Тяжёлый танк ИС-1 (ИС-85)




>







В данном разделе собрана информация об одном из тяжелых танков ведущего свою ро­до­слов­ную от тан­ков КВ-1 и КВ-13. Мы расскажем о ИС-1 (ИС-85), истории его создания и боевом применении. О военной технике, средствах защиты и другую интересную информацию ищем в соответствующих разделах.




Тяжёлый танк ИС-1 (ИС-85)


В Начало

История создания

Тя­же­лый танк ИС-1 ве­дет свою ро­до­слов­ную от тан­ков КВ-1 и КВ-13.

КВ-13 (объ­ект 233) стал пер­вой круп­ной са­мо­стоя­тель­ной ра­бо­той Опыт­но­го тан­ко­во­го за­во­да, соз­дан­но­го в мар­те 1942 го­да в Че­ля­бин­ске на ба­зе СКБ-2. Ве­ду­щим кон­ст­рук­то­ром про­ек­та был на­зна­чен Н.В. Цейц. КВ-13 соз­да­вал­ся в рам­ках идеи уни­вер­саль­но­го тан­ка, со­от­вет­ст­во­вав­ше­го по мас­се сред­не­му, а по за­щи­те - тя­же­ло­му. Осо­бен­но­стью про­ек­та яв­ля­лось ши­ро­кое при­ме­не­ние бро­не­во­го ли­тья. Ли­ты­ми бы­ли вы­пол­не­ны не толь­ко баш­ня, но и ос­нов­ные эле­мен­ты кор­пу­са - но­со­вая часть, под­ба­шен­ная ко­роб­ка, блок кор­мы кор­пу­са. Это по­зво­ли­ло умень­шить внут­рен­ние не­ис­поль­зуе­мые объ­е­мы, диф­фе­рен­ци­ро­вать бро­не­за­щи­ту и в ито­ге со­кра­тить по­треб­ность в бро­не­лис­те. По­след­нее об­стоя­тель­ст­во бы­ло весь­ма важ­ным, осо­бен­но в све­те рас­по­ря­же­ния ГКО от 23 фев­ра­ля 1942 го­да, ко­то­рым пред­пи­сы­ва­лось вся­че­ски эко­но­мить бро­не­вой про­кат.

Спро­ек­ти­ро­ва­ли и из­го­то­ви­ли пер­вый об­ра­зец ма­ши­ны в чрез­вы­чай­но ко­рот­кие сро­ки, и в мае 1942 го­да он по­сту­пил на за­во­дские ис­пы­та­ния. Мас­са тан­ка со­став­ля­ла 31,7 т. Воо­ру­же­ние - 76-мм пуш­ка ЗИС-5 и спа­рен­ный пу­ле­мет ДТ.

Тол­щи­на ло­бо­вой бро­ни кор­пу­са дос­ти­га­ла 120, а баш­ни - 85 мм. Дви­га­тель В-2К мак­си­маль­ной мощ­но­стью 600 л.с. по­зво­лял раз­ви­вать ско­рость до 55 км/ч. Эле­мен­ты хо­до­вой час­ти, вклю­чая гу­се­ни­цу, взя­ли у Т-34, а опор­ные кат­ки по­за­им­ст­во­ва­ли от КВ. На КВ-13 был при­ме­нен под­ко­во­об­раз­ный усо­вер­шен­ст­во­ван­ный ра­диа­тор по ти­пу ус­та­нов­лен­но­го ра­нее на лег­ком тан­ке Т-50 (ва­ри­ант Ки­ров­ско­го за­во­да), что да­ло воз­мож­ность бо­лее плот­но ском­по­но­вать мо­тор­ное от­де­ле­ние и зна­чи­тель­но по­вы­сить ко­эф­фи­ци­ент ис­поль­зо­ва­ния воз­ду­ха, на­гне­тае­мо­го вен­ти­ля­то­ром. Ори­ги­наль­ной кон­ст­рук­ции де­вя­ти­ско­ро­ст­ная ко­роб­ка пе­ре­дач с трой­ным де­муль­ти­п­ли­ка­то­ром ус­та­нав­ли­ва­лась со­ос­но с пла­не­тар­ны­ми бор­то­вы­ми ре­дук­то­ра­ми.

Ис­пы­та­ния пер­во­го об­раз­ца КВ-13 вы­яви­ли ряд не­дос­тат­ков - труд­ность обес­пе­че­ния раз­гон­ных ха­рак­те­ри­стик ко­роб­ки пе­ре­дач, раз­ру­ше­ние опор­ных кат­ков и тра­ков хо­до­вой час­ти, спа­да­ние гу­се­ниц на по­во­ро­тах и т.д. В раз­гар ис­пы­та­ний в ию­ле 1942 го­да ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся Н.В. Цейц, и ве­ду­щим кон­ст­рук­то­ром по ма­ши­не был на­зна­чен Н.Ф. Шаш­му­рин. По его ини­циа­ти­ве на КВ-13 ус­та­но­ви­ли ко­роб­ку пе­ре­дач, раз­ра­бо­тан­ную для КВ-1с, и уз­лы хо­до­вой час­ти от это­го тан­ка. Од­на­ко и в та­ком ви­де танк ис­пы­та­ний не вы­дер­жал, по­сле че­го ин­те­рес за­каз­чи­ка к не­му за­мет­но умень­шил­ся. Не­смот­ря на это, на Опыт­ном тан­ко­вом за­во­де с де­каб­ря 1942 го­да на­ча­лась сбор­ка, впро­чем, до­воль­но вя­лая, двух но­вых ва­ри­ан­тов тан­ка КВ-13.

От пер­во­го об­раз­ца для этих ма­шин по­за­им­ст­во­ва­ли раз­ве что кор­пус, тор­си­он­ную под­вес­ку и пя­ти­кат­ко­вую хо­до­вую часть. Баш­ни и мно­гие дру­гие аг­ре­га­ты спро­ек­ти­ро­ва­ли за­но­во. Осо­бен­но­стью транс­мис­сии ста­ли двух­сту­пен­ча­тые пла­не­тар­ные ме­ха­низ­мы по­во­ро­та, раз­ра­бо­тан­ные А.И. Бла­го­нра­во­вым. Бы­ла усо­вер­шен­ст­во­ва­на сис­те­ма ох­ла­ж­де­ния, в гу­се­нич­ном дви­жи­те­ле ис­поль­зо­ва­лись толь­ко аг­ре­га­ты тан­ка КВ-1с, при этом гу­се­нич­ную цепь об­лег­чи­ли за счет при­ме­не­ния не­чет­ных без­греб­не­вых тра­ков.

