм. Масса танка 15400 кг. Вооружение - пушка 3.7cm Pak L/45, установленная в башне конструкции фирмы Реинметалл. Башня вращалась только ручным приводом. Угол возвышения пушки состовлял от  -10 до +20 градусов. Вспомогательное вооружение состояло из 3 пулемётов MG-34. Два пулемёта были установлены в башне слева от пушки , а третий — в корпусе танка. Боезапас к пушке 120 снарядов, к пулемётам 4425 патронов. Экипаж 5 человек: командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель и стрелок-радист.

Место механика водителя находилось в передней части корпуса, слева от коробки передач, стрелок-радист находился справа от коробки передач. В распоряжении у механика-водителя было две смотровые щели, — одна в лобовой броне, а другая в левом борту. Стрелок-радист обслуживал курсовой пулемёт, находящийся в лобовой бронеплите танка. Радиооборудование состояло из радиостанции FuG-5.

В башне танка располагались командир, наводчик и заряжающий. Командир наблюдал за полем боя через восемь смотровых щелей в командирской башенке. Место наводчика было в левой части башни, а заряжающего — в правой. На каждом борту башни был одностворчатый люк. На танки Pz-III Ausf.A-D ставили двенадцатицилиндровый, карбюраторный, V-образный (угол развала цилинров 60 градусов) двигатель жидкостного охлаждения Mайбах HL108TR мощностью 184 кВт (250 л.с.) при 3000 об/мин. и объёмом 10838 кубических сантиметров. Двигатель распологался в изолированом силовом отделение в корме корпуса. Вместе с двигателем в силовом отделение находились и топливные баки, расчитанные на 300 литров топлива.

Коробка передач механическая синхронизированая пятискоростная типа Zahnradfabrik ZF SGF 75. Крутящийся момент от коробки передач передавался на планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Двигатель с коробкой передач был соединён карданным валом, проходящим под полом боевого отделения. Максимальная скорость танка составляла 32 км/ч. Запас хода по шоссе 165 км., а по пересеченной местности 95 км..

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из пяти сдвоенных обрезиненных катков. Каждая пара опорных катков через маятник была амортизирована пружинной рессорой. В передней части корпуса находились литые ведущие колеса, которые имели по восемь отверстий, уменьшающих их массу. В корме находились два ленивца с натягивающим механизмом. Гусеницы, состоящие из 36-см. траков, поддерживали два обрезиненых поддерживающих катка. Длина опорной части гусеницы 3400 мм., шаг 120 мм..

Танки Pz-III Ausf.A попали главным образом, в 1, 2 и 3-ю танковые дивизии. Зимой 1937-38 года они участвовали в больших зимних манёврах вермахта, в 1938 в аншлюсе Австрии и захвате Судет. В 1939 году им довелось повоевать в Польше. В феврвле 1940 года эти танки были выведены из состава линейных частей. Причиной этого стала недостаточное бронирование и дефекты подвески.

Panzerkampfwagen III Ausf.B

В 1937 году фирма Даймлер-Бенц выпустила 15 танков этого типа. Ходовая часть этой машины была в корне изменена. Шасси состояло из восьми пар сдвоенных обрезиненных катков. Катки были сгруппированы по двое в тележке, подрессоренные двумя полуэлиптическими перьевидными рессорами. Дополнительная амортизация тележек осуществлялась амортизаторами типа Фихтель и Закс. Конструкция ведущих и направляющих колёс осталась прежней. Верхняя часть гусеницы поддерживалась тремя поддерживающими катками. Опорная длина гусеницы составляла 3200 мм., шаг 120 мм.. Новая ходовая часть позволила танку развивать большую скорость (35 км/ч, а не 32 как было раньше). При этом боевая масса танка возросла и теперь уже составляла 15900 кг. На танке Pz-III Аusf.B применили новый тип командирской башенки, такой же, что и на танке Pz-IV Ausf.A.

Изменилась и конструкция вентиляционых отверстий силового отделения и системы выхлопа. На корме в специальных карманах было установлено пять дымовых шашек. Измению подверглось и бронирование смотровой щели механика-водителя.

На танках Pz-III Ausf.B и С люки, расположенные на верхней броне передней части корпуса и предназначенные для доступа к рулевому управлению, по форме отличались от люков, применённых на танках других модификаций. Они были круглыми и крепились на петлях. Тогда как на танках Pz-III ausf.A и D они были квадратными и крепились болтами. Место крепления антенны было перенесено чуть дальше к корме.