Са­мое не­по­сред­ст­вен­ное влия­ние на тем­пы из­го­тов­ле­ния этих ма­шин ока­за­ло по­яв­ле­ние осень­ю-зи­мой 1942-1943 го­да на со­вет­ско-гер­ман­ском фрон­те но­вых не­мец­ких тя­же­лых тан­ков «Тигр». По­ста­нов­ле­ни­ем ГКО от 24 фев­ра­ля 1943 го­да Че­ля­бин­ско­му Ки­ров­ско­му за­во­ду и за­во­ду №100 НКТП (так к это­му вре­ме­ни стал име­но­вать­ся Опыт­ный тан­ко­вый за­вод) пред­пи­сы­ва­лось из­го­то­вить и предъ­я­вить на го­сис­пы­та­ния два опыт­ных об­раз­ца тан­ков «Ио­сиф Ста­лин» - ИС. В ка­че­ст­ве ис­ход­ных для них и бы­ли взя­ты по­след­ние ва­ри­ан­ты КВ-13. При этом пер­вый, воо­ру­жен­ный 76-мм пуш­кой ЗИС-5, по­лу­чил обо­зна­че­ние ИС-1 с со­хра­не­ни­ем за­во­дско­го ин­дек­са «объ­ект 233», а вто­рой, со 122-мм тан­ко­вой гау­би­цей У-11 в баш­не, за­им­ст­во­ван­ной у опыт­но­го тя­же­ло­го тан­ка КВ-9, - ИС-2 (объ­ект 234).

ИС «образец №1»


Ис­пы­та­ния обе­их ма­шин про­во­ди­лись в пе­ри­од с 22 мар­та по 19 ап­ре­ля 1943 го­да и про­шли в це­лом удач­но. Ко­мис­сия при­зна­ла, что в ре­зуль­та­те бо­лее плот­ной ком­по­нов­ки, чем у КВ-1с, тан­ки ИС име­ют при мень­шей мас­се бо­лее силь­ное бро­ни­ро­ва­ние и бо­лее вы­со­кую ско­рость дви­же­ния при рав­но­цен­ном с ним воо­ру­же­нии у ИС-1 и бо­лее мощ­ном у ИС-2. Од­на­ко от­ме­ча­лись и серь­ез­ные де­фек­ты, глав­ным об­ра­зом в мо­тор­но-транс­мис­си­он­ной ус­та­нов­ке и хо­до­вой час­ти. На мяг­ком грун­те тан­ки ис­пы­ты­ва­ли боль­шое со­про­тив­ле­ние дви­же­нию за счет про­ги­ба звень­ев гу­се­ни­цы в меж­ка­кат­ко­вое про­стран­ст­во - боль­шее, чем у КВ-1с. Ко­мис­сия ре­ко­мен­до­ва­ла пре­ду­смот­реть на сле­дую­щих об­раз­цах ИС уве­ли­че­ние чис­ла опор­ных кат­ков.

Па­рал­лель­но с ис­пы­та­ния­ми на ЧКЗ, на за­во­де №100 и ос­нов­ных пред­при­ятия­х-с­меж­ни­ках - УЗТМ и за­во­де №200 пол­ным хо­дом раз­вер­ну­лась под­го­тов­ка к се­рий­но­му про­из­вод­ст­ву но­вых бое­вых ма­шин. Но даль­ней­шие со­бы­тия за­ста­ви­ли вне­сти в нее весь­ма су­ще­ст­вен­ные кор­рек­ти­вы. В на­ча­ле ап­ре­ля бы­ли по­лу­че­ны дос­то­вер­ные дан­ные о бро­не­вой за­щи­те «Ти­гра», и уже 15 ап­ре­ля вы­шло по­ста­нов­ле­ние ГКО, ко­то­рое обя­зы­ва­ло Нар­ко­мат воо­ру­же­ния соз­дать мощ­ные тан­ко­вые пуш­ки, спо­соб­ные бо­роть­ся с но­вой тех­ни­кой вра­га.

В кон­це ап­ре­ля на НИ­ИБ­ТПо­ли­го­не в под­мос­ков­ной Ку­бин­ке рас­стре­лу из раз­лич­ных арт­сис­тем под­верг­ли един­ст­вен­ный тро­фей­ный «Тигр». В ре­зуль­та­те вы­яс­ни­лось, что наи­бо­лее эф­фек­тив­ное сред­ст­во борь­бы с ним - 85-мм зе­нит­ная пуш­ка 52-K обр. 1939 г., ко­то­рая с дис­тан­ции до 1000 м про­би­ва­ла его 100-мм бро­ню. По­ста­нов­ле­ние ГКО от 5 мая 1943 го­да «Об уси­ле­нии ар­тил­ле­рий­ско­го воо­ру­же­ния тан­ков и са­мо­ход­ных ус­та­но­вок» ори­ен­ти­ро­ва­ло кон­ст­рук­тор­ские бю­ро на бал­ли­сти­ку этой пуш­ки. В со­от­вет­ст­вии с этим по­ста­нов­ле­ни­ем Цен­траль­но­му ар­тил­ле­рий­ско­му кон­ст­рук­тор­ско­му бю­ро - ЦАКБ (на­чаль­ник - В.Г. Гра­бин) и КБ за­во­да №9 НКВ (глав­ный кон­ст­рук­тор Ф.Ф. Пет­ров) пред­пи­сы­ва­лось раз­ра­бо­тать и ус­та­но­вить на двух тан­ках КВ-1с и двух опыт­ных тан­ках ИС 85-мм пуш­ки с бал­ли­сти­кой зе­нит­но­го ору­дия 52-К.

В пер­вой по­ло­ви­не ию­ня все че­ты­ре пуш­ки - две С-31 ЦАКБ и две Д-5Т за­во­да №9 - бы­ли го­то­вы. С-31 раз­ра­бо­та­ли пу­тем на­ло­же­ния 85-мм ство­ла на люль­ку 76-мм се­рий­ной тан­ко­вой пуш­ки ЗИС-5, что мог­ло су­ще­ст­вен­но об­лег­чить ее про­из­вод­ст­во. Что ка­са­ет­ся Д-5Т, то она пред­став­ля­ла со­бой ва­ри­ант пуш­ки Д-5С, раз­ра­бо­тан­ной для са­мо­ход­но-ар­тил­ле­рий­ской ус­та­нов­ки СУ-85, и от­ли­ча­лась ма­лой мас­сой и не­боль­шой дли­ной от­ка­та.

Уже в хо­де эс­киз­ных про­ра­бо­ток ком­по­нов­ки тан­ка ИС с 85-мм пуш­кой вы­яс­ни­лось, что при диа­мет­ре ба­шен­но­го по­го­на в све­ту 1535 мм ус­та­но­вить та­кое ору­дие без рез­ко­го ухуд­ше­ния ус­ло­вий ра­бо­ты эки­па­жа не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. По­это­му по­гон ре­ши­ли рас­ши­рить до 1800 мм за счет уве­ли­че­ния объ­е­ма бое­во­го от­де­ле­ния и, со­от­вет­ст­вен­но, дли­ны тан­ка на 420 мм. По­сколь­ку дли­на кор­пу­са ме­ж­ду вто­рым и треть­им опор­ны­ми кат­ка­ми су­ще­ст­вен­но воз­рос­ла, в хо­до­вую часть тан­ка при­шлось до­ба­вить шес­той опор­ный ка­ток. Под уве­ли­чен­ный диа­метр по­го­на на за­во­де №200 от­ли­ли но­вую баш­ню. Все эти из­ме­не­ния при­ве­ли к рос­ту мас­сы тан­ка до 44 т, сни­же­нию удель­ной мощ­но­сти и ухуд­ше­нию ди­на­ми­че­ских ха­рак­те­ри­стик. Та­ко­ва бы­ла пла­та за бо­лее мощ­ное воо­ру­же­ние. Танк с 85-мм пуш­кой по­лу­чил обо­зна­че­ние «объ­ект 237». Два опыт­ных ИСа, №1 - с пуш­кой С-31 и №2 - с Д-5Т, бы­ли го­то­вы в на­ча­ле ию­ля 1943 го­да.

«Объект 237»

Од­но­вре­мен­но с ра­бо­той над объ­ек­том 237 на ЧКЗ из­го­то­ви­ли и два эс­киз­ных про­ек­та ус­та­нов­ки 85-мм пуш­ки на танк КВ-1с. Пер­вый ва­ри­ант - объ­ект 238 - пред­став­лял со­бой се­рий­ный КВ-1с с пуш­кой С-31 в штат­ной баш­не, вто­рой - объ­ект 239 - по­лу­чил баш­ню от объ­ек­та 237 с пуш­кой Д-5Т.

В ию­ле 1943 го­да про­хо­ди­ли срав­ни­тель­ные ис­пы­та­ния всех че­ты­рех тан­ков. На ос­но­ва­нии по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов пред­поч­те­ние от­да­ли пуш­ке Д-5Т и объ­ек­там 237 и 239, ко­то­рые с это­го мо­мен­та на­ча­ли име­но­вать­ся ИС-85 и КВ-85 со­от­вет­ст­вен­но. Из-за край­ней стес­нен­но­сти бое­во­го от­де­ле­ния и не­воз­мож­но­сти нор­маль­ной ра­бо­ты в нем эки­па­жа объ­ект 238 за­бра­ко­ва­ли.

«Объект 239»

31 ию­ля в Ку­бин­ку на НИ­ИБ­ТПо­ли­гон для про­хо­ж­де­ния го­су­дар­ст­вен­ных ис­пы­та­ний при­бы­ли тан­ки КВ-85 и ИС-85. Тех­ни­ку со­про­во­ж­да­ли 28 спе­циа­ли­стов во гла­ве с глав­ным ин­же­не­ром за­во­да №100 Н.М. Си­не­вым. Ис­пы­та­ния на­ча­лись 2 ав­гу­ста и про­во­ди­лись ко­мис­си­ей под пред­се­да­тель­ст­вом на­чаль­ни­ка Тех­ни­че­ско­го управ­ле­ния ГБТУ Крас­ной Ар­мии ге­не­ра­л-май­о­ра С.А. Афо­ни­на. Ар­тил­ле­рий­ские ис­пы­та­ния про­хо­ди­ли на Го­ро­хо­вец­ком ар­тил­ле­рий­ском по­ли­го­не. По их ре­зуль­та­там ко­мис­сия ре­ко­мен­до­ва­ла оба об­раз­ца к при­ня­тию на воо­ру­же­ние. За­тем тан­ки раз­мес­ти­ли на под­мос­ков­ной стан­ции Чер­ки­зо­во в це­хах эва­куи­ро­ван­но­го за­во­да №37. 8 ав­гу­ста ко­лон­на опыт­ных бое­вых ма­шин про­шла по ули­цам Мо­ск­вы в Кремль, где они бы­ли ос­мот­ре­ны Ста­ли­ным, Мо­ло­то­вым, Во­ро­ши­ло­вым, Бе­рия, Фе­до­рен­ко, Ма­лы­ше­вым и др.

4 сен­тяб­ря 1943 го­да по­ста­нов­ле­ни­ем ГКО тя­же­лый танк ИС-85 при­ня­ли на воо­ру­же­ние Крас­ной Ар­мии. Этим же по­ста­нов­ле­ни­ем Опыт­ный за­вод №100 обя­зы­ва­ли спро­ек­ти­ро­вать, из­го­то­вить и ис­пы­тать со­вме­ст­но с тех­ни­че­ским управ­ле­ни­ем ГБТУ до 15 ок­тяб­ря 1943 го­да танк ИС, воо­ру­жен­ный пуш­кой ка­либ­ра 122 мм, а до 1 но­яб­ря са­мо­ход­но-ар­тил­ле­рий­скую ус­та­нов­ку ИС-152 на его ба­зе.

Го­су­дар­ст­вен­ная ко­мис­сия раз­ра­бо­та­ла ряд пред­ло­же­ний по усо­вер­шен­ст­во­ва­нию кон­ст­рук­ции тан­ка ИС, часть из ко­то­рых - под яв­ным влия­ни­ем за­ру­беж­но­го опы­та. К по­след­ним от­но­сят­ся пред­ло­же­ния спро­ек­ти­ро­вать и ис­пы­тать гид­рав­ли­че­ский ме­ха­низм по­во­ро­та баш­ни по ти­пу аме­ри­кан­ско­го тан­ка М4А2 и ту­рель­ную зе­нит­но-пу­ле­мет­ную ус­та­нов­ку на лю­ке ко­ман­дир­ской ба­шен­ки, раз­ра­бо­тать ус­та­нов­ку в баш­не каз­но­за­ряд­но­го 50-мм ми­но­ме­та для са­мо­за­щи­ты и за­пус­ка сиг­наль­ных ра­кет. Пред­ла­га­лось так­же спро­ек­ти­ро­вать люль­ку, при­год­ную для ус­та­нов­ки 85-, 100-, 122- и 152-мм пу­шек.