Танки Pz-III Ausf.B были направлены в линейные части в 1937 году. На базе танка Pz-III Ausf.B была выпущена нулевая серия штурмовых орудий StuG III. В феврале 1940 года эти танки были выведены из состава линейных частей и направлены в танковые учебные части.

Panzerkampfwagen III Ausf.C

С середины 1937 до января 1938 года фирма Даймлер-Бенц выпустило 15 танков этого типа. Эти машины не значительно отличались от Pz-III Ausf.B. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами. Катки были сгрупированны в тележки подрессоренные тремя полуэлиптическими перьевыми рессорами. Первая и последняя тележка имели короткие паралельные рессоры, а вторая и третья - одну общую длинную рессору. Кроме подвески на танках этой модификации была изменена конструкция системы выхлопа, устройство планетарных механизмов поворота, а также был использован новый тип буксирных крюков. Боевая масса танка составила 16000 кг.

Эти танки участвовали в захвате Польши, а в феврале 1940 года были выведены из линейных частей.

Panzerkampfwagen III Ausf.D

В январе 1938 года фирма Даймлер-Бенц приступила к серийному выпуску этой модификации и до июня 1938 года выпустила 30 этих танков. Ходовая часть была похожа на подвеску предыдущей модификации, единственное отличие: передняя и задняя рессоры были установлены не параллельно, а под углом. Была изменена форма кормы и бронирование силового отделения, в котором люки доступа к узлам были лишены вентиляционных жалюзи. Изменились и бортовые воздухозаборники, и передние буксирные крюки, задние буксирные крюки были установлены на новое место. Ёмкость топливных баков была увеличена до 600 литров. Была модифицирована система выхлопа, кроме того, эти танки получили новую шестискоростную коробку передач ZF SSG 76. Толщина брони корпуса и башни возросла до 30 мм., что повлекло за собой увеличение боевой массы до 19800 кг. Однако, фотографии показывают, что часть танков имела 14.5 мм броню. Была изменена и конструкция командирской башенки, толщина её брони теперь составляла 30 мм., а количество смотровых щелей сократилось до пяти. На танках этой модификации появились новые ведущие и направляющие колеса.

Эти танки участвовали в захвате Польши. Часть машин этой модификации была выведена в феврале 1940 года из состава линейных частей, но несколько танков участвовали в боевых действиях в Дании и Норвегии в апреле-мае 1940 года в составе 40-го танкового батальона.

Panzerkampfwagen III Ausf.E

Первой модификацией танка, пошедшей в крупносерийное производство, стал Pz-III Ausf.E. Машины этой серии выпускались с октября 1938 по октябрь 1939 года. На танках этой модификации ходовая часть претерпела коренное изменение. Теперь она состояла (применительно к одному борту) из закрепленных на торсионах шести опорных катков. Торсионы проходили вдоль всего днища танка, поэтому опорные катки левого борта были сдвинуты на 127 мм. к корме относительно к парным им каткам правого борта. Первый и последний опорный каток были дополнительно амортизированны гидравлическими амортизаторами.

Panzerkampfwagen III Ausf.E

На танках этой модификации применили новый тип ведущих колес и поддерживабщих катков. Толщина лобовой брони составляла 30 мм. На танках этой модификации устанавливали двигатель Майбах HL120TR мощностью 221 кВт (300 л.с.) и коробку передач Вариорекс SRG 328-145 (десять передач вперед и четыре передачи назад).

Изменилась конструкция маски курсового пулемета MG-34 Kugelblende 30, а входные люки, расположенные по бортам башни, стали двухстворчатыми. На корме танка разместили небольшой контейнер с дымовыми шашками, а по бортам корпуса были сделаны эвакуационые люки. На правом борту в передней части корпуса появилась смотровая щель для стрелка-радиста. Также были изменены люки, ведущие в силовое отделение, а на его броне установили крючья для поднятия танка краном, и крепления для буксирного троса.

Танки Pz-III Ausf.E были вооружены пушкой 3.7cm KwK L/46.5. В 1940-41 году часть танков была перевооружена пушкой 5cm KwK L/42, при этом конструкция маски менялась.

Всего было выпущено 96 танков этой серии. Позже часть танков была переоборудована в танки корректировщики огня артилерии и в ремонтно-эвакуационные машины.