Пер­вые се­рий­ные тан­ки ИС-85 бы­ли из­го­тов­ле­ны в ок­тяб­ре 1943 го­да. Па­рал­лель­но со сбор­кой ИСов в це­хах ЧКЗ вплоть до кон­ца го­да про­дол­жал­ся вы­пуск тан­ков КВ-85. В ян­ва­ре 1944 го­да це­хи ЧКЗ по­ки­ну­ли по­след­ние 40 ИС-85. На за­во­де №9 вме­сто пу­шек Д-5Т для тан­ка ИС на­ча­ли про­из­вод­ст­во пу­шек Д-25 с порш­не­вым за­тво­ром. Все­го бы­ло про­из­ве­де­но 107 ИС-1.

Боевое применение

В фев­ра­ле 1944 го­да имев­шие­ся в со­ста­ве Крас­ной Ар­мии пол­ки про­ры­ва, уком­плек­то­ван­ные тан­ка­ми КВ, бы­ли пе­ре­ве­де­ны на но­вые шта­ты. Од­но­вре­мен­но на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние но­вых час­тей, ос­на­щен­ных ма­ши­на­ми ИС, ко­то­рые ста­ли име­но­вать­ся тя­же­лы­ми тан­ко­вы­ми пол­ка­ми. При этом им еще при фор­ми­ро­ва­нии при­сваи­ва­лось на­име­но­ва­ние «гвар­дей­ский». По шта­ту в но­вых пол­ках на­счи­ты­ва­лось 375 че­ло­век лич­но­го со­ста­ва, че­ты­ре тан­ко­вые ро­ты ИС (21 танк), ро­та ав­то­мат­чи­ков, ро­та тех­ни­че­ско­го обес­пе­че­ния, зе­нит­ная ба­та­рея, са­пер­ный, хо­зяй­ст­вен­ный взво­ды и пол­ко­вой ме­ди­цин­ский пункт. Фор­ми­ро­ва­ние ве­лось в Тес­ниц­ком тан­ко­вом ла­ге­ре под Ту­лой. Осо­бен­но­стью эки­па­жа тя­же­ло­го тан­ка ИС бы­ло на­ли­чие в нем двух офи­це­ров - ко­ман­ди­ра тан­ка и стар­ше­го ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля и двух сер­жан­тов - на­вод­чи­ка ору­дия и за­ря­жаю­ще­го (он же млад­ший ме­ха­ни­к-во­ди­тель). По­доб­ный со­став эки­па­жей го­во­рит о важ­но­сти за­да­чи, ко­то­рая воз­ла­га­лась на но­вые ма­ши­ны и воо­ру­жен­ные ими гвар­дей­ские пол­ки. К со­жа­ле­нию, толь­ко не­боль­шая часть эки­па­жей вое­ва­ла ра­нее на тя­же­лых тан­ках КВ и «Чер­чилль» и име­ла бое­вой опыт. В ос­нов­ном же лич­ный со­став при­бы­вал из учи­лищ, ино­гда по­сле до­пол­ни­тель­ной под­го­тов­ки на ЧКЗ. При от­прав­ке на фронт к пол­кам при­ко­ман­ди­ро­вы­ва­лись пред­ста­ви­те­ли ГБТУ для на­блю­де­ния за ис­поль­зо­ва­ни­ем но­вых тан­ков.

Пер­вые три пол­ка (1-й, 29-й и 58-й) по­сту­пи­ли в опе­ра­тив­ное под­чи­не­ние ко­ман­дую­ще­му 1-й гвар­дей­ской ар­ми­ей, ко­то­рая на­но­си­ла глав­ный удар в хо­де Про­ску­ров­ско-Чер­но­виц­кой на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции. Еще два пол­ка (8-й и 13-й) во­шли в со­став 2-й гвар­дей­ской тан­ко­вой ар­мии и вме­сте с дру­ги­ми час­тя­ми при­ня­ли на се­бя ос­нов­ной удар 16-й, 17-й и 1-й не­мец­ких тан­ко­вых ди­ви­зий, пы­тав­ших­ся де­бло­ки­ро­вать груп­пи­ров­ку, ок­ру­жен­ную со­вет­ски­ми вой­ска­ми у г. Кор­сунь-Шев­чен­ков­ский.

Од­ним из пер­вых всту­пил в бой 13-й гвар­дей­ский тя­же­лый тан­ко­вый полк про­ры­ва. 15 фев­ра­ля 1944 го­да, имея в сво­ем со­ста­ве 21 танк ИС-85, он при­был в рай­он Фас­тов - Бе­лая Цер­ковь. По­сле мар­ша полк по­лу­чил за­да­чу под­дер­жать ата­ку 109-й тан­ко­вой бри­га­ды на д. Ли­сян­ка, для че­го ко­ман­ди­ром пол­ка бы­ла вы­де­ле­на ро­та - пять тан­ков ИС. К мо­мен­ту всту­п­ле­ния ее в бой по­след­ние Т-34 109-й тан­ко­вой бри­га­ды, ата­ко­вав­шие Ли­сян­ку в лоб, бы­ли под­би­ты «пан­те­ра­ми» и про­ти­во­тан­ко­вы­ми и штур­мо­вы­ми ору­дия­ми нем­цев. Под­пус­тив ИСы на рас­стоя­ние 600-800 м, не­мец­кие тан­ки и САУ от­кры­ли шкваль­ный огонь и в те­че­ние 10 ми­нут под­би­ли все на­ши тя­же­лые ма­ши­ны, при этом две из них сго­ре­ли. Ка­ж­дый танк по­лу­чил от 3 до 7 по­па­да­ний. На сле­дую­щий день д. Ли­сян­ку ок­ру­жи­ли и взя­ли. В ней бы­ли за­хва­че­ны бро­шен­ные без го­рю­че­го 16 «пан­тер», два Pz.IV и два штур­мо­вых ору­дия.