Panzerkampfwagen III Ausf.F

Эти танки незначительно отличались от предыдущей модификации. На танках этой серии были установлено бронирование крышек воздухозаборников, охлаждающих рулевые механизмы и тормоза танка. Основание башни было защищено специальным уголковым экраном, предохраняющим башню от заклинивания при попадании снаряда. На крыльях танка были установлены позиционные огни. Две фары были установлены над буксирными серьгами, и фара Notek была установлена на левом крыле. Танки Pz-III Ausf.E имели улучшенную конструкцию тормозов.

С октября 1939 по июль 1940 года фирмы ФАМОМАНДаймлер-БенцАлкетт и Хеншель выпустили 435 танков этой модификации. В 1942-43 годах часть танков была перевооружена пушкой 5cm KwK39 L/60. На вооружение эти танки состояли до 1944 года. Один из последних танков этой модификации, принадлежавший 116-ой танковой дивизии, был уничтожен в Нормандии в июне 1944 года.

Panzerkampfwagen III Ausf.G

Выпуск танков этой модификации был начат в апреле — мае 1940 года. К февралю 1941 года было изготовлено около 600 этих танков.

На танке Pz-III Ausf.G толщина кормового бронелиста была увеличина с 21 до 30 мм, вследствии чего пришлось изменить конструкцию кожуха безинерционого стартера. На танках использовался бронированый смотровой прибор механика-водителя Fahrersehklappe 30. На крыше башни был установлен электрический вентилятор боевого отделения. Танки этой модификации предпологалось вооружить 3,7cm пушкой, но большинство машин получило 5cm KwK L/42. На крыще башни находилось отверстие для ракетницы. Сзади к башне был прикреплен дополнительный контейнер. На танки поздних выпусков устанавливали такую же командирскую башенку, что и на Pz-IV. Другие изменения коснулись крепления крыльев танка.

Кроме того, была выпущена тропическая версия этой модификации, обозначеная как Pz-III Ausf.G (trop). У этих машин была усилена система охлаждения и воздушные фильтры. К сентябрю 1944 года в строю оставалось ещё 54 танка этой модификации.

Panzerkampfwagen III Ausf.H

В октябре 1940 года фирмы МАНАлкеттХеншельВегманнМНХ и МИАГ начали выпуск танков этой модификации. К апрелю 1941 года было выпущено 310 (по другим данным 408) танков из 759 заказанных в  январе 1939 года.

Изменения коснулись задней стенки башни: она стала монолитной, лобовая броня толщиной 50 мм. была усилена дополнительной бронеплитой толщиной 30 мм., которая крепилась к корпусу танка болтами (тоже было сделано и с Pz-III Ausf.G ранее). Все машины были оснащены новыми ленивцами и ведущими колесами. Первый поддерживающий каток был передвинут вперед. Изменилась форма воздухозаборников силового отделения и винтовой механизм натяжения гусениц. Была установлена коробка передач Майбах SSG 77 ( шесть передач вперед и одна назад) . Кроме того, полик под башней стал вращаться вместе с башней. Боевое крещения эти танки получили в войне против СССР в 1941 году. В 1942-43 году танки этой модификации были перевооружены пушкой 5cm KwK L/60.

Panzerkampfwagen III Ausf.J

Модификация выпускалась с марта 1941 по июль 1942 года. У этих танков лобовая броня составляла 50 мм., поэтому курсовой пулемёт имел маску типа Kugelblende 50. Было модифицировано смотровое устройстово механика-водителя: теперь в его распоряжении был прибор Fahrersehklappe 50 и двухобъективный перископ KFF 2.

Panzerkampfwagen III Ausf.J

Вместо воздушных фильтров Дельбаг, установленных на стене внутри боевого отделения, соединённых с карбюраторами гофрированными резиновыми шлангами, использовали фильтры фирмы Мале, устанавливаемые непосредственно на карбюраторах.

У танков поздних выпусков была усилена лобовая броня (на 20 мм.). На этих же танках были одностворчатые люки доступа в силовое отделение, и модифицированная смотровая щель, расположенная в боковой стене башни.

На часть танков ставили более широкие гусеницы с траками «Ostketten».

На танках Pz-III Ausf.J применяли новые торсионы: первые шесть торсионов были диаметром 55 мм., а шесть остальных диаметром 52 мм.. На машинах предыдущих выпусков первые четыре торсиона были диаметром 55 мм., четыре торсиона, расположенных по середине — 44 мм., а  четыре оставшихся — 55 мм..