5 мар­та 1944 го­да 15 ИС-85 13-й гвар­дей­ско­го тя­же­ло­го тан­ко­во­го пол­ка про­ры­ва под­дер­жи­ва­ли ата­ку 50-й тан­ко­вой бри­га­ды на Умань. Во вре­мя боя пять тан­ков бы­ло под­би­то ог­нем 88-мм зе­нит­ных ору­дий, три ма­ши­ны вы­шли из строя по тех­ни­че­ским при­чи­нам, а од­на упа­ла с мос­та у д. Пол­ков­ни­чье и пе­ре­вер­ну­лась. Здесь же про­изо­шел и до­воль­но ред­кий слу­чай: ниж­ний ло­бо­вой лист од­но­го ИСа про­би­ло сна­ря­дом тя­же­ло­го не­мец­ко­го про­ти­во­тан­ко­во­го ру­жья s.Pz.B.41, имев­ше­го ко­ни­че­ский ствол ка­либ­ра 28/20 мм.

Пер­вое за­фик­си­ро­ван­ное столк­но­ве­ние ИС-85 с «ти­гра­ми» про­изош­ло 4 мар­та 1944 го­да в рай­оне г. Ста­ро­кон­стан­ти­но­ва на Ук­раи­не в хо­де Про­ску­ров­ско-Чер­но­виц­кой на­сту­па­тель­ной опе­ра­ции. 1-й гвар­дей­ский тя­же­лый тан­ко­вый полк про­ры­ва (ко­ман­дир - под­пол­ков­ник Н.И. Бу­ла­нов) всту­пил в бой с ро­той тя­же­лых тан­ков «Тигр» 503-го тя­же­ло­го тан­ко­во­го ба­таль­о­на. В хо­де пе­ре­стрел­ки в ус­ло­ви­ях пло­хой ви­ди­мо­сти с дис­тан­ции 1500-1800 м один ИС ока­зал­ся под­бит, а три по­лу­чи­ли по­вре­ж­де­ния но впо­след­ст­вии бы­ли от­ре­мон­ти­ро­ва­ны. От­вет­ным ог­нем ИСов у од­но­го «Ти­гра» по­вре­ди­ли пуш­ку, а у дру­го­го - хо­до­вую часть. 16 мар­та «тиг­ры», от­крыв огонь из за­са­ды, под­би­ли че­ты­ре ИСа, два из ко­то­рых сго­ре­ли вме­сте с эки­па­жа­ми. Чуть рань­ше, 8 мар­та, два ИСа со 150-200 м бы­ли рас­стре­ля­ны за­мас­ки­ро­ван­ны­ми 75-мм штур­мо­вы­ми ору­дия­ми. Один танк по­лу­чил 8 по­па­да­ний, дру­гой - 4.

В ре­зуль­та­те этих бо­ев поя­ви­лось за­клю­че­ние ГБТУ о не­со­от­вет­ст­вии воо­ру­же­ния ИС-85 и его бро­ни­ро­ва­ния ана­ло­гич­ным по­ка­за­те­лям не­мец­ких тя­же­лых тан­ков. В нем ре­ко­мен­до­ва­лось из­ме­нить фор­му и бро­ни­ро­ва­ние ло­бо­вой час­ти кор­пу­са и уси­лить воо­ру­же­ние тан­ков ИС. Со­хра­нив­шие­ся до­ку­мен­ты тех лет по­зво­ля­ют сде­лать вы­вод, что из об­ще­го ко­ли­че­ст­ва из­го­тов­лен­ных тя­же­лых тан­ков это­го ти­па в бо­ях при­ня­ли уча­стие ров­но 100 еди­ниц. Еще 6 тан­ков бы­ли от­прав­ле­ны в выс­шие офи­цер­ские тан­ко­вые шко­лы - по две ма­ши­ны в ка­ж­дую. Один танк №31113 на­хо­дил­ся на ис­пы­та­ни­ях на по­ли­го­не в Ку­бин­ке. К кон­цу вой­ны в строю ос­та­ва­лось 37 ис­прав­ных тан­ков ИС-85. Еще 37 в ап­ре­ле 1945 го­да бы­ли спи­са­ны из-за ес­те­ст­вен­но­го из­но­са, по­сколь­ку про­бег ка­ж­до­го из них пре­вы­сил 2000 км.

Описание

Ком­по­нов­ка тя­же­ло­го тан­ка ИС-1 - клас­си­че­ская, с кор­мо­вым рас­по­ло­же­ни­ем транс­мис­сии.
Кор­пус тан­ка де­лил­ся на че­ты­ре от­де­ле­ния: управ­ле­ния, бое­вое, мо­тор­ное и транс­мис­си­он­ное.
От­де­ле­ние управ­ле­ния рас­по­ла­га­лось в но­со­вой час­ти кор­пу­са. В нем раз­ме­ща­лись си­де­нье ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля, два то­п­лив­ных ба­ка, при­во­ды управ­ле­ния тан­ком, кон­троль­ные при­бо­ры, два бал­ло­на со сжа­тым воз­ду­хом, цен­траль­ный то­п­лив­ный кран, руч­ной то­п­лив­ный на­сос, при­бо­ры на­блю­де­ния, кноп­ка элек­тро­спус­ка кур­со­во­го пу­ле­ме­та и часть ЗИП. За си­день­ем ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля в дни­ще имел­ся ава­рий­ный люк.

Бое­вое от­де­ле­ние рас­по­ла­га­лось за от­де­ле­ни­ем управ­ле­ния и за­ни­ма­ло сред­нюю часть кор­пу­са тан­ка. Здесь на­хо­ди­лись си­де­нья за­ря­жаю­ще­го (спра­ва от пуш­ки), си­де­нье ко­ман­ди­ра баш­ни (на­вод­чи­ка) (сле­ва от пуш­ки), си­де­нье ко­ман­ди­ра тан­ка (за си­день­ем ко­ман­ди­ра баш­ни), кур­со­вой пу­ле­мет, ос­нов­ная часть бое­ком­плек­та, ак­ку­му­ля­тор­ные ба­та­реи, обог­ре­ва­те­ли, ВКУ и часть ЗИП. По дни­щу бое­во­го от­де­ле­ния про­хо­ди­ли тя­ги при­во­дов управ­ле­ния тан­ком.

Над бое­вым от­де­ле­ни­ем ус­та­нав­ли­ва­лась баш­ня, в ко­то­рой раз­ме­ща­лись пуш­ка и два пу­ле­ме­та, при­це­лы и при­бо­ры на­блю­де­ния, часть бое­ком­плек­та, ра­дио­стан­ция, ме­ха­низ­мы по­во­ро­та баш­ни, вен­ти­ля­тор бое­во­го от­де­ле­ния и часть ЗИП.

Мо­тор­ное от­де­ле­ние на­хо­ди­лось за бое­вым и от­де­ля­лось от не­го пе­ре­го­род­кой. В се­ре­ди­не его на под­мо­тор­ных крон­штей­нах ус­та­нав­ли­вал­ся дви­га­тель. По обе сто­ро­ны от не­го, по бор­там, на­хо­ди­лись: спра­ва - то­п­лив­ный, сле­ва - мас­ля­ный ба­ки; над ни­ми - мас­ля­ные ра­диа­то­ры, а в пе­ред­ней час­ти мо­тор­но­го от­де­ле­ния, по бор­там, - воз­ду­хо­очи­сти­те­ли «муль­ти­ци­клон».

Транс­мис­си­он­ное от­де­ле­ние рас­по­ла­га­лось в кор­мо­вой час­ти тан­ка и от­де­ля­лось от мо­тор­но­го пе­ре­го­род­кой. В нем раз­ме­ща­лись глав­ный фрик­ци­он, цен­тро­беж­ный вен­ти­ля­тор, ко­роб­ка пе­ре­дач, пла­не­тар­ные ме­ха­низ­мы по­во­ро­та и бор­то­вые пе­ре­да­чи. В пе­ре­го­род­ке ме­ж­ду мо­тор­ным и транс­мис­си­он­ным от­де­ле­ния­ми, над вен­ти­ля­то­ром, ус­та­нав­ли­ва­лись во­дя­ные ра­диа­то­ры.

Кор­пус
Кор­пус тан­ка пред­став­лял со­бой же­ст­кую бро­не­вую свар­ную ко­роб­ку из ли­той и ка­та­ной бро­ни. Кор­пус со­сто­ял из сле­дую­щих де­та­лей: дни­ща, но­со­вой час­ти, бор­тов, кор­мы, кры­ши и по­пе­реч­ных пе­ре­го­ро­док. Ли­тые де­та­ли кор­пу­са - но­со­вая часть и под­ба­шен­ная ко­роб­ка. Дни­ще, бор­та, кор­ма и кры­ша кор­пу­са - ка­та­ные.

Дни­ще со­стоя­ло из двух лис­тов, со­еди­нен­ных встык свар­ным швом. В дни­ще име­лось 12 вы­ре­зов, в ко­то­рые вва­ри­ва­лись крон­штей­ны тор­си­он­ных ва­лов, три лю­ка (пе­ред­ний - за­пас­но­го вы­хо­да, сред­ний - под­мо­тор­ный, зад­ний - для дос­ту­па к эле­мен­там транс­мис­сии) и 9 от­вер­стий, пред­на­зна­чен­ных для спус­ка то­п­ли­ва, мас­ла и во­ды из ба­ков и сис­тем дви­га­те­ля.

Но­со­вая часть кор­пу­са пред­став­ля­ла со­бой фа­сон­ную мас­сив­ную от­лив­ку, ко­то­рая при­ва­ре­на к дни­щу, к под­ба­шен­ной ко­роб­ке и к ниж­ним вер­ти­каль­ным бор­то­вым лис­там. Сна­ру­жи на но­со­вой час­ти вни­зу вва­ри­ва­лись два ры­ма с пру­жин­ны­ми за­щел­ка­ми для бук­си­ро­ва­ния тан­ка. На верх­нем на­клон­ном лис­те мон­ти­ро­вал­ся смот­ро­вой люк во­ди­те­ля, с ко­зырь­ком за­щи­щав­шем внут­рен­нюю часть тан­ка от во­ды. С бо­ков в но­со­вую часть вва­ри­ри­ва­лись крон­штей­ны на­прав­ляю­щих ко­лес.

Под­ба­шен­ная ко­роб­ка при­ва­ри­ва­лась к но­со­вой час­ти, кры­ше мо­тор­но­го от­де­ле­ния и верх­ним на­клон­ным бор­там. В под­ба­шен­ную ко­роб­ку вва­ри­вал­ся под­ба­шен­ный по­яс, к ко­то­ро­му кре­пил­ся ниж­ний по­гон баш­ни. Уг­луб­лен­ная по­сад­ка поя­са ис­клю­ча­ла воз­мож­ность за­кли­ни­ва­ния баш­ни. На на­руж­ной по­верх­но­сти име­лись 2 от­вер­стия для ус­та­нов­ки пе­ри­ско­пи­че­ских смот­ро­вых при­бо­ров ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля, слу­жив­ших для на­блю­де­ния за ме­ст­ность при за­кры­том смот­ро­вом лю­ке.
Бор­та кор­пу­са со­стоя­ли из верх­них на­клон­ных и ниж­них вер­ти­каль­ных лис­тов.
Кор­ма кор­пу­са со­стоя­ла из трех на­клон­ных кор­мо­вых лис­тов: верх­не­го, сред­не­го и ниж­не­го. Ниж­ний на­клон­ный лист при­ва­ри­вал­ся к дни­щу тан­ка. В не­го вва­ри­ва­лись два ры­ма и две пру­жин­ных за­щёл­ки для бук­си­ро­ва­ния тан­ка зад­ним хо­дом. Сред­ний на­клон­ный лист кре­пил­ся пет­ля­ми к ниж­не­му на­клон­но­му лис­ту. Для кон­троль­ных ос­мот­ров транс­мис­си­он­но­го от­де­ле­ния в нем име­лось два за­кре­п­лен­ных на пет­лях лю­ка. Верх­ний на­клон­ный лист при­кре­п­лял­ся к бор­там.
Кры­ша кор­пу­са де­лит­ся по­пе­реч­ной бал­кой на две час­ти: од­на часть за­кры­ва­ет мо­тор­ное от­де­ле­ние, дру­гая - транс­мис­си­он­ное.

Баш­ня
Баш­ня - ли­тая, об­те­кае­мой фор­мы. В ее ло­бо­вой час­ти име­лась ам­бра­зу­ра, за­кры­вае­мая под­виж­ной бро­ни­ров­кой с тре­мя от­вер­стия­ми для пуш­ки, спа­рен­но­го с ней пу­ле­ме­та и те­ле­ско­пи­че­ско­го при­це­ла. В зад­ней час­ти баш­ни с ле­вой сто­ро­ны на­хо­дил­ся при­лив, где кре­пи­лась ша­ро­вая ус­та­нов­ка кор­мо­во­го пу­ле­ме­та. По бор­там баш­ни име­лись люч­ки для стрель­бы из лич­но­го ору­жия, за­кры­вае­мые бро­не­вы­ми за­глуш­ка­ми. С на­ру­жи по бор­там кре­пи­лись по­руч­ни для тан­ко­во­го де­сан­та.

В кры­шу бы­ла вва­ре­на ко­ман­дир­ская ба­шен­ка с вход­ным лю­ком и ше­стью смот­ро­вы­ми ще­ля­ми. Спра­ва от ко­ман­дир­ской ба­шен­ки имел­ся люк для по­сад­ки и вы­сад­ки эки­па­жа. По се­ре­ди­не на­клон­но­го лис­та баш­ни имел­ся люк для вен­ти­ля­ции бое­во­го от­де­ле­ния.

Баш­ня при­во­ди­лась во вра­ще­ние элек­три­че­ским по­во­рот­ным ме­ха­низ­мом или вруч­ную. При ра­бо­те элек­тро­при­во­да мак­си­маль­ная ско­рость по­во­ро­та баш­ни дос­ти­га­ла 2,4 об/мин.

Воо­ру­же­ние
На тан­ке ус­та­нав­ли­ва­лась 85-мм пуш­ка Д5-Т85 (Д-5Т) с дли­ной ство­ла 52 ка­либ­ра. Мас­са пуш­ки - 1530 кг. Вер­ти­каль­ная на­вод­ка - в пре­де­лах от -3° до +25°. Пуш­ка име­ла кли­но­вой за­твор и по­лу­ав­то­ма­ти­ку ко­пир­но­го ти­па. Про­ти­во­от­кат­ные уст­рой­ст­ва пуш­ки со­стоя­ли из гид­рав­ли­че­ско­го тор­мо­за от­ка­та и гид­ро­пнев­ма­ти­че­ско­го на­кат­ни­ка и рас­по­ла­га­лись над ство­лом: с пра­вой сто­ро­ны - на­кат­ник, с ле­вой - тор­моз от­ка­та. Вы­стрел из пуш­ки про­из­во­дил­ся с по­мо­щью элек­тро­спус­ка, кноп­ка ко­то­ро­го на­хо­ди­лась на ру­ко­ят­ке ма­хо­ви­ка подъ­ем­но­го ме­ха­низ­ма.

В тан­ке ус­та­нав­ли­ва­лись три 7,62-мм пу­ле­ме­та ДТ, из них два в баш­не и один кур­со­вой - в кор­пу­се. Один из пу­ле­ме­тов, раз­ме­щен­ных в баш­не, был спа­рен с пуш­кой, дру­гой - смон­ти­ро­ван в ша­ро­вой ус­та­нов­ке в кор­мо­вом лис­те. Кур­со­вой пу­ле­мет же­ст­ко за­кре­п­лял­ся па­рал­лель­но оси тан­ка в вва­рен­ном в кор­пус пат­руб­ке. Огонь из не­го вел ме­ха­ни­к-во­ди­тель.

Для ве­де­ния стрель­бы пря­мой на­вод­кой из пуш­ки Д5-Т85 и спа­рен­но­го с ней пу­ле­ме­та при­ме­ня­лись те­ле­ско­пи­че­ский при­цел 10Т-15 (по­ле зре­ния - 15°, крат­ность - 2,5) и пе­ри­ско­пи­че­ский при­цел ПТ4-15. Шка­ла при­це­ла 10Т-15 име­ла от­дель­ные шка­лы для стрель­бы бро­не­бой­ны­ми сна­ря­да­ми, ос­ко­лоч­ны­ми гра­на­та­ми и стрель­бы из спа­рен­но­го пу­ле­ме­та ДТ. Для стрель­бы по за­кры­тым це­лям пуш­ка обо­ру­до­ва­лась бо­ко­вым уров­нем. На кор­мо­вом пу­ле­ме­те пре­ду­смат­ри­ва­лась ус­та­нов­ка снай­пер­ско­го оп­ти­че­ско­го при­це­ла ти­па ПУ.

Бое­ком­плект ИС-1 со­сто­ял из 59 вы­стре­лов и 2520 па­тро­нов к пу­ле­ме­там. Вы­стре­лы ук­ла­ды­ва­лись в баш­не, в кор­пу­се сза­ди пе­ред­них то­п­лив­ных ба­ков, в под­ба­шен­ной ко­роб­ке и в ящи­ках на дни­ще бое­во­го от­де­ле­ния.

Для стрель­бы из пуш­ки Д5-Т85 при­ме­ня­лись штат­ные сна­ря­ды 85-мм зе­нит­ной пуш­ки обр. 1939 г.:
- сна­ряд с дис­тан­ци­он­ной гра­на­той 53-УО-365, взры­ва­те­ля­ми Т-5 или ВМ-2 и КТМ-1;
- сна­ряд с бро­не­бой­но-т­рас­си­рую­щим сна­ря­дом 53-УБР-365 с дон­ным взры­ва­те­лем М2-5.

До­пол­ни­тель­но в бое­ком­плект вхо­ди­ли 25 гра­нат Ф-1.

Дви­га­тель и транс­мис­сия
На тан­ке ус­та­нав­ли­вал­ся 12-цилиндровый че­ты­рех­такт­ный ди­зель В-2ИС (В-2-10) мощ­но­стью 520 л.с. при 2000 об/мин. Ци­лин­д­ры рас­по­ла­га­лись V-образно под уг­лом 60°. Сте­пень сжа­тия 14-15. Мас­са дви­га­те­ля 1000 кг.

То­п­ли­во - ди­зель­ное, мар­ки ДТ или га­зойль мар­ки «Э» по ОСТ 8842. Об­щая ем­кость трех то­п­лив­ных ба­ков 520 л (пра­вый - 190 л, ле­вый - 245 л, зад­ний - 85 л). Еще 300 л пе­ре­во­зи­лось в трех на­руж­ных ба­ках, не под­клю­чен­ных к сис­те­ме пи­та­ния. По­да­ча то­п­ли­ва при­ну­ди­тель­ная, с по­мо­щью две­на­дца­ти­п­лун­жер­но­го то­п­лив­но­го на­со­са НК-1.

Сис­те­ма смаз­ки - цир­ку­ля­ци­он­ная, под дав­ле­ни­ем. В бак сис­те­мы смаз­ки был встро­ен цир­ку­ля­ци­он­ный ба­чок, обес­пе­чи­вав­ший бы­ст­рый про­грев мас­ла и воз­мож­ность поль­зо­вать­ся ме­то­дом раз­жи­же­ния мас­ла бен­зи­ном.
Сис­те­ма ох­ла­ж­де­ния - жид­ко­ст­ная, за­кры­тая, с при­ну­ди­тель­ной цир­ку­ля­ци­ей. Ра­диа­то­ров - два, пла­стин­ча­то-т­руб­ча­тых, под­ко­во­об­раз­ной фор­мы, ус­та­нов­лен­ных над цен­тро­беж­ным вен­ти­ля­то­ром.

Для очи­ст­ки воз­ду­ха, по­сту­паю­ще­го в ци­лин­д­ры дви­га­те­ля, на тан­ке ус­та­нав­ли­ва­лись два воз­ду­хо­очи­сти­те­ля мар­ки ВТ-5 ти­па «муль­ти­ци­клон». В го­лов­ки воз­ду­хо­очи­сти­те­лей бы­ли встрое­ны фор­сун­ки и за­паль­ные све­чи для по­дог­ре­ва вса­сы­вае­мо­го воз­ду­ха зи­мой.
Пуск дви­га­те­ля осу­ще­ст­в­лял­ся инер­ци­он­ным стар­те­ром, имев­шим руч­ной и элек­три­че­ский при­вод, или с по­мо­щью бал­ло­нов со сжа­тым воз­ду­хом.

Транс­мис­сия вклю­ча­ла в се­бя мно­го­дис­ко­вый глав­ный фрик­ци­он су­хо­го тре­ния (сталь по фер­ро­до), че­ты­рех­сту­пен­ча­тую вось­ми­ско­ро­ст­ную ко­роб­ку пе­ре­дач с де­муль­ти­п­ли­ка­то­ром, двух­сту­пен­ча­тые пла­не­тар­ные ме­ха­низ­мы по­во­ро­та с мно­го­дис­ко­вым бло­ки­ро­воч­ным фрик­цио­ном и двух­сту­пен­ча­тые бор­то­вые пе­ре­да­чи с пла­не­тар­ным ря­дом.

Хо­до­вая часть
Хо­до­вая часть тан­ка при­ме­ни­тель­но к од­но­му бор­ту со­стоя­ла из ве­ду­ще­го ко­ле­са, на­прав­ляю­ще­го ко­ле­са, шес­ти сдво­ен­ных ли­тых опор­ных кат­ков диа­мет­ром 550 мм и трех под­дер­жи­ваю­щих кат­ков. Ве­ду­щие ко­ле­са зад­не­го рас­по­ло­же­ния име­ли два съем­ных зуб­ча­тых вен­ца с 14-ю зубь­я­ми ка­ж­дый. На­прав­ляю­щие ко­ле­са - ли­тые, с кри­во­шип­ным ме­ха­низ­мом на­тя­же­ния гу­се­ниц, взаи­мо­за­ме­няе­мые с опор­ны­ми кат­ка­ми. Под­вес­ка - ин­ди­ви­ду­аль­ная тор­си­он­ная. Гу­се­ни­цы сталь­ные, мел­ко­звен­ча­тые, из 86 од­но­греб­не­вых тра­ков ка­ж­дая. Тра­ки штам­по­ван­ные, ши­ри­ной 650 мм и ша­гом 162 мм. За­це­п­ле­ние це­воч­ное.
Под­вес­ка тан­ка не­за­ви­си­мая тор­си­он­ная.

Элек­тро­обо­ру­до­ва­ние
Сис­те­ма элек­тро­обо­ру­до­ва­ния со­стоя­ла из ис­точ­ни­ков то­ка, по­тре­би­те­лей то­ка, вспо­мо­га­тель­ной ап­па­ра­ту­ры, кон­троль­но-из­ме­ри­тель­ных при­бо­ров и элек­тро­про­вод­ки, и обес­пе­чи­ва­ла: за­пуск дви­га­те­ля, вра­ще­ние баш­ни, вен­ти­ля­цию бое­во­го от­де­ле­ния, внут­рен­не и внеш­нее ос­ве­ще­ние, спуск удар­ных ме­ха­низ­мов пуш­ки и пу­ле­ме­тов, зву­ко­вую сиг­на­ли­за­цию, по­дог­рев воз­ду­ха во вса­сы­ваю­щих кол­лек­то­рах, пи­та­ние средств внут­рен­ней и внеш­ней свя­зи.
Элек­тро­обо­ру­до­ва­ние бы­ло вы­пол­не­но по од­но­про­вод­ной схе­ме. На­пря­же­ние 24 и 12 В. Ис­точ­ни­ки: ге­не­ра­тор мощ­но­стью 1 кВт, две ак­ку­му­ля­тор­ные ба­та­реи ем­ко­стью 6-СТЭ-128 128 А·ч ка­ж­дая.

Сред­ст­ва свя­зи
Все тан­ки ос­на­ща­лись прие­мо­пе­ре­даю­щей сим­плекс­ной те­ле­фон­но-те­ле­граф­ной ра­дио­стан­ци­ей 10Р или 10РК и внут­рен­ним пе­ре­го­вор­ным уст­рой­ст­вом ТПУ-4-бис-Ф на че­ты­ре або­нен­та.
При ра­бо­те те­ле­фо­ном даль­ность дей­ст­вия ра­дио­стан­ции: на хо­ду - до 25 км, на мес­те - до 40 км. При ра­бо­те те­ле­гра­фом даль­ность ра­бо­ты не­сколь­ко боль­ше.

Про­ти­во­по­жар­ное обо­ру­до­ва­ние
В ка­че­ст­ве про­ти­во­по­жар­но­го обо­ру­до­ва­ния в ЗИП тан­ка имел­ся тет­ра­хлор­ный руч­ной ог­не­ту­ши­тель ти­па РАВ-2.

Тактико технические характеристики тяжелого танка ИС-1 (ИС-85)

+8 -1 голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Партнеры
Наши друзья
На форуме обсуждают
Интересные материалы
Copyright © 2012 все права защищены, при копировании ссылка на ресурс обязательна
las-arms.ru © 2012
Для связи с администрацией сайта:
support@las-arms.ru
admin@las-arms.ru