Panzerkampfwagen III Ausf.J

Вооружение: 5cm KwK38 L/42. Позже, начиная с декабря 1941 ,года 5cm KwK39 L/60. Всего было изготовлено 1549 танков с орудием KwK38 и 1067 с KwK39.

Появление этой модификации было вызвано неудачной попыткой установить на Pz-III башню от Pz-IV Ausf.G. Тогда управление вооружения выдало заказ на новый Pz-III, вооружённый пушкой 5cm KwK39 L/60 , но со всеми изменениями, внесёнными при попытке установить башню от Pz-IV. У танков этой модификации была усилена броня маски пушки, которая к тому же теперь служила и противовесом пушки, была изменена и сама форма маски.

Лобовая броня была также усилена 20 мм. бронеплитой. Изменился механизм натяжения гусениц, дымовые шашки были перенесены под корму. Небольшие изменения коснулись места расположения инструментов и позиционных огней. 

Panzerkampfwagen III Ausf.M

Была убрана смотровая щель заряжающего, расположенная в маске пушки. Уголок, защищавший основание башни, тоже убрали. Были убраны и смотровые щели по бортам башни. На один танк установили в порядке эксперимента безоткатную пушку KwK 0725.

Танки Pz-III Ausf.L использовали для пополнения танковых частей, понесших потери. Часть танков попала в формирующиеся танковые полки моторизованных дивизий СС «Адольф Гитлер», «Мертвая голова» и «Рейх», а также в дивизию «Великая Германия».

Из заказанной 1000 танков было выпущено только 653 машины, остальные достраивались как танки Ausf.N, вооружённые 75-мм пушкой.

Panzerkampfwagen III Ausf.M

Последней модификацией Pz-III, вооружённой пушкой 5cm KwK39 L/60 стал танк Pz-III Ausf.M.

Первоначально был выдан заказ на 1000 танков, но потом его сократили до 250 танков (есть информация, что из-за всё большего числа «тридцатьчетвёрок», с которыми новая модель «трёшки» не могла бороться). Остальные были переделаны в StuG III и огнемётные танки.

Panzerkampfwagen III Ausf.MЭти танки не очень сильно отличались от предыдущей модификации. На бортах башни были установлены трехствольные гранатометы NbK калибра 90-мм. Эвакуационные люки в бортах корпуса были убраны, что позволило увеличить боезапас с 84 до 98 снарядов. Система выхлопов была приспособлена для форсирования бродов глубиной 1,3 м. предыдущие модификации могли форсировать только 0,8 м. глубину.

Выхлопные газы поступали в промежуточный сборник, одновременно служивший глушителем и снабженный выпускным клапаном. Кроме того на этих танках устанавливали подвижные заслонки воздухозаборника, предотвращающие попадание воды в силовое отделение. Когда эти заслонки были закрыты, воздух в силовое отделение из боевого перегонял специальный вентилятор.

Прожекторы были перенесены с корпуса танка на крылья. Изменилась форма буксирных серег. По иному крепилась турель для зенитного пулемёта. На этих танках были установлены кронштейны для экранов от кумулятивных снарядов. Передняя и задняя часть крыльев крепилась не на петлях, а была приварена.

Panzerkampfwagen III Ausf.N

Panzerkampfwagen III Ausf.N

Это была последняя модификация этого танка. Корпус и башня были взяты у двух предыдущих модификаций. Было использованно 447 шасси танков Pz-III Ausf.L и 213 от Pz-III Ausf.M. Единственно важным отличием стала короткоствольная пушка 7.5cm KwK37 L/24, устанавливавшаяся ранее на Pz-IV Ausf.A-F1.

На танках этой модификации была изменена маска пушки. Люк командирской башенки стал одностворчатым. На некоторых танках было установлено дополнительное бронирование маски, изменено крепление противооткатных механизмов пушки. Толщина брони командирской башенки составила 100 мм.

Выпуск танков этой модификации начался в июне 1942 года и продолжался до августа 1943 года. Всего было выпущено 663 танка и 37 переоборудовано.

Эти танки очень часто называли штурмовыми. Они направлялись в основном в батальоны тяжелых танков Pz-VI «Тiger». В этих батальонах они ходили в разведку и прикрывали «Тигров» от атак вражеской пехоты. Небольшое количество этих танков попало в 20-ю и 23-ю танковые дивизии и в дивизию СС «Мертвая голова».

Тактико-технические данные средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.A \\ Ausf.M

+10 0 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru